Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация досуга обучающихся»
методическая разработка

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация досуга обучающихся»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация досуга обучающихся»

Структура досуговой программы

1. Титульный лист.

Визитной карточкой программы является ее название, оно должно быть

коротким и привлекательным.

2. Пояснительная записка, которая включает в себя актуальность,

рекламу планируемой деятельности с указанием тех потребностей, которые она

планирует удовлетворить, продолжительность программы и ее адресат,

количество занятий и учебных часов в неделю и наполняемость группы.

3. Целевое назначение программы, ее задачи.

4. Примерное тематическое планирование, которое включает

предполагаемые формы деятельности.

5. Краткое содержание предполагаемой досуговой деятельности.

6. Характеристика деятельности, которая включает в себя

информацию о возможных вариантах участия детей в программе, традициях и

законах, характеристику контингента, на который рассчитана программа

(возрастные особенности, потребности, интересы и т.д.), технологии,

стимулирующие создание условий для проявления творческих способностей,

содержательного общения детей.

7. Ожидаемые результаты и оценка эффективности программы.

8. Факторы риска (которые говорят о гибкости программы).

9. Условия, необходимые для реализации программы (кадровое

обеспечение и материально-техническое).

10. Список литературы, необходимой для освоения программы (по

педагогике, психологии, обязательная и дополнительная, для организаторов и

для участников).

11. Приложения (которые могут включать в себя анкеты,

фиксирующие уровень удовлетворенности и ожидаемых результатов

участников программы, сценарии, методические разработки и т.д.).

Особенности и типы досуговых программ

Отличия культурно-досуговой программы от образовательной программы

дополнительного образования детей состоят в следующем:

4

• содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе

специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а

реализуется в процессе подготовки и проведения, массовых досуговых

мероприятий (дел);

• овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит

в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со

взрослыми и детьми в досуговое время;

• источниками образовательной информации и социального опыта,

субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и

их родители;

• в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен

целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся - организатор,

исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный

оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.

В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени

соучастия в ней детей, выделяется несколько типов досуговых программ

(типология программ предложена Гальченко А. Б., руководителем Городского

методического объединения педагогов-организаторов Санкт-Петербургского

дворца творчества юных). За основу классификации взяты два фактора: степень

соучастия детей в программе и ее протяженность во времени. В соответствии с

этим выделяются

[6]

7 типов досуговых программ:

• разовая игровая программа;

• конкурсно-игровая программа по заданной тематике;

• игра-спектакль;

• театрализованная сюжетная игра;

• зрелище;

• праздник;

• длительная досуговая программа.

1. Разовая игровая программа, не требующая подготовки участников,

когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно

в ходе программы. Она может длиться от 30 минут и более, в зависимости от

возраста детей и выбора развлечений. Такой сеанс «затейничества» может быть

и частью более крупной программы, например масштабной, праздничной.

2. Конкурсно-игровая программа по заданной тематике с

предварительной подготовкой участников (КВН, «Брейн-ринг», и т.д.).

Готовить такие программы могут как педагоги, так и старшеклассники под их

руководством.

3. Игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории.

Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов,

владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится

таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-

5

спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они

наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям

спектакля.

4. Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и

зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой

ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут

быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством»,

«Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших

школьников. В оформленном виде такая программа не может выглядеть просто

как сценарий – это лишит школьников возможности самим участвовать в

развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:

• четко изложенные педагогические задачи;

• план подготовки игры;

• экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей

началу действия);

• сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения

школьников в ту или иную ситуацию;

• список литературы для подготовки детей к игре.

5. Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное

состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для

исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение,

душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к

программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом). Очень важно

воспитать у детей зрительскую культуру – умение спокойно, доброжелательно

воспринимать выступления своих сверстников. Лучший способ здесь –

организовать дело так, чтобы школьники периодически выступали то в роли

артистов, то в роли зрителей.

6. Праздник – особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип

досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ,

выставок, публичных выступлений с активным участием детей. В зависимости

от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным

ритуалом, связанным с социально значимым событием или значительным

событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения,

юбилей учреждения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку

к нему всех участников; это одно из главных условий в создании атмосферы

ожидания праздника. Праздничные формы культурно-досуговой деятельности

весьма разнообразны. К ним относятся:

• слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского

творчеств;

• приветствия, презентации, церемонии;

• гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;

• физкультурные праздник;

6

• тематические недели, тематические дни и др.

7. Акция - это вовлечение (движение, действие), умение создать событие

для достижения поставленной цели. Поводом для проведении акции может

быть:

значимая (юбилейная) календарная дата: политическая, историческая,

литературная и др. (в масштабах страны, региона, города и т.п.); ведущая тема

года;

проблема, волнующая всех (экология, наркомания, СПИД, нацизм и др.);

проблема, волнующая отдельные категории населения: родителей, педагогов,

библиотекарей (чтение детей, молодежи; правовое просвещение молодежи,

семейное чтение и др.);

проблема учреждения, в частности библиотеки: нехватка средств, книг;

закрытие библиотеки и др.;

реализация программы, проекта.

Иногда информационный повод находится на поверхности – освещается во

всех СМИ, тревожит умы населения, активно обсуждается.

Определение главных участников акции очень важно. От этого зависит

разработка всей программы акции. Чем конкретнее группы (участники акции),

тем нагляднее и эффективнее может быть полученный результат акции.

 Молодежь (студенчество, работающая молодежь,

старшеклассники);

 Дети (дошкольники, школьники различного возраста, дети с

девиантным поведением, дети с ограниченными возможностями);

 Родители.

8. Длительная досуговая программа представляет собой систему

воспитательной работы педагога или педагогического коллектива (клуб, летняя

лагерная смена). Она обязательно состоит из четко спланированных этапов в

соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа

планируется на целый учебный год или даже на несколько лет. Типичным

примером является программа детского летнего лагеря. Длительная игровая

программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами

(праздниками). Представленная документально, длительная досуговая

программа во многом схожа с образовательной программой и должна

включать:

• пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых

результатов, форм и методов реализации программы;

• описание содержания программы;

• характеристику ее материального обеспечения;

• список литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования. Тема: «Использование общеукрепляющих физических упражнений на занятиях в детских творческих объединениях"

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, содержат рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях по декоративно-прикладному творчеству....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме: «Рисуем в нетрадиционных техниках»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по теме  "Рисуем в нетрадиционных техниках" предназначены для  работы с детьми  старшего дошкольного и младшего школь...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Формирование мотивации у обучающихся»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования«Формирование мотивации у обучающихся»...

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)

Методические рекомендации по подготовке и проведению природоохранных акций с детьми младшего и среднего школьного возраста (методические рекомендации для педагогов дополнительного образования)...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации на занятиях экспериментальной деятельности "ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ"...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Естественнонаучная грамотность обучающихся"

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоват...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...