Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка (4 класс)

Кудинова Наталья Игоревна

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Семья - хранитель духовных ценностей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Шалинского городского округа

 «Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» -

 «Горная средняя общеобразовательная школа имени Горбунова А.И.»

Регистрационный номер №40884.2.5.2023

Методическая разработка урока по предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»

по теме «Семья – хранитель духовных ценностей» для 5 класса

 (Возраст обучающихся: 11-12 лет)

Автор - разработчик:

Кудинова Н.И.,
учитель начальных классов

д. Гора

Екатеринбургская епархия

Екатеринбургская митрополия

kudinovani@mail.ru

+79961883767

2023г.

Структура:

  1. Введение
  2. Технологическая карта урока
  3. Заключение
  4. Список литературы и источников

  1. Введение

Концептуальный подход к составлению данной методической разработки урока состоит в развитии личности, формировании творческой индивидуальности на основе изучения основ духовно - нравственной культуры народов России, их особенностей и ценностей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Актуальность настоящего урока обусловлена необходимостью нравственного воспитания личности и знакомства с отечественной культурой.

Урок построен в соответствии с особенностями занятий по Основам духовно - нравственной культуры народов России и Основам Православной культуры: культурологический подход, наглядность, доступность, интерактивность.

Целевая аудитория – обучающиеся 5 класса.

Название предмета – Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Тема урока – «Семья – хранитель духовных ценностей»

Количество часов – 1 час

Цель – знакомство с семейными ценностями через изучение дня Святых Петра и Февронии Муромских.

Задачи:

- познакомиться с понятием «семья» и выяснить ее роль в жизни каждого чеовека;

- последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания;

- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через семейные традиции, религиозные верования;

- воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям.

Планируемые результаты:

Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини - группах и строить продуктивное взаимодействие.

Предметные: знать основную информацию о дне Святых Петра и Февронии Муромских, овладение представлениями о роли семьи в жизни человека.

Метапредметные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.

Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде

Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Познавательные УУД: уметь работать с информацией и различными источниками

Формы и методы реализации

Тип урока – урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Форма урока: групповая

Методы: кейс - метод, эвристический

Используемые технологии: кейс, информационно-коммуникационные технологии, игровая, технология сотрудничества, дискуссия.

Необходимые технические средства и наглядность: презентация, компьютер, проектор, колонки.

Учебная программа: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018

Выходные данные учебника: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.

  1. Технологическая карта урока

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

1. Организационный этап (2 минуты)

Организация деятельности учащихся на групповую форму работы (в 4 мини - группы)

Объединение в мини-группы путём жеребьёвки (учащиеся вытягивают жетоны и занимают парту с папкой соответствующего цвета)

Выбор названия команды.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут)

Мотивирует учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют формулировке темы урока.

(Слайд №1)

 Задает обучающимся вопрос:

-Что такое семья?

Проверьте (Слайд №2,3,4)

Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка)

(См. Приложение 1. Пример:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

 Записывают на листе бумаге, который соответствует цвету кейса данной команды.

 Смотрят на слайд, дополняют свои ответы.

Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами:

- зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла;

- жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла;

- красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балл

Формулируют тему и цель урока.

3. Актуализация знаний (8 минут)

Формулирует следующие задания: каждая группа должна вспомнить сказки или притчи о семейных ценностях, рассказать их друг другу в группе (если вы не можете вспомнить, то выбираете из списка на слайде наиболее подходящую (см. Приложение 2)

(Слайд №5)

Вопрос: Что такое семейные ценности? Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои?

(Сайд №6,7)

Проводят обсуждение, высказывают версии от группы

Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям?

Задание: Рассмотрите схему на слайде, дополните свои ответы.

(Сайд №8)

Записывают ценности на лист бумаги, который соответствует цвету кейса.

Команды оценивают свои ответы жетонами.

4. Первичное усвоение новых знаний (8 минут)

Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных?

Пояснение: Но 14 февраля – католический праздник. По легенде, римский император Клавдий II запретил людям вступать в брак, чтобы создать более сильную армию. А святой Валентин тайно венчал людей, за что был посажен в темницу и казнён.

Но история говорит, что жизнь святого Валентина связана не с любовью, а с трагедией: он был мучеником, пострадавшим за свою веру во времена гонений на христиан в Римской империи.

