Педагогическая практика: «Моя инициатива – образования Приморского края» Тема: «Мой дом - моя отчизна»
методическая разработка (2 класс)
В результате реформирования современного российского общества образовался социокультурный кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания патриотических чувств. Он коснулся всех слоев населения, но особенно остро - детей. От того, как подрастающее поколение будет относиться к своей Родине и своему Отечеству, будет зависеть благополучие и процветание российского государства. Поэтому решение проблемы воспитания патриотизма и гражданственности приобретает государственное значение.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая практика: «Моя инициатива – образования Приморского края»
Тема: «Мой дом - моя отчизна»
МБОУ ЦО «Содружество»
г.Спасск-Дальний
Классный руководитель: Кулеш Полина Витальевна
учитель начальных классов
В результате реформирования современного российского общества образовался социокультурный кризис ценностей и социальных норм, в частности в вопросах воспитания патриотических чувств. Он коснулся всех слоев населения, но особенно остро - детей. От того, как подрастающее поколение будет относиться к своей Родине и своему Отечеству, будет зависеть благополучие и процветание российского государства. Поэтому решение проблемы воспитания патриотизма и гражданственности приобретает государственное значение.
За последние годы внимание к проблеме патриотического воспитания обучающихся начальной школы значительно увеличилось. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности...».
Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования: личностным, метапредметным, предметным. В свою очередь, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций и т.д.
Цель практики: создание условий для формирования у детей бережного отношения к семейным и народным традициям, обычаям, уважения к близким, историческому прошлому страны, любви к Родине, к родному краю.
Для достижения поставленной цели, были поставлены следующие задачи:
-формировать любовь к родному краю,
-развивать бережное отношение к окружающей среде,
-воспитывать любовь и привязанность к своей семье, стране.
Период реализации практики: 01.09.2023 г. – 23.05.2025 г.
Патриотическая направленность проекта:
Большее внимание уделить воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за её достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим; направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей, на развитие личности ребёнка.
Решаемая проблема:
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи».
Проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому, людям, Родине.
Описание решения проблемы:
Повышение уровня патриотизма у младших школьников будет осуществляться наиболее успешно при сочетании традиционных и инновационных форм проведения занятий. Важным инструментом воспитания патриота выступает творчество. Воспитывая патриотизм у детей в начальных классах, мы формируем человека, способного к творческому изменению окружающего мира.
Я, Кулеш Полина Витальевна являюсь классным руководителем 2 «Б» класса МБОУ ЦО «Содружество», г. Спасска-Дальнего. В своей педагогической практике я применяю традиционные и инновационные подходы воспитания патриотизма. На занятиях патриотического воспитания я использую активные формы, которые позволяют учащимся осуществлять взаимодействие друг с другом, реализовывать самостоятельную деятельность, добиваться результата. Младший школьный возраст является самым подходящим для формирования ценностей воспитания. Предпосылками для воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста являются: внушаемость и податливость детей, авторитет учителя.
Работа по формированию патриотизма у обучающихся 2 «Б» класса в урочной и внеурочной деятельности велась по следующим направлениям:
- «Мой дом – Моя семья»;
- «Моя малая родина»;
- «Моя Родина – Россия».
Ниже представлено основное содержание и формы работы по каждому из этих направлений.
Сначала мы реализовывали первое выделенное мною педагогическое условие - что успешное патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста станет возможным, если будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе).
Исходя из того, что достаточно сложно объяснить ребенку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться, целесообразно, начать разъяснение этого вопроса с того, с чем ребенок сталкивается ежедневно: семья, дом, родная улица, город, традиции предков. Направление: «Мой дом – Моя семья», включало знакомство обучающихся со значением и происхождением их имен, отношениями родства в семье; исследование предметного мира, который их окружает в доме; изучение истории вещей, хранящих память о предыдущих поколениях; приобщение к семейным традициям, народному творчеству (культуре).
Первый шаг в познании Родины – изучение своей семьи, семейных реликвий, профессий членов семьи, песен родителей, бабушек и дедушек и т.д. Так, при изучении темы «Живая связь времен» на уроке Окружающего мира обучающимся было предложено составить родословное древо. С составлением простейшей схемы своего рода справились все дети. В качестве домашнего задания школьникам было необходимо дополнить родословное древо фотографиями и подготовить сообщение о какой-либо ценной для семьи вещи.
На следующем уроке была организована выставка «Наша семейная реликвия». Каждый ребенок принес описываемую вещь, ее фотографию или рисунок. Ребята с интересом слушали семейные истории одноклассников и рассказывали свои, таким образом, каждый ребенок выступил в роли посетителя тематической выставки и экскурсовода. Семейной реликвией могла быть любая вещь, например, семейный фотоальбом, фронтовые письма прадедушки, коллекция старинных монет, книги, картины т.д. Впечатленные дети сделали вывод: хранить семейные реликвии – это замечательная традиция.
