Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.
материал
1.1. Организация воспитательной работы с классным коллективом.
1.2. Воспитание личностных качеств воспитанников.
1.3. Повышение воспитательных компетенций родителей, педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.6 КБ |
![]() | 39.74 КБ |
![]() | 1.28 МБ |
![]() | 17.9 КБ |
![]() | 25.39 КБ |
![]() | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69. Тел. 55-61-20
E-mail: yusgo.mboukshn@sakhalin.gov.ru
Аналитическая справка
(организация воспитательной работы с классным коллективом)
План воспитательной работы.
Планирование воспитательной работы в классе – необходимое условие успешной организации процесса воспитания школьников. Составляя план, воспитатель проектирует развитие сплоченного классного коллектива и отдельных учащихся.
Цель:
Основной целью воспитательной работы является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, к труду, адаптация к социуму.
Задачи:
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- работать над привитием культурных навыков поведения в обществе, коллективе;
- продолжать работу по созданию сплоченного коллектива;
- повышать интерес к учебным занятиям;
- добиваться полной посещаемости в группе продленного дня;
- проводить работу по коррекции внимания, памяти, мышления и речи;
- воспитывать у детей активность, самостоятельность, уверенность в себе;
- прививать санитарно-гигиенические навыки;
- знакомить детей с правами и обязанностями школьников, а также с правилами в школе и с основами безопасной жизнедеятельности;
- воспитывать бережное отношение к общественному и личному имуществу, бережное отношение к своей жизни, чувство взаимопомощи;
- учить избегать опасности, а при необходимости действовать решительно и четко.
Положительная динамика уровня сплоченности классного коллектива и межличностных отношений.
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, и формирование личности учащихся. Ключевую роль в создании дружного коллектива играет воспитатель группы продленного дня. Это кропотливая и ответственная работа. Для достижения положительного результата необходим ежедневный труд.
В современной педагогике и психологии общение является одной из ведущих проблем. Интерес к этой проблеме обусловлен запросами социальной практики. Это связано с тем, что общение играет ключевую роль в формировании человеческой личности, её важнейших свойств, нравственной сферы и мировоззрения. Например, через общение с психологически развитыми людьми человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Также в педагогике проблема общения педагога и ученика считается одной из центральных. Из-за недостатка психологических знаний, умений и навыков организации взаимодействия многие воспитатели испытывают затруднения при общении с учениками, что может приводить к негативным эмоциональным состояниям и тягостным переживаниям.
Таким образом, изучение проблемы общения в учебно-воспитательном процессе является одним из ведущих направлений психологических и педагогических исследований.
Большое внимание отводится сплоченности классного коллектива и межличностных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе коррекционно-развивающей и воспитательной деятельности дети с ОВЗ выступают как объекты и субъекты общения. Исследование процесса общения в коллективе, взаимоотношений в нем, особенностей влияния коллектива на отдельную личность является важнейшим звеном в изучении проблемы социальной адаптации умственно отсталых детей.
В плане воспитательной работы с учащимися много времени уделяется мероприятиям, направленным на сплочение детей – это создание и осуществление социально значимых для детей проектов, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом включаются в коллективные игры, плохо усваивают смысл общественных взаимоотношений взрослых. Все это отрицательно сказывается на общем развитии, на способности к социальной адаптации.
Поэтому во время совместных мероприятий и классных часов мы говорим о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Использую каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
Для улучшения психологического климата и для снятия напряжения использую некоторые коррекционные упражнения:
- танцевально-песенные упражнения, которые являются эффективным средством общегруппового сплочения, снятия напряженности, предотвращения утомления;
- игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики, пантомимы: «Через стекло», «Изобрази сказку», «Испорченный телефон»;
- упражнения «Прикосновение», «Рукопожатие», «Разговор руками», способствуют развитию межличностной близости.
Упражнения на межгрупповое взаимодействие:
Методика «Рисование на общем листе», результаты которой являются хорошей иллюстрацией отношений детей в классе. Эта методика основана на организации коллективной деятельности детей, в которой заданы пространственные и предметные ограничения.
Вывод: Работа по сплочению классного коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда можно сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
Для изучения сформированности детского коллектива я использовала несколько методик, таких как:
- Методика экспресс–диагностики социально-психологической напряженности в коллективе (по материалам Б.Д. Парыгина), целью которой было измерение социально-психологической напряженности в коллективе, предотвращение конфликтных ситуаций;
- Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошнику), цель – выявить степень удовлетворённости учащихся своим коллективом; определить его сплочённость;
- Методика «Атмосфера в классе» (по Л.Г. Жедуновой), цель – изучить психологическую атмосферу в классном коллективе;
- Методики «Выбор в действии» и «Отметки другу», целью которых было изучение межличностных отношений в классном коллективе.
