Методическая разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка (4 класс)
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Семья - хранитель духовных ценностей"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 941 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Шалинского городского округа
«Шамарская средняя общеобразовательная школа №26» -
«Горная средняя общеобразовательная школа имени Горбунова А.И.»
Регистрационный номер №40884.2.5.2023
Методическая разработка урока по предмету
«Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)»
по теме «Семья – хранитель духовных ценностей» для 5 класса
(Возраст обучающихся: 11-12 лет)
Автор - разработчик:
Кудинова Н.И.,
учитель начальных классов
д. Гора
Екатеринбургская епархия
Екатеринбургская митрополия
+79961883767
2023г.
Структура:
- Введение
- Технологическая карта урока
- Заключение
- Список литературы и источников
- Введение
Концептуальный подход к составлению данной методической разработки урока состоит в развитии личности, формировании творческой индивидуальности на основе изучения основ духовно - нравственной культуры народов России, их особенностей и ценностей, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Актуальность настоящего урока обусловлена необходимостью нравственного воспитания личности и знакомства с отечественной культурой.
Урок построен в соответствии с особенностями занятий по Основам духовно - нравственной культуры народов России и Основам Православной культуры: культурологический подход, наглядность, доступность, интерактивность.
Целевая аудитория – обучающиеся 5 класса.
Название предмета – Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Тема урока – «Семья – хранитель духовных ценностей»
Количество часов – 1 час
Цель – знакомство с семейными ценностями через изучение дня Святых Петра и Февронии Муромских.
Задачи:
- познакомиться с понятием «семья» и выяснить ее роль в жизни каждого чеовека;
- последовательное введение новых терминов и понятий, культуроведческого и религиозного содержания;
- углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через семейные традиции, религиозные верования;
- воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям.
Планируемые результаты:
Личностные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в мини - группах и строить продуктивное взаимодействие.
Предметные: знать основную информацию о дне Святых Петра и Февронии Муромских, овладение представлениями о роли семьи в жизни человека.
Метапредметные: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Регулятивные УУД: развитие умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, анализировать, работать в команде
Коммуникативные УУД: умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности, оформлять свою мысль в устной и письменной речи.
Познавательные УУД: уметь работать с информацией и различными источниками
Формы и методы реализации
Тип урока – урок усвоения новых знаний (УУНЗ)
Форма урока: групповая
Методы: кейс - метод, эвристический
Используемые технологии: кейс, информационно-коммуникационные технологии, игровая, технология сотрудничества, дискуссия.
Необходимые технические средства и наглядность: презентация, компьютер, проектор, колонки.
Учебная программа: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс / Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2018
Выходные данные учебника: Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
- Технологическая карта урока
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
1. Организационный этап (2 минуты) | |||
Организация деятельности учащихся на групповую форму работы (в 4 мини - группы) | Объединение в мини-группы путём жеребьёвки (учащиеся вытягивают жетоны и занимают парту с папкой соответствующего цвета) Выбор названия команды. | ||
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 минут) | |||
Мотивирует учащихся к изучению материала через загадки в кейсах группы, которые способствуют формулировке темы урока. (Слайд №1) Задает обучающимся вопрос: -Что такое семья? Проверьте (Слайд №2,3,4) | Выполняют мини задания – разгадывают загадки (каждой команде – своя загадка) (См. Приложение 1. Пример: Это слово каждый знает, Ни на что не променяет! К цифре «семь» добавлю «я» — Что получится? (семья) Записывают на листе бумаге, который соответствует цвету кейса данной команды. Смотрят на слайд, дополняют свои ответы. Оценивают правильность ответов. Каждая команда оценивает свои ответы жетонами: - зелёный – «Мы хорошо справились с заданием»; 3 балла; - жёлтый – «Наш ответ был хорошим, но мог быть более полным»; 2 балла; - красный – «У нас не очень хорошо получилось справиться с заданием»; 1 балл Формулируют тему и цель урока. | ||
3. Актуализация знаний (8 минут) | |||
Формулирует следующие задания: каждая группа должна вспомнить сказки или притчи о семейных ценностях, рассказать их друг другу в группе (если вы не можете вспомнить, то выбираете из списка на слайде наиболее подходящую (см. Приложение 2) (Слайд №5) Вопрос: Что такое семейные ценности? Какие семейные ценности отражены в этой сказке или притче? Какими чувствами руководствовались герои? (Сайд №6,7) | Проводят обсуждение, высказывают версии от группы | ||
Вывод: Таким образом, что относится к семейным ценностям? Задание: Рассмотрите схему на слайде, дополните свои ответы. (Сайд №8) | Записывают ценности на лист бумаги, который соответствует цвету кейса. Команды оценивают свои ответы жетонами. | ||
