Программа работы с родителями «Мы вместе!»
рабочая программа

Сычева Юлия Сергеевна

Назначение программы

Настоящая программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся класса.

 

Цель программы

Создание единой образовательной среды в школе и семье.

Задачи программы

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества; 

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

 

Сроки и этапы реализации программы

Программа ориентирована на 4 года обучения детей в начальном звене.

1 этап реализации программы – ознакомительный (1год.)

На данном этапе будет производиться знакомство, анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

2 этапосновной (2года)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в классе.

3 этапобобщающий (1год)

Подведение итогов совместной деятельности воспитателей родителей и учащихся за 4 года.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №7»

 Г. ВОРКУТЫ

 

                                     

                                                                       

                               

     

Программа работы с родителями

«Мы вместе!»

                                                                                               Составила:

классный руководитель

                                                                                               Сычева Юлия Сергеевна

г. Воркута


                             

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Назначение программы

Настоящая программа определяет цели, задачи и направления деятельности классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся класса.

Цель программы

Создание единой образовательной среды в школе и семье.

Задачи программы

- повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

- сoдействие сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества;  

- выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

- пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

Сроки и этапы реализации программы

Программа ориентирована на 4 года обучения детей в начальном звене.

1 этап реализации программы – ознакомительный (1год.)

На данном этапе будет производиться знакомство, анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

2 этап – основной (2года)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в классе.

3 этап -  обобщающий (1год)

Подведение итогов совместной деятельности воспитателей родителей и учащихся за 4 года.

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.

        Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества.

Социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе, обеспеченностью семьи, социальным статусом.

Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни.  

Демографический определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя и воспитателя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.

   Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей.                                                                                                                                                       То, что педагоги должны знать своих учеников, не вызывает сомнения. Задача классного руководителя и воспитателя сегодня – обеспечить развитие каждого ученика, создав необходимые для этого условия. Чтобы человека воспитывать, его надо знать во всех отношениях – это аксиома педагогики. Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные.

Можно выделить 3 группы.

1.        Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.

2.      Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.

3.     Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе и социуму детей “группы риска”, “трудных”.

С первой группой родителей работать легко, по существу, они все делают сами, с ними нужно лишь поддерживать связь; с последней работать бесполезно (хотя это тоже спорно), более того, обращение педагогов к ним за помощью может только ухудшить положение. Вторая, большая часть родителей, занимается воспитанием, но они не владеют ни методиками, ни педагогикой, не обладают часто и здравым смыслом. Они воспитывают детей так, как воспитывали их. Неучет этих обстоятельств приводит со временем к плачевным результатам. Но обнаруживается этот факт слишком поздно. Родители приходят за помощью к школе тогда, когда дети практически вышли у них из повиновения, а они утратили всякое влияние.                                                                                                                                                                                                                   Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью неблагополучие личности ребенка, а решение проблем успеваемости и поведения. Если говорить о существенном повышении качества семейного воспитания, полагаю, что надо учить родителей “любить” и воспитывать своих детей тогда, когда они этого желают сами, и задача классного руководителя – научить их этому желанию.                                                                                                                                                              Но самое главное – знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, педагог не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

II. Основные цели и задачи программы

- Создание единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя и педагогов школы, объединенного общими целями и ответственностью, действующего на демократических и гуманистических принципах.                                                                                                                                                                                                            - Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

- Содействия сплочению родительского коллектива, вовлечения пап и мам в жизнедеятельность классного сообщества.  

- Выработки коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.

- Пропаганды опыта успешного семейного воспитания, профилактики неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей.

III. Система программных мероприятий

Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:  

  • изучение семей учащихся;
  • работа с родителями;
  • работа с проблемными семьями;
  • сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
  • работа с семьей в системе дополнительного образования;
  • сотрудничество классного руководителя с психологом, логопедом

 

  1. Изучение семей учащихся.

Цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей. 

Предусматриваются:

- создание банка данных;

- формирование единых педагогических требований;

- составление социальных паспортов семей;

- посещение семей;

- диагностика «Анкета-знакомство для родителей», «Анализ и оценка ситуации в семье», «Наш ребенок» и др.

  1. Работа с родителями.

Цель: Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе.

Предусматриваются:

-внеклассные родительские собрания;

- занятия для родителей (Круглые столы «Вечер трудных вопросов»).

