СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
материал (1 класс)

Родительское собрание на тему "СОХРАНЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №5» г.Бузулука

Родительское собрание

«СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

Провела: Шапилова Юлия Сергеевна

Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил — важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

В.А. Сухомлинский

ТЕМА: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»

Цель: изучение факторов , влияющих на психического здоровье ребенка; побуждение родителей проявить заботу о психическом здоровье ребенка.

Задачи: выявить факторы , влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания «оздоровления взаимоотношений ребенок-взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения:

1Вступительная часть.

#1057;лово о психологическом здоровье.

#1055;рактическое задание для родителей.

#1052;ини-лекия «Как воспитывать ребенка с разными группами крови»

#1056;екомендации : «Методы общения с ребенком».

#1047;аключительная часть.

#1042;ступительная часть :

Сообщение темы и цели заседания работы.

#1056;азминка.Упражнения «Улыбайтесь»!

-Всем нам ,взрослым , крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала доброжелательная улыбка. Если ее нет , должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать свой взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой , покривляться, показать свой язык: это вас рассмешит , и вы улыбнетесь. И у вас должно быть хорошее настроение в течение всего дня.

А сейчас поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите улыбки соседу справа и слева.

Учены относят дошкольников , в том числе к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникают эмоциональные напряжения и как результат –появление неврозов.

#1057;лово о психологическом здоровье(воспитатель).

-Здоровье-это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно- психическое здоровье ребенка -это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни . В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость , и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей , дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви , ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает агрессивность , напряженность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Психолог предлагает поиграть в игру в мяч. Участники бросают мяч друг другу и говорят ласковые слова воображаемому ребенку.

#1056;екомендации «Методы общения с ребенком».

-В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы. Что может сделать родитель?

-Попытаться непосредственно повлиять на ребенка

-Повлиять на самого себя

-Попытаться повлиять на обстоятельства .

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты- сообщение.

Ты- сообщение

Родитель устал –ты меня утомил- реакция ребенка: «Я плохая»!.

Я-сообщение

Родитель устал- Ты меня утомил- реакция ребенка «Папа устал».

Суть «Я-сообщение» –не заставить кого-то что-то сделать , а сообщить свое мнение , чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты- сообщение- часто становится родительским посланием , прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь.

-Упражнение «Переделай « Ты –сообщение».

Дается задание на карточках по группам.

Переделать такую фразу:

-Ты постоянно не можешь завязать шнурки .( Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось , чтобы ты сделал это самостоятельно).

-С тобой бесполезно что-либо обсуждать, ты никогда не слушаешь!(Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным , мне хотелось бы что бы ты был внимательным).

-Ты жадина , ты не делишься конфеткой с сестрой (Я очень расстроена, что ты не поделился с сестрой конфеткой).

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребёнка в семье

1. Социально-психологический фактор.

Это гармония супружеских взаимоотношений, семейного воспитания, детско-родительских отношений. Ссоры родителей воспринимаются как сигналы опасности, ребенок чувствует себя виноватым. Частые конфликты между близкими взрослыми вызывают у ребенка чувство неуверенности, беспокойства, эмоциональное напряжение, которое может выливаться в компенсаторное поведение, капризы, истерики, негативизм и т.д.

2. Стиль воспитания.

На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Подобно тому, как неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребенку, неоднозначны стили семейного воспитания. Учеными выделяются 3 типа детей, характер которых соответствовал определенным методам воспитательной деятельности их родителей.

Авторитетные родители — инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам.

Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева.

Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче дается усвоение социально приемлемых и поощряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль, им легче удается наладить хорошие отношения со сверстниками.

Снисходительные родители — импульсивные, агрессивные дети.

Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля.

Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.

У детей же чаще всего нелады с дисциплиной, нередко их поведение становится просто неуправляемым. Обычно родители приходят в отчаяние и реагируют очень остро — грубо и резко высмеивают ребенка, а в порывах гнева могут применять физическое наказание. Они лишают детей родительской любви, внимания и сочувствия.

Авторитарные родители – менее уравновешенные и менее настойчивые в достижении своих целей дети.

Подростки в такой семье часто имеют низкую самооценку, не могут принимать самостоятельно важные решения.

Авторитарному (диктаторскому) стилю воспитания недостаёт теплоты, характерна строгая дисциплина. Ожидания таких родителей в отношении своих детей весьма велики. Они ожидают большей зрелости от своих детей, чем это характерно для их возраста.

Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь. Они отдают приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не признавая компромисса. Правила не обсуждаются. Считается, что родители всегда правы. Так как дети во избежание наказания постоянно подчиняются родителям, то они становятся безынициативными.

Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к подозрительности, настороженности и даже тревожности. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются слушаться во всём родителей, не умеют отстаивать своё мнение и легче поддаются дурному воздействию со стороны сверстников. Они не привыкли обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если всё равно будешь не прав или на тебя не обращают никакого внимания?). Это приводит к большему количеству ошибок.

Будучи часто разочарованными в своих ожиданиях, дети отдаляются от родителей и нередко протестуют против их ценностей. Таким образом, можно выделить 4 параметра отношений ребенка и родителя, оказывающие наибольшее влияние на психологическое развитие ребенка:

Родительский контроль: при высоком уровне родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более совершенное усвоение родительских стандартов и норм.

Родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сфере, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на самостоятельность.

Способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий: родители стремятся использовать убеждение с тем, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию. Родители с низким уровнем чаще прибегают к крикам, жалобам и ругани.

