Подготовка к выбору профессии в начальных классах детьми с нарушением интеллекта
статья (4 класс)

Юнг Надежда Александровна

Профориентация – это совокупность воспитательных воздействий, развивающих у человека способность осознанно принимать решение о выборе сферы профессиональной деятельности на основе учета своих склонностей, знаний, интересов, способностей, потребностей рынка и труда и тенденции их развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_pechat_2.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

    В настоящее время профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание. Вопрос «Кем быть?» является важнейшим вопросом в жизни людей. От выбора профессии зависит круг интересов и самоопределение. В свою очередь, чтобы иметь профессию, дети должны знать, что важно трудиться.  Социально экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования у младших школьников определенных профессиональных и трудовых качеств. Главное направление трудового воспитания должно быть в соединении обучения с производительным трудом.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

- Расширить интересы и способности детей в учебном процессе через организацию разнообразной досуговой и исследовательской деятельности.

- Расширить первоначальные представления о роли труда в жизни людей, о мире профессий и предоставление возможности учащимся «примерить на себя различные профессии» в игровой ситуации. 

- Развивать мотивацию к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры. 

- Развивать творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.

- Побуждать школьников к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения.

Профориентация – это совокупность воспитательных воздействий, развивающих у человека способность осознанно принимать решение о выборе сферы профессиональной деятельности на основе учета своих склонностей, знаний, интересов, способностей, потребностей рынка и труда и тенденции их развития.

Трудовое обучение и профориентация – это составные части трудового воспитания. Все эти процессы взаимосвязаны и при успешном их осуществлении формируется у школьников трудолюбие. Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профориентации и выступает как личностное качество.

Работу по профориентации осуществляется в 1-4 классах через игровую деятельность. Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. К концу 4 класса удается познакомить ребят со многими профессиями, их особенностями, раскрыть таланты и способности детей в различных видах деятельности, подготовить «благодатную почву» для дальнейшей профориентационной работы с учащимися в средних и старших классах.

Подумайте, что было бы,   Когда сказал портной:  -Шить платья мне не хочется,  Устрою выходной!

И все б портные в городе  За ним ушли б домой Ходили бы люди голые  По улице зимой.

  На уроках чтения и русского языка используются пословицы о труде:

Дело мастера боится.   Труд кормит, а лень портит.  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Размышляя о труде человека, дети приходят к выводу, что любое дело требует усилий, для получения результата нужно потрудиться, уважать свой труд и труд других людей.

На уроках математики при решении задач на производительность труда, прежде чем приступить к анализу условия задачи, выясняем и дополняем представления ребят по той или иной профессии.

На уроках мир природы и человека при изучении темы «Дикие и домашние животные» ребята знакомятся с профессией фермер. «Комнатные растения» - с профессией цветовод, «За покупками в магазин» - продавец, кассир и т.д

На уроках ручного труда, Целью трудового обучения в специальной (коррекционной) школе является создание условий для получения и развития учащимися с интеллектуальным недоразвитием знаний и умений в области трудовой подготовки, повышение уровня познавательной активности, развитие способности учащихся к осознанной регуляции трудовой деятельности, выявление и развитие индивидуальных особенностей, предрасположенностей каждого учащегося к тому или иному виду деятельности (профориентация).                 К основным задачам относится воспитание любви к труду и уважения к людям труда; формирование у обучающихся в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков; побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки. Работа в этом направлении является залогом того, что ребята в будущем смогут получить хорошую профессию, адаптироваться к взрослой самостоятельной жизни в обществе.

 Выполняя работу с бумагой, текстильным материалом и др. знакомятся с такими профессиями как переплётчик, швея и тд.

Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, например, такие как «Магазин» (на уроке математики), 

Оформление уголка профессии в пространстве класса

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода Знакомство с профессией ветеринара. Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке 

Февраль 

Профессии наших пап 

Март 

Знакомство с профессиями наших мам

  Постепенно учащиеся начинают интересоваться профессией своих родителей: где и кем они работают, что конкретно делают. Хорошо, когда дома об этом говорят, и ребёнок, считая профессию мамы и папы самой важной, гордятся этим. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта

Коррекционная работа с детьми с нарушениями интеллекта...

Полифункциональные развивающие игры в работе с детьми с нарушением интеллекта

Методическая разработка по полифункциональным развивающим играм в работе с детьми с нарушением интеллекта...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями интеллекта»

laquo;Анализ учебника по чтению для 3 класса специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Авторы: В. В. Воронкова, З.Д. Будаева»...

Особенности усвоения звуковой стороны речи детьми с нарушением интеллекта

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками с  нарушением интеллекта....

Выбор профессии. Архитектор. 3 класс. Технология

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22776036","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Начинать выбирать будущую профессию лучше детям с раннего возраста. В школе необходимо...

Значение зрительной гимнастики в коррекционной работе с детьми с нарушением интеллекта.

Гимнастику для глаз с детьми нужно делать регулярно, только в этом случае она будет по-настоящему эффективной. Если ребенок на протяжении нескольких лет занимается такой гимнастикой, ему проще будет п...

Сообщение на тему: «Методы и приёмы работы с детьми с нарушением интеллекта на уроке математики в ходе изучения чисел второго десятка».

Сообщение на тему:  «Методы и приёмы работы с детьми с нарушением интеллекта на уроке математики в ходе изучения чисел второго десятка»....