- дни «открытых занятий»;

- тематические собрания с привлечением специалистов

- индивидуальная работа с родителями;

- внеклассные мероприятия с привлечением родителей.

  1. Работа с проблемными семьями

Цель: Оказание помощи проблемным семьям, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Предусматриваются:

- регулярное посещение проблемных семей;

- проведение малых педсоветов;

- совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений;

- индивидуальные беседы и консультации;

- изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях;

- составление банка данных.

  1. Сотрудничество классного руководителя, воспитателя и родителей в организации воспитательной работы в группе;

Цель: создание единого воспитательного пространства «родители – дети –воспитатель».

Предусматриваются:

- работа родительского комитета;

- поиск родителей – спонсоров, помощников классных, внеклассных мероприятий;

- помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся.                                                                                                                                              

Условия организации и успешного осуществления сотрудничества:                                                                              

  • обсуждение и реализация единых подходов к воспитанию каждого ребенка.                                    
  • взаимное уважение.
  • справедливость по отношению к детям и родителям.
  • повышение авторитета родителей.
  • соблюдение принципов педагогической этики.

  1. Работа с семьей в системе дополнительного образования

Цель: развитие творческих способностей учащихся.

Предусматриваются:

- оказание помощи в устройстве в школьные кружки и спортивные секции;

- привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам;

  1. Сотрудничество воспитателя с психологом, логопедом

Цель: вовлечение психолога, логопеда в воспитательный процесс класса.

Предусматриваются:

- беседы с психологом, логопедом;

- оказание помощи психологу и логопеду в организации индивидуальной и групповой работы с учащимися класса

IV Прогнозируемые результаты

Среди прогнозируемых результатов следует перечислить:

  • повышение уровня педагогической культуры родителей;
  • создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы;
  • уменьшение числа конфликтов между детьми и родителями, родителями и учителями, детьми и учителями.
  • успешная реализация данной программы зависит от умелого управления и отдачи учителей, детей и родителей, их общей заинтересованности.

Приложение №1

Примерная программа тематических родительских собраний

по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Методическая тема

Тематика родительских собраний.

Подготовительная группа

«Подготовка к школе, Воспитание будущего школьника».

1. «Родителям будущих первоклассников».

 2. «Готовимся к школе»

1 класс

«Воспитание культуры поведения»

1.«Первый раз в первый класс»

2. «Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе»

3.«Формирование привычки здорового

образа жизни»

4. «Игра и труд в жизни первоклассника»

5. «Безопасность детей – забота взрослых»

6.«Организация и проведение летнего    отдыха»

2 класс

«Развитие коммуникативных и творческих способностей, эмоционально-ценностное воспитание».

1. «Формирование     волевых    привычек -основа   школьной успешности   ребенка»

2. «Поощрения и наказания в жизни ребенка»

3. «Гиперактивные дети в школе»

4. «Моя семья – моя радость»

5. «Дисциплина на улице - залог

безопасности на дороге»

3 класс

1. «Особенности    памяти детей и методы ее развития»

2.«Если Вы купили ребенку велосипед»,

3. «Как любить ребенка»        

4. «Дети и деньги» родительский ринг

5. «Влияние телепередач, компьютерных

игр на здоровье и развитие ребенка»

4 класс

«Развитие навыков самоанализа, самооценки, самовоспитания»

1. "Агрессия   в поведении   ребенка. Методы    работы   с детской агрессией"

2.«Общение родителей с детьми»

3.. «Как научить ребенка наблюдать за дорогой»

4.«Формирование позитивной самооценки у младших    школьников»

5. "Как  подготовить  ребенка  к переходу в среднюю  школу"

Приложение №2

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ВНЕКЛАССНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1-й класс

Первый раз в первый класс

Вопросы для обсуждения:

1.        Основные цели обучения и воспитания учащихся в первом классе.

2.        Общая характеристика возраста: особенности развития детей 6-летнего возраста, адаптация к школе.

3.        Характеристика учебной деятельности, особенности развития познавательных процессов: восприятие, память, воображение, мышление, речь.

4.        Создание необходимых условий в семье, обеспечивающих воспитание и обучение первоклассников: режим дня, организация уголка школьника, контроль родителей за поручениями. Общие педагогические требования к ребенку, воспитание у детей привычки трудиться, заниматься спортом, творческой деятельностью.