Эмоциональная поддержка: родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, но действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей. Благополучность ребенка зависит от наличия в родительском отношении всех четырех измерений — контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т.е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием своего ребёнка таким, каков он есть.

Психологический практикум «Как передать любовь?»

Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистический взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушным.

Попытайтесь ответить на вопрос: «Как выразить любовь к ребёнку и тем самым «снять» агрессию и расположить к послушанию?» (родителям предлагаются памятки « Азбука воспитания»)Приложение 1

Для эмоциональной подпитки важен длительный контакт с ребёнком. Чем чаще родители смотрят на ребёнка, стараясь выразить свою любовь, тем более он пропитан этой любовью и тем полнее его эмоциональный фон. Если наш взгляд постоянно выражает доброжелательность, ребёнок научится так же смотреть на людей. Если же мы взглядом стремимся только выразить наше раздражение, ребёнок приучается к такой же реакции. Физический контакт – замечательная возможность для общения. Достаточно прикоснуться к руке ребёнка, обнять его за плечи, погладить по голове. Всё это укрепляет эмоциональное равновесие ребёнка.

.Упражнение.

Давайте попробуем выработать систему «запретов» для родителей по отношению к ребёнку

Описание:

Принципы общения с ребёнком

Принимать ребёнка.

Активно слушать его переживания.

Поддерживать успехи.

Делиться своими чувствами.

Конструктивно разрешать конфликты.

Использовать в общении приветливые фразы.

Обнимать ребёнка.

Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Практическое задание для родителей:

-Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существующее до сих пор .Каждый человек по-своему видит , слышит, чувствует, думает , имеет возможности, способности , черты характера.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития

0-3 года, 3-5 лет, 6-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Вспомните себя в эти годы. Напишите, чему вы научились , кто оказал на вас влияние.

Итого: на разных этапах на вас влияли разные люди( члены семьи) , социум (педагоги, друзья ) . И от того , насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе , зависит психоэмоциональное благополучие , психологическое здоровье.

Динамическая пауза:

Присутствующие должны выйти в круг и пожать друг другу руки тем родителям , которые а)любят поспать , б)любят сладкое в) любят работать на даче и делать заготовки на зиму

-выходят в круг и танцуют те родители, которые а)любят тратить деньги, б)любят путешествовать

Тест: Какой вы родитель?

-Не секрет, что характер взаимоотношений с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оценка особенностей вашего общения .Часто ли вы употребляете следующие выражения?

#1050;акой ты у меня молодец.

#1058;ы способный, у тебя все получится.

#1058;ы невыносимый.

#1059; всех дети как дети , а у меня..

#1058;ы мой помощник.

#1042;ечно у тебя все не так…

#1057;колько раз тебе говорить..

#1050;акой ты сообразительный.

#1063;тобы я больше не видела твоих друзей…

#1050;ак ты считаешь?

#1058;ы полностью распустился.

#1055;ознакомь меня со своими друзьями.

#1071; тебе обязательно помогу.

#1052;еня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов:

Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,1,12,13 , то засчитываете 1 балл, если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 , то засчитываете себе 2 балла. Общая сумма 7-8 баллов – между вами и вашим ребенком царит полное взаимопонимание.

Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов- ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов- вы недостаточно внимательны к ребенку , возможно часто подавляете его свободу.

13-14-вы слишком авторитарны. Между вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в воспитании ребенка.

Оценивают результаты теста.

Слово-эстафета:

Родители должны по очереди продолжать начатое ведущим предложение:

Мой ребенок будет счастлив, если я…

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.

#1055;омните: от того, как родителя разбудят ребенка , зависит его психологический настрой на весь день.

#1056;ебенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, как вставать.

#1045;сли у вас есть возможность погулять с ребенком , не упускайте ее.

#1053;аучитесь встречать ребенка из детского сада .Не стоит первым задавать вопросы #1063;то ты сегодня кушал?, лучше задавать нейтральные вопросы :Что было интересного в садике? Чем занимался? Как твои успехи?

#1055;орадуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач .Терпеливо выслушивайте его рассказы о жизни в детском саду.

#1056;ебенок должен чувствовать , что он любим.

#1057;оздайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоциональное благополучие ребенка в школе

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни ребенка, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятель...

Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду

На воспитателей  ложится обязанность и ответственность за эмоциональное благополучие ребенка. Их взаимоотношения с ребенком, их внимание и забота, желание создать эмоциональный комфорт (а в худше...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

В наше время люди из-за динамичного жизненного ритма не могут уделять должного внимания всем вещам, которые важны. Например, психологической атмосфере в семье начинают уделять меньше внимания. Н...

Факторы, влияющие на сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Статья представляет собой методические рекомендации для родителей и учителей с целью раскрытия факторов, влияющих на психологическое здоровье ребенка, побуждение родителей проявлять заботу о психологи...

Родительское собрание. Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».            познакомить  родителей младших школьников с понятиями...

"Эмоциональное благополучие ребенка"

Рекомендации для родителей: что такое эмоциональное благополучие ребенка, от чего оно зависит и как его поддержать....

Сказкотерапия как технология обеспечения социально - психологического благополучия ребенка, в условиях дистанционного образования.

ВведениеВ мире много сказок,Грустных и смешных.И прожить на светеНам нельзя без них.Пусть герои сказокДарят нам тепло,Пусть Добро навекиПобеждает Зло!М. ШаинскийСказкотерапия является с...