Динамика сплоченности классного коллектива и
межличностных отношений.
Критерий 1 | Укрепление дружеских связей |
Критерий 2 | Повышение взаимопонимания, готовность принимать помощь от воспитателя и одноклассников |
Критерий 3 | Появление взаимодоверия и общих интересов и увлечений |
Критерий 4 | Положительное отношение к групповым видам работ и совместным играм |
Критерий 5 | Умение совместно работать в команде класса, поддерживая и помогая друг другу |
Критерий 6 | Благоприятное эмоциональное состояние на занятиях |
Диаграммы – это показатель совместной работы воспитателя и учащихся. Дифференцированный подход на протяжении данного периода показал положительную динамику уровня сплоченности классного коллектива, межличностных отношений и психологический комфорта в классе.
Положительная динамика развития коммуникативных навыков воспитанников и успешной социализации обучающихся, в том числе эффективных способов взаимодействия в конфликтных ситуациях.
Под положительной динамикой развития коммуникативных навыков воспитанников можно понимать увеличение уровня сформированности умений и навыков общения у детей. Однако для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов. У них часто практически отсутствует интерес к окружающему миру, поэтому они имеют неполные, а порой искаженные представления, их опыт крайне беден.
Для успешной социализации, сплоченности классного коллектива, развития коммуникативных навыков воспитанников и эффективных способов взаимодействия в конфликтных ситуациях я стараюсь создать в классе эмоционально комфортную атмосферу, которая обеспечит психологический комфорт в коллективе. Чтобы воспитать полноценного гражданина с активной жизненной позицией – организовываю разностороннюю социально значимую деятельность. В рамках экологического воспитания мы с ребятами совершаем совместные походы и экскурсии, принимаем участие в различных региональных, всероссийских и международных экологических акциях и субботниках. Все это помогает детям поддерживать общение, находить новых друзей, участвовать в жизни социума, приучает их к труду и к ответственному отношению к окружающей природной среде. Совместные просмотры фильмов знакомят учащихся с системой ценностей, принятой в обществе. Духовно-нравственное воспитание детей является одной из важнейших задач, которые я ставлю перед собой. Мне небезразлично, какими вырастут дети, поэтому стараюсь привить им определенные нравственные качества. Для этого мы читаем книги с дальнейшим совместным обсуждением (например, книги о пионерах-героях). Помимо этого я использую моделирование реальных ситуаций.
Например, в рамках экологического воспитания и погружения в социум, в октябре 2024 года мы отправились всем классом в г. Владивосток, с целью посетить «Приморский Океанариум». Для многих моих учеников это было первое в жизни путешествие на самолете. Они впервые оказались вне дома, в большом городе, в окружении одноклассников и педагогов. Мы разбирали с ребятами модель поведения в общественных местах, таких как аэропорт, гостиница, кафе, магазины, музеи и т.п. Ребята познакомились с разными профессиями – стюардесса, администратор гостиницы, музейный смотритель и др. Специально в чужом городе была организована экскурсия в продуктовый магазин, чтобы дети могли ориентироваться на месте и выбирать только нужные продукты. Ученики справились с поставленной задачей. Они знают, что такое магазин, зачем люди приходят в магазин, знают о работе продавца. Мы говорим с детьми о том, что в магазине ребенок не может просто взять то, что ему хочется. Объясняю детям, что для покупки продуктов нужны деньги. Во время таких экскурсий дети наблюдают за действиями людей, а я постоянно комментирую действия людей. Обязательно показываю на собственном примере модель поведения в общественных местах.
При посещении магазина у детей с нарушением интеллекта развиваются не только навыки ориентировки в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, но и формируются способы общения с продавцом, консультантами при необходимости помощи в выборе товара.
Экскурсии позволяют включить детей с ОВЗ в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.
Полученные знания мы закрепляем в сюжетно-ролевых играх, например создаем «конфликтные ситуации». Вместе с детьми мы выстраиваем алгоритм действий в той или иной ситуации, учимся распределять роли. Таким образом, дети, зная алгоритм действий, смогут в будущем более свободно общаться.