4. Первичное усвоение новых знаний (8 минут) | |||
Вопрос: Кто-нибудь знает, есть ли в нашей стране День всех влюбленных? Пояснение: Но 14 февраля – католический праздник. По легенде, римский император Клавдий II запретил людям вступать в брак, чтобы создать более сильную армию. А святой Валентин тайно венчал людей, за что был посажен в темницу и казнён. Но история говорит, что жизнь святого Валентина связана не с любовью, а с трагедией: он был мучеником, пострадавшим за свою веру во времена гонений на христиан в Римской империи. | Учащиеся вспоминают 14 февраля | ||
А наш русский праздник? Да, вы правы. Это 8 июля. В нашей стране с 2008 года отмечается День семьи, любви и верности. Вопрос: Кто-нибудь знает историю нашего праздника? - Посмотрите, кто к нам сегодня пришел на урок? Угадайте? (изображение на слайде (см. Приложение 3) (Сайд №9) | Учащиеся отвечают или не отвечают на вопрос, затем смотрят небольшой видеосюжет («Сказание о Петре и Февронии». Песочный фильм. Студия «Артпесок») (см. Приложение 4) Обучающиеся отвечают (Петр и Феврония) Обучающиеся в костюмах Петра и Февронии рассказывают: - Этот праздник отмечается в день памяти православных святых Петра и Февронии» | ||
Вопрос: какие семейные и человеческие ценности по этому рассказу вы можете назвать? Вопрос: Почему Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака? -Что же главное для каждой семьи? | «Пётр был братом князя Павла. Однажды Пётр заболел, и никто не мог его вылечить, кроме крестьянки Февронии. Затем они поженились. Через некоторое время Павел умер, и Пётр сам стал муромским князем. Однако бояре не приняли Февронию, т.к. она была из простого народа, и требовали, чтобы Пётр выбрал другую жену. Но Пётр выбрал семью, а не власть, и бояре выгнали Петра и Февронию. Без них в городе вскоре началась междоусобица, поэтому Петра и Февронию попросили вернуться. Они не стали вспоминать старые обиды и согласились. По легенде, Пётр и Феврония умерли в один день – 8 июля, именно поэтому этот день стал днём их памяти, а также Днём семьи, любви и верности» Слушают, анализируют, обсуждают Дописывают на доску ценности, которых ещё не было. Высказывания обучающихся. Команды оценивают свои ответы жетонами.
Обучающиеся в костюмах Петра и Февронии оказывают помощь обучающимся в работе над заданиями в мини – группах. | ||
Учитель: «Вы узнали историю о нашем Дне всех влюбленных. А теперь попробуйте выполнить задание: найдите в кейсах начало «Повести о Петре и Февронии», написанной на старорусском языке, и попробуйте «перевести» его на современный русский язык и определить, где происходило действие и кто правил городом» (см. Приложение 5) | От каждой группы зачитывается ответ (Затем ответ к заданию появляется на слайде) Команды оценивают свои ответы жетонами | ||
Учитель: «А как вы думаете, что значит слово «благоверный»? Как оно используется в современном языке?» (Сайд №10) | Проводят обсуждение, высказывают версии от группы Команды оценивают свои ответы жетонами | ||
Учитель: «Следующее задание будет связано непосредственно с цветами. Ведь в День всех влюбленных принято дарить цветы. Найдите в кейсах картинки с цветами и подумайте, какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности» (см. Приложение 6) (Сайд №11) Задание: Давайте, каждый из вас нарисует РОМАШКУ на листе бумаги. Центр ромашки – это вы. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи. - Что мы можем пожелать всем членам семьи? | Обсуждают, высказывают версию от группы, поднимая картинку с выбранным цветком вверх Команды оценивают свои ответы жетонами Выполняют задание. Называют пожелания | ||
5. Первичная проверка понимания (7 минут) | |||
Учитель: «Важность семейной жизни подчёркивается в религиях народов России. Это является одной из многочисленных ценностей, общих для всех народов и всех религий. В христианстве и иудаизме в числе десяти заповедей, полученных пророком Моисеем от Бога на горе Синай, есть заповедь (пятая по счёту) «Почитай отца твоего и мать твою». Кроме того, например, в иудаизме даже существует ряд правил в отношениях между родителями и детьми: - запрещено критиковать поведение родителей, сомневаться в правоте их слов - нельзя обижать родителей, даже если кажется, что они неправы - необходимо помогать родителям - родители должны любить детей, заботиться о них, быть внимательными к их просьбам и интересам». Ислам говорит о заботливом отношении к родителям и детям, о взаимных обязанностях мужа и жены по отношению друг к другу. Буддизм призывает детей помнить обо всём, что сделали для них родители: как они работали, давали образование и воспитание. Таким образом, в разных религиях мы встречаем общие ценности. | Слушают | ||
Задание: Представьте, что к вам за советом обратилась семья, в которой постоянно ссорятся. Семья состоит из мамы, папы, бабушки и двоих детей – брата и сестры. Какие правила вы бы предложили этой семье, чтобы она жила дружно?» | Выполняют задание учителя. Записывают на цветном листе (например, «быть честными», «понимать друг друга» …), озвучивают. Затем каждая группа прикрепляет свой лист на доску, где уже написанные семейные ценности, названные в предыдущих заданиях Команды оценивают свои ответы жетонами | ||
6. Закрепление (5 минут) | |||
