Классный час "Животные в годы Великой Отечественной войны"
классный час (1 класс)

Классный час для учащихся 1 класса, в ходе которого дети узнают о роли разных животных в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl.chas_zhivotnye_v_gody_voyny.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: «Животные на Великой Отечественной войне»

Цели:

  1. Формирование у младших школьников (1 класс) патриотической позиции.
  2. Воспитание любви к Родине, гуманного отношения к животным.

Задачи:

  1. Рассказать учащимся о роли животных на войне;
  2. Расширить знания детей о тех животных, которые помогали в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

Ход классного часа:

На классной доске написаны даты: 1941 – 1945 годы

Учитель: Скажите, пожалуйста, что означают эти даты? (ответы детей).

Учитель: Это годы войны: в 1941 году началась война, в 1945 закончилась. В этом году мы будем отмечать 80 -ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне!

Играет фонограмма песни «Прощание славянки».

Учащиеся читают стихотворение:

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что МИР подарили,

Тогда – в сорок пятом!

Мы эту ПОБЕДУ-

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!

(Ольга Маслова)

Учитель: Когда Родине грозит опасность, люди всегда встают на её защиту, чтобы защитить свою землю, дома, родных. Ценой своих жизней, в боях и сражениях отстаивали наши защитники свободу Родины.

Давайте рассмотрим монумент Победы и Вечный Огонь в г. Архангельске (слайд 2). Основной частью монумента является остроконечная звезда из бетона высотой 19 м и с основанием 13 метров, олицетворяющая склонённое знамя. Возле стены в почётном карауле застыли отлитые из бронзы фигуры Моряка, Женщины – воина и Солдата (высота фигур - 4,5 метров). В арке прорезающей основание стелы, установлена бронзовая чаша, в которой горит вечный огонь Славы, огонь памяти героев, отдавших жизнь за отечество. Имена героев добавлены на стеле, которая расположена справа от памятника.

Как вы думаете, почему к этому памятнику приходят люди, приносят цветы? (ответы детей)

Учитель: Памятники героям – это сохранение памяти о войне и героях

прошлого и настоящего – одна из главных традиций нашей страны и нашего народа.

Пережить самые драматичные моменты истории Отечества и ковать Великую Победу помогали и братья наши меньшие. Они делали то, чему их научили люди, спасая тысячи человеческих жизней. Нередко при этом сами погибали. И сегодня я расскажу вам о животных, которые как и солдаты отважно сражались и совершали подвиги.

Служебные собаки (слайды 3, 4).

В годы Великой Отечественной войны в армию были «призваны» более 60 тысяч собак, причём не только овчарки, но и представители других пород, и даже дворняги. Животные помогли вытащить из-под обстрелов около 700 тысяч раненых. Солдаты на фронте особенно ценили солдат – санитаров. Они несли на себе медицинскую сумку, подбегали к раненому, чтобы тот мог сделать перевязку. Если раненный находился в бессознательном состоянии, четвероногий «санитар» лизал лицо, согревал своим дыханием до тех пор, пока он не очнётся. Ездовые псы доставляли боеприпасы на небольших телегах и увозили на них же раненых солдат. За годы войны собаки доставили 3500 тонн боеприпасов. Собаки-связисты доставляли важные донесения через самые опасные участки боевых действий. Они доставили более 120 тысяч боевых донесений. Сохранился рассказ о восточноевропейской овчарке Асте, от которой зависела судьба полка. Собака была смертельно ранена. Но, истекая кровью, сумела всё-таки доползти до «своих» и доставить донесение.

За преданность и доброту бойцы любили четвероногих друзей, бережно относились к ним.

Миноискатель - одна из самых востребованных собачьих «профессий» на

фронте. Только одна овчарка по кличке Дик обнаружила около 20 тысячвражеских мин за время войны, чем спасла от смерти сотни солдат и мирных граждан. А самым известным четырёхлапым «сапёром» является Джульбарс – единственный пёс, награждённый медалью «За боевые заслуги». Ко дню Парада Победы 24 июля 1945 года героический пёс ещё не оправился от полученного ранения и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда военные понесли его по Красной площади на шинели. После войны он сыграл главную роль в фильме «Белый клык» (1946 год).

«Мяукающая дивизия» (слайд 5)

«Кошачий» вклад хотя и скромнее, чем подвиги собак, но тоже весьма ощутим. Если гуси спасли Рим, то кошки - блокадный Ленинград. Город на Неве атаковали крысы, покушаясь на и без того скудные запасы продуктов. Город спасли самые обыкновенные кошки, которых в апреле 1943 года, после прорыва блокады, привезли из Ярославской области. В Ленинград доставили четыре вагона дымчатых кошек, которые считались лучшими крысоловами. Первым из добровольцев стал чёрно-белый кот Амур, которого хозяйка лично сдала с пожеланиями «внести свой вклад в борьбу с ненавистным врагом». Также в Ленинград было направлено пять тысяч омских, тюменских, иркутских котов. Эшелон с «мяукающей дивизией» надёжно охранялся. По прибытии кошки стали очищать город от грызунов.