В дальнейшем, отработку навыков и умений, мы осуществляем через моделирование реальных ситуаций, которые направлены на формирование навыка общественного поведения детей в реальной жизни.
Когда дети приходят в школу они не владеют элементарными навыками самообслуживания. Поэтому, в первом классе стоит задача научить ребенка правильно мыть руки, правильно сидеть за столом, правильно держать ложку и т.д. В 3 и 4 классе дети уже умеют не только обслуживать себя, но и помочь более слабым, маленьким и учителю. Учащиеся дежурят в классе и в столовой. Но, чтобы дети всему этому научились, мы предварительно рассматриваем с ними сюжетные картинки, читаем книги, смотрим фильмы и мультфильмы.
Обучение и воспитание детей трудно представить без трудовой подготовки. Установлено, что знания по труду не только подготавливают учащихся в профессиональном отношении, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает ученику конкретизировать имеющиеся у него представления и понятия об окружающем мире.
Трудовое воспитание детей с ОВЗ я считаю одной из основных задач. Это еще и одна из сложнейших задач, так как, часто, для этих детей характерны плохая моторика, и как результат плохой подчерк, неловкость, неуклюжесть движений, и эти качества нередко сочетаются с дефектами органов зрения или слуха, поэтому нередко бывает невнятная речь. Однако, практическая деятельность в ее простых видах наиболее понятна и доступна для детей с ОВЗ. Сочетание трудового обучения с различными видами общественно-полезного и производительного труда создает условия для наиболее эффективной коррекции недостатков физического и умственного развития учащихся.
Большое значение в трудовом воспитании имеют наши совместные экскурсии на предприятия, учреждения, где дети убеждаются в том, что самое главное в жизни – это добросовестный труд, который приносит человеку радость, уважение товарищей и материальное благосостояние.
За счёт положительной динамики мои воспитанники:
- становятся более раскрепощёнными, с удовольствием участвуют в ролевых играх, играх-драматизациях, в общении друг с другом и взрослыми;
- научились правильно отвечать на вопросы;
- сформировали положительное отношение к труду взрослых, желание принимать участие в посильном труде, умение преодолевать небольшие трудности;
- приобрели навыки организованного поведения в школе, дома, на улице;
- сформировали элементарные представления о том, что хорошо и что плохо.
Для достижения поставленных целей и задач я использую в своей работе с детьми с ОВЗ следующие приемы хозяйственно-бытового и общественно-полезного труда:
- дежурство по содержанию чистоты в классе;
- дежурство в школьной столовой;
- уход за растениями в классе;
- работа на пришкольном участке;
- участие в оформлении класса к различным мероприятиям;
- выполнение работ для школьной библиотеки;
- дополнительные занятия в экологическом кружке;
- изготовление скворечников и кормушек для птиц;
- помощь в благоустройстве городских парков;
- участие в городских и во всероссийских субботниках;
- сбор макулатуры;
- участие в акции «вторая жизнь вещей»;
- участие в акциях по утилизации использованных батареек;
- участие в акциях «скажем, нет пластику» и др.
Помимо этого проводилась работа, направленная на бытовую составляющую:
- как правильно пользоваться иголкой и ножницами;
- как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду;
- как правильно хранить обувь;
- уход за обувью и её сушка после прогулок;
- как качественно проводить влажную уборку;
- как правильно отжимать тряпку;
- как наливать нужное количество воды в ведро и т.п.
2023-2024 учебный год | 2024-2025 учебный год | |
Санитарно-гигиенические | 87,5 % (7 чел.) | 100 % (8 чел.) |
Уровень самостоятельности | 87,5 % (7 чел.) | 100 % (8 чел.) |
Трудовые | 75 % (6 чел.) | 87,5 % (7 чел.) |
Соблюдение норм и правил поведения учащихся | 87,5 % (7 чел.) | 100% (8 чел.) |
Взаимодействия, взаимоотношения с товарищами | 75 % (6 чел.) | 100 % (8 чел.) |
Вывод: помимо самостоятельности, дети приобрели трудовые навыки, позитивное отношение к природе, научились более ответственному подходу к окружающему миру, научились дружить и уважать друг друга, у многих сформировалась активная жизненная позиция. Заметна динамика на уроках и во внеурочное время. Ученики принимают активное участие в школьных мероприятиях. Дети стали относится к различным поручениям более ответственно.
