ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «В мире театра»
рабочая программа
Непреодолимая и естественная склонность младших школьников к театральной игре – главная черта детского состояния. Исходя из этих фактов, можно предположить, что у учащихся существует способ к специфическому отражению жизни на сцене – «театр для себя».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА № 4»
Принята на заседании методического совета «26» апреля 2023г. Протокол №4 | Утверждена приказом №447 от «30» августа 2023г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-гуманитарной направленности
«В мире театра»
Возраст обучающихся: 7-17 лет Срок реализации: 9 месяцев
Автор-составитель:
А.Л.Коротаева, педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск, 2023 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «В мире театра» (далее – Программа) нацелена на создание благоприятных условий для социализации младшего школьника, развития его творческого потенциала в рамках личной и общественно полезной деятельности.
Основная масса учащихся, как известно, начинает приобщение к театру вместе с поступлением в школу. Именно школа берет на себя функцию массового целенаправленного приобщения к театру, т. к. театр приносит радость соучастия сотворчества.
Непреодолимая и естественная склонность младших школьников к театральной игре – главная черта детского состояния. Исходя из этих фактов, можно предположить, что у учащихся существует способ к специфическому отражению жизни на сцене – «театр для себя».
Создание данного кружка в школе – это отклик на стремление детей познать мир и себя, самовыразиться как художник (дремлющий в душе каждого ребенка),
Программа театрального кружка способна развить у младших школьников восприятие прекрасного в себе, и к созданию прекрасного в себе и вокруг себя. Это духовное и пластическое развитие школьника (любого возраста). Это обязательно граничит и проникает в нравственную задачу – воспитание духовных ценностей. Появление духовных ценностей органично связано с процессами критического мышления и самосознания.
Программа реализуется в рамках художественно-эстетического направления. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает
воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Нормативно-правовое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:
- Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. от 21.07.2020) Национальный проект «Образование», Федеральные проекты «Современная школа» и «Успех каждого ребенка»;
- Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.;
- Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);
- Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31.10.2021
№ 468-п;
- Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692, 23.08.2022 №10-П-1765).
Требования к квалификации педагога дополнительного образования
Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу.
Уровень программы
Общеразвивающая программа «В мире театра» предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы, что соответствует базовому уровню.
Направленность программы
«В мире театра» –общеразвивающая программа художественной направленности. По функциональному предназначению является досуговой, общекультурной; по форме организации – групповой, студийной. Кружковой; по времени реализации – краткосрочной.
Актуальность программы
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Главными и наиболее важными качествами человека в современном динамичном мире становятся мобильность и коммуникабельность. Очень важно, чтобы подросток научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем, т.е. смог социализироваться, т.к. это время является определяющим в его становлении и развитии. Социализация, в свою очередь, подразумевает наиболее полное раскрытие и рациональное использование возможностей каждого члена общества. Кроме того, современное общество предъявляет ряд широких требований к молодым людям, выполнение которых тесно связано с более полным раскрытием их способностей. Для успешности в социуме необходимы определенные знания и умения, с помощью которых можно определять собственную жизненную позицию и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире
театра» помогает младшему школьнику пробовать себя в различных ролях, даёт возможность развивать коммуникативные компетенции.
Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (2014) обращает внимание на важное значение системы дополнительного образования: «Именно творческая среда дополнительного образования, в отличие от традиционной среды общего образования, способна обеспечить обучающимся широкий спектр условий и возможностей для реализации всего комплекса личностных потребностей, что, в свою очередь, стимулирует их активную свободную деятельность как полноценных субъектов образовательного процесса». Программа «В мире театра» позволяет решить поставленные задачи посредством создания оптимальных условий для становления личности младшего школьника, раскрытия его творческого потенциала. Специфическая цель курса театрального кружка - воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Новизна программы
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «В мире театра» состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у учащихся. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить
внутренние цели, стремиться к ним.
