Конспект фрагмента воспитательного события " Права и обязанности"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Привалихина Яна Владимировна

Путешествие в страну " Правознайка". Рассчитано на 15 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Права и обязанности.

Воспитательное событие.

Тема:  Игра-викторина «Звездный час» "Права и обязанности ребенка"

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  1. Формировать уважительное отношение к правам других людей. Способствовать формированию активной гражданской позиции.
  2. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Личностные: знание основных прав и обязанностей гражданина, школьника, применение этих знаний в повседневной жизни.
  2. Регулятивные: умение ставить цели деятельности; умение высказывать предположение (версию); анализировать свои действия и полученные знания.
  3. Коммуникативные: иметь представление о том, что важно понимать друг друга; уметь работать в группе, высказывать свою точку зрения и выслушивать других.
  4. Познавательные: умение работать с текстом, умение сравнивать и анализировать смысл понятий, умение анализировать ситуацию.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, Конвенция о правах ребенка, таблички с кратким текстом прав и обязанностей,  2-3обруча, презентация.

Используемые приемы, методы: словесный, наглядный, практический

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах,  применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.

Ход занятия

I.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей

Давайте друг другу улыбнемся

И начнем игру скорей!

II.Определение темы и целей.

 ( мультик смешарики)

-Догадались о чем пойдет речь на занятии?

-о правах и обязанностях

-Ребята, мы являемся гражданами какой страны? Российской Федерации

-Вы граждане России имеете права и обязанности.

Сегодня мы проверим как вы их знаете и понимаете.

-

-12 декабря в нашей стране отмечается замечательный праздник –День Конституции

-Кто -нибудь знает ,что такое Конституция? Слайд

-А права ребенка ,записаны в особом документе, конвенции о правах ребенка.

-Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие по стране  Правознайка

-Для того чтобы определить название команд и сесть в нужный вагон, предлагаю вам разгадать анаграммы.

-поздравляю Вас, мы отправляемся ( включаю видео)

-Первая станция на нашем маршруте- Разминка

- Вам нужно угадать о каком праве поют

1) Бременские (право на свободу передвижения)

2) До чего дошел прогресс ( Право на пользование достижениями культуры)

3) Чему учат в школе (право на образование)

4) мамонтенок (право на жизнь в семье)

5)какой чудесный день (право на занятие творчеством)

6) Антошка (право на отдых и труд)

7) кабы не было зимы (право на каникулы)

- Молодцы, даю ромашки

- Наш паровоз двигается дальше, след станция « Угадай-ка».

- Давайте попробуем отгадать загадки.-

- Следующая станция отвечай-ка

Сказка ложь ,да в ней намек, добрым молодцам урок.

В каждой сказке есть смысл, сказка учит соблюдению прав и выполнению обязанностей

- Я предлагаю Вам ответить на вопросы по сказкам.

-Молодцы( даю ромашки)

Рефлексия- У нас на доске у двух ромашек облетели лепестки, давайте соберем лепестки в соответствии с надписью на сердцевине.

-Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Правознайка. Мы сегодня очень хорошо пообщались: повторили права и обязанности, поговорили о хороших поступках и плохих. Главное вы должны помнить ,что в ы живете не одни а среди  людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми. Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы все соблюдали правила другого человека- не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: Худо тому, кто добра не делает никому. Счастья и солнца Вам дети!



Предварительный просмотр:

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление , я хотела бы начать со слов.( на слайде) Приглашаю Вас на свой мастер-классе «Читательская грамотность как основа успешности младших школьников»

2. Постановка проблемы.

В последнее время, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. В настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в социальных сетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным.

Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность. Одной из важных частей функциональной грамотности является читательская грамотность.

  1. Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса

Обратите внимание на дерево. Представим, что это читательская грамотность. У Вас на столах есть зеленые листочки, напишите на них, что такое читательская грамотность и добавьте к дереву.

Слайд: Вы совершенно правы, коллеги. Читательская грамотность –

  • способность человека понимать и использовать тексты,
  • размышлять о их содержании,
  •  заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
  • расширять свои знания и возможности,
  • участвовать в социальной жизни.

- От чего зависит появление плодов на дереве? (ответы)

-От того ,как мы будем ухаживать за деревом, как будем поливать .

 -Предлагаю Вам поухаживать за нашим деревом и полить его , и прочитайте  от каких факторов зависит  формирование читательской грамотности?

1) Формирование навыка чтения; 2) Овладение техникой чтения;
3) Формирование читательских интересов.

.

4. Основная часть.

-Для формирования навыка чтения, техники чтения и читательских интересов используют разнообразные приемы.

-Приемов работы очень много! С некоторыми мы  поработаем  сейчас.  Используя приемы читательской грамотности, мы узнаем ,что находится  в черном ящике.