Особой гордостью для меня стало то, что мои воспитанники поняли, что любить природу – значит творить добро. Каждый из них начал задумываться над тем, что он может сделать, чтобы наш общий Дом стал еще чище, краше и богаче.
Дети с энтузиазмом работают на всех экологических субботниках, принимают участие в экологических акциях. Наши совместные усилия не проходят даром – мы, не раз были награждены дипломами за свой вклад в дело спасения планеты от экологической катастрофы.
Положительной динамике способствует целенаправленная, систематическая, спланированная работа с детьми, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, дифференцированный подход к организации взаимодействия.
Результаты анкетирования родителей по вопросу психологического комфорта детей в школе.
Было опрошено 8 человек. Анкетирование проводилось 23.12.2024 г.
С каким настроением ваш ребёнок идёт в школу? | Всегда с хорошим | Чаще с хорошим | С равнодушным | Чаще с плохим |
95% | 5% | - | - | |
Как, по вашему мнению, к ребёнку относится учитель? | Очень хорошо | Хорошо | Безразлично | Плохо |
95% | 5% | - | - | |
В какой форме обращается к ребёнку чаще учитель? | Убеждает, советует, вежливо просит | Чаще в вежливой форме | Мне это безразлично | Чаще в грубой форме |
100% | - | - | - |
Утверждение | Ответ «да» | Ответ «нет» |
Воспитателем осуществляется правильный и своевременный контроль над достижениями нашего ребенка. | 100% | 0% |
При работе с детьми воспитатель учитывает его индивидуальные особенности. | 100% | 0% |
Воспитатель прислушивается к родительскому мнению и учитывает его. | 100% | 0% |
За время посещения группы продленного дня у нашего ребенка произошли изменения к лучшему. | 100% | 0% |
Мы довольны тем, что наш ребенок посещает ГПД. | 100% | 0% |
Наши отношения с воспитателем складываются доброжелательно. | 100% | 0% |
Результаты исследования показывают, что, по мнению родителей, обучающиеся с удовольствием посещают группу продленного дня. Дети приходят из школы всегда в хорошем, приподнятом настроении. Подавляющее большинство родителей считают, что воспитатель относится к их ребенку очень хорошо и всегда общается вежливо и уважительно, что характеризует воспитателя как педагога, умеющего выстраивать конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с обучающимися и их родителями. Подтверждения тому может служить тот факт, что родители всегда выражают благодарность.
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательном процессе.
Усилия работников в коррекционной педагогике направлены на оздоровление ребенка, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в коррекционно – развивающих программах. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современной коррекционной педагогики.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые я использую в своей работе:
Динамические паузы:
- Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Ритмопластика – эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
Подвижные и спортивные игры:
- Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.
Гимнастика пальчиковая:
- Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Гимнастика для глаз:
- Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Гимнастика бодрящая:
- Помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус.
Гимнастика корригирующая:
- Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме.
Технологии обучения здоровому образу жизни.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия). Могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения воспитателя в процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры:
- Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Самомассаж, точечный самомассаж:
- Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка.
Коррекционные технологии.
Арттерапия:
- Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками.
Технологии музыкального воздействия:
- Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. регулярное проведение музыкальных пауз на уроках.
Сказкотерапия:
- Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Она дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.
Технологии воздействия цветом:
- Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров помещения. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Сюда же можно включить работу в сенсорной комнате с современным оборудованием, используя цветные светодиодные вариации.
Технологии коррекции поведения:
- Проводятся по специальным методикам в игровой форме.
Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями приводят к следующим результатам:
- снижение уровня заболеваемости и перезагрузки учащихся;
- повышение работоспособности и активности учащихся, выносливости детей;
- развитие психических процессов;
- формирование и развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики;
- повышение результатов воспитательно-образовательного процесса и в итоге способствует социальной адаптации детей.
Реализация основных направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Решение задач духовно-нравственного развития и воспитания, социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях длительное время не теряет своей актуальности. Целевые установки в сфере воспитания обучающихся с нормативным развитием и ограниченными возможностями здоровья закреплены в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, Стратегии развития образования в Российской
Федерации на период до 2025 года и других документах.
Указом Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» также определены целевые ориентиры развития образования. Одним из таких ориентиров выступает воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Достижение этого целевого ориентира значимо в образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, поскольку именно приобщение к ценностям и освоение традиций является основой для их успешной социальной адаптации и социальной интеграции.
Это подтверждает высокую значимость обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания, социально-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях.
