Конспект классного часа «Уроки нравственности» 3 класс (Сайфутдиновой Е. Р.)
классный час (3 класс)

Тема: «Уроки нравственности» Цель классного часа: Создание условий для формирования у обучающихся представлений о  таких нравственных понятий, как доброта, вежливость. Формирующиеся ценности: Доброжелательность, проявление сопереживания, готовность оказывать помощь, неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважение старших. Задачи: Образовательные: давать понимание и знания о важности нравственных ценностей. Развивающие: развивать эмоциональные - ценностные сферы учащихся; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; развивать навыки саморегуляции поведения, эмоционального состояния. Воспитательные: воспитывать умение совместно работать в группе; проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих Направление воспитания: Духовно-нравственное воспитание Методы и приемы: Художественное слово, беседа, презентация, метод игры Форма: классный час Необходимое оборудование: Презентация, проектор, экран, раздаточный материал (задание 3), правила этикета. Дата проведения: 21.04.2025. Аудитория: 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1konspekt_klassnogo_chasa.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 8

Конспект классного часа

студентки Сайфутдиновой Есфирь Рафисовны

группы 4 «А» специальности «Преподавания в начальных классах»

Тема: «Уроки нравственности»

Цель классного часа: Создание условий для формирования у обучающихся представлений о таких нравственных понятий, как доброта, вежливость.

Формирующиеся ценности: Доброжелательность, проявление сопереживания, готовность оказывать помощь, неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважение старших.

Задачи:

  • Образовательные: давать понимание и знания о важности нравственных ценностей.
  • Развивающие: развивать эмоциональные - ценностные сферы учащихся; развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; развивать навыки саморегуляции поведения, эмоционального состояния.
  • Воспитательные: воспитывать умение совместно работать в группе; проявлять внимание к эмоциональному состоянию одноклассников, оценивать ситуацию взаимодействия и противостоять негативному давлению со стороны окружающих

Направление воспитания: Духовно-нравственное воспитание

Методы и приемы: Художественное слово, беседа, презентация, метод игры

Форма: классный час

Необходимое оборудование: Презентация, проектор, экран, раздаточный материал (задание 3), правила этикета.

Дата проведения:

Аудитория: 3 класс

Использованная литература:

Ход классного часа

Этап, виды работ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Сегодня классный час проведу у вас я, зовут меня Есфирь Рафисовна.

Начнем издалека. Ну, скажем, с Тихого океана. Представьте себе: на какой-нибудь необитаемый остров попал человек. Один-одинешенек! Кругом не души! Что хочу, то и делаю!

А представьте себе всю жизнь быть одному! Брр! Словом, мы живем в обществе. И как раз потому, что нас так много и мы живем все рядом, мы видим не только самих себя, но и тех, кто нас окружает, все должны жить в мире и согласии и протягивать друг другу руку помощи - вот как раз, поэтому мы не можем делать все, что нам вздумается. Поэтому существуют определенные правила поведения, которые все вместе называются красивым словом – этикет.

Всем испортить настроенье

Может наше поведенье.

Коля с Катей побранились.

Толя Вадика толкнул,

Тот в тарелку нос макнул.

И расхвасталась Наташа:

«Я умнее вас и краше!»

Не слыхали эти дети

Ничего об этикете

И плохого в том не видят,

Что кого – нибудь обидят.

Чтобы легче нам жилось,

Часто плакать не пришлось,

Мой вам дружеский совет:

Соблюдайте этикет!

- А как вы думаете, что такое этикет?

Слово французского происхождения и вошло в жизнь людей в XVI веке, но правила отношений между людьми имеют более длительную историю. Ведь даже первобытному человеку приходилось общаться с себе подобными.

-А что такое вежливость?

Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы- то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете

Пред сильными робея.

Здороваются. Садятся.

Представляют.

Слушают учителя.

- Этикет – это воспитанность, умение вести себя в обществе, хорошие манеры, вежливость.

