Адаптация и модификация содержания учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра в младших классах.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Марюткина Татьяна Анатольевна

Материал будет полезен учителям начальной школы; учителям ресурсного класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ras.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация и модификация содержания учебного материала для детей с расстройствами аутистического спектра в младших классах.

     Адаптация учебного материала - одна из сложнейших задач, обеспечивающих качество инклюзивного образования. По мере усложнения программы с каждым учебным годом данная работа требует все большего мастерства, фантазии и системного подхода одновременно. Учитывая индивидуальные особенности таких обучающихся, важно разработать материалы, которые помогут им лучше усваивать информацию, развивать навыки и социализироваться.

Для эффективной адаптации учебных материалов следует учитывать несколько ключевых принципов:

1. Минимизация сенсорного перегрузки. 
   Учебные материалы должны быть простыми и хорошо организованными. Избегайте избыточной информации, которая может отвлекать внимание.

2. Использование визуальных помощников. 
   Визуальные подсказки, такие как картинки, диаграммы и графики, могут помочь обучающимся лучше понять материал. Например, использование карточек с иллюстрациями для объяснения новых слов.

3. Дифференцированный подход. 
   Подходите к каждому ученику индивидуально, предлагая различные уровни сложности заданий и материалов. Это позволит обеспечить подходящий уровень вызова для каждого обучения.

4. Структура и предсказуемость. 
   Создание предсказуемого распорядка дня и чётких инструкций поможет снять тревожность у обучающихся с РАС. Использование графиков и визуальных расписаний может облегчить понимание.

    При создании учебных материалов для обучающихся с РАС рассмотрите следующие рекомендации:

1. Разработка многоуровневых заданий. 
   Обеспечьте разные варианты заданий, которые могут быть выполнены на различных уровнях сложности в зависимости от потребностей обучающихся.

2. Интерактивные элементы. 
   Используйте технологии и интерактивные элементы, такие как приложения и образовательные игры, чтобы сделать процесс обучения более увлекательным.

3. Обратная связь и поддержка. 
   Регулярно предоставляйте обратную связь и поддержку, чтобы ученики чувствовали себя уверенно в своих успехах.

4. Сотрудничество с родителями и специалистами. 
   Взаимодействуйте с родителями и специалистами (психологами, дефектологами) для получения дополнительных рекомендаций по адаптации учебных материалов.

   Таким образом, адаптация и модификация содержания учебного материала является важным условием для успешного обучения детей с расстройствами аутистического спектра в начальной школе, требующим внимания и понимания индивидуальных потребностей каждого ребенка. Используя принципы структурированности, визуальной наглядности, дифференциации и сотрудничества, можно создать эффективную и поддерживающую учебную среду, способствующую успешному обучению и социализации детей.  

 Список литературы:

  1. Григоренко Е.Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс: Учебное пособие — 2018.
  2. Загуменная О.В., Хаустов А.В. Адаптация учебных материалов для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Изд-во ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 80 с.

    3. Никольская О.С., Розенблюм С.А. Дети с расстройствами аутистического спектра. Учебное пособие. ФГОС ОВЗ. – М.: Просвещение, 2020. – 43 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра....

Кинетический песок как инновационный материал для сохранения психологического здоровья детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Методическая разработка посвящена использованию кинетического песка в работе с аутичными детьми. Показана актуальность данной здоровьесберегающей технологии, преимущества ее использования, перечислены...

Адаптация учебных материалов для учащихся с расстройством аутистического спектра на примере урока по предмету "Изобразительная деятельность"

В предложенном материале содержится готовый план-конспект урока по проедмету "Изобразительная деятельность". Тема урока "Мастерская деда Мороза" в материале содержатся учебные мате...

«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».

laquo;Прикладной анализ поведения (АВА)для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития»....

Пути организации преемственности дошкольного и начального школьного образования по формированию учебных и трудовых навыков, а так же социально - приемлемого поведения у детей с расстройствами аутистического спектра.

Включение в образовательное пространство детей с ОВЗ, в частности с расстройствами аутистического спектра,  является одним из основных направлений современного образования.  Для данной катег...

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассматриваются проблемы инклюзивного образования и его реализации с детьми с расстройством аутистического спектра, а также с детьми с умственной отсталостью младшего школьного возраста ...