Формирование духовно-нравственной сферы кадет через прочтение книг об Александре Невском
статья (4 класс)
Автор статьи.Сборник XХI Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «Русская народная культура как основа культурно-образовательного пространства Югры ХХI века» «Формирование духовно-нравственной сферы кадет через прочтение книг об Александре Невском»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Алейникова Татьяна Геннадьевна
МБОУ «СОКШ №4»
Формирование духовно-нравственной сферы кадет через прочтение книг об Александре Невском.
Одной из важнейших задач воспитания является формирование у младших школьников духовности и культуры. Духовно - нравственное воспитание должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. И здесь незаменимым помощником становится правильно подобранная книга. Серии книг о Святом благоверном князе Александре Невском не только обогащают кадет новыми знаниями, но и формируют мировоззрение учащихся, приобщают к духовному потенциалу русской культуры. Александр Невский- русский князь, блестящий полководец, тонкий и умный политик; его ратные дела и самоотверженное служение Родине являются несомненно примером для подражания.
В школьной программе произведения о князе Александре Невском представлены в небольшом количестве, поэтому я включаю книги на данную тематику в уроки внеклассного чтения.
В первом классе при изучении разделов «Малые фольклорные жанры: народные пословицы, поговорки по теме «Родина, Отечество», «Поэтическая тетрадь: стихи и рассказы о защитниках Отечества» я знакомлю детей с книгами детского писателя Олега Николаевича Тихомирова «Александр Невский» и «Александр Невский: слово о походах». В данные книги включены рассказы о жизни, походах и битвах святого благоверного князя Александра Невского. У детей формируется первоначальное представление о князе – защитнике Отечества, а также интерес к истории нашей Родины на примере исторических событий и яркой личности.
Во 2 классе при изучении разделов «О нашей Родине», «Путешествие в мир книг», «Фольклорные произведения о родине и ее защитниках» я предлагаю детям для самостоятельного прочтения научные статьи о князе А. Невском из познавательных журналов и энциклопедий. На этом этапе обучения мы совместно с детьми составляем исторический портрет Невского, систематизируем знания о князе, составляем виртуальную экскурсию в прошлое «По следам А. Невского». Для внеклассного чтения и затем коллективного обсуждения прочитанного во втором классе я использую книгу В. Воскобойникова «Александр Невский». Материал данной книги «оживляет» образ Невского; читая отдельные главы, мы узнаем, каким Александр был в детстве, как его воспитывали и чему обучали. Например, автор рассказывает о том, что уже в три года маленького князя признали воином и надели специально сшитую для него одежду, к которой прикрепили маленький меч. Чтение рассказов из данной книги воспитывает эмоционально-положительное отношение к защитникам- воинам, желание подражать им, походить на них: быть сильными, смелыми, благородными.
В 3 классе в разделе «Поэтическая тетрадь: стихи, рассказы о защитниках Отечества» дети знакомятся с книгой О. Тихомировой «Битва на Неве». Эта книга для младших школьников вышла в иллюстрированной серии «История в картинках». Яркие, красочные иллюстрации Б. Пашкова помогают читателям представить образы князя Александра Ярославича, русскую дружину, храбрых ратников Савву, Гаврилу Олексича, ловчего Якова, а также картины легендарного сражения на Неве. У кадет формируется чувство гордости к верному сыну Отечества – великому русскому полководцу Александру Невскому.
В 4 классе при изучении раздела «Произведения фольклора. Сказки. Легенды, былины, героические песни» я знакомлю кадет с произведением А.К. Югова «Отважное сердце». В книге рассказывается о событиях, происходивших на Руси в XIII веке во времена монголо-татарского нашествия, в годы княжения Александра Невского. На примере главного героя Гриньки дети задумываются о том, что значит любить свою Родину и как эту любовь можно проявить.
Данные книги рекомендуются для домашнего семейного чтения и включены в раздел курса «Образ защитника Отечества на страницах книг детских писателей», который реализуется как через урочную, так и внеурочную деятельность.
Книги о Святом благоверном князе Александре Невском становятся отличным дополнительным материалом на уроках окружающего мира и помогают формировать духовно – нравственную сферу кадет Так при изучении тем в 1- 2 классах «Наша страна –Россия», «Из истории нашей Родины. Как Русь начиналась» я знакомлю с рассказами С.Т. Романовского и Ю. Крутогорова «Александр Невский». При изучении тем в 3-4 классах: «Великие князья в Древней Руси», «Как защищали Родину наши предки», «Битва на Чудском озере», я предлагаю для прочтения отрывки из повестей В. Амиргулова «Светлый княжич Александр» и С.Т. Романовского «Александр Невский». Включение данного материала в уроки помогают сформировать у кадет чувство уважения и благодарности к великим предкам, человеколюбие, сострадание и патриотизм.
Таким образом детские книги о Святом благоверном князе Александре Невском помогают формировать у кадет образ героя, защитника своего государства; прививают любовь к Отечеству и родному краю, воспитывают чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину.
Использованная литература:
Бабаян А.В. О нравственном воспитании / А.В. Бабаян, Н.Г. Дебольский // Педагогика. - 2005.
Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. // Л.Д. Короткова // Начальная школа. - 2007. - №11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...

Формирование духовно - нравственных качеств учащихся через уроки гуманитарного цикла.
Формирование духовно - нравственных качеств учащихся начальной школы происходит неразрывно с учебным процессом. Оно успешно, если оно системно....
консультация для воспитателей "Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру"
дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их б...
Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность
На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.
Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

Формирование духовно – нравственной личности младшего школьника через изучение олонхо.
В республике разработана концепция «Педагогика олонхо», цель которой — воспитание детей, разносторонне развитых, социально ориентированных, творчески мыслящих и работоспосо...