Учащиеся вспоминают 14 февраля

А наш русский праздник?

Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности.

Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника?

- Посмотрите, кто к нам сегодня пришел на урок? Угадайте?

 (изображение на слайде (см. Приложение 3)

(Сайд №9)

Учащиеся отвечают или не отвечают на вопрос, затем смотрят небольшой видеосюжет («Сказание о Петре и Февронии». Песочный фильм. Студия «Артпесок») (см. Приложение 4)

Обучающиеся отвечают (Петр и Феврония)

Обучающиеся в костюмах Петра и Февронии рассказывают:

- Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии»

Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать?

Вопрос: Почему Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака?

-Что же главное для каждой семьи?

«Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности»

Слушают, анализируют, обсуждают

Дописывают на доску ценности, которых ещё не было.

Высказывания обучающихся.

Команды оценивают свои ответы жетонами.

 

Обучающиеся в костюмах Петра и Февронии оказывают помощь обучающимся в работе над заданиями в мини – группах.

Учитель: «Вы узнали историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом»  (см. Приложение 5)

От каждой группы зачитывается ответ (Затем ответ к заданию появляется на слайде)

Команды оценивают свои ответы жетонами

Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?»

(Сайд №10)

Проводят обсуждение, высказывают версии от группы

Команды оценивают свои ответы жетонами

Учитель: «Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в День всех влюбленных принято дарить цветы. Найдите в кейсах картинки с цветами и подумайте, какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности» (см. Приложение 6)

(Сайд №11)

Задание: Давайте, каждый из вас нарисует РОМАШКУ на листе бумаги. Центр ромашки – это вы. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

- Что мы можем пожелать всем членам семьи?

Обсуждают, высказывают версию от группы, поднимая картинку с выбранным цветком вверх

Команды оценивают свои ответы жетонами

Выполняют задание.

Называют пожелания

5. Первичная проверка понимания (7 минут)

Учитель: «Важность семейной жизни подчёркивается в религиях народов России. Это является одной из многочисленных ценностей, общих для всех народов и всех религий.

В христианстве и иудаизме в числе десяти заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай, есть заповедь (пятая по счёту) «Почитай отца твоего и мать твою».

Кроме того, например, в иудаизме даже существует ряд правил в отношениях между родителями и детьми:

- запрещено критиковать поведение родителей, сомневаться в правоте их слов

- нельзя обижать родителей, даже если кажется, что они неправы

- необходимо помогать родителям

- родители должны любить детей, заботиться о них, быть внимательными к их просьбам и интересам».

Ислам говорит о заботливом отношении к родителям и детям, о взаимных обязанностях мужа и жены по отношению друг к другу. Буддизм призывает детей помнить обо всём, что сделали для них родители: как они работали, давали образование и воспитание.

Таким образом, в разных религиях мы встречаем общие ценности.

Слушают

Задание: Представьте, что к вам за советом обратилась семья, в которой постоянно ссорятся. Семья состоит из мамы, папы, бабушки и двоих детей – брата и сестры. Какие правила вы бы предложили этой семье, чтобы она жила дружно?»

Выполняют задание учителя. Записывают на цветном листе  (например, «быть честными», «понимать друг друга» …), озвучивают. Затем каждая группа прикрепляет свой лист на доску, где уже написанные семейные ценности, названные в предыдущих заданиях

Команды оценивают свои ответы жетонами

6. Закрепление (5 минут)

Учитель: «Следующее задание «собрать пословицу». Возьмите из кейса пакетик с разрезанной пословицей о семье и соберите её, как пазл» (например, «Семьёй дорожить – счастливым быть») (см. Приложение 7).

(Сайд №12)

Выполняют задание учителя (На слайде появляются ответы – пословицы)

Отвечают на вопрос, чему учат эти пословицы, дополняют список семейных ценностей на доске, а затем команды оценивают свои ответы жетонами

Учитель: «Давайте найдем в ваших кейсах еще пословицы народов России, исповедующих разные религии.

Вопрос: а кто скажет, что такое «Пословица» (дополнительный жетон)

Проанализируйте, какой смысл каждой пословицы»  (например, Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные) (см. Приложение 8).