Среди актуальных и недостаточно отработанных на практике содержательных направлений воспитания, значимых для достижения личностных результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ, нормированных требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно выделить следующие:
- создание условий для освоения обучающимися культурного наследия малой родины, ценностей региональной культуры как основы формирования региональной идентичности с учетом социокультурных особенностей Сахалинской области;
- формирование представлений о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- формирование представлений и признания обучающимися индивидуальности каждого человека, следования принципам культуры толерантности, формирование на этой основе неприятия любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям;
Другими словами – духовно-нравственное воспитание личности направлено на формирование ее нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции и нравственного поведения.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- беседы и дискуссии по нравственной тематике;
- просмотр добрых советских мультфильмов по теме: «Доброта», «Щедрость», «Дружба» и др.;
- организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- праздники, сюрпризы, конкурсы;
- экскурсии и походы;
- беседа на тему: «Уважай старших. Будь внимателен к младшим!».
Директор школы О.В. Михаленкова


















Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА «НАДЕЖДА»
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
____________________________________________________________________________
693021, г. Южно-Сахалинск, ул. Дружбы, 69 Тел/факс 55-61-20
E-mail:skhool-skosh@yuzhno-sakh.ru
Аналитическая справка
(о положительной динамике развития личностных качеств и социальной адаптации воспитанников)
Развитие личностных качеств — важный момент в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Перед воспитателем возникает вопрос, как научить детей понимать и принимать ценности общества, как помочь им в учении, как правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Для развития личностных качеств учащихся я, как воспитатель, ставлю перед собой следующие задачи:
- содействовать в выработке собственной гражданской позиции в отношении окружающего мира;
- научить понимать и принимать ценности общества, правильно ориентироваться в нравственных нормах и правилах;
- помочь детям сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями;
- поддерживать и укреплять своё здоровье;
- помочь осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
В своей работе с детьми я использую личностно-ориентированный подход, который предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Например, создаю ситуацию успеха, подбираю задания и информацию с учётом психофизических особенностей каждого ученика. Также регулярно провожу коррекционно-развивающие занятия, нацеленные на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик. Все эти методы воспитания положительно сказываются на развитии личностных качеств учащихся.
Личностные качества учащихся – это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношение к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека. В процессе обучения и воспитания учащихся, применяемая мной методика даёт результаты, которые соответствуют поставленным задачам (валидная методика). У учеников видна положительная динамика развития, которая заключается в следующем:
- учащиеся стали более ответственными, самостоятельными, организованными и обязательными;
- выполняют правила здорового и безопасного образа жизни;
- дети стали более любознательными, что говорит о стремлении к получению знаний;
- знают о том, что необходимо уважение и принятие семейных ценностей;
- научились считаться с мнениями, интересами других людей, проявляют толерантность;
- у учеников повысилась гражданская ответственность, они стали понимать, что такое Патриотизм, любовь к своей Родине и народу;
- дети стали доброжелательней относиться друг к другу, что можно расценивать, как высоконравственное качество;
- стали более общительные (включая коммуникативность);
- проявляется творческая направленность, стремление к созданию чего-то нового;
- развился творческий потенциал в театрализованной деятельности;
- повысилась экологическая культура учащихся, дети усвоили основы бережного отношения к живой природе;
- научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе.
Положительная динамика некоторых личностных качеств учащихся за период с 2021 по 2025 гг.:
В диаграмме учтены некоторые личностные качества учащихся, такие как:
- морально-этические, под которыми подразумевается доброта, отзывчивость, честность, ответственность, самостоятельность, смелость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие и другие;
- методологические (оргдеятельностные), под которыми подразумевается способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, рефлексивное мышление, коммуникативные качества и другие;
- когнитивные (познавательные) – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса и т.п.;
- креативные (творческие) – фантазия, гибкость ума, наличие своего мнения, раскованность чувств, движений, вдохновлённость и т.д.
Система воспитания личностных качеств детей с УО включает несколько этапов:
- диагностирование личности, когда педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, организует совместную коллективную деятельность и проводит диагностирование личности каждого ребёнка;
- наблюдение и изучение учащихся, происходит в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой;
- проектирование развития, когда на основе установленного уровня воспитанности учащегося проектируется развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств ученика;
- проектирование поведения и отношений в различных ситуациях – для этого используются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание;
- корректирование – это способ педагогического воздействия на личность, в ходе которого изменяется развитие личности, закрепляются позитивные или преодолеваются негативные качества.