Большая роль в формировании художественных способностей школьников отводится регулярному тренингу, который проводится на каждом этапе обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Наша задача – пробудить творческую фантазию и непроизвольность приспособления к сценической условности. В рабочей программе конкретизировано направление тренинга, который способствует развитию пластических качеств психики и отзывчивости нервной системы на любой условный раздражитель. Ребенок максимально приближается к своему неповторимому Я, к условиям подлинного выражения себя как творческой индивидуальности.
Общеобразовательная школа дает нужный объем знаний, умений и навыков школьнику в рамках школьной программы. Но современный выпускник должен не только хорошо владеть этими знаниями, но и ориентироваться и общаться в той ситуации, в которую он попадает, входя во взрослую жизнь. Для этого он должен уметь предвидеть проблемы и находить пути их решения, продумывать и выбирать варианты действий. Выпускник должен развить в себе творческие способности, чтобы решать новые для себя задачи. Театральные занятия – одни из самых творческих возможностей самореализации школьника. Здесь творчество и фантазия соседствуют друг с другом.
Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Само занятие включает в себя одновременно и теорию, о чем – либо, и различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры. При постановке какого – то спектакля, сценок отводится время на репетиции, прогоны, сдачу и саму премьеру – выступление. Дети в кружки набираются по потребности и желанию, и способностей детей.
В программе реализуется идея межпредметных связей с историей, изобразительным искусством, музыкой, театром.
Обучение
Цель программы
создание оптимальных психолого-педагогических условий для формирования культурной, творческой, социально-активной личности средствами театральной деятельности, развитие его художественно – творческих умений; нравственное становление, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы
Предметные
- сформировать представления о театре, показать особенности театральных специальностей;
- сформировать теоретические знания и практические навыки в сфере театрального искусства;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
- прививать культуру общения;
- способствовать формированию профессиональной грамотности.
Личностные
- сформировать культуру самопознания (расширение знаний учащихся о себе, своих потенциальных возможностях и способностях), саморазвития (развитие аналитического и критического мышления: желание работать над собой, видеть свои сильные и слабые стороны, определение для себя жизненных целей и ориентиров) и самовоспитания (развитие рефлексивной культуры: анализ своих возможностей, самооценка);
- развить социально значимые качества личности, необходимые для вхождения младшего школьника в социум;
- развить лидерские качества, инициативность и целеустремлённость, чувство собственного достоинства;
- повысить творческую и познавательную активность младших школьников;
- воспитать ответственность подростка за совершаемые им действия. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- познавательный интерес к новым театрализованным представлениям, понимание причин успеха/неудач в театрализованной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я»;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Метапредметные
- формировать умение выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно в различных жизненных ситуациях в соответствии с общепринятыми нормами поведения в обществе (правилами вежливости и хороших манер);
- содействовать формированию ключевых компетенций, актуальных для успешного вхождения в современный рынок труда и дальнейшего личного и профессионального роста;
- обеспечить необходимых условия для личностного творческого развития детей, воспитание творческой активности ребёнка;
- формировать общую культуру, развитие эстетического вкуса;
- способствовать приобретению знаний и практики в
области театрального искусства: развития речевой культуры, совершенствования артистических навыков детей в плане
переживания и воплощения образа, моделированию навыков социального поведения в заданных условиях;
- содействовать поэтапному освоению детьми различных видов искусства, знакомству детей с различными видами театра (кукольного, драматического, оперного, театра балета, музыкальной комедии).
Адресат программы
Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы
«В мире театра», составляет 7-17 лет.
В младшем школьном возрасте интерес ребенка достаточно неустойчив. Наиболее интересны для ученика младшего класса такие предметы как рисование, лепка, музыка. В этом возрасте дети являются в большей степени индивидуалистами, достаточно эгоцентричными. Ощущение коллектива и командности придет позже. На этапе учебы закладываются дружеские взаимоотношения с одноклассниками. Но оценочное суждение о друге связано прежде всего с оценочным суждением учителя о личностных качествах ученика.
