Методическая разработка воспитательного мероприятия по теме "Зачем человеку нужны правила?"
методическая разработка (1 класс)

Разина Ольга Валентиновна

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия для первоклассников в форме путешествия посвящена проблеме понимания важности правил в жизни человека. Она раскрывает вопросы необходимости правил в различных сферах: в школе, на улице, в играх, подчеркивая их роль в обеспечении безопасности младших школьников. Разработка будет полезна учителям первых классов для проведения данного занятия в цикле воспитательных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся осознанного отношения к соблюдению правил.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_cheloveku_pravila.docx25.72 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данная методическая разработка воспитательного мероприятия для первоклассников в форме путешествия посвящена проблеме понимания важности правил в жизни человека. Она раскрывает вопросы необходимости правил в различных сферах: в школе, на улице, в играх, подчеркивая их роль в обеспечении безопасности младших школьников. Разработка будет полезна учителям первых классов для проведения данного занятия в цикле воспитательных мероприятий, направленных на формирование у обучающихся осознанного отношения к соблюдению правил.

Пояснительная записка

Актуальность

В 2025 году формирование осознанного отношения к правилам поведения остается важнейшей задачей воспитательной работы классных руководителей, что закреплено в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" (273-ФЗ) и ФГОС НОО. С сентября учителя первых классов активно используют беседы и мероприятия для ознакомления детей с правилами. Первоочередное внимание уделяется правилам поведения в образовательном учреждении, а в дальнейшем, через уроки окружающего мира, расширяется представление о правилах безопасности в окружающей среде. В контексте концепции воспитания юных петербуржцев «Петербургские перспективы», а также в соответствии с Примерной программой воспитания, данная методическая разработка способствует адаптации воспитанников к социальным требованиям общества через изучение и освоение норм и правил поведения, что является основой для профилактики негативных явлений и способствует реализации задач, обозначенных в локальных актах образовательной организации, таких как Устав и Правила внутреннего распорядка.

Роль и место воспитательного занятия: занятие является одним из связующих в цикле моей воспитательной работы как классного руководителя. Поскольку конечным результатом является создание кодекса правил, то проводить его следует в конце первой четверти. Занятие может быть также интегрировано с уроками окружающего мира по темам, посвященным безопасности.

Рекомендации по использованию методической разработки:

  1. При проведении занятия необходимо учитывать индивидуальные особенности класса.
  2. Учителю заранее необходимо расставить парты для работы в группе (по 4 человека).
  3. Учителю необходимо проводить связь теории с реальной жизнью: конкретные примеры, иллюстрирующие необходимость соблюдения правил.
  4. Учителю следует заранее подготовить раздаточный материал и разложить их по конвертам.

Чем полезна разработка: воспитательное мероприятие выполнено в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, наполнена заданиями разного вида, что позволит учителю, исходя из индивидуальных особенностей класса, выбрать наиболее подходящие на каждом этапе путешествия. Работа в парах и небольших группах (по 4 человека) позволит включение каждого обучающегося в процесс.

Целевая аудитория: обучающиеся 1 класса.

Цель занятия: ознакомить обучающихся 1 класса с правилами, действующими в различных сферах жизни (школа, дом, улица, игра) и узнать их значимость для человека.

Задачи:

  1. Ознакомление с различными видами правил на конкретных примерах.
  2. Побуждение к анализу ситуаций, связанных с соблюдением и нарушением правил, и поиску путей решения проблем.
  3. Задействование игровых и творческих методов для активного усвоения и закрепления знаний о правилах.

Ожидаемый результат: составление общей коллективной памятки «Правила класса».

Форма путешествия для воспитательного мероприятия "Зачем человеку правила?" выбрана с учетом того, что у первоклассников игровая деятельность постепенно уступает место учебной. Чтобы поддержать их познавательный интерес и максимально вовлечь каждого ребенка в изучение важной темы, мероприятие представлено в увлекательном формате, близком их возрасту.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, ценностно-ориентировочная.

Методы, используемые в работе: объяснительно-иллюстративный(репродуктивный) метод, словесные методы (рассказ, беседа), наглядный (демонстрация, наблюдение), практический (ролевые игры, игровые упражнения), создание ситуации успеха.

Приёмы, использованые в разработке: рефлексия, проблемный вопрос,

Методические ресурсы: -

Подготовка воспитательного занятия: при подготовке к воспитательному мероприятию классному руководителю следует подготовить раздаточные материалы (эмблемы космонавтов, маршрутный лист, сигнальные карточки зелёного и красного цветов, карточки с правилами класса, карточки «светофор», карточки для ролевой игры «112»), а также презентацию. Классному руководителю потребуется следующее оборудование: компьютер, проектор, интерактивная панель\экран, презентация.