- Вежливость — черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. 1

Основной этап

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в музей «Вредных привычек». Вам нравится это название? НЕТ! Давайте попробуем избавиться от вредных привычек, которые практически присущи нам всем.

-А какие могут быть вредные привычки в разговоре между людьми?

- Правильно, правильная и культурная речь – также является частью этикета.

- Сейчас мы с вами прочитаем одно стихотворение, читая его правильно, четко и выразительно, но самое главное правильно расставляя ударения.

1 задание «Говори правильно»

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка,

Держи в руках его, озорника!

Шутник он, невидимка-молоток,

Тук! – и ударил в безударный слог…

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

-Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги!-

Нет, снова – тук!... Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

- А теперь вы выполним 2 задание, проверим как хорошо вы знаете правильность произношения слов

2 задание «Расставить ударение в словах и правильно их произнести»

МУЗЕЙ КИЛОМЕТР КОНЕЧНО (шн) СТОЛЯР

СЧАСТЬЕ (щ) ПОРТФЕЛЬ ЗВОНИТ ЩАВЕЛЬ

-Владение речевым этикетом предполагает умение правильно выбирать вежливые слова в разных ситуациях.

Вежливость – это выражение добрых отношений между людьми. Правила этикета вырабатывались на протяжении многих столетий. В старину вежливое обращение людей могло звучать иначе, чем сейчас, например, у А. Пушкина в «Сказке о царе Салтане»: «Князь им вымолвил тогда: - Добрый путь вам, господа!»

-Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого …..

- Зазеленеет старый пень, когда услышит….

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы…..

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь…..

- Когда нас бранят за шалости, говорим…

- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят…

-Итак, почему никак не прожить без вежливости или где и как нам поможет вежливость?

Слова: «До свидания!», «Спасибо!», «Простите!»,

«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»

Щедро дарите.

Дарите прохожим,

Друзьям и знакомым.

В троллейбусе,

В парке, в школе и дома.

Слова эти очень

И очень важны.

Они человеку

Как воздух нужны.

Без них невозможно

На свете прожить.

Слова эти надо

С улыбкой дарить.

-А теперь посмотрите на листочки, что у вас лежат на столе, переверните их.

3 задание:

- На листочках записаны разные качества характера человека. Выберите только те, которые ,на ваш взгляд, присущи вежливому, доброму, культурному человеку: бережливость, лень, терпение, правдивость, лживость, грубость, плаксивость, гордыня, гордость, драчливость, хвастливость, опрятность, вежливость, самолюбие, самовлюбленность, грызть ногти, шмыгать носом, мыть руки, чистить обувь.

4 задание: «Ваши действия»

- Иногда бывает, что мы попадаем в неприятную ситуацию. Как правильно выйти из нее? Вот пример вам ситуации

  1. Друг дал вам поиграть в игру. Вы случайно ее сломали. Ваши действия?

  1. У вас в гостях друг. Играете вместе. Случайно он разбивает любимую мамину вазу. Ваши действия?

  1. Вы разбирались в книжном шкафу, обнаружили книгу, которую друг вам дал почитать и уже забыл, наверное, о ней. Ваши действия?

  1. Вы, находясь в гостях, уронили на соседа тарелку с салатом. Ваши действия?

5. В переполненном автобусе мужчина наступил на ногу и стоит на ней. Ваши действия?

6. Вы спешили на урок и в коридоре столкнулись лбами. Вам ужасно больно. Ваши действия?

5 задание: А теперь задачи не на сложение и вычитание.

- Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Какие?

- Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет?

6 задание: Сформулировать и записать правила поведения на листочках:

- Как вести себя на игровой площадке.

- Как вести себя за столом.

- Как вести себя с взрослыми.

- Как вести себя в транспорте.

-Да/Нет

- Если человек будет мямлить, неправильно ставить ударения, тараторить и т.п.

