Конспект внеурочного занятия по теме «Что такое электричество. Откуда берется электричество».
план-конспект занятия (3 класс)

Эндриш Юлиана Эдуардовна

Название курса: «ПроЭнергию»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная

Класс / возраст детей: 3

Тема: «Что такое электричество. Откуда берется электричество».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о роли электричества в современном мире;

2. Понимать личную ответственность за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом.

Цель: формирование у обучающихся представлений о электричестве и его происхождении.

Задачи:

1. Дать представление о том, как вырабатывается и поступает в дом электричество;

2. Научить безопасному обращению с электроприборами;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Скачать:


Предварительный просмотр:

Студент: Эндриш Юлиана Эдуардовна

Группа: 33

Методист: Мирзоян Регина Владимировна

Учитель: Старикова Александра Сергеевна

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПроЭнергию»

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная.

Класс: 3-9

Тема: «Что такое электричество. Откуда берется электричество».

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Иметь целостное представление о роли электричества в современном мире;

2. Понимать личную ответственность за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом.

Цель: формирование у обучающихся представлений о электричестве и его происхождении.

Задачи:

1. Дать представление о том, как вырабатывается и поступает в дом электричество;

2. Научить безопасному обращению с электроприборами;

3. Развивать познавательную активность учащихся, внимание и память.

Форма проведения: факультатив

Дата проведения: 13.02.2024

Челябинск, 2024

Ход внеурочного занятия

Этапы занятия

Время

                                                                       Содержание

Формируемые УУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

2 мин.

Создает эмоциональный настрой на работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлиана Эдуардовна и сегодня я проведу у вас занятие. А чтобы у всех сегодня было хорошее настроение, давайте подарим улыбку своему соседу. Она создает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку!

Обеспечивает мотивацию к изучению материала.

- Ребята, посмотрите, это Майя, она хочет высушить свои волосы, но фен не работает. Как вы думаете, почему?

- Ну, конечно же, его нужно включить в розетку! Для того, чтобы электроприбор заработал, его надо подключить к электричеству. 

- Так что же нужно для того, чтобы электроприбор заработал?

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- Предположите о чём мы сегодня будем говорить.

- Верно, тема нашего занятия «Что такое электричество. Откуда берется электричество». Сформулируйте цель нашего занятия. О чём мы сегодня узнаем?

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы.

- Его нужно включить в розетку.

- Электричество.

- Мы будем говорить про электричество

- Узнаем о том, что такое электричество и откуда оно берется.

УУКД:

- вступать в коммуникативное сотрудничество

- принимать тему и цель совместной деятельности

УУРД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с педагогом

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Презентация: слайд №1

Презентация: слайд №2

Презентация: слайд №3

Презентация: слайд №4, 5

Основной

15 мин.

– Как вы думаете, что же такое электричество?

- Электричество – это энергия, существующая благодаря взаимодействию электрических зарядов. Эта энергия передаётся по проводам.

- Электричество, бегущее по проводам, называется электрическим током. Он и заставляет работать электрическую лампочку.

- Электрический ток чем - то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы - электроны.

Ребята, Фиксики хотят рассказать вам про электричество и электроприборы, давайте их послушаем.

Учитель показывает видео.

- Давно ли люди умели пользоваться электричеством?

- А когда научились его использовать?

- Лампочка умеет светить, а что умеют делать другие электроприборы?

- Верно! А как вы думаете, сможет ли человек прожить без электричества? Почему?

- А сейчас давайте узнаем, какие электроприборы есть в вашем доме. Откройте свою рабочую тетрадь на странице 44, задание №1, прочитайте задание.

- Что значит «мощные потребители энергии»?

- Что значит потребители, имеющие батарейки?

- Какие приборы могут быть мощными потребителями энергии?

- Отлично, давайте запишем два примера в таблицу.

- Какие приборы могут иметь батарейки?

- Отлично, давайте запишем два примера в таблицу.

- Отлично! А теперь каждый из вас будет называть электроприборы или обычные бытовые приборы, например, веник, а остальные будут внимательно слушать и хлопать, если услышат электроприбор. Работаем по цепочке, каждый называет один прибор.