В числе легенд военного времени есть и история про рыжего кота - «слухача», поселившегося при зенитной батарее под Ленинградом и точно предсказывавшего налёты вражеской авиации. Причём, как гласит история, на приближение советских самолётов животное не реагировало. Командование

батареей ценило кота за его уникальный дар, поставило на довольствие и даже выделило одного солдата за ним присматривать.

Кроме того, известны случаи, когда при отсутствии отопления кошки становились своеобразными «грелками» для маленьких детей. Животные прижимались к ребятишкам и согревали их до тех пор, пока не замерзали сами. В голодные военные времена мурлыки охотились и приносили домой добычу, подкармливая хозяев.

(Слайд 6) Сквер Сибирских кошек в г. Тюмени. Здесь установлено 12 скульптурных композиций кошек, которые вылиты из чугуна и покрыты золотой краской. Кошки спасли тысячи человеческих жизней в блокадном Ленинграде. Поэтому в память о их подвиге и был создан этот сквер.

«Крылатые курьеры» (слайд № 7)

Первые бои в Великой Отечественной войне техника часто выходила из строя. Поэтому во многих случаях голуби были единственным средством передачи информации с переднего края. За пять лет войны крылатыми «курьерами» доставлено более 15 тысяч «голубеграмм».

Одной из самых известных стала птица по кличке Голубчик, которая жила на борту подводной лодки. Во время одного из боевых походов субмарина торпедировала фашистский транспорт и, уходя от преследования, попала на минное поле, получила сильные повреждения. Вышла из строя рация, и не представлялось возможным самостоятельно возвратиться на базу. Тогда-то и пришёл на помощь почтовый голубь, доставивший письмо за два дня, пролетев более тысячи километров. Лодка вовремя получила помощь и была отбуксирована на родную базу.

Ещё одна история, когда бойцов выручила птица, произошла в глубоком

тылу противника. Отряд разведчиков попал в окружение и потерял связь со своей частью. Единственная рация разбилась, а прорвать окружение было невозможно. К счастью, у бойцов был проверенный в делах один-единственный тренированный сизый голубь под номером 48. Депешу с донесением прикрепили к ноге воздушного «связиста». Во время полёта птицу атаковал натасканный для этих целей фашистский ястреб, но, несмотря на ранение, ей удалось уйти от преследования. На голубиную станцию она прилетела в сумерках и буквально упала под ноги дежурному рядовому солдату. Голубь тяжело дышал, одна лапка оказалась сломанной. После передачи в штаб донесения его прооперировал ветеринарный врач.

Лошади

В войне участвовало два миллиона лошадей, на полях сражений потеряно более миллиона. Они доставляли не только пушки и снаряды, но и обозы с продовольствием, полевые кухни. Большинство лазаретов и медсанбатов также были «на конной тяге». Трудно представить победу без этих красивых и благородных животных. На поклонной горе в Москве установлен памятник лошадям – участникам Великой Отечественной. Они это заслужили по праву.

Почти незамеченным осталось участие в Великой Отечественной войне боевых верблюдов, осликов, оленей и даже лосей. А между тем эти копытные были незаменимыми помощниками нашим бойцам.

Верблюды (слайды 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

В 1942 году под Астраханью формировали 28 – резервную армию. Лошадей и грузовиков почти не осталось. Возникла проблема: как дотащить

артиллерийские орудия до линии фронта? И тогда решили использовать верблюдов. Удалось собрать у местного населения почти 400 верблюдов. Два верблюда спокойно тянули пушку, которую могли сдвинуть с места лишь две – три пары лошадей. Животные были спокойные, стойчески переносили грохот артналёта или миномётного обстрела. Верблюды научились возить полевую кухню и тяжелейшие орудия. Они оказались почти вдвое выносливее лошадей. Верблюды привыкли к военному быту и по звуку определяли свои или чужие самолёты в воздухе. Заслышав чужих, ложились на землю, маскируясь где – нибудь в тени дерева, забора или строения. Выжить в войну удалось единицам верблюдов. Легендарными среди огромного количества трудяг верблюдов стали два – Мишка и Машка из Астраханской области . В конце войны они вместе с солдатами дошли до Берлина. Вместе с ними в столице Германии появились верблюд Яшка из калмыцкой деревни Яшкуль и верблюдица Тамара, тащившая полевую кухню. До Берлина дощёл еще один героический верблюд Володя. После объявления Победы животных временно передали в Берлинский зоопарк. А затем верблюдов доставили в Московский зоопарк, где они обрели заслуженный отдых.