1 класс - конверт №1.  

Начнем с первой ступени в начальной школе. 1 класс, прочитайте задание №1.

  1. Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал. (Круг, квадрат, треугольник, овал).

-Как одним словом назвать данные слова? (геометрические фигуры, форма)

-Второе задание даст подсказку, какой формы предмет в черном ящике.

2. Прочитай только первые слоги. Какое слово получилось?

Хорёк роща водник - Хоровод

- Делаем вывод, предмет в черном ящике круглой форы. (слайд)

Переходим к следующему звену в обучении. 2 класс.

- Если мы говорим про геометрическую фигуру, помимо формы мы должны учитывать размер. Чтобы понять какого размера предмет, выполните задание.

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Чуть больше ноготка девочка была (Дюймовочка)

-Дюймовочка по размеру была маленькая. Соответственно предмет в черном ящике небольшого размера. (слайд).

3 класс – конверт №1.  

напомните, в чем смысл анаграммы? В том, чтобы переставить буквы или звуки в слове для образования другого слова.

              Переставь слоги, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                                      

синовапель лыхспе ветц

дамё ветц и ветц феткон

тьхо голюбо вайспраши,

шийлуч ветц – ...

Апельсинов спелых цвет,

Меда цвет и цвет конфет!

Хоть любого спрашивай,

Лучший цвет – ...

-Ваша характеристика? (цвет). Какой цвет? (оранжевый) Вывод: - Предмет в черном ящике оранжевого цвета. (слайд)

4 класс – конверт №1.  -Завершающее звено в начальной школе - 4 класс.

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

- Задание 4 класса даст нам последнюю подсказку.

  1. Прочитать текст, видя только верхушки букв.

У предмета в черном ящике особенный, «радостный», праздничный запах.

-Ваша характеристика подскажет нам запах.

  1. Прочитать текст, видя только нижнюю букв.

Вкусно пахнет Новый год! Скоро, скоро он придет!

- Делаем вывод, что запах предмета напомнит нам о празднике. (слайд)

Открытие ящика.

-Внимание знатоки! Давайте подведем итог. Наш предмет круглый, небольшого размера, он оранжевого цвета, по запаху напоминает праздник.

АУДИО - Внимание вопрос!  «Что в черном ящике?»

-В черном ящике мандарин.

Приемы у каждого учителя-предметника могут быть свои.  Приемы, которые мы с вами рассмотрели, помогают улучшить навык чтения, стимулируют детей к познавательной и творческой активности. Способствуют формированию читательской грамотности.

5. Работа с текстом.

-Предлагаю каждому классу поработать с текстом и узнать интересную информацию о мандарине.

-В конвертах №2 находится текст и задания к нему. Ознакомьтесь, пожалуйста.

-Закончив задание, выберите читательские умения, которые помогли лично Вам его выполнить. Умения находятся на карточках в форме мандаринов.

1 класс. Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы.

афиша 2.jpg

«Объединение детских библиотек» г.Тольятти.

Вся информация по тел.:89234457887

  1. Выйдя из дома, семья Кузнецовых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком ×

  □   в библиотеку

   □  в театр

  □  в цирк

  1. В каком городе живёт семья Кузнецовых? Вставь пропущенное слово.

Семья Кузнецовых живёт в городе ____________________________.

  1. Папа, мама и Миша пошли на представление. В кассе им продали 2 билета.

  Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему

  билетов 2, а не 3.      

Выбери умения, которые помогли  справиться с заданием.

  1. Умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе.
  2. Умение работать с информацией, оформленной в виде несплошного текста.
  3. Умение понимать значение неизвестного слова на основе контекста.

2 класс. Прочитай. Вставь пропущенные слова в тексте, где это необходимо. Используй слова для справок.

Было время, когда____________ елку украшали этими фруктами, обернутыми в золотую и__________ фольгу. Мандарины висели на __________  ________ветках, словно ____________шарики. В конце праздника ребятишки срывали их с веток и лакомились ими.

(Слова для справок: смолистые, еловые, золотые, разноцветные, новогодние, серебряную).

Умения, которые помогли  справиться с заданием.

  1. Умение понимать лексическое значение слова на основе контекста.
  2. Умение связать единицы информации (определять их общую роль в тексте), определять морфемную форму.
  3. Умение определять наличие/отсутствие информации.

3 класс.  Собери текст по плану.