Ход воспитательного мероприятия:

  1. Организационный момент

Перед началом занятия учитель выдает обучающимся маршрутные листы, сигнальные карточки, конверты с заданиями.

  1. Вводная часть

1. Старт миссии (5 минут)

  Учитель (в роли командира космического корабля): "Внимание! Внимание! Корабль "Космоклассики" готовится к старту! Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие на планету Правил. Наша миссия: исследовать, зачем нужны правила и как они помогают нам жить в гармонии друг с другом!"

Но перед началом нашего космического путешествия необходимо проверить вашу готовность. Инопланетяне приготовили вам задание: проговорить название космического отряда и девиз! Только в четкой и слаженной работе мы сможем приступить к путешествию! 

     Дети (космонавты) называют отряд и девиз: Космоклассики - "К звездам знаний летим смело, правила изучим – важное дело!"

  1. Раздача эмблем космонавтов.
  2. Включение записи звука старта ракеты.
  3. Демонстрация на интерактивной доске карты "Галактика Правил".

  1. Основная часть

2.  Планета "Космотеория" (7 минут)

  Учитель: "Первая планета на нашем пути – планета Космотеория. Здесь мы должны разгадать космический шифр, чтобы узнать, что такое правила."

  Задание "Космический шифр": Детям предлагается разгадать зашифрованное слово "ПРАВИЛА" с помощью картинок-подсказок или ребусов.

Задание на экране:

1+2

4-3

5+0

10-1

3+3

7+1

8-3

Помощник к разгадке шифра:

  1. Р, 3-П, 5-А, 6-И, 8-Л, 9-В 

Презентация "Что такое правила?": (на слайде) Правила - это инструкция верных действий в разных жизненных ситуациях. Краткая анимированная презентация с примерами правил из разных сфер жизни (школа, дом, улица, игра).

Ситуации: 1. Правила безопасности на улице 2. Правила поведения в лесу 3.Правила поведения дома.

Вопрос для обсуждения: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все правила?" (Дети высказывают свои предположения).

Учитель: вернёмся к цели нашей миссии, сделаем первый вывод: для чего человеку нужны правила? (Один из ответов записываем на доску).

Поставим штамп о прохождении этой планеты. (На маршрутных листах дети раскрашивают планету «Космотеория»).

2.  Планета "Космобезопасность" (7 минут)

Учитель: "Мы приземлились на планету Космобезопасность! Здесь нам предстоит пройти испытания, чтобы доказать, что мы знаем правила безопасного поведения."

Игра "Космический светофор": Учитель показывает карточки с цветами светофора, а дети выполняют соответствующие движения (зеленый – шагают, желтый – стоят, красный – приседают).

Задание "Найди опасности": Детям показывают слайд с изображением комнаты или улицы, где есть нарушения правил безопасности (Например, включенный утюг, открытый кран с водой, переход на красный свет светофора). Дети должны найти и назвать эти нарушения.

Ролевая игра "Вызов 112": (Работа в парах) Один изображают звонок в службу спасения, сообщая об опасной ситуации, а другой - выбирает правило поведения при такой ситуации. (Карточки разрезаны, разложены в каждый конверт).

Ключ:

Ситуация

Правило поведения

Пожар из-за костра на полянке.

Позвонить по номеру 02.

Незнакомый человек звонит в дверь.

Никогда не открывать дверь незнакомым людям, позвонить родителям.

Не знаю, на какой свет переходить дорогу.

Дорогу переходят только на зелёный свет.

Учитель: ребята, вспомните, какая у нас миссия в путешествии? Приведите примеры правил безопасности, в ситуациях, которые сейчас обсудили. Какой вывод сделаем: для чего человеку нужны правила? (Один из ответов фиксируем на доске). Отметьте в маршрутном листе прохождение планеты. (На маршрутных листах раскрашивают планету «Космобезопасность»). А мы тем временем отправляемся на следующую планету!

  1.  Планета "Школа космодружбы" (10 минут)

Учитель: "Добро пожаловать на планету Школа космодружбы! Здесь живут очень вежливые и дружные инопланетяне. Давайте покажем им, что мы тоже умеем себя хорошо вести."

Игра "Волшебная ракета слов": На ракете написаны буквы. Дети называют вежливые слова\фразы, начинающиеся на эти буквы. (Буквы З(здравствуйте), Д(до свидания\доброе утро), С(спасибо), И(извините), П (пожалуйста), Б(будьте здоровы), Х(хорошего дня).

Учитель: Слышите, как приятно звучат эти вежливые слова! А как легко вызвать улыбку человека, произнеся всего лишь такие простые, но в то же время волшебные фразы! В школе космодружбы также есть свои правила. Например, каждый ученик должен приходить вовремя, на переменах не бегать по коридорам, жить в мире и согласии с одноклассниками. Что они вам напоминают? А какие ещё правила существуют в нашей школе? (Примерные ответы детей: 1. Относиться с уважением к учителю и одноклассникам. 2. Быть готовым к каждому уроку. 3.Вести себя хорошо на переменах и др.)

