Игровые технологии
консультация (1 класс)
Игровые технологии стали неотъемлемой частью новых образовательных тенденций. Игровые технологии – это совокупность педагогических приемов и организация процесса обучения в форме различных обучающих игр. Умелое их применение педагогами начальной школы в том числе и педагогами-организаторами, делает занятие интересным для сегодняшних воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Филимонова Елена Геннадьевна,
Воспитатель
СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Василеостровский район Санкт-Петербурга
Деятельность воспитателя в области сохранения и укрепления здоровья.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижения современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса определяет эту задачу как одну из приоритетных.
Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяется условиями его жизни в семье, в обществе и в том числе в школе, так как на годы обучения ребёнка в школе приходится период интенсивного развития организма. Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
Подготовка к здоровому образу жизни должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Для реализации этого направления разрабатываются различные технологии, в числе которых – здоровьесберегающие.
Здоровьесберегающие технологии – это знакомые большинству педагогов методы и приёмы, цель которых – обеспечить ученику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в жизни; это шанс взрослых решать проблему сохранения здоровья учащихся не формально, а осознанно, с учётом особенностей контингента учащихся, направленности и специфики учебного заведения, региональных особенностей. Учитель должен владеть широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать из них те, которые обеспечивают в данных конкретных условиях успешное обучение, воспитание и развитие конкретного обучающегося.
Среди здоровьесберегающих технологий выделяют 3 группы:
1) технологии, обеспечивающие гигиенические оптимальные условия образовательного процесса;
2) технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьника;
3)разнообразные технологии используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
Технологии реализуются на основе личностно - ориентированного подхода.
Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает ребёнку и учителю сохранение и увеличение их жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.
Принципы здоровьесберегающего урока, направлены на укрепление физиологического и психологического здоровья. Это:
- принцип двигательной активности;
- принцип оздоровительного режима;
- принцип формирования правильной осанки и навыков рационального дыхания;
- принцип реализации эффективного закаливания;
- принцип психологической комфортности;
- принцип опоры на индивидуальные особенности и способности ребёнка
Какие современные здоровьесберегающие технологии можно использовать?
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
1. Повышение двигательной активности детей.
физкультминутки - динамические паузы непосредственно на уроках. Достаточно всего 3-4 упражнений, чтобы снять усталость. Это:
- гимнастика для улучшения мозгового кровообращения,
- для снятия утомления плечевого пояса и рук,
- для снятия напряжения с мышц туловища;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика для глаз - самокоррекция
2. Организация работы в режиме смены рабочей позы.
3. Самомассаж.
На уроке можно использовать тренажёр для стоп (массажный коврик).
Коррекционные технологии
Не менее важным является эмоциональный климат урока. "Самые здоровые и красивые люди - это те, которых ничего не раздражает", - говорил Г. Лихтенберг.
1.Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления:
а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!
Я справлюсь! Мне всё по силам!";
б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе";
в) рисование на полях тетради различных рисунков или символов, которые символизируют предстоящий день и т.д.
Эмоциональный климат урока во многом зависит от доброжелательного тона учителя, от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической и личностной привлекательности. Не случайно чувство юмора - один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьезность - признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит - с позиций здоровьесбережения-не менее физкультминутки. Это мощный противовес состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка - показатель его качества, критерий для оценки.
Комфортным начало урока может сделать снятие психо -эмоционального напряжения с помощью психогимнастики:
Психогимнастика - это упражнения, этюды, игры, направленные на развитие и коррекцию разных сторон психики ребенка.
2. Цветотерапия.
Уже в древности люди знали: каждый цвет может по-своему воздействовать на человека - вызывать чувство радости или грусти, возбуждать или успокаивать, создавать различные ощущения.
3. Музтерапия.
Различные формы музыкального воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания.
Занятие с использованием музыкальных произведений и звуков природного естественного происхождения условно разделяется на три периода:
отвлекающий (1,5 - 2 минуты);
успокаивающий (7 - 10 минут);
тонизирующий (2-3 минуты)
4. Новые формы организации урока.
Интерактивность в обучения. Нет сомнения, наверное, в том, что данная практика преподавания снимает, сводит на нет следующие факторы риска:
-стрессовую педагогическую практику;
-интенсификацию учебного процесса;
-несоответствие методик, форм и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
Важным является и тот факт, что в полноценном обучении участники взаимодействуют и с физическим, и с социальным окружением, и с изучаемым содержанием. И все три вида активности взаимосвязаны, разнообразны и в обязательном порядке присутствуют на уроке. Назовем их.
Физическая - меняют рабочее место, пересаживаются; говорят, пишут, слушают, рисуют и т.д.
Социальная - задают вопросы, отвечают на вопросы, обмениваются мнениями и т.д.
Познавательная - вносят дополнения и поправки в изложение учителя, сами находят решение проблем, выступают как один из источников профессионального опыта и т.д.
Традиционный авторитарный стиль преподавания при интерактивном обучении меняется - учитель выступает в роли консультанта. А его задача - создать условия для самореализации личности, проявления инициативы учащихся, самостоятельного решения проблем, сбора новых данных.
Среди форм организации учебной работы преобладает парная (статичные пары и пары сменного состава), групповая (статичные группы и мигрирующие группы), коллективное взаимодействие.
Виды деятельности и формы работы на уроке по необходимости меняются, так как внимание детей удерживается до тех пор, пока существует интерес (в течение 7-10 минут),
Учитель учитывает темперамент каждого ученика.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья зависит от многих составляющих, в частности, от:
- активного участия в этом процессе самих учащихся;
- создания здоровьесберегающей среды;
- высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
- планомерной работы с родителями.
Предварительный просмотр:
Филимонова Елена Геннадьевна
Воспитатель
СПб ГБПОУ «Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Игровые технологии в практике работы воспитателя
Любая образовательная система сегодня вынуждена также интенсивно меняться, как и мир вокруг. Запросы внешнего мира заключаются в создании условий для более быстрого развития детей, включающей механизмы саморазвития, саморегуляции личности в стремительно меняющихся социальных условиях. Хорошо известно, что развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности. А воспитание и обучение успешно реализуется в процессе совместной деятельности. Это объясняет необходимость использования современных образовательных технологий, основанных на деятельностном подходе, при котором реализуется активная самостоятельная и совместная деятельность детей по усвоению новых знаний.
Игровые технологии стали неотъемлемой частью новых образовательных тенденций. Игровые технологии – это совокупность педагогических приемов и организация процесса обучения в форме различных обучающих игр. Умелое их применение педагогами начальной школы в том числе и педагогами-организаторами, делает занятие интересным для сегодняшних воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
По мнению советского педагога и писателя Сухомлинского В.А., и стоит заметить - что данное утверждение совершенно не потеряло актуальности: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Единственное, о чем стоит помнить, игра тоже должна видоизменяться и отвечать запросам современного мира.
Обучение в форме игры должно быть не только развлекательным, но, и даже в большей степени, интересным и занимательным.
Применение игровых технологий на уроках:
- делает ребёнка более активным;
- повышает познавательный интерес;
- развивает память, мышление и внимание;
- способствует развитию творческих способностей, а также выработке речевых умений и навыков. Это, то что касается общего педагогического подхода.
Перед педагогами стоит не менее интересная задача, внедрения игровых технологий в процесс театрализации и хореографии. При этом педагогам стоит помнить, что значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения, деятельностью для реализации творчества и методом терапии.
Организовать творческую деятельность без игры, сложное задание, и тут важно не «свалиться» в баловство, повторюсь, творчество – это такой же познавательный процесс, как и остальные уроки. Задача педагога заключается в создании условий для трансформации процесса обучения в увлекательное для ребенка занятие, при котором достигалась бы первоначально обозначенная педагогическая цель. Педагог должен уметь грамотно организовать и направлять совместную деятельность таким образом, чтобы при выполнении четко поставленной задачи, не лишать детей творческой инициативы, умело направлять ее в нужное русло; не оставляя без внимания, как организационный план, так и вопросы, касающиеся каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в коллективе. Начиная с раннего возраста основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.
Начиная организацию игры, педагогу следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности.
Затем осторожно перестраивать существующие интересы обучающихся на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом.
Не следует, однако в одно занятие вводить сразу много игр. Окончание занятие должно быть ярким, запоминающимся и, конечно, содержать анализ.
Такая технология в организации творческой деятельности называется творческими играми. Одной из разновидностей таких игр являются театрализованные игры. К ним относятся: игры с элементами театрализации и хореографии, театрализованный рассказ, викторина-развлечение, спектакль-игра.
Театрализованные игры включают в себя:
1. Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);
2. Непосредственные действия детей по ролям;
3. Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);
4. Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми.
Игровые технологии используются и в хореографии. Занятия хореографией для детей – это не просто красиво и полезно, но ещё и сложно. Танцевальное искусство требуют трудолюбия, усердия и упорства, что иногда влечет за собой ряд трудностей. Вот как раз элементы игровых технологий и способствуют снижению отрицательных факторов в процессе обучения на занятиях по хореографии. При выборе игровых форм на занятиях по хореографии следует учитывать возраста и физическое развитие детей. Разновидность таких игр принято относить к музыкальным играм.
Музыкальные игры пользуются у детей с большой любовью, вызывают веселое, бодрое настроение, ибо в них наряду с музыкально – двигательными заданиями присутствует элемент занимательности, а не редко и соревнования - кто, скорее, кто лучше, кто более ловкий, смелый, находчивый, кто более четко выполнит то или иное задание.
Игра дает прекрасную возможность переключить внимание, снять напряжение, сплотить коллектив детей. В игре проявляются те черты характера детей, которые трудно распознать во время исполнения упражнений и танцев. Поэтому каждый педагог должен иметь большое количество разнообразных, разноплановых игр, которые можно использовать на уроках в зависимости от ситуации.
Библиографический список:
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. Заметки журналиста. – 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988. – 160 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 3. – М.: Педагогика, 1983. – 313 с.
3. Звездина Г. П. Классные часы в начальной школе – Творческий центр
Сфера Москва 2003.
мотивации учащихся - «ВАКО» Москва 2004.
4. Сергеева В. П. Классный руководитель: планирование и организация
работы от А до Я. - Педагогическое общество России Москва 2004.
5. Степанов Е. Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности –
Творческий центр СФЕРА Москва 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии в обучении дошкольников математике. План - конспект игрового занятия «О многих шестиногих…»
Настоящая методическая разработка предназначена педагогам дополнительного образования и педагогам – дошкольникам для организации и проведения занятия по математике с детьми от 4 до 5 лет в...
Урок чтения в 1 классе по программе VIII вида с использованием игровых технологий и технологии дифференцированного обучения.
Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающими с детьми, имеющими ОВЗ. Урок построен с применением игровых технологий....
Игровая программа, с использованием игровой технологии, посвящённая Дню космонавтики «Полет к звездам»
Цель: Воспитывать чувство гордости за свою страну. Познакомить учащихся с советской и российской историей освоения космоса. Способствовать развитию познавательных процессов и творческих способностей.З...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»
Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Игровые технологии как вид педагогических технологий
В данной статье обобщены сведения об игровых технологиях и приведены примеры использования данных технологий в работе с младшими неслышащими школьниками....
Игровые технологии - это современные образовательные (педагогические) технологии
Основа внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта - обеспечение здоровьесберегающих условий обучения. Одним из наиболее трудных школьных предм...

Мои игровые «изюминки» или применение игровых технологий на уроках в начальной школе.
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, пон...