В наше время верблюдам установили памятник в городе Ахтубинске Астраханской области. Композиция памятника проста: рядом с уставшим солдатом два верблюда, впряжённые в пушку. Гордый Мишка попирает ногой фашистскую свастику, уставшая Машка прилегла отдохнуть. Спешить некуда - фашистов уже победили.

Ишаки (слайд 22)

Ещё до войны в горных условиях Кавказа ишаки отлично справлялись с доставкой не очень тяжёлых грузов. В годы войны на Малой земле (плацдарме

под Новороссийском), как и на всём предгорье Кавказского хребта, ослики были основным транспортом нашей армии. Они перевозили боеприпасы, вооружение, оборудование. За ишаками тчательно следилии берегли как большую ценность. Днём их выводили на выпас в горные расщелины, стараясь выбирать места поукромнее - чтобы не заметил враг. По наблюдениям советских бойцов, в условиях войны эти животные проявляли большую сообразительность и беспрекословно слушались своих хозяев. Более того, если на узкой горной тропе встречались два ишака и один из них шел порожняком, а другой – перевозил груз, первый всегда уступал дорогу навьюченному собрату, прижимаясь к земле и позволяя через себя перешагнуть.

Олени (слайд 23, 24)

В суровых условиях Севера олени стали идеальными помощниками наших бойцов, защищавших советские рубежи в Заполярье. Обычные лошади тут оказались плохими помощниками и попросту превращались в обузу для армии. А вот использование оленей показало свою эффективность. Осенью 1941 года в поддержку нашим войскам для отражения врага были сформированы три армейских оленьих транспорта. В составе каждого из них «служили» 1015 оленей и 15 оленегонных собак. Управляемые солдатами-оленеводами, копытные перевозили в общей сложности более трехсот грузовых и легковых нарт. Свою бригаду «транспортных оленей» имела и морская пехота Северного флота.

Животных обеспечивали полноценным питанием. В Мурманской области для ухода за ними привлекали местных жителей – саамов (лопарей), которые и были зачислены в ряды солдат-оленеводов. А в Архангельской области на службу брали ненцев и коми. Оленеводы не только имели огромный опыт в работе с животными, но и отлично ориентировались на местности.


Оленей впрягали так же, как и тройку лошадей, часто использовали комплекс из трёх – пяти грузовых и одной лёгкой упряжки. Упряжки перевозили ящики с патронами, снарядами, гранатами, минометами, гаубицами, а также подвозили к советским самолетам патроны и бомбы. Также нарты наши бойцы использовали как тачанки для пулеметов, на оленьих упряжках перевозили раненых и доставляли срочные донесения. За время войны животные вывезли с поля боя более 10 тысяч раненых и больных а также транспортировали 162 аварийных самолёта, предварительно разобранных на части.

Лоси (слайд 25)

Эти животные, как и олени, были незаменимы в зимнюю пору, а также в более теплое время в труднодоступных районах. Лосиные фермы появились в нашей стране еще до войны, так что в Великую Отечественную опыт их применения в армии уже был. Эти животные могли отлично преодолевать болотистую местность и густые участки леса. Однако самой сложной задачей при подготовке «боевых лосей» было научить их не бояться звуков взрывов и выстрелов. Но и с этим удалось справиться: на фермах лосят с раннего возраста приучали к выстрелам. В итоге такие звуки становились для животных привычными и на войне их уже не пугали.

Учитель: перечислите, пожалуйста, всех животных о которых вы сегодня узнали много нового. (Ответы детей).

Учитель: рассказ о каком животном вам больше запомнился? (Ответы детей). Сегодня я познакомлю вас с рассказом Василия Великанова «Аккуратный почтальон». (Чтение рассказа учителем).

Вопросы по прочитанному:

  1. Как звали собаку?
  2. Какие задания она выполняла?
  3. Какое новое задание получила Альфа?
  4. Что случилось с собакой во – время выполнения задания?
  5. Чем закончился рассказ?
  6. Почему Альфу прозвали «Аккуратным почтальоном»?
  7. Что вам больше всего запомнилось в этом рассказе?

(ответы детей)

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на занятии? Что вы думаете о наших братьях меньших в настоящее время? О чём нужно помнить, когда заводишь животное? (Ответы детей). Обобщение учителем : «Мы в ответе за тех, кого приручили. Может тогда совсем не останется бездомных животных».

Как мы можем помогать бездомным животным ? (ответы детей).

Литература:

#1042;. Великанов «Пират. Ищи!», издательство «Детская литература». 2023 г.

#1057;татьи из Интернета

#1055;резентация «Животные На Великой Отечественной войне»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к классному часу "Узловая в годы Великой Отечественной войны"

Презентация посвящена освобождению Узловой от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе...

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе...

«Животные в годы Великой отечественной войны»

Цель мероприятия: показать особую значимость отношений животных и человека в военное время способствовать воспитанию чувства патриотизма, гордости за свою страну, соотечественников, на примере наших п...