Учитель: «Следующее задание «собрать пословицу». Возьмите из кейса пакетик с разрезанной пословицей о семье и соберите её, как пазл» (например, «Семьёй дорожить – счастливым быть») (см. Приложение 7). (Сайд №12) | Выполняют задание учителя (На слайде появляются ответы – пословицы) Отвечают на вопрос, чему учат эти пословицы, дополняют список семейных ценностей на доске, а затем команды оценивают свои ответы жетонами | ||
Учитель: «Давайте найдем в ваших кейсах еще пословицы народов России, исповедующих разные религии. Вопрос: а кто скажет, что такое «Пословица» (дополнительный жетон) Проанализируйте, какой смысл каждой пословицы» (например, Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные) (см. Приложение 8). | Учащиеся анализируют и по очереди отвечают (пословицы по количеству групп) Команды оценивают свои ответы жетонами | ||
Учитель: «Давайте подсчитаем жетоны и соответствующее количество баллов» | Подсчитывают жетоны и соответствующее количество баллов | ||
7. Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 минут) | |||
Учитель: «Давайте подведем итоги урока. О чём мы сегодня с вами поговорили? Сколько семейных ценностей мы выписали на доску? Они все важны, но какие из ценностей кажется вам самыми важными? Какое задание больше всего понравилось? Были ли трудности в ходе урока? Заполните, пожалуйста, анкету «Незаконченное предложение» (см. Приложение 9) (Сайд №13) Герои урока - Петр и Феврония: - Ребята, давайте прикрепим на доску наши ромашки. Прикрепляя ромашку, выскажите свое впечатление от сегодняшнего урока. - Наша доска превратилась в цветущий луг. Вот также красиво выглядит каждая дружная, любящая семья. - Запомните, ребята, семья – это самое ценное и главное в жизни. Домашнее задание (на выбор):
(Сайд №14) | |||
- Заключение
В ходе проведения урока школьниками были даны следующие ответы:
«Советы ссорящейся семье»:
- понимать
- утешать
- слушать друг друга
- не перебивать
- прощать
- уступать
- не ругаться из-за пустяков
- уважать
- постараться понимать друг друга
- наладить отношения
- сходить куда-то вместе и поговорить, отдыхать всей семьёй, чаще ходить в походы, кино и т.д.
- проявлять терпение
- уметь прощать
- не мешать друг другу, уважать чужие поступки, мнения
«Основополагающими для семьи являются»
- забота
- прощение
- трудолюбие
- уважение
- любовь
- верность
- дружба
- взаимопонимание
- терпение
- взаимопомощь
«В мои обязанности как члена семьи входит учёба, уборка», «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка уважение, доброту»
- Список литературы и источников
1 Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
2 Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/
Приложения
Приложение 1. Пословицы о семье
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (семья)
Все родные, с кем живете,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна … (семья)
Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат —
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
Вот ведь дело - то какое…
Нас не семеро, а трое:
Папа, мамочка и я,
Но все вместе мы — … (семья)
Приложение 2. Примеры сказок о семье
Приложение 3. Пётр и Феврония Муромские
Приложение 4. «Сказание о Петре и Февронии». Песочный фильм. Студия «Артпесок». URL: https://www.youtube.com/watch?v=-yrE2VE6llE
Приложение 5. Начало «Повести о Петре и Февронии»
«Сей убо в Рустей земли град, нарицаемый Муромом, в нём же бе самодержавствуя благоверный князь Павел»
Приложение 6. Картинки с цветами. Какой цветок является символом Дня семьи, любви и верности?
Приложение 7. Задание «собрать пословицу»
Семьёй дорожить – счастливым быть
Дом согревает не печь, а любовь и согласие
Доброе братство лучше богатства
Согласье в семье — богатство
Приложение 8. Пословицы народов России
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются (русские, православные)
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает (татары, мусульмане)
Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгины, мусульмане)
Дружная семья - долгая жизнь (крымские татары, мусульмане)
Приложение 9. Анкета «Незаконченное предложение»
- Заключение
В ходе проведения урока школьниками были даны следующие ответы:
«Советы ссорящейся семье»:
- понимать
- утешать
- слушать друг друга
- не перебивать
- прощать
- уступать
- не ругаться из-за пустяков
- уважать
- постараться понимать друг друга
- наладить отношения
- сходить куда-то вместе и поговорить, отдыхать всей семьёй, чаще ходить в походы, кино и т.д.
- проявлять терпение
- уметь прощать
- не мешать друг другу, уважать чужие поступки, мнения
«Основополагающими для семьи являются»
- забота
- прощение
- трудолюбие
- уважение
- любовь
- верность
- дружба
- взаимопонимание
- терпение
- взаимопомощь
«В мои обязанности как члена семьи входит учёба, уборка», «Став родителем, я буду стремиться вложить в своего ребёнка уважение, доброту»
- Список литературы и источников
1 Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2017.
2 Житие Петра и Февронии Муромских: история святых [электронный ресурс] // Православие и мир. – Режим доступа: https://www.pravmir.ru/zhitie-petra-i-fevronii-muromskix/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"
Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....
Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".
Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....
Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"
Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»
Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...