Сначала выполняют задание вместе, а потом по желанию (по четверостишию) .

Выполняют второе задание. По одному слову

- спасибо.

- добрый день.

- спасибо.

- здравствуйте.

- прости, пожалуйста.

- до свидания.

- Вежливость помогает устанавливать и поддерживать хорошие отношения с другими людьми.

- Вежливость позволяет проявлять уважение к другим людям, учитывать их чувства.

- Вежливость помогает избегать конфликтов и неприятных ситуаций, так как вежливое общение способствует мирному разрешению проблем.

- Вежливость создаёт положительное впечатление о человеке, помогает строить успешные отношения.

Слушают учителя.

Открывают задания.

- бережливость, лень, терпение, правдивость, лживость, грубость, плаксивость, гордыня, гордость, драчливость, хвастливость, опрятность, вежливость, самолюбие, самовлюбленность, грызть ногти, шмыгать носом, мыть руки, чистить обувь.

- попросить прощение и купить ему новую игру, взамен сломаной

- не паниковать, не злиться, всегда понимать, что ваза это просто вещь, вместе объясниться перед мамой, убрать все, мама все поймёт, ни в коем случае нельзя обвинять своего друга, это просто случайность.

- Принести и отдать книгу, попрося при этом прощение и объясниться, что ты не специально.

- Попросить прощение, помочь другу убрать салат

- Можно сказать: «Простите пожалуйста, вы наступили на мою ногу»

- Попросить прощение, узнать о самочувствии человека, с которым столкнулись.

- Мальчик должен был спросить: «Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»

- Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.

Выполняют задание на листочках

Заключительный этап

- Действительно воспитанный человек знает правила хорошего поведения, в обществе он бесконечно вежлив и думает так же, как поступает. Внутренне он также порядочен, как и внешне.

-Вот и подошло к концу наше путешествие. Я хочу подарить вам правила этикета. Познакомьтесь с этими «НЕ» повнимательней.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

- В заключение нашего мероприятия, я всех вас хочу наградить медалью «Рыцарь Доброе сердце». Я думаю, что сегодня ваши сердца стали добрее. Но мы должны все вместе произнести клятву рыцарей.

Клятва рыцарей.

Клянемся рыцарями быть!

Всегда «Спасибо» говорить,

«День добрый!», «До свиданья!»

Нет лучше в мире званья.

Клянемся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть.

И говорить прилично

Клянемся каждый лично!

Клянемся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежд разить мечом волшебным

И строгим словом, и целебным.

Слушают учителя.

Смотрят правила этикета

Награждение.

Произносят клятву рыцарей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа «Урок Мужества. Помнят люди».

Ежегодно к 9 мая в школах проводятся Уроки мужества....

Конспект классного часа "Урок мужества" - 1 класс.

Способствовать готовности учащихся укреплять основы общества и государства., формирование у учащихся любви к Родине....

Конспект классного часа "Урок доброты"

Классный час "Урок доброты" предназначен для учащихся 3 или 4 класса....

Конспект классного часа "Уроки нравственности. Ответственность"

Вашему вниманию я представляю конспект классного часа на тему: «Уроки нравственности. Ответственность». Данный конспект предназначен для 4 класса.  Перед проведением классного часа учителем были ...

Конспект классного часа для 1 класса по теме «Правила безопасности при общении с животными» (Урок - путешествие)

Цели классного часа : ознакомить детей с правилами безопасного общения с животными; воспитывать доброжелательное отношение к ним. На уроке поговорим о том, кто это самое первое до...

Конспект классного часа "Урок безопасности"

Классный час для учащихся 1 класса по безопасности. В данном конспекте представлен материал по пожарной безопасности, безопасности на улице и дома, безопасность на дорогах. Классный час  проводит...

Конспект классного часа для 1 класса на тему «Правила поведения на уроке и на перемене»

Цель: способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены....