РП Умелые ручки
рабочая программа (1 класс)

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

РП Умелые ручки  - внеклассная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОБУРЕЙСКАЯ СОШ № 3

Рассмотрена на заседании кафедры учителей начальных классов

Протокол от 30.08.2020 № 1

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____________В.П.Рыжевская

«Утверждаю»

 директор  

МОБУ Новобурейской

СОШ № 3                   _______Д.Н.Туманов        

Приказ от 31.08.2020  № 271

Образовательная программа курса

внеурочной деятельности в начальных классах

«Умелые ручки»

Срок реализации 4 года

Возраст учащихся 7-11 лет

Автор:   Рогудеева Лилия Анатольевна

учитель начальных классов

  высшей квалификационной категории 

2020 год.

Паспорт программы

Наименование программы

«Умелые ручки»

Тип программы

Модифицированная

Направление деятельности

Художественно-эстетическая

Возраст

7-11 лет

Составитель программы

Рогудеева Лилия Анатольевна

учитель начальных классов

Цель программы

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся

Задачи курса

- развитие и реализация творческого потенциала обучающихся начальной школы;

- формирование универсальных учебных действий младших школьников: исследовательских, проектных, конструкторско-технологических, коммуникативных;

- создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности: изготовление игрового материала, флористики, бумагопластики, дизайна;

- развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Срок реализации программы

4 года

Основные разделы программы

1.Пояснительная записка.
2. Характеристика внеурочной деятельности.
3. Место учебного предмета в учебном плане.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
5. Личностные,  метапредметные, предметные результаты образовательного процесса
6. Содержание изучаемого курса
7. Тематическое планирование.
8. Материально техническое обеспечение.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  •          Личностные,  метапредметные, предметные результаты образовательного процесса

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Умелые руки» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;

- формирование информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.

Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Система развивающего обучения, ориентирующая на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся.

Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. исходя из этого, программа «Художественное творчество» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение  о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы  нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учётом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду.

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках. Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

         ФОРМИРОВАНИЕ  ЛИЧНОСТНЫХ УУД

          Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • реализовывать потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации,
  • уважительному отношению к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

ФОРМИРОВАНИЕ  РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • планированию последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
  • отбору наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
  • самоконтролю и корректировки хода практической работы.
  • самоконтролю результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
  • оцениванию результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
  • чтению графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
  • моделировать несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
  • конструировать объекты с учетом технических и декоративно-художественных условий: определять особенности конструкции, подбора соответствующих материалов и инструментов.
  • сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.
  • сравнивать различные виды конструкций и способов их сборки.
  • анализу конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
  • выполнению инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
  • проектированию изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла

ФОРМИРОВАНИЕ  КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться:

  • учитывать позицию собеседника (соседа по парте).
  • умению договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов.
  • умению задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
  • осуществлению взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.        

6. Содержание изучаемого курса

Программа обучения состоит из нескольких блоков:

1 год обучения:

І. Аппликация и моделирование

ІІ. Работа с пластическими материалами

ІІІ. Аппликация из деталей оригами

 2 год обучения:

І. Аппликация и моделирование

ІІ. Работа с пластическими материалами

ІІІ. Поделки из цветной бумаги.

ІV. Модульное оригами.

3 год обучения:

І. Работа с природными материалами.

ІІ. Объёмные и плоские аппликации.

ІІІ. Работа с пластическими материалами.

ІV. Модульное оригами.

4 год обучения:

І. Работа с природными материалами.

ІІ. Объёмные и плоские аппликации.

ІІІ. Поделки на основе нитяного кокона.


3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1 год обучения 34 часов)

Тема занятия

Основных виды образовательной деятельности учащихся 

Основные виды учебной деятельности  УУД

Дата по

Личностные

Мета-предметные

Предметные

плану

факту

Аппликация и моделирование (16 часов)

1-4

Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами.

Аппликация из природных материалов на картоне.

различать предметы рукотворного мира

научатся взаимодействовать с соседом по парте

учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.

научатся контролировать свою деятельность

5-8

Аппликация из геометрических фигур.

конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

9-10

Аппликация из пуговиц.

бережно относиться к природе как источнику сырья

научатся взаимодействовать с соседом по парте

учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.

научатся контролировать свою деятельность

11-12

Аппликация из салфеток.

анализировать устройство изделия, определять его назначение;

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия

13-16

Объёмная аппликация.

экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку

Работа с пластическими материалами (10 часов)

17-20

Рисование пластилином.

отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

21-24

Обратная мозаика на прозрачной основе.

выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

25-26

Лепка из солёного теста.

анализировать устройство изделия, определять его назначение

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

ІІІ. Аппликация из деталей оригами

27-29

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

организовывать рабочее место для выполнения практической работы

научатся проявлять познавательную инициативу.

научатся контролировать свою деятельность.

научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану;

30-33

Коллективные композиции в технике оригами.

анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя)

работать в коллективе

научатся проявлять познавательную инициативу.

научатся контролировать свою деятельность.

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

34

Выставка работ

Второй год обучения (35 часов)

Тема занятия

Основных виды образовательной деятельности учащихся 

Основные виды учебной деятельности  УУД

Дата по

Личностные

Мета-предметные

Предметные

Плану

Факту

Аппликация и моделирование (16 часов)

1-5

Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами.

Аппликация из листьев и цветов.

различать предметы рукотворного мира

научатся взаимодействовать с соседом по парте

научатся контролировать свою деятельность

учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.

6-9

Аппликация из птичьих перьев.

конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

10-13

Аппликация из соломы.

бережно относиться к природе как источнику сырья

научатся взаимодействовать с соседом по парте

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

Работа с пластическими материалами

14-15

Разрезание смешанного пластилина.

экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия

16-17

Обратная мозаика на прозрачной основе.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся контролировать свою деятельность.

18-19

Торцевание пластилином.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

20-21

Лепка из солёного теста.

выполнять доступные действия по самообслуживанию

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

22-25

Объемные аппликации из гофрированной бумаги.

конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Модульное оригами

26-27

Коллективные композиции в технике оригами.

работать в коллективе.

научатся проявлять познавательную инициативу.

научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану;

научатся контролировать свою деятельность.

28-29

Треугольный модуль оригами.

Замыкание модулей в кольцо.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

30-34

Объёмные фигуры на основе формы «чаша»

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму

научатся контролировать свою деятельность.

35

Выставка работ

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ(35 ЧАСОВ).

Тема занятия

Основных виды образовательной деятельности учащихся Материалы

Основные виды учебной деятельности  УУД

Дата по

Личностные

Мета-предметные

Предметные

Плану

Факту

Работа с природными материалами

1-5

Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами.

Объёмные поделки (Фигурки зверей, сказочных персонажей).

различать предметы рукотворного мира

научатся проявлять познавательную инициативу.

научатся контролировать свою деятельность

учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.

6-7

Торцевание гофрированной бумагой на картоне.

конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

8-12

Мозаика из ватных комочков.

бережно относиться к природе как источнику сырья

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

17- 20

Многослойная аппликация.

бережно относиться к природе как источнику сырья

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия

Работа с пластическими материалами

21-24

Мозаичная аппликация на стекле.

работать в коллективе.

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся контролировать свою деятельность.

25-26

Лепка из солёного теста.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

Модульное оригами

27-33

Игрушки объёмной формы.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

34-35

Выставка работ

Четвёртый год обучения (35 часов)

Тема занятия

Основных виды образовательной деятельности учащихся Материалы

Основные виды учебной деятельности  УУД

Дата по

Личностные

Мета-предметные

Предметные

Плану

Факту

Работа с природными материалами

1-5

Вводное занятие. Правила безопасной работы с инструментами.

Коллективные композиции, индивидуальные панно

различать предметы рукотворного мира

научатся взаимодействовать с соседом по парте

научатся контролировать свою деятельность

учащиеся узнают правила безопасной работы с инструментами и материалами.

Объёмные и плоскостные аппликации

6-7

Многослойные  аппликации.

экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку

самоопределение:

что уже известно, а

что нет.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

8-11

Мозаика из квадратных модулей.

конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

научатся взаимодействовать с соседом по парте

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму.

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

12 -13

Элементы квиллинга.

бережно относиться к природе как источнику сырья

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся выполнять задания на основе инструкции по выполнению изделия

14-19

Аппликации в технике квиллинг.

анализировать устройство изделия, определять его назначение;

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

художественно-эстетическое

оценивание.

научатся контролировать свою деятельность.

20-23

Техника изонить. Заполнение круга, угла.

экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

учащиеся научатся проверять выполненные задания по алгоритму

учащиеся научатся

Правильно раскладывать лекала, выполнять задания на основе рисунков и схем.

24-29

Аппликация в технике изонить.

экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку

смыслообразование

ориентация в социальных ролях и

межличностных  отношений.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Поделки на основе нитяного кокона

30-33

Изготовления нитяных коконов. Оформление объёмных поделок.

выполнять практическое задание с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя

научатся взаимодействовать с соседом по парте, в группе.

научатся формулировать последовательность выполнения изделия;

использовать при выполнении задания иллюстративный материал.

научатся контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

34-35

Выставка.

научатся проявлять познавательную инициативу.

научатся использовать подручные материалы, выполнять действия по плану;

научатся контролировать свою деятельность.

8. Учебно-методический комплекс

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

Учебно-методический комплекс учителя:

1. Баркер Э., Мом Д. Первые поделки для малышей / Пер. с фр. О.Ю.Пановой.- М.2009.

2. Нагибина М.Н. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1998.

3. Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, 1997,

4. Орен Р. Секреты пластилина: Учебное пособие. – М.,2011.

5. Тойбнер А. Лучшие поделки из бумаги, картона, яичной скорлупы, горшочков и природных материалов / Армин Тойбнер, Нелли Болгерт, Ральф Крумбахер. – Ярославль, 2010.

6.Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Умелые руки – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература». 2004.

7. Черныш И. Поделки из природных материалов. – М., 1999.

Черныш И. Удивительная бумага. – М.1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование кружка "Умелые ручки"

Данная программа содержит тематическое планирование кружковой работы с 1 по 4 классы, пояснительную записку, цели и задачи курса. А так же дополнительный материал и список используемой литературы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Тематическое планирование кружка «Умелые ручки» Руководитель: Усатая Татьяна Васильевна МБОУСОШ №2

Основными учебно-воспитательными задачами кружка является:- развитие творческой и трудовой активности кружковцев;- их стремление к самостоятельной деятельности.     Работа тв...

Творческое объединение "Умелые ручки"

Цели, задачи творческого объединения учащихся  "Умелые ручки" . Достижения воспитанников Т/О....

Визитная карточка творческого объединения "Умелые ручки"

Цели, задачи т/о "Умелые ручки " МБОУ "Зензелинская СОШ" Лиманского района Астрахансой области Достижения  воспитанников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Мастерская « Умелые ручки »

В основу программы положены типовые программы по дополнительному образованию для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, а также собственный опыт работы с детьми по программе «Лепка и...

Программа для 1-4 классов кружка "Умелые ручки. Папье-маше"

   Программа кружка «Умелые ручки» (папье-маше) рассчитана на детей с 6,5 до 10 лет.     Работа  кружка спланирована так, что она включает в себя заняти...