В 8–9-летнем возрасте школьники переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает про являться потребность ребенка во внимании уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна для обучающихся младших классов. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок буде чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается
перед выбором: быть как все, принадлежат к большинству или быть лучшим, получат похвалу. Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика могут дать внеурочные занятия. Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьник этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатию, нацеленность на результат.
В 10-11-летнем возрасте школьники переживают личные неудачи, замечания от учителя в присутствии других детей. Начинает про являться потребность ребенка во внимании уважении. Способность делать что-то лучше других достаточно важна в этом возрасте. Необходимо создать условия, при которых каждый ребенок буде чувствовать свою неповторимость и значимость. В этом возрасте ребенок оказывается перед выбором: быть как все, принадлежат к большинству или быть лучшим, получат похвалу. Существенную помощь в развитии личностных качеств ученика могут дать внеурочные занятия. Важно понимать, что именно творческое развитие личности школьник этого возраста поможет ребенку справиться с колоссальной психологической нагрузкой. Занятия в школьном театре помогут ребенку сформировать основы, необходимые для его комфортного существования: усидчивость, волевой интеллект, эмпатию, нацеленность на результат.
Во внеурочной работе по театральной деятельности с детьми начальных классов необходимо уделять особое внимание адаптации упражнений под возрастную категорию младших школьников, контролю над правильным выполнением упражнений, внимательно следить за темпо-ритмом занятия. В этом возрасте дети быстро теряют интерес, им нужна новизна, поэтому лучше на каждом занятии предлагать новые упражнения или игры, а через ка кое-то время можно повторить уже изученные Создание творческой рабочей
атмосферы, в которой педагог и школьник буду чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям. В этом помогут конкретные требования:
- не опаздывать на занятия, объясняя это тем, что опоздавший не только сам пропускает начальный этап разминки, являющийся важным моментом концентрации группового и индивидуального внимания, но и отвлекает своим приходом остальных школьников и педагога;
- с первых занятий убедить обучающихся в необходимости завести отдельную тетрадь для записи упражнений и текстов. Эта тетрадь будет содержать все основные этапы обучения и может пригодиться в дальнейшем;
- налаживание творческой дисциплины.
Занятия по театральной деятельности целесообразно строить по принципу междисплинарной связи. Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической речи строится на основе методики в воспитания обучения Вахтанговской школы. Главная особенность этой школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От просто- к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент вбирает в себя все предыдущие».
Порядок прохождения элементов актерской техники согласно методике Вахтанговской школы следующий:
- Внимание
- Память
- Воображение
- Фантазия
- Мышечная свобода
- Перемена отношения (к предмету, месту действия, к партнеру)
- Физическое самочувствие
- Предлагаемые обстоятельства
- Оценка факта
- Сценическое общение
Театр – коллективное творчество индивидуальностей. Дети всегда хотят быть неповторимыми. Они любят перевоплощаться, превращаться, играя друг с другом. В этом актерская игра схожа с поведением детей.
Занятия театральной деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрывают творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе, тем самым создаются условия для успешной социализации личности. Важно получать удовольствие от творческого процесса, чтобы на занятиях было интересно, тогда придет и личностное развитие, и творческий рост ребёнка.
Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно- художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия
театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «В мире театра». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Программа «В мире театра» не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество учащихся. Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого учащегося.
Возраст детей, приступающих к освоению общеразвивающей программы
«В мире театра», составляет 7-17 лет. У подростков в среднем школьном возрасте происходит переход от незрелости к начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую, интеллектуальную и нравственную стороны.
В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее, нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны, формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных
впечатлений, связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная систематичность в подходе к изучению предметов школьной программы: самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения, раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем деле. Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача), тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета.
Создание творческой рабочей атмосферы, в которой педагог и школьник будут чувствовать себя комфортно, возможно при ежедневном воспитании ответственного отношения обучающихся к занятиям.
Условия реализации программы
Для реализации программы формируется группа от 7 до 15 человек.
Возраст 7-17 лет.
