Программа работы с родителями «Мы вместе!»
рабочая программа
Назначение программы
Настоящая программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся класса.
Цель программы
Создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на 4 года обучения детей в начальном звене.
1 этап реализации программы – ознакомительный (1год.)
На данном этапе будет производиться знакомство, анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2года)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (1год)
Подведение итогов совместной деятельности воспитателей родителей и учащихся за 4 года.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 157.5 КБ | |
| 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
«СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №7»
Г. ВОРКУТЫ
Программа работы с родителями
«Мы вместе!»
Составила:
классный руководитель
Сычева Юлия Сергеевна
г. Воркута
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Назначение программы
Настоящая программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся класса.
Цель программы
Создание единой образовательной среды в школе и семье.
Задачи программы
- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
Сроки и этапы реализации программы
Программа ориентирована на 4 года обучения детей в начальном звене.
1 этап реализации программы – ознакомительный (1год.)
На данном этапе будет производиться знакомство, анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.
2 этап – основной (2года)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в классе.
3 этап - обобщающий (1год)
Подведение итогов совместной деятельности воспитателей родителей и учащихся за 4 года.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.
Социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе, обеспеченностью семьи, социальным статусом.
Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.
Демографический определяется структурой семьи.
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. То, что педагоги должны знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя и воспитателя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.
Можно выделить 3 группы.
1. Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2. Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3. Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.
С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние. Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью неблагополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию. Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, педагог не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.
II. Основные цели и задачи программы
- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах. - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.
- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.
III. Система программных мероприятий
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
- изучение семей учащихся;
- работа с родителями;
- работа с проблемными семьями;
- сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
- работа с семьей в системе дополнительного образования;
- сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом
- Изучение семей учащихся.
Цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей.
Предусматриваются:
- создание банка данных;
- формирование единых педагогических требований;
- составление социальных паспортов семей;
- посещение семей;
- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.
- Работа с родителями.
Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.
Предусматриваются:
-внеклассные родительские собрания;
- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).
- дни «открытых занятий»;
- тематические собрания с привлечением специалистов
- индивидуальная работа с родителями;
- внеклассные мероприятия с привлечением родителей.
- Работа с проблемными семьями
Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.
Предусматриваются:
- регулярное посещение проблемных семей;
- проведение малых педсоветов;
- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;
- индивидуальные беседы и консультации;
- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;
- составление банка данных.
- Сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в группе;
Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети –воспитатель».
Предусматриваются:
- работа родительского комитета;
- поиск родителей – спонсоров, помощников классных, внеклассных мероприятий;
- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.
Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:
- обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.
- взаимное уважение.
- справедливость по отношению к детям и родителям.
- повышение авторитета родителей.
- соблюдение принципов педагогической этики.
- Работа с семьей в системе дополнительного образования
Цель: развитие творческих способностей учащихся.
Предусматриваются:
- оказание помощи в устройстве в школьные кружки и спортивные секции;
- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;
- Сотрудничество воспитателя с психологом, логопедом
Цель: вовлечение психолога, логопеда в воспитательный процесс класса.
Предусматриваются:
- беседы с психологом, логопедом;
- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса
IV Прогнозируемые результаты
Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:
- повышение уровня педагогической культуры родителей;
- создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
- уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
- успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.