  1. Родина мандарина – Китай. Известно, что мандарины выращиваются в Китае и Японии в течение более 3000 лет. В настоящее время эти вкуснейшие цитрусовые хорошо прижились в Грузии, Абхазии, Турции, Греции, на юге Франции, в Португалии и Испании. (Место рождения мандарина)
  2. Мандаринам свойственно расти на дереве или кустарнике до 4-х м в высоту. Они густо покрыты маленькими зелеными листьями. Когда мандарины созревают, плод становится оранжевого цвета. От кожуры чувствуется устойчивый аромат. Этот запах создают эфирные масла, которые содержатся в кожуре фрукта (Свойство мандарина)
  3. Китайцы считают эти фрукты олицетворением финансового благополучия. Поэтому, придя, в гости на Новый год, они обязательно дарят два мандарина хозяевам дома. Провожая гостя, хозяева дома преподносят гостям тоже два других мандарина. Таким образом, они желают друг другу финансового благополучия. (Традиция китайцев на Новый год). 

План текста.

1.Место рождения мандарина

2.Свойство мандарина

3.Традиция китайцев на Новый год.

Умения, которые помогли справиться с заданием.

  1. Умение выявлять связь между прочитанным текстом и современной реальностью.
  2. Умение понимать содержание информации и восстанавливать деформированный текст по плану.
  3. Умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе.

4 класс. Изучите статью из энциклопедии растений.

Мандарин (лат. Citrus reticulata) – вечнозеленый плодовый кустарник или низкорослое дерево. Является ярким представителем рода Цитрус. Русское название культуры было позаимствовано от испанского языка (по другим данным – с французского). В настоящее время мандарин широко культивируется в Японии, Китае, Южной Корее, Испании, Алжире, Франции, Египте, Турции, Марокко, Грузии, Азербайджане, Аргентине и Бразилии. Также мандарины выращивают на черноморском побережье.

Характеристика культуры

Мандарин – кустарник или дерево высотой до 4-5 м с темно-зелеными побегами. Листья черешковые, средних размеров, эллиптической или яйцевидной формы. Цветки матово-белые, одиночные или собранные по две штуки в пазухах листьев. Плоды желтые или оранжевые, округлые. Кожура плода тонкая, легко отделяющаяся, ароматная. Мякоть желто-оранжевая или оранжевая, сочная, сладкая или кисло-сладкая. Цветет мандарин в мае – начале июня (что зависит исключительно от климатических условий), плоды созревают в октябре-ноябре.

Уход

Уход за мандаринами заключается в обильных и регулярных поливах. В зимнее время года поливы сокращают. Для поливов используют теплую и отстоянную воду. Подкормки обязательны. Зимой подкормки не нужны или по мере необходимости. Болезнями и вредителями мандарины поражаются редко, но профилактические обработки натуральными препаратами не возбраняются.

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. К какому роду относятся мандарины?
  1. Виноградовые        2) Цитрусовые                3) Бобовые
  1. Что в переводе с латинского означает Citrus reticulata? _____________________
  2. Дополни таблицу

Части мандарина

Характеристика

Листья

средних размеров, яйцевидной формы.

Цветки

Плоды

Кожура плода

тонкая, легко отделяющаяся, ароматная.

Мякоть

  1. Сформулируй вопрос, ответ на который дается в тексте._____________________________________________________________

Выберите умения, которые помогли Вам справиться с заданием.

  1. Умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  2. Умение формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу (вопрос).
  3. Умение работать с информацией, оформленной в виде несплошного текста.

7. Обобщение. Рефлексия.

8. Заключение.

- Учиться всегда нелегко, ничто не дается само собой, обязательно надо приложить усилия, запастись терпением. Зато высокие знания всегда принесут пользу и отблагодарят своего обладателя.

-Выполняя задания по формированию ЧГ, мы узнали полезную информацию о фрукте - мандарин.

-В результате нашей плодотворной работы, мы вырастили плоды на дереве.

Давайте выразим свое настроение на выращенных плодах.

Синеглазка нас угощает ароматными, сладкими, вкусными мандаринами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Конспект классного часа "Мои права и обязанности"

У каждого школьника будь он в первом или в четвёртом классе, есть свои права и свои обязанности. Благодаря разработанному конспекту вы сможежите рассказать вашим ученикам, какие права и обязанности у ...

Конспект дня знаний «Твои права, твои обязанности»

Конспект содержит информацию о правах и обязанностях детей. Учащиеся мотивируются к обучению во 2 классе....

Конспект Воспитательного события "День именинника"

Цель: формирование доброжелательных взаимоотношений младших школьников на основе включения их в праздничное событие.Задачи: - развить у детей желание проявлять внимание к одноклассникам, поздравлять с...

Технологическая карта воспитательного занятия "Калейдоскоп моих прав и обязанностей" 3 класс

Технологическая карта описывает воспитательное занятие «Калейдоскоп моих прав и обязанностей» для учащихся 3 класса, направленное на формирование у детей понимания своих прав и обязанносте...