Некоторые методы воспитания личностных качеств:
- методы формирования сознания личности – к ним относятся беседа, разъяснение, рассказ, диспут;
- метод упражнения – система многократных и усложняющихся повторений специальных действий и поступков в целях формирования личностных качеств, умений и привычек правильного поведения;
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения – к ним относятся поощрение, наказание, соревнование.
Именно личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
По результатам проведенной работы и на основании представленных данных, отмечается стабильная положительная динамика. У детей увеличился объем словарного запаса, формируется грамматический строй языка, постепенно увеличивается уровень познавательной активности. Хорошие результаты достигнуты в правилах поведения в обществе, эмоциональное состояние учащихся становиться более стабильным, проявляется интерес и активность в социально-значимых мероприятиях. Расширены и активизированы общие представления об окружающей действительности.
Директор О.В. Михаленкова
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект воспитателя Макаровой В.В.
Беседа «Любовь к Родине»
Цель - продолжить формирование представлений о разнообразии родной природы нашей страны.
Задачи:
1. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Россия – Родина моя».
2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов признаков).
3. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
4. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
5. Воспитывать гордость за родную страну.
6. Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход беседы.
Воспитатель:
-Здравствуйте, маленькие россияне!
-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?
Дети: Потому что, мы живем в России
Воспитатель: Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами. Давайте посмотрим на карту нашей страны
Я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие по нашей стране и познакомиться её природой.
Россия – могучая и величественная страна. По всей её территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей. Наше государство настолько огромно, что когда солнце всходит на востоке страны, то на западе на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.
Наша Родина богата полями, лугами, озёрами, реками, и лесами. Давайте вспомним, какие деревья растут у нас?
Игра с мячом «Назови дерево»
- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Таких берёз и берёзовых рощ нет нигде в мире. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года. Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.
Белая берёза Люблю берёзку русскую
Под моим окном То светлую, то грустную,
Принакрылась снегом, В зелёном сарафанчике
Точно серебром С платочками в карманчиках
И стоит берёза С красивыми застёжками,
В сонной тишине С зелёными серёжками.
И горят снежинки Люблю её, нарядную,
В золотом огне. Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Самый большой лес на земле, который тянется на многие километры, называют тайга. Давайте с вами попробуем мысленно посетить тайгу (прием погружения). Закройте глаза: сосны, ели, кедры, пихты: тяжело гудят вершины деревьев. Скрипят, стонут стволы, поросшие мхом. Сыро, сумрачно, глухо. Корни - выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Кругом звериные следы, тишина и безлюдье.
Как вы себя почувствовали в тайге? (Неуютно, захотелось на простор, на солнышко.) А бабочек, птиц вы видели? (Нет, потому что все прячутся, таятся.) Вот такая суровая, негостеприимная тайга.
Огромна и протяженность нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу). Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова.
- Посмотрим на фотографии льдов. Что мы видим?
- Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны?
- Действительно, природа на севере очень сурова. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Кто знает, почему он так называется?
- Льды этого океана не тают круглый год, поэтому там очень холодно и летом, и зимой. Жить на севере трудно, там скудная растительность, мало видов животных. Вот они, посмотрите на эти фотографии: белые медведи, северные олени, тюлени, пингвины.
- Рассмотрите фотографии на нижней части карты. Что мы на них видим? Это юг России. На юге теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы, и помидоров, арбузов, дынь, винограда, мандаринов. Там очень теплое Чёрное море. Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах. Кто скажет, какие морские жители живут в море. (Дельфины, медузы, скаты). А кто может рассказать о встрече с медузой?
А что вы можете рассказать про дельфинов, кто их видел?
А в горах Кавказа расположена самая высокая гора России - Эльбрус. На его вершинах снег не тает даже летом. А внизу тепло и растут фрукты, цветы. Там обитают рыси, леопарды, лисы, барсуки, олени, кабаны, горные козлы и медведи.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
- в дупле живет (белка),
-в логове живёт (волк),
-под кустом дрожит (заяц),
-зимой в берлоге спит (медведь),
-в норе живёт (лиса),
-строит дом на реке (бобр).
Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Возвращаемся в группу продленного дня.
-Расскажите, по какой стране мы сегодня путешествовали?
-Какие животные живут на территории нашей страны?
-Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить природу?
Предварительный просмотр:
Конспект воспитателя Макаровой В.В.