Форма обучения – очная. Возможно применение дистанционных технологий при проведении теоретических занятий.
Все занятия по программе построены с учетом основных принципов педагогики искусства:
- От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
- Вовлечение в творческий процесс всех учеников.
- Смена типа и ритма работы.
- От простого к сложному.
- Индивидуальный поход к каждому учащемуся.
Основными формами организации образовательного процесса являются коллективная, групповая, индивидуально-групповая.
Формы проведения занятий: беседа, игра, тренинг, творческая мастерская, учебный показ, репетиция, дистанционное обучение, спектакль, просмотр спектакля с последующим обсуждением, дискуссия, экскурсия, проектная деятельность.
В процессе обучения используются следующие методы
Методы формирования интереса к учению: общеразвивающие и познавательные игры, поддержка, создание комфортной эмоциональной атмосферы, создание эмоциональных нравственных ситуаций, создание ситуаций новизны, удивления, успеха, использование занимательных примеров.
Словесный - рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей, работе с наглядным материалом.
Наглядный - демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таблиц), просмотр спектаклей, видеофильмов и т.д.
Практический - тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
Данный метод является основным.
Программа «В мире театра» носит личностно-деятельностный характер.
Программа дополняет и расширяет изучение таких предметов
общеобразовательного курса, как история (история театра), литература (изучение и инсценировки произведений русской и зарубежной литературы), культура речи (развитие речи), изобразительное искусство, трудовое
обучение (изготовление реквизита и декораций), физическая культура (выполнение общефизических и музыкально - ритмических упражнений), психология (нахождение путей преодоления страхов в публичных
выступлениях). Школьная программа — это лишь базовый уровень изучение этих предметов, тогда как дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа «В мире театра» — это дополнительный, углубленный курс. Ее виды и формы многообразны,
что приводит к внутреннему перевоплощению личности каждого
обучающегося в личность творческую, активную, социально одаренную.
Организация и проведение образовательного процесса по программе предполагает использование различных форм обучения и воспитания:
теоретические занятия: академическая лекция, беседа, дискуссия, критический анализ сценария, интеллектуальна игра и др.;
практические занятия: различные тренинги (речевой, пластический, физический), этюды, ролевые игры, спектакли, проектная деятельность, самостоятельная работа и т.д.;
исследовательская деятельность (сбор материала и фактов; изучение специальной литературы, информационные доклады и др.);
групповая работа (работа над сценариями, этюдами, реквизитом, декорациями, костюмами, поиск информации в Интернете);
индивидуальная работа.
Большое место в образовательном процессе занимает самообразование и творческая деятельность юных любителей театра.
Каждый спектакль – это отражение самостоятельного творчества обучающихся, их интересов, увлечений.
Работа над очередным спектаклем имеет большое обучающее значение: все теоретические знания закрепляются на практике. Участие в них помогает понять всю ценность проделанной работы, выявляет достоинства и недостатки, формирует творческую самооценку учащихся.
Сроки реализации программы
срок реализации программы 9 месяцев (34 часа).
Режим занятий
занятия походят 1 раза в неделю по 1 академическому часу
Формы занятий
Формы организации образовательной деятельности: групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально-групповые на практических занятиях. Состав группы от 07 до 30 человек.
Планируемые результаты
Результатом освоения общеразвивающей программы «В мире театра» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;
- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод;
- выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.
Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входной контроль определяет готовность обучающихся к обучению по конкретной программе и проводится в форме анкетирования.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся, в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов в форме тестирования.
Промежуточная аттестация качества определяет уровень усвоения обучающимися учебного материала по итогам отдельной части модуля/программы и проводится в форме конференции.
Итоговая аттестация определяет уровень достижений, обучающихся по завершению освоения дополнительной общеобразовательной программы с целью определения изменения уровня развития детей и проводится по завершению всего объёма дополнительной общеобразовательной программы в форме защиты проекта и выступления.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Помимо прохождения теоретической и практической частей программы, предусматриваются посещения театральных представлений, мастер-классов.