- Это мощный электроприбор или он работает на батарейках? Давайте запишем его в таблицу.  (веник, фен, телевизор, расчёска, утюг, микроволновая печь, совок, компьютер,

ложка, стиральная машина, холодильник, ножницы, настольная лампа,

вентилятор, карандаш, телефон)

- Отлично! Как нужно обращаться с электроприборами? Давайте вспомним правила обращения с электроприборами.

1. Браться за электроприборы только сухими руками.

2. Пользоваться можно только исправными электроприборами.

- Что может случится, если взяться за неисправный электроприбор?

3. Присматривать за электроприборами.

- Что нужно делать, если вы заметили, что электроприбор начал искриться?

4. Не нужно перегружать розетку несколькими электроприборами.

- Отлично! Также люди научились создавать электричество в батарейках. Давайте посмотрим, как работает батарейка.

Учитель показывает видео.

- Как работает батарейка?

- А какие виды батареек вы знаете?

- Посмотрите на слайд, батарейки бывают разных видов.

- Также батарейки могут разделяться по химическому составу. Наиболее известные, это солевые и щелочные, алкалиновые.

- Как батарейки могут навредить природе?

- Токсичные вещества, которые содержатся в батарейке, после разрушения корпуса попадают в почву, отравляя всё вокруг, а затем и в грунтовые воды, водоёмы, а оттуда — в водопровод. Батарейки наносят большой вред природе.

- Как предотвратить вред батареек природе?

- Верно. Батарейки не нужно выбрасывать вместе с обычным мусором, а нужно сдавать их в специальные пункты приёма батареек.

- Вот мы с вами и узнали про электроприборы и батарейки.

- Ребята, вспомните, электрические заряды мы можем также наблюдать в природе. Не подскажите, когда?

- Да, молния – это огромная электрическая искра.

- Даже некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения. Кто знает, как называется такая рыба?

- Древнегреческий ученый Фалес Милетский еще в 6 веке до нашей эры заметил, что если потереть об шерсть кусочек янтаря, то к нему притягиваются перья и нитки. Янтарь (по - гречески) – электрон, поэтому явление и назвали электричество.

- Сейчас и мы с вами проведём похожий опыт.

- Для этого мне нужен один помощник. У меня есть воздушный шарик, давайте потрём его о волосы. А теперь поднесём к нему маленькие кусочки бумаги.

- Посмотрите, что произошло?

- Почему?

- Это произошло из-за того, что в наших волосах тоже живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик стал электрическим, поэтому притянул кусочки бумаги.

Физминутка

- И все же, откуда в наш дом приходит электричество?

- Чтобы это узнать, давайте послушаем Фиксиков.

Учитель показывает видео.

- Итак, где же вырабатывается электричество?

А какие виды электростанций вы знаете?

- Выполним задание №2 на странице 45. Сейчас вы будете записывать полное название электростанций.

- Гидроэлектростанция. Запишите название.

Гидроэлектростанции строят на реках, и электричество вырабатывается за счёт сильного потока воды, падающего с плотины. Крупнейшей ГЭС в России является Саяно – Шушенская ГЭС на реке Енисей.

- Тепловая электростанция. Запишите название. На тепловых электростанциях электричество вырабатывается за счёт сжигания топлива: угля, природного газа, мазута. Самая мощная тепловая электростанция в России - Сургутская ГРЭС-2, расположенная в городе Сургут Ханты-Мансийского автономного округа на реке Чёрная.

- Атомная электростанция. Запишите название.

Атомные электростанции работают на атомном, другими словами ядерном топливе.  В Челябинской области АЭС является Южно-Уральская АЭС, расположенная в г. Озёрск.

- Ребята, знаете ли вы как сокращённо записываются названия электростанций? Подумайте об этом в парах и предложите свой вариант.

- Как можно кратко записать название гидроэлектростанции? Атомной электростанции? Тепловой электростанции?

- Итак, электрический ток вырабатывают большие мощные электростанции. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

- Выполним задание №2 на странице 46 в рабочей тетради. Вам необходимо провести путь электричества от электростанции в ваш дом. Путь с теплоэлектростанции вы проведёте оранжевым / жёлтым карандашом. Путь с гидроэлектростанции голубым карандашом, а путь с атомной электростанции – красным.

