Урочная и внеурочная деятельность
статья (3 класс)
Внеурочная деятельность обладает потенциалом для развития творческих способностей учащихся. Она расширяет образовательное пространство, создавая благоприятные условия для всестороннего развития детей.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность урочной и внеурочной деятельности – единая система достижения планируемых результатов
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, основная образовательная программа реализуется как посредством учебного плана, так и через систему внеурочных занятий.
Внеурочная деятельность ориентирована на удовлетворение многообразных интересов и потребностей обучающихся, формируя у них навыки взаимодействия в обществе и участия в социальной жизни.
Она предоставляет возможность применения универсальных учебных действий, полученных на уроках, а также предметных знаний и умений для решения практических задач, значимых для учащихся в реальной жизни. Это служит дополнительным стимулом к учебе и освоению умения учиться.
Внеурочная работа открывает возможности для индивидуализации обучения, что сложно осуществить в рамках урока. На этапе начальной школы возможно ознакомление учащихся с различными способами эффективной организации учебной деятельности, выявление индивидуальных предпочтений в их использовании, а также рефлексия об индивидуально эффективных приемах учебной работы и общения, что имеет решающее значение для подросткового периода – этапа становления самостоятельного субъекта учебной деятельности.
Внеурочная деятельность обладает потенциалом для развития творческих способностей учащихся. С одной стороны, речь идет о дальнейшем совершенствовании индивидуальных природных задатков и способностей в различных областях деятельности – выразительном чтении, искусстве, музыке, спорте. С другой стороны, необходимо говорить о развитии творческой личности, способной осуществлять перенос и творческое применение универсальных учебных действий, а также предметных знаний и умений, в новые ситуации, отличающиеся от учебно-предметных. Такой перенос в реальные жизненные ситуации предоставляет учащимся возможность приобретать уникальный личный опыт социализации.
Внеурочная деятельность определяется как образовательная деятельность, реализуемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.
Организация образовательного процесса на уроке и создание условий для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической, социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должны совместно обеспечивать достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Дополнительные занятия, как компонент основной образовательной программы, призваны содействовать педагогу и ученику в освоении новых видов деятельности, формировании мотивации к учебе и снижении общей нагрузки. Они расширяют образовательное пространство, создавая благоприятные условия для всестороннего развития детей.
В рамках внеурочной работы формируется поддерживающая сеть, особенно важная на этапе адаптации первоклассников, обеспечивающая социальные пробы на протяжении всего обучения. Это направлено на достижение образовательных результатов – способности применять знания в ситуациях, отличных от учебных, создавая ситуации успеха для каждого ребенка. Целью организованной мной внеурочной деятельности является создание условий для раскрытия и развития личностных качеств. Принципы организации внеурочной работы в начальной школе включают соответствие возрасту, преемственность с учебными технологиями, учет традиций и ценностей воспитательной системы школы, а также свободный выбор на основе интересов и склонностей ребенка.
Ориентирами в организации внеурочной деятельности служат приоритеты школы, возможности учреждений дополнительного образования и запросы родителей. В моем классе внеурочная работа организована по направлениям: общекультурное («Звонкие голоса», «Трудовичок»), общеинтеллектуальное (проектная деятельность «Я – исследователь»), познавательное («Компьютерный мир») и спортивно-оздоровительное («Чемпион»).
В прошлом учебном году работало 5 кружков. Внеурочная деятельность осуществлялась как мной, так и учреждениями дополнительного образования. Дети с удовольствием посещают кружки, что немаловажно, интересует и родителей.
В прошлом году я вела кружок «Мой край родной», в рамках которого проводились экскурсии по городу, знакомство с его инфраструктурой. В конце года была создана презентация «Мой город Нижнеудинск». Мы также работали над проектом «Моя родословная». Также я вела кружок «Информатика», который пользовался популярностью у детей. Полученные знания использовались на уроках, особенно при работе с дисками как в классе, так и дома.
Ребята демонстрируют уверенное владение цифровыми инструментами: уверенно работают с текстовыми редакторами, активно занимаются рисованием, создавая оригинальные работы и раскрашивая готовые шаблоны. Самостоятельный поиск информации в интернете для них не проблема, будь то подготовка доклада или сообщения о животных.
Продолжил свою работу кружок "Я – исследователь", хотя и с ограниченным временем – всего один час в неделю. Желательно увеличить время до двух часов, чтобы обеспечить индивидуальную работу над проектами. В начальной школе пока рано говорить о полноценном проектировании, но можно внедрять отдельные элементы с активным участием педагогов и родителей. Проектная деятельность интегрирована в различные предметы: математику, русский язык, окружающий мир, технологию и литературное чтение.
Обобщая функции урочной и внеурочной деятельности, можно отметить: обе формы – обязательные компоненты образовательной программы, основанные на принципах развивающего образования; они направлены на формирование универсальных учебных действий (УУД), воспитание и социализацию учащихся; сочетание урочной и внеурочной деятельности обеспечивает достижение образовательных результатов; формирование школьного уклада – результат совместной реализации этих двух форм; внеурочная деятельность вносит вклад в личностные и метапредметные результаты, способствует освоению учащимися различных социокультурных ролей; она базируется на УУД, освоенных на уроках, и способствует их развитию; внеурочная деятельность создает условия для индивидуализации образования, развития способностей и творческой личности, а также организует сотрудничество учащихся и взрослых в формировании школьного уклада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)
Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...

«Применение проектной деятельности в начальной школе в урочной и внеурочной деятельности» 02.11.2016
Муниципальная нучно-практическая конференция "Иновационная деятельность педагога в современных условиях"....

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».
Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...