Программа внеурочной деятельности "Киноуроки в школе"-1 класс
рабочая программа (1 класс)

Зиборова Ирина Анатольевна

Программа внеурочной деятельности коммуникативной направленности "Киноуроки в школе", для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа № 15"

РАССМОТРЕНО        

на заседании ШМО

Протокол №1 от «29» августа   2024 г.

СОГЛАСОВАНО

заместителем директора по УВР МБОУ «Школа №15»

УТВЕРЖДЕНО

Приказом по школе № ОД –417 от «_30_» августа 2024 г.

Рабочая программа педагогов

 Назаровой Татьяны Витальевны (ВКК), Зиборовой Ирины Анатольевны(ВКК),

по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе»

для учащихся 1 «А», 1 «Б» классов

на 2024-2025 учебный год

Ачинск 2024

I. Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» разработана для учащихся начальных классов на основе Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования третьего поколения, с учётом особенностей построения образовательного процесса в 1 классе. Реализуется на основе:

  • Проекта «Смотрим вместе», созданного в рамках программы по развитию эмоционального интеллекта и личностного потенциала «Вклад в будущее»;
  • Всероссийского проекта «Киноуроки в школах России»;
  • Программы воспитания «Киноуроки в школах России» (в соответствии с Примерной рабочей программой воспитания для общеобразовательных организаций), Санкт-Петербург, 2022 год.

          Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» для учащихся начальных классов соответствует духовно-нравственному направлению.          

          Духовно-нравственное воспитание предполагает воспитание на основе духовно- нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.

Система воспитания – комплексный инструмент, ориентированный на решение государственных стратегических задач воспитания подрастающего поколения, обеспечивает консолидацию усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Современный российский национальный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

Используемые понятия, принципы и ценности являются базовыми, традиционными для современного российского общества, соответствуют актуальным стратегическим документам в сфере образования, культуры, молодёжной и семейной политики, а также являются актуальными для планирования, организации и ведения воспитательного процесса в школах.

Цель курса: создание условий для нравственного совершенствования личности учащихся, формирования социального опыта младших школьников через участие в занятиях «Киноуроки в школе».

Задачи курса:

создавать условия для высказывания учащимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим;

способствовать формированию у младших школьников культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы;

организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей – героев фильмов; учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей;

помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

Место внеурочной деятельности в Учебном плане.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Киноуроки в школе»  по духовно-нравственному направлению для учащихся 1--х классов рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование следующих источников:

1. «Киноуроки в школах России». Для проекта был создан список созидательных качеств личности, который включает в себя 99 пунктов (по количеству учебных месяцев с 1-го по 11-й класс). Каждое качество раскрывается в одном короткометражном фильме. К каждому фильму создаётся методическое пособие для учителя по проведению занятия. Все материалы Проекта получили высокую оценку Российской академии образования, рекомендованы Министерством просвещения Российской Федерации, входят в программу «Культура для школьников» Министерства культуры Российской Федерации.

Ссылка: https://kinouroki.org/

2.  Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».  Мультфильмы коллекции для детей начальной школы направлены на социально-эмоциональное развитие. Сюжеты мультфильмов коллекции позволят поговорить о роли эмоций в жизни, вместе с детьми искать ответы на вопросы о том, какие бывают эмоции и почему они возникают, что делать с сильными эмоциями, как мирно жить в коллективе.

Ссылка  https://vbudushee.ru/library/smotrim-vmeste/

3. 100 фильмов для школьников на портале «Культура.РФ». В коллекции портала собраны знаковые отечественные киноленты. Специальный фильтр помогает выбрать фильмы для конкретного класса или по интересующей теме.

Ссылка: https://www.culture.ru/live/cinema/movies/family/chil..

4. Фильмотека РЭШ. Содержит почти полторы тысячи отечественных фильмов самых разных жанров.

Ссылка: https://resh.edu.ru/movie/

II. Результаты освоения курса

В результате реализации программы внеурочной деятельности должно обеспечиваться достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты освоения учащимися общеобразовательных программ включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность ценностей самостоятельности и инициативы, готовность учащихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
  • активное применение знаний и приобретѐнных умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

  • сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
  • корректно выражать свое мнение;
  • рассуждать о возможных вариантах судеб персонажей в фильмах с открытым финалом.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования в рамках  духовно-нравственного воспитания

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

III. Содержание курса.

Программа внеурочной деятельности «Киноуроки в школе» духовно-нравственной направленности нацелена на формирование эмоционального интеллекта и нравственных качеств личности школьников.

Примерный план проведения занятия «Киноуроки в школе»:

Воспитательные занятия (киноуроки) проводятся в рамках внеурочной деятельности и состоят из следующих блоков:

          1. Просмотр нравственно ориентированного короткометражного игрового фильма, задача которого – вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.

          2. Обсуждение фильма по материалам методического пособия: предлагается способ подачи учебно-воспитательного материала, раскрывается авторский замысел содержания, расставляя акценты при формировании восприятия школьниками вводимого понятия, его значения и вариантов проявления в жизни, во время которого решаются поставленные педагогом задачи.

          3.  Важный результат киноурока – возникшая у школьников потребность подражания героям, которая реализуется в ходе проведения социальной практики (общественно полезного дела, инициированного детьми и позволяющего проявить рассматриваемое качество личности на практике). 

          Ключевым этапом киноурока является рефлексия учащихся, нацеленная на побуждение проявить рассматриваемое нравственное качество в деле – социальной практике, идея которой предлагается школьниками, а не навязывается «сверху».

          Обязательными требованиями к киноуроку является:

          Универсальная цель воспитательного занятия – формирование и развитие общекультурных и личностных ценностно-смысловых ориентиров, основанных на раскрытии значений вводимых понятий о нравственных качествах личности человека. Принцип введения новых понятий – один киноурок – одно понятие.

  1. Тематическое планирование курса.

Количество часов - 33

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание воспитательного потенциала занятия

1

Вводное занятие

1

3.09.24

2-4

Киноурок «ЭРА». (понятие: мечта).

Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

10.09.24

17.09.24

24.09.24

 Когда у тебя есть настоящая мечта, нужна готовность преодолеть самые сложные ситуации. Справятся ли маленькие герои? Свершится ли их мечта о полете в космос?

5-7

Киноурок «Песня ветра» (понятие: дружелюбие). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

1.10.24

8.10.24

15.10.24

Ахмет пожертвовал дружбой с девочкой, которая ему нравилась, ради спасения жизни бабочки.

8-10

Киноурок  «Первое дело» (понятие:

убежденность, идейность). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

22.10.24

5.11.24

12.11.24

Основная идея всегда должна быть недосягаемо выше, чем возможность ее исполнения. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? (Ф.М. Достоевский)

11-13

Киноурок «Мандарин» (понятие: радость за другого). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

19.11.24

26.11.24

3.12.24

Простой мандарин стал причиной настоящей дружбы, победившей зависть и обиду.

14-16

Киноурок «Друг в беде не бросит» (понятие: помощь вместо осуждения). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

10.12.24

17.12.24

24.12.24

Девочка Кристина без спроса берет у мамы деньги на покупку желанной игрушки, отложенные на долгожданную операцию. Что ценнее: помочь или осудить поступок девочки?

17-19

Киноурок «Три солнца» (понятие: уважение). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

14.01.25

21.01.25

28.01.25

Фильм «Три солнца» расскажет о мальчике Егоре, приезжающем погостить к родственникам в чувашскую деревню.

20-22

Киноурок «Не трус и не предатель»

(понятие: дружба). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

4.02.25

11.02.25

18.02.25

Славку ждут большие неприятности. Как поступит Вовка теперь? Признается ли он учителю, что это он виноват в случившемся?

23-25

Киноурок «Мой танец» (понятие: честность). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

4.03.25

11.03.25

18.03.25

Ее нечестный поступок разорвал крепкую дружбу.
Чтобы стать честной перед самой собой, Полина меняет свою привычную жизнь.

26-28

Киноурок «Трудный выбор» (понятие: моральный выбор). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

1.04.25

8.04.25

15.04.25

Современные школьницы Ангелина и Катя учатся в одном классе и даже живут в одном подъезде. Катя, незаметная с виду девочка, из небогатой семьи, столкнувшись с трудными жизненными обстоятельствами, проявляет сильные стороны своего характера.

29-31

Киноурок «Воин света» (понятие: отзывчивость). Социальная практика. Обсуждение фильма.

3

22.04.25

29.04.25

6.05.25

Действие фильма происходит в палате детской больницы. Два хулиганистых подростка давно обжили эту палату, и маленькому мальчику, который сильно скучает по дому, совсем не просто в их компании.

32-33

Подведение итогов работы. Итоговое занятие.

2

13.05.25

20.05.25

Выставка творческих работ участников киноклуба (рисунков, отрывков сочинений, фотографий и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Школа социального проекта"

Авторская педагогическая разработка адаптационная программа  внеурочной деятельности по  общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов «Школа социального проекта «Я – гражданин»...

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости"

Программа внеурочной деятельности в 1-3 классах "Школа Вежливости" в соответствии с ФГОС...

Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Моя школа", 4 класс на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа внеурочной деятельности разработна на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в е...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "В школу с улыбкой"

Проблема общекультурного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение.Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Наша школа и безопасность» 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАРТОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рабочая программа внеурочной деятельности «Нартоведение» рассчитана на 1 год обучения (34 часа) для учащихся полилингвальных классов начальной школы и может быть реализована во внеурочное ...