Программа внеурочной деятельности "Киноуроки в школе"-1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа внеурочной деятельности коммуникативной направленности "Киноуроки в школе", для 1 класса
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15"
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол №1 от «29» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО заместителем директора по УВР МБОУ «Школа №15» | УТВЕРЖДЕНО Приказом по школе № ОД –417 от «_30_» августа 2024 г. |
Рабочая программа педагогов
Назаровой Татьяны Витальевны (ВКК), Зиборовой Ирины Анатольевны(ВКК),
по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе»
для учащихся 1 «А», 1 «Б» классов
на 2024-2025 учебный год
Ачинск 2024
I. Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» разработана для учащихся начальных классов на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения, с учётом особенностей построения образовательного процесса в 1 классе. Реализуется на основе:
- Проекта «Смотрим вместе», созданного в рамках программы по развитию эмоционального интеллекта и личностного потенциала «Вклад в будущее»;
- Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России»;
- Программы воспитания «Киноуроки в школах России» (в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций), Санкт-Петербург, 2022 год.
Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» для учащихся начальных классов соответствует духовно-нравственному направлению.
Духовно-нравственное воспитание предполагает воспитание на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
Система воспитания – комплексный инструмент, ориентированный на решение государственных стратегических задач воспитания подрастающего поколения, обеспечивает консолидацию усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Используемые понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для современного российского общества, соответствуют актуальным стратегическим документам в сфере образования, культуры, молодёжной и семейной политики, а также являются актуальными для планирования, организации и ведения воспитательного процесса в школах.
Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности учащихся, формирования социального опыта младших школьников через участие в занятиях «Киноуроки в школе».
Задачи курса:
создавать условия для высказывания учащимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим;
способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы;
организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов; учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей;
помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
Место внеурочной деятельности в Учебном плане.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» по духовно-нравственному направлению для учащихся 1--х классов рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на использование следующих источников:
1. «Киноуроки в школах России». Для проекта был создан список созидательных качеств личности, который включает в себя 99 пунктов (по количеству учебных месяцев с 1-го по 11-й класс). Каждое качество раскрывается в одном короткометражном фильме. К каждому фильму создаётся методическое пособие для учителя по проведению занятия. Все материалы Проекта получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации, входят в программу «Культура для школьников» Министерства культуры Российской Федерации.
Ссылка: https://kinouroki.org/
2. Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее». Мультфильмы коллекции для детей начальной школы направлены на социально-эмоциональное развитие. Сюжеты мультфильмов коллекции позволят поговорить о роли эмоций в жизни, вместе с детьми искать ответы на вопросы о том, какие бывают эмоции и почему они возникают, что делать с сильными эмоциями, как мирно жить в коллективе.
Ссылка https://vbudushee.ru/library/smotrim-vmeste/
3. 100 фильмов для школьников на портале «Культура.РФ». В коллекции портала собраны знаковые отечественные киноленты. Специальный фильтр помогает выбрать фильмы для конкретного класса или по интересующей теме.
Ссылка: https://www.culture.ru/live/cinema/movies/family/chil..
4. Фильмотека РЭШ. Содержит почти полторы тысячи отечественных фильмов самых разных жанров.
Ссылка: https://resh.edu.ru/movie/
II. Результаты освоения курса
В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения учащимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
- корректно выражать свое мнение;
- рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в фильмах с открытым финалом.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования в рамках духовно-нравственного воспитания
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
III. Содержание курса.
Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» духовно-нравственной направленности нацелена на формирование эмоционального интеллекта и нравственных качеств личности школьников.
Примерный план проведения занятия «Киноуроки в школе»:
Воспитательные занятия (киноуроки) проводятся в рамках внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:
1. Просмотр нравственно ориентированного короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.
2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия: предлагается способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни, во время которого решаются поставленные педагогом задачи.
3. Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики (общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике).
Ключевым этапом киноурока является рефлексия учащихся, нацеленная на побуждение проявить рассматриваемое нравственное качество в деле – социальной практике, идея которой предлагается школьниками, а не навязывается «сверху».
Обязательными требованиями к киноуроку является:
Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии значений вводимых понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип введения новых понятий – один киноурок – одно понятие.
- Тематическое планирование курса.
Количество часов - 33
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Содержание воспитательного потенциала занятия |
1 | Вводное занятие | 1 | 3.09.24 | |
2-4 | Киноурок «ЭРА». (понятие: мечта). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 10.09.24 17.09.24 24.09.24 | Когда у тебя есть настоящая мечта, нужна готовность преодолеть самые сложные ситуации. Справятся ли маленькие герои? Свершится ли их мечта о полете в космос? |
5-7 | Киноурок «Песня ветра» (понятие: дружелюбие). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 1.10.24 8.10.24 15.10.24 | Ахмет пожертвовал дружбой с девочкой, которая ему нравилась, ради спасения жизни бабочки. |
8-10 | Киноурок «Первое дело» (понятие: убежденность, идейность). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 22.10.24 5.11.24 12.11.24 | Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? (Ф.М. Достоевский) |
11-13 | Киноурок «Мандарин» (понятие: радость за другого). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 19.11.24 26.11.24 3.12.24 | Простой мандарин стал причиной настоящей дружбы, победившей зависть и обиду. |
14-16 | Киноурок «Друг в беде не бросит» (понятие: помощь вместо осуждения). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 10.12.24 17.12.24 24.12.24 | Девочка Кристина без спроса берет у мамы деньги на покупку желанной игрушки, отложенные на долгожданную операцию. Что ценнее: помочь или осудить поступок девочки? |
17-19 | Киноурок «Три солнца» (понятие: уважение). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 14.01.25 21.01.25 28.01.25 | Фильм «Три солнца» расскажет о мальчике Егоре, приезжающем погостить к родственникам в чувашскую деревню. |
20-22 | Киноурок «Не трус и не предатель» (понятие: дружба). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 4.02.25 11.02.25 18.02.25 | Славку ждут большие неприятности. Как поступит Вовка теперь? Признается ли он учителю, что это он виноват в случившемся? |
23-25 | Киноурок «Мой танец» (понятие: честность). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 4.03.25 11.03.25 18.03.25 | Ее нечестный поступок разорвал крепкую дружбу. |
26-28 | Киноурок «Трудный выбор» (понятие: моральный выбор). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 1.04.25 8.04.25 15.04.25 | Современные школьницы Ангелина и Катя учатся в одном классе и даже живут в одном подъезде. Катя, незаметная с виду девочка, из небогатой семьи, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет сильные стороны своего характера. |
29-31 | Киноурок «Воин света» (понятие: отзывчивость). Социальная практика. Обсуждение фильма. | 3 | 22.04.25 29.04.25 6.05.25 | Действие фильма происходит в палате детской больницы. Два хулиганистых подростка давно обжили эту палату, и маленькому мальчику, который сильно скучает по дому, совсем не просто в их компании. |
32-33 | Подведение итогов работы. Итоговое занятие. | 2 | 13.05.25 20.05.25 | Выставка творческих работ участников киноклуба (рисунков, отрывков сочинений, фотографий и т.д.). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Школа социального проекта"
Авторская педагогическая разработка адаптационная программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов «Школа социального проекта «Я – гражданин»...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости"
Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости" в соответствии с ФГОС...
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»
Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя школа", 4 класс на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в е...
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "В школу с улыбкой"
Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРТОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Рабочая программа внеурочной деятельности «Нартоведение» рассчитана на 1 год обучения (34 часа) для учащихся полилингвальных классов начальной школы и может быть реализована во внеурочное ...