Подобная работа позволяет, с одной стороны, познакомить ребенка с историей его семьи, с другой – оценить ее вклад в развитие всей страны. В отрывке мини-сочинения на тему «Моя семья в судьбе России» Светы Л. это понимание присутствует: «Когда я слышу слово «Родина», я сразу представляю себе свою семью, в которой всегда проявляют уважение к труду предков, сохранивших для нас этот мир и эту страну. Мои родители учат меня беречь и любить то, что имеешь – свой дом, свой род. История нашей семьи неразрывно связана с судьбой России. Мои родные увлечены своим делом, своей профессией. Я с гордостью говорю о том, что честно выполняю свою работу, близкие мне люди приносят пользу стране и поднимают престиж нашей Родины».
Рассказывая об истории и традициях своих семей, обучающиеся упоминали колыбельные песни и потешки, пословицы и поговорки, загадки и сказки, которые им рассказывают родители, бабушки и дедушки. Работа по ознакомлению младших школьников с русским фольклором проходила на уроках литературного чтения.
При работе с загадками была выявлены некоторая сложность, дети не всегда могли их отгадать: «Цветное коромысло над рекой повисло», «Золотое решето черных зернышек полно», и т.д. Оказалось, что не все школьники понимают значение слов «коромысло», «решето», «хлевец».
Ушли из обихода многие предметы быта людей, стерлись из активного словаря детей и слова, обозначавшие их. «Сверху дыра, снизу дыра, в середине – огонь да вода» (самовар); «Маленький, горбатенький, все поле пробежал. Домой прискакал весь год пролежал» (серп) и т.д. Для разъяснения смысла подобных слов были использованы изображения данных предметов.
Реализация направления: «Мой дом – Моя семья», во внеурочной деятельности младших школьников включала проведение внеклассных мероприятий. К таким мероприятиям относятся: вечер русских народных сказок (с тематической выставкой поделок, которые школьники делали на уроке технологии); беседа «Кто такие наши предки?»; выставка рисунков «Я горжусь своей семьей», приуроченная ко Дню семьи, любви и верности; классный час «Мои семейные обязанности» и т.д.
Организованные совместно с родителями встречи способствовали сплочению членов семьи, воспитанию у ребенка чувства гордости за нее, бережному отношению к традициям и их сохранению, укреплению связей между поколениями. Так постепенно, как из отдельных крупиц, складывается целостная картина могучих семейных корней, рождается чувство исторической общности поколений. Дети узнают много важного и интересного о родственниках-предках, в результате чего начинают осознавать, что и сами они как часть своей семьи тесно связаны с историей родного края и всей страны.
Далее мы реализовали второе педагогическое условие - у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические, исторические и природоведческие сведения);
Содержательная линия: «Моя малая родина», предусматривала знакомство обучающихся с природой, историей, символами и достопримечательностями России; получение первоначальных представлений о культуре и традициях народов, населяющих их малую родину; о подвигах знаменитых земляков и т.д.
Не менее интересным для детей было изучение истории своего города по названиям улиц. На уроке ИЗО каждый ребенок рисовал улицу, на которой он живет, готовые работы были оформлены как мини-экспозиция в классе «По улицам города».
В процессе описанной выше работы у учащихся формируется эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились и живут, развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, возникает желание узнать больше о городе и крае, стремление заботиться о его процветании.
Большую роль во внеурочной деятельности по изучению родного города и края играли прогулки по улицам, экскурсии в музеи, посещение памятных мест.
Осуществление краеведческой работы в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает ее социальную значимость. Так ко Дню защитника Отечества приурочен историко-краеведческий вечер «День русского солдата»; к Масленице – праздник «Проводы зимы».
Кроме того, были организованы и проведены следующие мероприятия: классный час «Интересные и знаменитые люди нашего края»; беседа «Символика Приморского края»; викторина «Знаешь ли ты свой край»; классный час «Достопримечательности г. Спасска-Дальнего».
Участвуя в подготовке и проведении этих мероприятий, школьники получали новые знания и активно приобщались к российским традициям.
Близким к направлению «Моя малая родина» по целям и формам реализации является содержательная линия «Моя Родина – Россия», которая призвана сформировать и закрепить систему патриотических ценностей обучающихся, чувство любви и уважения к природе и истории России, ее культуре и народным традициям, чему способствовало проведение уроков с элементами музейной педагогики.
Таким образом, процесс патриотического воспитания младших школьников будет проходить эффективно, если:
- будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе);
- у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические, исторические и природоведческие сведения);
- у обучающихся будут сформированы умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности.
Проект актуален, востребован, необходим. Патриотизм — важное моральное качество, которое проявляется в любви к малой Родине и к стране в целом. Без патриотизма человек не будет уважать Родину, общество и своих близких людей. Гражданско-патриотическое воспитание – это неустанная каждодневная деятельность всех, кто причастен к формированию национальных и общих моральных ценностей у молодого поколения. В первую очередь в этой роли выступает семья, а также школа и высшие учебные заведения. От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране. От того, как они будут воспитаны, зависит – какой будет наша страна, родина. Поэтому сегодня мы должны воспитать патриотов, Граждан России с большой буквы! Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что данная система патриотического воспитания младших школьников способствует социализации личности, т.е. активному приспособлению к среде обитания, принятию и ответственному выполнению законов существования человека в природе и обществе, помогает ребёнку осознать себя гражданином города, страны, мира. А это создаёт надежную опору на жизненном пути ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