А теперь обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте. Проверим задание.

- Вот мы и узнали, как электричество попадает в наши дома.

- Ребята, а какие электростанции есть в нашем городе?

- В настоящее время в Челябинской области работают четыре мощные теплоэлектроцентрали (это разновидность ТЭС).

Отвечают на вопросы учителя.

- Нет

- Только в 19 веке

- Умеют греть, светить, охлаждать, готовить, убирать, стирать.

- Нет

- Приборы, которые потребляют много электричества.

- Приборы, которые работают на батарейках.

- Утюг, пылесос, телевизор, микроволновая печь.

- Пульт, часы, весы, фонарик, игрушка.

Выполняют задание

Отвечают на вопросы учителя.

- Когда сверкает молния

- Скат

- Шарик стал притягивать кусочки бумаги.

Предположения детей.

Выполняют физминутку

Предположения детей.

- На электростанциях

Предположения детей.

- ГЭС, ТЭС, АЭС

Выполняют задание.

Предположения детей.

УУПД:

- осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

- строить речевое высказывание в устной форме.

 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

УУРД:

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- планировать свое действие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

- выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме

УУКД:

- формулировать собственное мнение и позицию

- конструировать утверждения, проверять их истинность;

строить логическое рассуждение

-  строить понятные для партнера высказывания

Презентация: слайд №6

Презентация: слайд №7

Видео

Рабочая тетрадь, стр. 44

Видео

Презентация: слайд №8

Презентация: слайд №9

Опыт

Видео

Презентация: слайд №10

Презентация: слайд №11

Презентация: слайд №12, 13

Презентация: слайд №14, 15, 16

Презентация: слайд №17

Презентация: слайд №18

Рефлексия

3 мин.

Организует анализ работы.

- Ну что, ребята о чём мы сегодня узнали?

- Что такое электричество?

- Откуда оно берётся?

- Какие виды электростанций вы узнали?

- Отлично. Итак, я предлагаю вам продолжить фразы, которые представлены на экране:

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Мне понравилось…
- Хорошо. Ребята у вас в рабочих тетрадях на странице 46, присутствуют лампочки, возьмите карандаши трёх цветов: красный, зелёный и жёлтый.

- Итак, кто все понял и может рассказать информацию другим, раскрашивают лампочку зеленым цветом, кто понял материал, но у него остались вопросы раскрашивает жёлтым цветом, и те, кто не до конца разобрались с темой раскрашивают лампочку красным цветом.
- Спасибо за урок, до новых встреч!

Отвечают на вопросы.

Проводят анализ работы.

Продолжают фразы.

УУРД: 

- анализировать и оценивать свою деятельность

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

УУПД:

- строить речевое высказывание в устной форме

УУКД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- формулировать собственное мнение и позицию

Презентация: слайд №19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия на тему: "Есть такая профессия – Родину защищать"

Конспект  занятия по ознакомлению с военными профессиями   на тему «Есть такая профессия – Родину защищать»  Цель: расширять знания детей о Российской А...

Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"

Конспект внеурочного занятия по теме "Что такое натюрморт?"...

Методическая разработка внеурочного занятия по теме "Что такое деньги и откуда они взялись?"

Методическая разработка внеурочного занятия по теме"Что такое деньги и откуда они взялись?"...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №4».

laquo;Умники и умницы. Занятие №4». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...

Конспект внеурочного занятия на тему: «Умники и умницы. Занятие №5».

laquo;Умники и умницы. Занятие №5». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление)Задачи:-Формировать стремление ...

Конспект внеурочного занятия на тему: "Умники и умницы. Занятие №7"

laquo;Умники и умницы. Занятие №7». Цель: Развитие у детей познавательных способностей (внимание, восприятие, воображение, зрительную память и мышление) формирование умения искать зак...

Конспект внеурочного занятия по теме «Я не такой как все. Как мне добиться признания?»

Тип мероприятия: классный часФорма мероприятия: нравственно-психологический практикумТема мероприятия: «Я не такой как все. Как мне добиться признания?»Цель мероприятия: воспитание об...