Оценка качества
Способами определения результативности программы являются диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно-педагогического наблюдения
- интереса учащихся к театрализованным представлениям;
- индивидуальных достижений учащихся;
- выполнение творческих заданий, их презентация;
- Эффективность и результативность данной внеурочной деятельности зависит от соблюдения следующих условий;
- добровольность участия и желание проявить себя;
- сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых мероприятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных мероприятий;
- наличие целевых установок и перспектив деятельности, возможность участвовать в конкурсах, фестивалях и проектах различного уровня;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности обучающихся;
Оценка качества освоения программы производится при помощи:
- тестирования (теория);
- зачета творческой работы;
- выступлений;
- педагогических наблюдений;
- карты самооценки.
Тематический план программы внеурочной деятельности для учащихся
1 класса
№ п\п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Вводное занятие Особенности театральной терминологии. | 1ч | Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). | ||
Знакомство с театром. | 1ч | Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д. Особенности организации работы театра. | ||
Учебные театральные игры. | 1ч | Техника безопасности. Особенности театральной терминологии. | ||
Устройство ширмы и декорации. Знакомство с понятием «декорация». | 1ч | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). | ||
Ознакомление с элементами оформления театра. | 1ч | |||
Первичные навыки работы с ширмой. | 1ч | |||
Речевая гимнастика. Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей спектакля. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи. | 4 ч | Понятие о речевой гимнастике и об особенностях речи различных персонажей кукольного спектакля. Голосовые модуляции. Понятие об артикуляции и выразительном чтении различных текстов. Речевая гимнастика. Работа со скороговорками. Отработка сценической речи | ||
Фольклор. Знакомство с играми народов России. Знакомство с обрядами народов России. Знакомство с народными праздниками (Рождество Христово). Знакомство с народными праздниками (Масленица). Знакомство с народными праздниками (Троица). | 5 ч | Знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Троица. Просмотр видео, прослушивание аудиосказок. Знакомство с народными жанрами: песнями, сказками, играми, обрядами. | ||
Работа над постановочным материалом. Выбор сказки (Как атаман грамоте учился). Изготовление персонажей. | 3 ч | Выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. | ||
Репетиция спектакля. Распределение ролей. Первичное чтение по ролям. Разыгрывание спектакля. | 4 ч | Отработка музыкальных номеров, репетиции. Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Драматургия, сюжет, роли. | ||
Премьера спектакля Премьера спектакля | 1ч | Практическая работа: тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. | ||
Работа над постановочным материалом. Выбор сказки (????) Изготовление персонажей. | 3 ч | Выбор сказки. Чтение сценария. Распределение и пробы ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Оформление спектакля: изготовление аксессуаров, подбор музыкального оформления. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Отработка музыкальных номеров, репетиции. | ||
Репетиция спектакля. Распределение ролей. Первичное чтение по ролям. Разыгрывание спектакля. | 5 ч | Подготовка помещения для презентации спектакля. Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля. Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. | ||
Премьера спектакля. | 1ч | Организация и проведение спектакля. | ||
Итоговый отчёт | 1ч | Подведение итогов | ||
Тематический план программы внеурочной деятельности для учащихся 2 класса
№ п\п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Введение. История возникновения перчаточного театра | 1 | Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года, об истории возникновения кукольного перчаточного театра. | |
Азбука театра | 1 | Истоки. Основы. История театра. Детский театр. Детские национальные театры в ХМАО-Югре. Практика: Беседы-дискуссии, встречи с актерами и режиссерами театров города. Посещение театров-гастролеров. | |
Виды кукол и способы управления ими | 3 | Расширение знаний о видах кукол. Куклы народов ХМАО. Отработка техники движений куклы на руке. Развитие умения кукловождения. | |
Секреты сценического мастерства | 5 | Роль. Озвучивание пьесы. | |