76 лет со дня образования Приморского края
Классный час по теме:«76 лет со дня образования Приморского края»Цель. Воспитание любви к родному краю на примерах исторических событий и персоналий, формирование умения прослеживать историческую связ...

Диплом № 950924 за участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогическая практика» в номинации: ФГОС начального общего образования (2-место).СМИ.
Диплом № 950924 за участие во Всероссийской олимпиаде «Педагогическая практика»в номинации: ФГОС начального общего образования (2-место).СМИ....

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. Ра...

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ.
Долгое время работа с детьми c ограниченными возможностями здоровья носила интуитивный характер, что не всегда способствовало получению желаемых результатов.Школьники учатся и используют полученные зн...

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»
В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...

Практика наставничества Лубневской И.Л. в период организации педагогической практики студентки Воронежского Государственного Педагогического Университета физико-математического факультета Грабарь В. В.
На протяжении многих лет МБОУ «Лицей №1» сотрудничает с Воронежским государственным педагогическим университетом. В декабре 2022 года студентка второго курса Вороне...

Педагогическая практика внедрения в образовательный процесс форм организации наставнических практик в рамках проекта «Организация наставничества молодых педагогов» (по форме «учитель - учитель»)
Данный методическая разработка обобщает опыт работы наставнической пары учителей по форме "учитель-учитель".Одним из магистральных направлений и ключевых условий проекта «Школа Минпрос...