Задание "Разберись в ситуации": Детям предлагаются ситуации из школьной жизни (конфликт с другом, опоздание на урок, забытая дома тетрадь). Обучающиеся должны в парах предложить варианты решения этих ситуаций, опираясь на правила поведения в школе.

Учитель: Ребята, предлагаю вам построим дом дружбы. Подумайте, какие правила вам следует соблюдать, чтобы всё получилось? (Примерные ответы детей: делиться деталями, помогать другим, не ссориться).

Конструирование "Дом дружбы": Дети из строят из деталей "Дом дружбы" (в четвёрках).

Вопросы для обсуждения: что вам помогло построить дом дружбы? Какими правилами вы пользовались? Вернёмся к нашей миссии: зачем человеку нужны правила? (Учитель записывает на доске один тезис). Отметьте в маршрутном листе прохождение планеты. (На маршрутных листах раскрашивают планету «Школа дружбы»). А мы тем временем отправляемся на следующую планету!

  1. Заключительная часть
  1. Планета "Космотворчество" (5 минут)

Учитель: Мы прибыли на планету Космотворчество! Здесь мы создадим свой космический "Кодекс Правил".

Коллективная работа "Кодекс Правил нашего корабля"(класса): Дети вместе с учителем выбирают из предложенного списка правила поведения на космическом корабле (в классе), учитель прикрепляет правила их на доску.

Предложения на выбор (читает учитель, дети слушают и голосуют за правила):

  1. Уважительно относись к учителю и одноклассникам.
  2. Во время уроков мешай одноклассникам.
  3. Своё рабочее место и класс нужно содержать в чистоте.
  4. Когда одноклассники отвечают на вопрос учителя их можно перебивать.
  5. Нужно бережно относиться к школьному имуществу.
  6. Соблюдай тишину на уроке.
  7. Приходи на уроки вовремя.
  8. Если тебе кто-то в классе не нравится, то смело его ударь.
  9. Хочешь ответить на уроке - поднимай руку.
  10. Веди себя на переменах достойно: не бегай, не кричи, не дерись.

Учитель: теперь, когда кодекс правил нашего корабля готов, раскрасьте планету «Космотворчество» в своих маршрутных листах.

  1. Рефлексия

6.  Возвращение на Землю и подведение итогов (5 минут)

Учитель: "Наша миссия выполнена! Мы возвращаемся на Землю с новыми знаниями о правилах. Для чего же всё-таки людям нужны правила? Какие правила вам показались самыми важными? Как вы будете использовать эти знания в своей жизни?" Дети делятся своими впечатлениями и выводами.

    Рефлексия: выбор космического смайлика настроения и размещение его на доске.

   Прощание: "Спасибо за отличную работу! Помните, что правила – это наши друзья, которые помогают нам жить в мире и согласии!"

Список использованных источников

  1. https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2020/06/Распоряжение-КО-СПб-ОТ-16.01.2020-_-номер-105Р_Концепция-воспитания-на-2020-2025.pdf 
  2. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=486196 
  3. https://brgks.by/activity/strategy/mp/7_metod.pdf 
  4. https://nsportal.ru/blog/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/all/2011/01/18/vidy-i-formy-vospitatelnoy-raboty 
  5. https://sudact.ru/law/pismo-minprosveshcheniia-rossii-ot-18072022-n-ab-195106/prilozhenie_1/razdel-2/2.2-vidy-formy-i-soderzhanie/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник вежливых ребят"

Цель:         формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаи...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник цветных карандашей"

Воспитательное мероприятие для младших школьников будет познавательным, поучительным и интресным...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Короб чудес» для учащихся начальных классов.

Мероприятие, проведенное по данной разработке ставит целью развивать познавательную активность детей, а так же  интерес  к народному декоративно- прикладному искусству, познакомить их с наро...

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества

Методическая разработка воспитательного мероприятия, посвящённого Дню защитников Отечества Составитель: Резниченко Л.М., педагог дополнительного образованияЦель: Формирование гражданско-пат...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник Первой оценки " во 2 классе.

"Праздник Первой оценки " проводится  во 2 классе с приглашением родителей. Данная методическая разработка содержит подборку стихов, шуточных сценок, посвященных очень важному событию второклассн...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Праздник первых оценок"

Данное мероприятие проводиттся во втором классе по окончании первой четверти, таким образом подводятся итоги певого оценочного периода обучения. Учащиеся в интересной развивающей манере подводят итоги...

Методическая разработка воспитательного мероприятия "Всезнайка"

Данная разработка поможет провести среди учеников начальной школы 3-4 классов увлекательное и интересное  мероприятия " Путешествие по сказкам"...