Упражнения на развитие фантазии на основе реальных образов природы, живого мира, фантастические образы. | 5 | Возможность развития фантазии, памяти, внимания, чувства ритма, чувства пространства и времени, чувства слова и другие психологические составляющие личности. Тренировка скорости решений, навыков слаженной работы в коллективе, активизации мыслительного, эмоционального, социально-психологического настроя школьника. | |
Развитие речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика, художественное слово. | 6 | Артикуляционная гимнастика, художественное слово. | |
Развитие навыков перевоплощения, навыков группового поведения. Этюды. | 6 | Чтение сценария. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Маски. Костюмы. Реквизит. Музыкальное оформление. Распределение ролей. | |
Знакомство с русским фольклором. | 1 | Рассказ учителя с демонстрацией материала через выход в ИНТЕРНЕТ | |
Посещение кукольного спектакля, организованного театральной студией. | 1 | Просмотр спектакля, подготовленного старшеклассниками другой школы. Этикет-практикум «О поведении в театре» | |
Обсуждение спектакля. | 1 | Беседа об увиденном, обсуждение персонажей, их особенностей поведения, манеры, интонации, «изюминки». | |
Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | 3 | Выбор и чтение пьесы по ролям, анализ текста. | |
Распределение ролей | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
Работа над актёрским мастерством | 4 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
Работа над актёрским мастерством | 2 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
Подготовка материальной базы. | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. | |
Работа над актёрским мастерством. | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
Выступление перед детьми младших классов | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
Обсуждение «+» и «-» | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. | |
Выбор и чтение пьесы. | 2 | Выбор и чтение пьесы. | |
Распределение ролей | 2 | Подбор каждому актёру роли. | |
Работа над актёрским мастерством | 3 | Постановка сценического движения (отработка каждой роли) | |
Работа над актёрским мастерством | 1 | Постановка сценической речи (работа над интонацией) | |
Подготовка материальной базы. | 4 | Изготовление кукол, декораций, костюмов, реквизита. | |
Работа над актёрским мастерством. | 3 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. | |
Генеральная репетиция. | 1 | Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков | |
Выступление перед детьми и родителями | 1 | Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене | |
Обсуждение «+» и «-» | 1 | Анализ спектакля, снятого на видеокамеру. Взгляд на себя со стороны. Обобщение изученного за год. |
Тематический план программы внеурочной деятельности для учащихся 3 класса
№ п\п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Роль театра в культуре. Знакомство с древнегреческим современным, кукольным, музыкальным театрами. | 1ч | Просмотр презентаций, мультфильмов мифы Древней Греции. | |
Занятия сценическим искусством- 10 ч | |||
Приёмы релаксации. | 1ч | Просмотр видеороликов, сценические игры. Приёмы концентрации дыхания. Приёмы для снятия мышечных зажимов. Чтение сценария. Разбор игровых эпизодов. Игровые атрибуты. Маски. Костюмы. Реквизит. Музыкальное оформление. Распределение ролей. Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. Показ подготовленного спектакля, применение на практике полученных навыков. | |
Пантомима. Этюды | 1ч | ||
Приёмы концентрации внимания. | 1ч | ||
Этюды. | 1ч | ||
Приёмы концентрации дыхания. | 1ч | ||
Инсценирование сказок (2 героя). | 1ч | ||
Приёмы для снятия мышечных зажимов. | 1ч | ||
Инсценирование сказки (3 героя). | 1ч | ||
Повторение и закрепление изученного. | 1ч | ||
Знакомство со сказкой «Новогодний хоровод». | 1ч | ||
Театрально – исполнительская деятельность- 12 ч | |||
Работа над образами. Я -предмет. | 2ч | Понятие о разнообразии движений различных частей кукол. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Особенности психологической подготовки юного артиста-кукловода. Закрепление навыков жестикуляции и физических действий. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. | |
Я-стихия. Работа над образами. | 2ч | ||
Я -животное. Работа над образами. | 2ч | ||
Я—фантастическое животное. Работа над образами. | 2ч | ||
Работа над подбором спектакля. | 1ч | ||
Чтение, обсуждение. | 2ч | ||
Распределение ролей в спектакле. | 1ч | ||
Разучивание ролей, репетиции, изготовление костюмов- 10ч | |||
Разучивание ролей изготовление кукол, костюмов. | 2ч | Разучивание ролей изготовление кукол, костюмов. Подбор декораций. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Умение распределятся на сцене. Репетиция. Показ представления учащимся начальных классов и будущим первоклассникам. Подведение итогов. | |
Подбор декораций. | 2ч | ||
Умение распределятся на сцене, за ширмой. | 2ч | ||