Учащиеся анализируют и по очереди отвечают (пословицы по количеству групп)

Команды оценивают свои ответы жетонами

Учитель: «Давайте подсчитаем жетоны и соответствующее количество баллов»

Подсчитывают жетоны и соответствующее количество баллов

7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут)

Учитель: «Давайте подведем итоги урока. О чём мы сегодня с вами поговорили? Сколько семейных ценностей мы выписали на доску? Они все важны, но какие из ценностей кажется вам самыми важными?

Какое задание больше всего понравилось? Были ли трудности в ходе урока?

Заполните, пожалуйста, анкету «Незаконченное предложение» (см. Приложение 9)

(Сайд №13)

Герои урока  - Петр и Феврония:

- Ребята, давайте прикрепим на доску наши ромашки. Прикрепляя ромашку, выскажите свое впечатление от сегодняшнего урока.

- Наша доска превратилась в цветущий луг. Вот также красиво выглядит каждая дружная, любящая семья.

- Запомните, ребята, семья – это самое ценное и главное в жизни.

Домашнее задание (на выбор):

  1. Написать сочинение «Моя семья».
  2. Придумать и нарисовать герб своей семьи.

(Сайд №14)

  1. Заключение

        В ходе проведения урока школьниками были даны следующие ответы:

        «Советы ссорящейся семье»:

- понимать

- утешать

- слушать друг друга

- не перебивать

- прощать

- уступать

- не ругаться из-за пустяков

- уважать

- постараться понимать друг друга

- наладить отношения

- сходить куда-то вместе и поговорить, отдыхать всей семьёй, чаще ходить в походы, кино и т.д.

        - проявлять терпение

- уметь прощать

- не мешать друг другу, уважать чужие поступки, мнения

        «Основополагающими для семьи являются»

- забота

- прощение

- трудолюбие

- уважение

- любовь

- верность

- дружба

- взаимопонимание

- терпение

- взаимопомощь

«В мои обязанности как члена семьи входит учёба, уборка», «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка уважение, доброту»

  1. Список литературы и источников

1 Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.

2 Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/

Приложения

Приложение 1. Пословицы о семье

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (семья)

 

Все родные, с кем живете,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна … (семья)

Папа, мама, старший брат,

Таня, дедушка Игнат —

Много разной тут родни.

А все вместе кто они? (семья)

Вот ведь дело - то какое…

Нас не семеро, а трое:

Папа, мамочка и я,

Но все вместе мы — … (семья)

Приложение 2. Примеры сказок о семье

Приложение 3. Пётр и Феврония Муромские

Приложение 4. «Сказание о Петре и Февронии». Песочный фильм. Студия «Артпесок». URL: https://www.youtube.com/watch?v=-yrE2VE6llE 

Приложение 5. Начало «Повести о Петре и Февронии»

«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же бе самодержавствуя благоверный князь Павел»

Приложение 6. Картинки с цветами. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?

 

 

Приложение 7. Задание «собрать пословицу»

Семьёй дорожить – счастливым быть

Дом согревает не печь, а любовь и согласие

Доброе братство лучше богатства

Согласье в семье — богатство

Приложение 8. Пословицы народов России

Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные)

Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татары, мусульмане)

Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгины, мусульмане)

Дружная семья - долгая жизнь (крымские татары, мусульмане)

Приложение 9. Анкета «Незаконченное предложение»

  1. Заключение

        В ходе проведения урока школьниками были даны следующие ответы:

        «Советы ссорящейся семье»:

- понимать

- утешать

- слушать друг друга

- не перебивать

- прощать

- уступать

- не ругаться из-за пустяков

- уважать

- постараться понимать друг друга

- наладить отношения

- сходить куда-то вместе и поговорить, отдыхать всей семьёй, чаще ходить в походы, кино и т.д.

        - проявлять терпение

- уметь прощать

- не мешать друг другу, уважать чужие поступки, мнения

        «Основополагающими для семьи являются»

- забота

- прощение

- трудолюбие

- уважение

- любовь

- верность

- дружба

- взаимопонимание

- терпение

- взаимопомощь

«В мои обязанности как члена семьи входит учёба, уборка», «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка уважение, доброту»

  1. Список литературы и источников

1 Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.

2 Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс

Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...