Беседа «Семья и семейные ценности»
Цель: раскрытие роли семьи в жизни каждого человека,
способствование формированию представлений о жизненном идеале семьи.
Задачи:
- прививать навыки осмысления семейных ценностей, традиций, особенностей каждой ячейки общества;
- развивать интерес к родословной своей семьи;
- воспитывать умение понимания родных и близких людей и уважительное отношение к ним.
Ход беседы.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
Воспитатель.
Сегодня мы проводим с вами беседу под названием «Семья и семейные ценности». Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
«Плохо человеку, когда он один; горе одному, один не воин» (В.В.Маяковский)
Семья всегда помогала человеку. Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. И в сегодняшнем цивилизованном мире, люди все равно стремятся держаться вместе, уживаться друг с другом, несмотря на связанные с этим трудности.
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Спецификой семейного воспитания являются:
- «многомерность» жизни семьи,
- широта и многогранность влияний,
- условия, которые создаются членами семьи.
Если они созданы осмысленно и целенаправленно, то могут стать основой всестороннего развития личности.
Продолжи «Незаконченное предложение».
1. Семья — это...
2. Мои родители — это...
3. Свет в окнах моего дома — это...
4. Радость в моей семье — это...
5. Вдали от родного дома я буду вспоминать...
6. Из традиций моей семьи мне хотелось бы взять в будущую семью...
Воспитатель. Молодцы, ребята! Семья - это
- трудовой коллектив,
- и моральная опора,
- и высшие человеческие привязанности (любовь, дружба),
- и пространство для отдыха,
- и школа доброты,
- и многообразная система отношений с родителями, братьями, сестрами, родными и знакомыми,
- манеры и привычки,
- мировоззрение и убеждения,
- характер и идеалы…
Основы всего этого закладываются в семье.
Итак, семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе, или группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.
В современной литературе определяется как:
«Малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей»
Важнейшими функциями семьи являются:
- воспитательная,
- хозяйственно-бытовая,
- экономическая,
- социально-статусная,
- психотерапевтическая,
- духовное общение,
- досуговая.
В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей.
Требования, предъявляемые обществом к семье:
1.Создание условий для всестороннего развития личности.
2.Эмоциональная поддержка престарелых родителей.
3.Воспитание детей и подростков, основанное на любви и доверии.
Семья для ребёнка - место его рождения и становления.
В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а в дальнейшем и саму культуру. Семья - это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. В семье с близкими людьми он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости. В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности – интеллектуальную, познавательную, трудовую, общественную, игровую, творческую и другие.
Воспитатель.
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
Дом – это очаг. Это – начало всех начал. В нем важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце на всю жизнь. О нем вспоминают с теплотой и нежностью. Многие известные писатели и поэты в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить все, что их окружает.
Пословицами о семье.
- Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.
- Вся семья вместе, так и душа на месте.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- Намёки да попрёки - семейные пороки.
- Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй? (ученики высказывают свои мнения)
- Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся каждый день в школе, на продлёнке и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
- В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
- Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют.
- В заключении мне хочется сказать, что самое дорогое в жизни человека – семья. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Помните, ребята, какой бы век ни стоял на Земле, есть нерушимые ценности, которые мы должны беречь. Первое – это наша семья. Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы. Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет тепло и солнечно, уютно. Всем спасибо!
Предварительный просмотр:
Конспект воспитателя Макаровой В.В.
Беседа «Воспитание экологической культуры личности»
Цель: Формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры;
2. Познакомить с правилами поведения на природе;
3. Развитие коммуникативных качеств учащихся, умения работать в паре и в группах, высказывать свое мнение, аргументировать его.
Ход беседы.
Воспитатель.
- Ребята, предлагаю вам совершить интересное путешествие. Для этого отгадайте загадку:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший друг,
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек. (Лес)
- О чем пойдет разговор на уроке? (О лесе).
Лес – наш друг. Значение леса
- Лес…как много вобрали в себя эти три буквы.
Леса – настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому.
Лес - это жилище многих животных, в том числе и занесенных в Красную книгу.
Лес задерживает влагу, не дает ей испаряться очень быстро.
Лес является хорошим "укрытием" от ветров.
Леса очищают воздух от пыли и вредных веществ.
- Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по лесам Южного Урала. А поможет нам в этом маленький лесной человечек – Старичок – Лесовичок. (Входит Старичок – Лесовичок).