Репетиция. | 3ч | ||
Подбор костюмов и декораций. | 1ч | ||
Итоговый отчёт. Обсуждение «+» и «-» | 1ч | Анализ спектакля. Обобщение изученного за год. Подведение итогов | |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Театр в начальной школе»
Основной результат – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Знать:
Личностные:
- О формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
Метапредметные:
- знать о ценностном отношении к театру как к культурному наследию народа;
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Предметные:
- необходимые сведения о видах изученных кукол, особенностях работы с куклами перчатками;
- о способах кукловождения;
- о сценической речи;
- о декорациях к спектаклю;
- технологию изготовления куклы-перчатки
Уметь:
Личностные:
- определять и высказывать общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить;
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.);
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Метапредметные:
- определять и формулировать цель деятельности;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение (версию);
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности (под руководством учителя);
- выбирать вид чтения в зависимости от цели;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию под руководством учителя.
Предметные:
- работать с куклами изученных систем при показе спектакля;
- импровизировать;
- работать в группе, в коллективе;
- выступать перед публикой, зрителями.
Применять:
Личностные:
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;
- подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.
Метапредметные:
- полученные сведения о многообразии театрального искусства
Предметные:
- иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
- в игре использовать накопленные знания.
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через взаимодействие в малых группах, игры драматизиции, этюды-драматизации и активную шефскую деятельность (подготовка и проведение спектаклей, композиций и игр для младших школьников и дошкольников).
Реализация программы способствует созданию развивающей образовательной среды школы – ее игровой и творческой составляющей.
Список использованной литературы:
- Генералов И.А. Интегрированный предмет «Театр» или воспитание искусством. 1-3 класс: Методическое пособие для учителей начальной школы /Под ред. Л.В. Тарасова. М. Авангард. 1999г.
- Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2010.
- Никитина А.Б., Тюханова Е.Л. Интегрированный курс «Театр». История про театр. Кн. 1. Любите ли вы театр? М. Авангард, 1997.
- Уроки театра на уроках в школе. Театральное обучение школьников 1-11 классов: Программы, методические рекомендации, сборник упражнений /Сост. А.П. Ершова. М., 2010.
- Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Крутенкова, А.Д. Кукольный театр. Программа, рекомендации, мини-спектакли, пьесы. 1–9 классы / А.Д. Крутенкова. – Волгоград : Издательство «Учитель», 2008
- Сорокина, Н.Ф.Играем в кукольный театр : программа «Театр – творчество – дети» / Н.Ф. Сорокина. – М. : АРКТИ, 2002
- Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000
- «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От 1 до 10»
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «От 1 до 10»1.УчреждениеМуниципальное учреждение дополнительного образования «Дом детского тво...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «От звука к слову»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «От звука к слову» (далее – программа) соответствует образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовате...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» (возраст детей 6-6,5 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАсоциально-гуманитарной направленности«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»(возраст детей 6-6,5 лет) СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – 1 ГОД...
Рабочая программа курса «Изобразительное искусство и художественный труд» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Содержание программы учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд» В результате освоения учебного курса «Изобразительное искусство и художественный труд&raqu...
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность»
Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замы...
Рабочая программа курса «По дороге к Азбуке» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-гуманитарной направленности «Адаптация детей к условиям школьной жизни»
Программа может использоваться в начальной школе,детском саду....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально – гуманитарной направленности «Газета +»
Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности...