Приложение №1
Примерная программа тематических родительских собраний
по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Методическая тема | Тематика родительских собраний. | |
Подготовительная группа | «Подготовка к школе, Воспитание будущего школьника». | 1. «Родителям будущих первоклассников». 2. «Готовимся к школе» |
1 класс | «Воспитание культуры поведения» | 1.«Первый раз в первый класс» 2. «Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе» 3.«Формирование привычки здорового образа жизни» 4. «Игра и труд в жизни первоклассника» 5. «Безопасность детей – забота взрослых» 6.«Организация и проведение летнего отдыха» |
2 класс | «Развитие коммуникативных и творческих способностей, эмоционально-ценностное воспитание». | 1. «Формирование волевых привычек -основа школьной успешности ребенка» 2. «Поощрения и наказания в жизни ребенка» 3. «Гиперактивные дети в школе» 4. «Моя семья – моя радость» 5. «Дисциплина на улице - залог безопасности на дороге» |
3 класс | 1. «Особенности памяти детей и методы ее развития» 2.«Если Вы купили ребенку велосипед», 3. «Как любить ребенка» 4. «Дети и деньги» родительский ринг 5. «Влияние телепередач, компьютерных игр на здоровье и развитие ребенка» | |
4 класс | «Развитие навыков самоанализа, самооценки, самовоспитания» | 1. "Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией" 2.«Общение родителей с детьми» 3.. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой» 4.«Формирование позитивной самооценки у младших школьников» 5. "Как подготовить ребенка к переходу в среднюю школу" |
Приложение №2
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВНЕКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
1-й класс
Первый раз в первый класс
Вопросы для обсуждения:
1. Основные цели обучения и воспитания учащихся в первом классе.
2. Общая характеристика возраста: особенности развития детей 6-летнего возраста, адаптация к школе.
3. Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.
4. Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.
5. Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.
6. Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.
"Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе"
Вопросы для обсуждения:
- Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.
- Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.
- Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей. Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.
- Организация психолого-педагогической и медицинской помощи детям, нуждающимся в этом.
- Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.
Формирование привычки здорового образа жизни школьников
Вопросы для обсуждения:
- Личная гигиена школьника и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.
- Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.
- Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье.
- Режим дня школьника.
- Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.
Игра и труд в жизни первоклассников
Вопросы для обсуждения:
- Игры детей-первоклассников, как средство познания окружающего мира и стремление к активной деятельности.
- Единство игровой и трудовой деятельности.
- Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.
- Общественные поручения в школе, домашний труд и поручения в семье.
- Обучающий характер трудовой деятельности.
- Поощрение детей в семье к труду, пример родителей и
взрослых.
- Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.
Организация и проведение летних каникул
Вопросы для обсуждения:
- Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.
- Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.
- Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.
- Самообслуживание, работа по дому, помощь школе.
Приложение №3
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(3 класс)
Тема: «Как любить ребенка?»
Вы знаете, цитату из произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто-нибудь возьмется ее оспаривать.
А сейчас у меня, уважаемые родители, вопрос к вам: «Кто из вас считает свою семью счастливой?» (Ответы родителей или поднятые вверх руки.) Я попрошу вас ответить еще на один вопрос: Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? (Ответы родителей.) Послушайте теперь, что думают ваши дети, вот какие определения счастливой семьи дали ваши дети. (Зачитываются ответы детей, заранее проводился опрос)
Ответы детей на вопрос: «Что значит счастливая семья?» можно трактовать как оценку достоинств этой семьи, а можно – как обозначение проблем, которые в ней существуют. Никто из детей не сказал, что «счастливая семья – это такая, в которой родители любят детей». Отсюда мой вывод: все дети считают, что они любимы своими родителями. Вопрос к вам, уважаемые родители:
– Как вы выражаете свою любовь к детям? (Ответы родителей:
- говорим ласковые слова;
- улыбаемся ребенку;
- гладим по голове;
- целуем его;
- прижимаем к себе;
- делаем подарки, которые желает ребенок.)
Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям.
Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:
- контакт глаз;
- физический контакт;
- пристальное внимание.
(Записать это на доске.)
Каждый из этих способов принципиально важен.
Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как будто это синонимы.
Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (то есть без непосредственного воздействия со стороны других), надо выражать свою любовь к ним всеми способами.
КОНТАКТ ГЛАЗ
Вопросы к родителям:
– Как вы думаете, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз?
– Делаете вы это?
– Когда? В каких случаях?
– Какой при этом взгляд?
– А как мы глядим, когда недовольны ребенком?
Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.
Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.
Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.
Вопрос к родителям: «Как вы думаете, с какого возраст дети начинают искать контакта глаз?». Оказывается, уже в 6 – 8 недель глаза ребенка, как два радара, все время ищут встречи с глазами другого человека. Ему всего два месяца от роду, но он уже ищет источник эмоционального питания. Так рано формируется эмоциональная связь ребенка с миром.
Многие исследователи подчеркивают, что основные параметры личности, тип мышления, стиль речи, черты характера уже формируются к пяти годам. Значит, с первых дней жизни ребенка нужно как можно чаще дарить ему любящий и нежный взгляд.
Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля над детьми
ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ
Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.
Вопрос к родителям:
«Как вы понимаете этот способ?» Осуществить физический контакт – это значит:
- прикоснуться к руке;
- обнять за плечи;
- погладить по голове;
- потрепать по волосам;
- шутливо потолкаться;
- прижать к себе;
- поцеловать и т. д.
Вопросы к родителям:
– Часто ли вы это делаете?
– В каких случаях?
В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку.
Те родители, которые не используют физический контакт, наверное, считают, что их дети – это механически двигающиеся куклы; и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести. А на самом деле папа и мама упускают огромные возможности во взаимоотношениях с детьми.
При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Они должны быть естественными, действовать на него умиротворяюще. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а, следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.
Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6 – 7 лет часто целуем детей, им это нравится), то ребенка в 8 – 10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать.
А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Теперь поговорим о третьем способе выражения любви – пристальном внимании. В чем оно заключается?
В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему.
Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Денди» – купили, попросила Барби – купили).
Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени.
Вопрос к родителям: «Как вы думаете, достаточно ли вы уделяете пристального внимания своим детям?»
На самом деле пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.
Старайтесь ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине.
В заключение хотелось бы напомнить слова выдающегося педагога и психолога С.Л. Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
(4 класс)
Тема: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией
(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)
Форма проведения: круглый стол.
«Человек обладает способностью любить, а если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.»
Эрих Фромм
Вопросы для обсуждения
- Анализ проблемы агрессивности.
- Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
- Поощрение, наказание в семье.
- Законы преодоления детской агрессии.
- Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.
Вариант выступления классного руководителя.
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.
Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.
Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально 9 нарушение прав другого человека без физического вмешательства).
В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.
Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.
Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.
Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.
Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.
- Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
- Что тебе в них нравится?
- Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
- какие телепередачи привлекают твоих родителей?
- Какие передачи вы смотрите всей семьей?
Номера вопросов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Мальчики | |||||
Девочки | |||||
папы | |||||
Мамы | |||||
Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:
- Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
- Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.
В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.
Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.
Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.
Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:
- оно следует немедленно за проступком;
- объяснено ребенку;
- оно суровое, но не жесткое;
- оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)
Если тебя наказывают, то как… | Если тебя поощряют, то как…. | Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают |
Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.
И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:
- Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
- Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
- К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.
Приложение №4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(проводится на первом собрании каждого учебного года)
— Ф.И.О. ребёнка.
— Дата рождения.
— Хобби.
— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.
— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.
— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.
— Материальное положение.
— Жилищные условия.
Уважаемые родители!
В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.
1. Что Вы ожидаете от школы?
2. Что Вас не устраивает в школе?
3. Какие черты характера присущи вашему ребёнку?
4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?
5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?
6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?
7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у вашего ребёнка?
8. По каким предметам он испытывает затруднения?
9. Чем любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?
10. Что Вам нравится в вашем ребёнке?
11. Усидчив ли он?
12. Быстро ли он утомляется?
13. Самостоятелен ли ваш ребёнок?
14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?
15. Что Вы хотите от своего ребёнка?
16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?
17. Испытывает ли ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?
18. Есть ли у вашего ребёнка своя комната?
19. Много ли у родителей свободного времени?
20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а) мамы; б) папы?
21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?
22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?
23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, участие в конкурсах,)?
Анкета для родителей к родительскому собранию на тему:
«Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»
Уважаемые родители!
К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету.
Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.
Классный руководитель. ____________________
Анкета
1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?
- Да
- Не очень
- Плохо
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?
- Круглые сутки
- 5-6 часов в сутки
- 1-2 часа в сутки
3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?
- Всегда
- Иногда
- Никогда
4. Как вы поощряете своего ребёнка?
- Радуетесь вместе с ним его успехам
- Стараетесь совместно организовывать досуг
- Просто хвалите
- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги
5. Как вы наказываете своего ребёнка?
- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним
- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете
- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.
- Наказываете трудом
- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями
- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)
Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.
Анкетный опрос родителей на первом
родительском собрании в учебном году
- Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
- хорошей организации быта;
- радости общения;
- покоя и защищенности.
- Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
- здоровье детей;
- хорошая учёба;
- трудовое участие детей в жизни;
- настроение детей и причины его изменения.
- Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
- быть материально обеспеченным человеком;
- встретить любовь;
- иметь много друзей;
- реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
- да;
- нет.
- Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
- да;
- нет;
- не знаю.
- Что для Вашего ребёнка вечер дома:
- радость общения;
- возможность быть самим собой;
- мучения и пытка.
Анкета для родителей учащихся
Цель: уровень информированности родителей учащихся по вопросам воспитания в семье, тип внутрисемейных взаимоотношений.
1.Знаете ли вы основные типы воспитания в семье? Какие?
- Какой тип воспитания в вашей семье?
- Все ли взрослые члены семьи предъявляют единые требования к
ребенку? - У вас в семье с ребенком доверительные отношения?
- Назовите источники ваших знаний по воспитанию детей в семье?
- Каковы виды поощрения и наказания в вашей семье?
- Знаете ли вы возрастные психофизиологические особенности
развития ребенка? - Знаете ли вы индивидуально-психологические особенности вашего
ребенка (тип темперамента, интроверсия- экстраверсия,
характерологические особенности)? Как это помогает вам в
отношениях с вашим ребенком? - Учитываете ли их во взаимоотношениях с вашим ребенком?
- Всегда ли вы можете без конфликта разрешить проблемную
ситуацию с вашим ребенком? - Известны ли вам причины проблем (если такие есть) вашего ребенка
в общении, с посещаемостью школы, с дисциплиной на уроках и т. д.? - Как вы помогаете ребенку справиться с ними?
- Уделяете ли вы своему ребенку столько времени, сколько хотели бы?
12.Обращаетесь ли вы за помощью по вопросам воспитания к педагогам школы?
13.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации по вопросам воспитания детей в семье?
14. Какая помощь вам нужна?
Анкетирование родителей.
Знаю ли я своего ребенка?
1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?
А) Да - 3,
б) не очень - 2,
в) плохо - 1.
2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?
А) Круглые сутки - 3,
б) 5-6 часов в сутки - 2,
в) 1 -2 часа - 1.
3. Когда вы были с ним в театре?
А) В этом месяце -3,
6) 3 месяца назад -2,
в) полгода -год назад -1.
4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?
А) да - 3,
б) иногда - 2,
в) никогда - 3.
5. Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?
А) всегда -3,
6) иногда - 2,
в) никогда - 1.
6. Как вы поощряете своего ребенка?
а) радуетесь вместе с ним его успеху - 3,
б) просто хвалите - 2,
в) покупаете дорогие вещи игрушки- 1.
7. Как вы наказываете своего ребенка?
а) делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним – 3,
б) не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,
в) применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.
8. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?
а) действуете согласованно – 3,
б) обращаетесь к посторонней помощи – 2,
в) каждый воспитывает по-своему — 1.
9. Видит ли ваш ребенок ваши разногласия в семье?
А) нет -3,
6) иногда - 2,
в) да - 1.
10.Учите ли вы ребенка уважать людей?
А) да, всегда -3,
6) иногда — 2,
в) не затрагивали этот вопрос — 1.
Библиографический список
1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика М., 1993.
2. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребёнка. М., 1986.
3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.
4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001
5. Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.
6. Конвенция о правах ребёнка.
7. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение 1986.
8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.
9. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред.И.С. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005.
10. Сайт: www.inter-pedagogika.ru
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя "Мы вместе"
Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»
С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Программа работы с родителями "Мы вместе"
Цель программы: создать благоприятные условия родителям и учащимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседне...

Программа работы с родителями "Мы вместе"
Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры. Ещё В. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с роди...

Программа работы с родителями «Мы вместе»
Семья и школа - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку....

Программа работы с родителями «Мы вместе»
Данная программа составлена на 4 года обучения детей в 1-4 классах....