Игра: «Узнай следы животных»
Старичок – Лесовичок.
- Здравствуйте, ребята. У меня в лесу много тайн и чудес, много друзей среди птиц и зверей. Отгадайте первую тайну, кто поможет нам сегодня фантазировать, разгадывать лесные тайны и научат, как правильно вести себя в природе.
У детей на партах находятся листочки с изображением животных и их следов.
Задание: подумайте и ответьте, кому из животных принадлежат эти следы, соединив стрелками .
(Входят медвежонок, лисенок и мышонок. Приветствуют ребят)
- Знакомство с понятиями «лиственный, хвойный и смешанный леса».
Воспитатель.
- Медвежонок, лисенок и мышонок очень любят свой лес. Они раскроют нам вторую тайну и расскажут нам о том, какие бывают леса.
«Какие бывают леса»
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки.
Смешанным лес тот зовется, друзья,
Тут все деревья от А и до Я. (А. Кочергина)
Игра: «Что это за листья?»
- Старичок – Лесовичок знает названия каждого дерева, кустика, цветка в своем лесу, но случилась беда. Листья перепутались. Помогите восстановить порядок в лесу.
Старичок – Лесовичок загадывает загадки.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна.
Одежда зелена. (Береза.)
Это ель или сосна?
В длинных шишках вся она,
А иголки мелки, тонки
И, конечно, очень колки. (Ель.)
Не береза, не сосна —
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит. (Осина.)
Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)
У меня длинней иголки, чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна)
Правила поведения в лесу.
- Не разоряйте птичьи гнёзда!
Дети запомнить должны
И понять:
Гнёзда у птичек
Нельзя разорять!
Если в траве
Увидали яйцо
Или услышали
Крики птенцов,
Не приближайтесь,
Не лезьте туда
И не тревожьте
Ни птиц, ни гнезда.
- Не разоряйте муравейники!
Муравьи – лесные санитары;
Так прозвали люди их недаром!
Чтобы лес красив был и здоров,
Без личинок вредных и жуков,
Муравьи на страже день и ночь:
Гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай!
Муравейники не разоряй!
Эти санитары так нужны
Для лесов твоей родной страны!
- Не шумите в лесу!
У леса музыка своя…
Её послушайте друзья!
В лесу не нужен шум и гам:
Нельзя шуметь, галдеть, кричать
И громко музыку включать!
- Не оставляй мусор в лесу!
Вокруг остались банки,
Целлофан, железки, склянки…
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся, друзья:
Мусор тут, в лесу, чужой,
Заберём его с собой!
- Не вырезайте надписи на деревьях!
Стоят деревья – великаны
Их не жалеют хулиганы
И режут острыми ножами
Слова на дереве – «на память!»
Но так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут-
Добро и красоту несут…
- Не обижай змей!
Ты, змею не обижай
И, увидев, палку не хватай,
Не маши руками, не кричи –
Просто отойди и помолчи…
Хоть опасны змеи, но нужны:
Чистоту беречь они должны;
Санитарам леса и воды
Ты не делай зла или беды…
- Не вырывайте кустарники с корнем!
Раз ты собрался по грибы –
С собою острый нож бери;
Им аккуратно гриб срезай –
В земле грибницу оставляй.
А если встретил землянику,
Куст брусники иль черники –
Нежно ягодки сорви,
А куст – оставь, побереги.
Воспитатель.
- Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. Так давайте все делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли травы и цветы. И в лес будем ходить только с добром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРИТЕРИЙ 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией
1.1 Качество знаний по итогам школьного мониторинга для обучающихся по АООП 1 варианта (в динамике за межаттестационный период)Статистика показателя из АИС "Сетевой город" и справка, подтвер...
Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
1.3. Предметные результаты освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся по АООП 2 варианта.1.4. Личностные результаты освоения специальной индивидуальной программы развити...

КРИТЕРИЙ 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
1.1. Качество знаний по итогам школьного мониторинга для обучающихся по АООП 1 варианта (в динамике за межаттестационный период). * Итоги успеваемости класса за учебный...

1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.
1.3. Предметные результаты освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихс по АООП 2 варианта.1.4.Личностные результаты освоения специальной индивидуальной программы развития ...

Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.
Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организац...

Критерий 1. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.
1.1. Качество знаний по итогам школьного мониторинга для обучающихся по АООП 1 варианта (в динамике за межаттестационный период). * Итоги успеваемости класс...