5.        Основные задачи семьи по развитию речи первоклассников, расширение словарного запаса, развитие умения рассказывать, передавать содержание прочитанного.

6.        Согласованность действий семьи и школы в воспитании и развитии ребенка.

"Семейная атмосфера и поведение ребенка в семье и в школе"

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение положительной эмоциональной настроенности, жизнерадостности, активности ребенка для формирования у него позитивного отношения к учебной деятельности.
  2. Забота о физическом здоровье, формирование гигиенических навыков, профилактика инфекционных заболеваний, организация правильного питания, увеличение двигательной активности первоклассников, профилактика травматизма.
  3. Охрана нервной системы, забота о психическом здоровье детей.  Создание условий для отдыха, занятий, игр и трудовой деятельности. Распределение умственной и физической нагрузки в течение дня, предупреждение утомляемости.
  4. Организация психолого-педагогической и медицинской помощи детям, нуждающимся в этом.
  5. Положительный пример поведения, взаимоотношений родителей, согласованность действий семьи и школы, справедливость и посильность требований к детям, развитие положительных качеств ребенка, создание ситуации успеха.

Формирование привычки здорового образа жизни школьников

Вопросы для обсуждения:

  1. Личная гигиена школьника и гигиенический режим в семье, гигиена тела, полости рта, гигиенические требования к одежде, постели, обуви, уход за волосами.
  2. Роль родителей в привитии учащимся навыков личной гигиены.
  3. Утренняя гигиеническая гимнастика. Физическое развитие детей, физическое воспитание в семье.
  4. Режим дня школьника.
  5. Приобщение к занятиям физической культурой и спортом.

Игра и труд в жизни первоклассников

Вопросы для обсуждения:

  1. Игры детей-первоклассников, как средство познания окружающего мира и стремление к активной деятельности.
  2. Единство игровой и трудовой деятельности.
  3. Формирование навыков самообслуживания. Забота о младших и старших членах семьи.
  4. Общественные поручения в школе, домашний труд и поручения в семье.
  5. Обучающий характер трудовой деятельности.
  6. Поощрение детей в семье к труду, пример родителей и

взрослых.

  1. Развитие трудолюбия, воспитание сознательного отношения к труду в школе и дома.

Организация и проведение летних каникул

Вопросы для обсуждения:

  1. Необходимость правильной организации летнего отдыха для укрепления здоровья, воспитания трудолюбия и всестороннего развития детей.
  2. Прогулки, игры на природе, походы с детьми, путешествия.
  3. Чтение книг, просмотр телепередач с последующим обсуждением. Занятия любимыми делами, закаливание, обучение плаванию.
  4. Самообслуживание, работа по дому, помощь школе.

Приложение №3

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

(3 класс)

Тема: «Как любить ребенка?» 

Вы знаете, цитату из произведения Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Фраза, сказанная великим писателем более 100 лет назад, превратилась в одну из самых известных психологических формул, описывающих взаимоотношения в семье. Вряд ли кто-нибудь возьмется ее оспаривать.

А сейчас у меня, уважаемые родители, вопрос к вам: «Кто из вас считает свою семью счастливой?» (Ответы родителей или поднятые вверх руки.) Я попрошу вас ответить еще на один вопрос: Что вы вкладываете в понятие «счастливая семья»? (Ответы родителей.) Послушайте теперь, что думают ваши дети, вот какие определения счастливой семьи дали ваши дети. (Зачитываются ответы детей, заранее проводился опрос)

Ответы детей на вопрос: «Что значит счастливая семья?» можно трактовать как оценку достоинств этой семьи, а можно – как обозначение проблем, которые в ней существуют. Никто из детей не сказал, что «счастливая семья – это такая, в которой родители любят детей». Отсюда мой вывод: все дети считают, что они любимы своими родителями. Вопрос к вам, уважаемые родители:

      – Как вы выражаете свою любовь к детям? (Ответы родителей:

  • говорим ласковые слова;
  • улыбаемся ребенку;
  • гладим по голове;
  • целуем его;
  • прижимаем к себе;
  • делаем подарки, которые желает ребенок.)

Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям.

Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:

  • контакт глаз;
  • физический контакт;
  • пристальное внимание.

(Записать это на доске.)

Каждый из этих способов принципиально важен.

Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях дети, как правило, не чувствуют себя окруженными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как будто это синонимы.

Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (то есть без непосредственного воздействия со стороны других), надо выражать свою любовь к ним всеми способами.

КОНТАКТ ГЛАЗ

Вопросы к родителям:

– Как вы думаете, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз?

– Делаете вы это?

– Когда? В каких случаях?

– Какой при этом взгляд?

– А как мы глядим, когда недовольны ребенком?

Оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему в глаза.

Тяжелой для ребенка является родительская привычка – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребенка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует на него угнетающе, и может оказаться, что такие тяжелые минуты своей жизни ребенок никогда не забудет.

Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.

Вопрос к родителям: «Как вы думаете, с какого возраст дети начинают искать контакта глаз?». Оказывается, уже в 6 – 8 недель глаза ребенка, как два радара, все время ищут встречи с глазами другого человека. Ему всего два месяца от роду, но он уже ищет источник эмоционального питания. Так рано формируется эмоциональная связь ребенка с миром.

Многие исследователи подчеркивают, что основные параметры личности, тип мышления, стиль речи, черты характера уже формируются к пяти годам. Значит, с первых дней жизни ребенка нужно как можно чаще дарить ему любящий и нежный взгляд.

Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля над детьми

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Второй способ выражения любви к ребенку – физический контакт.

Вопрос к родителям:

«Как вы понимаете этот способ?» Осуществить физический контакт – это значит:

  • прикоснуться к руке;
  • обнять за плечи;
  • погладить по голове;
  • потрепать по волосам;
  • шутливо потолкаться;
  • прижать к себе;
  • поцеловать и т. д.

Вопросы к родителям:

– Часто ли вы это делаете?

– В каких случаях?

В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так, по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку.

Те родители, которые не используют физический контакт, наверное, считают, что их дети – это механически двигающиеся куклы; и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести. А на самом деле папа и мама упускают огромные возможности во взаимоотношениях с детьми.

При каждодневном общении с ребенком любящий взгляд и нежное прикосновение необходимы ему. Они должны быть естественными, действовать на него умиротворяюще. Ребенок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими ценными дарами, будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с окружающими его людьми. Ему будет легко общаться, а, следовательно, он будет пользоваться всеобщей симпатией.

Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6 – 7 лет часто целуем детей, им это нравится), то ребенка в 8 –  10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать.

А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Теперь поговорим о третьем способе выражения любви – пристальном внимании. В чем оно заключается?

В том, что мы сосредотачиваемся на ребенке полностью, не отвлекаемся ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему.

Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что для своих родителей он – самый важный человек в мире. Не имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Денди» – купили, попросила Барби – купили).

Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует времени.

Вопрос к родителям: «Как вы думаете, достаточно ли вы уделяете пристального внимания своим детям?»

На самом деле пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.

Старайтесь ежедневно выкраивать время, чтобы побыть с ребенком наедине.

В заключение хотелось бы напомнить слова выдающегося педагога и психолога С.Л. Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребенка и берлогой для большого». Не скупитесь на любовь к вашему ребенку

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

(4 класс)

        Тема: Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией

(Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001)

Форма проведения: круглый стол.

«Человек обладает способностью любить, а если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется от собственной душевной боли.»

                                        Эрих Фромм

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ проблемы агрессивности.
  2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности.
  3. Поощрение, наказание в семье.
  4. Законы преодоления детской агрессии.
  5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Вариант выступления классного руководителя.

                         Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

       Тема нашей новой встречи серьезна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии.  К сожалению, эти явления живут среди нас, взрослых, и среди наших детей. Что же это за явление и стоит ли о нем говорить? Вы правы, стоит. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь ее преодолеть.

        Агрессия в более или менее развитом обществе всегда находится под контролем, но контроль этот будет эффективен настолько, насколько развито в обществе сопротивление агрессии.

      Что такое агрессия? Агрессия – это поведение, которое причиняет вред предмету или предметам, человеку или группе людей, Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально 9 нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

      В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определенной цели. Она часто выражается у младших детей (я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.) У старших, т.е. у наших с вами детей, больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

      Очень часто агрессию, ее проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в ребенке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, т.к. не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

      Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребенка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д.

        Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и СМИ.

        Можно предварительно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

  1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?
  2. Что тебе в них нравится?
  3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?
  4. какие телепередачи привлекают твоих родителей?
  5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

                                Номера вопросов

      1

    2  

     3

     4  

      5    

Мальчики

Девочки

папы

Мамы

  Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упреки и оскорбления. Психологи считают, что ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно и где она стала нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. Эта методика воспитания детей отвратительна тем, что у детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое вновь навязывается детям. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

           В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие.

          Преодолению агрессивности ребенка помогает расположение, использующее в своем арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

           Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебность к факту существования ребенка. Неприятие ребенка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов.

           Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если:

  • оно следует немедленно за проступком;
  • объяснено ребенку;
  • оно суровое, но не жесткое;
  • оно оценивает действия ребенка, а не его человеческие качества.

          Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся по проблемам класса (аналитическая справка)

Если тебя наказывают, то как…

Если тебя поощряют, то как….

Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают

          Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому.

          И по традиции каждый из вас получает «золотые правила» воспитания, связанные с темой данного собрания:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
  6. К агрессивным проявлениям в поведении ребенка приводит агрессивность семьи.

Приложение №4

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(проводится на первом собрании каждого учебного года)

— Ф.И.О. ребёнка.

— Дата рождения.

— Хобби.

— Адрес, индекс. Домашний телефон, экстренный телефон соседей или других родственников.

— Ф.И.О. матери, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.

— Ф.И.О. отца, место работы, должность, рабочий телефон, экстренный телефон. Образование. Хобби.

— Состав семьи. Дети до 18 лет и год их рождения.

— Материальное положение.

— Жилищные условия.

Уважаемые родители!

В интересах более эффективного сотрудничества между ребёнком, родителями и педагогами просим Вас ответить на наши вопросы.

1. Что Вы ожидаете от школы?

2. Что Вас не устраивает в школе?

3. Какие черты характера присущи вашему ребёнку?

4. Какие индивидуальные особенности требуют особого внимания со стороны учителей?

5. Какими способностями обладает Ваш ребёнок?

6. Какими способностями в его возрасте обладали родители? Как оправдалось это в дальнейшем?

7. Склонность к каким учебным предметам Вы заметили у вашего ребёнка?

8. По каким предметам он испытывает затруднения?

9. Чем любит заниматься ваш ребёнок в свободное время?

10. Что Вам нравится в вашем ребёнке?

11. Усидчив ли он?

12. Быстро ли он утомляется?

13. Самостоятелен ли ваш ребёнок?

14. Много ли он читает? Какую литературу предпочитает? Много ли в доме книг?

15. Что Вы хотите от своего ребёнка?

16. Что, на Ваш взгляд, ребёнок хочет от Вас?

17. Испытывает ли ваш ребёнок трудности в общении? Какие, с кем?

18. Есть ли у вашего ребёнка своя комната?

19. Много ли у родителей свободного времени?

20. Что в данный момент входит в сферу приоритетных интересов: а) мамы; б) папы?

21. Нужна ли Вам консультация психолога, по каким вопросам?

22. Что Вы считаете «хорошим образованием»?

23. Какую помощь классу, школе Вы могли бы оказать (материальная, ремонт кабинета, проведение мероприятий, оформительская, участие в конкурсах,)?

Анкета для родителей к родительскому собранию на тему:

«Поощрение и наказание в воспитании ребёнка»

Уважаемые родители!

К предстоящему родительскому собранию «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», которое состоится________, прошу Вас заполнить анкету.

Вариант или варианты выбранных ответов, пожалуйста, подчеркните ручкой. Благодарю за сотрудничество.

Классный руководитель. ____________________

Анкета

1. Хорошо ли вы знаете своего ребёнка?

- Да

- Не очень

- Плохо

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребёнка?

- Круглые сутки

- 5-6 часов в сутки

- 1-2 часа в сутки

3. Часто ли вы хвалите своего ребёнка за его успехи?

- Всегда

- Иногда

- Никогда

4. Как вы поощряете своего ребёнка?

- Радуетесь вместе с ним его успехам

- Стараетесь совместно организовывать досуг

- Просто хвалите

- Покупаете дорогие вещи, подарки, даёте деньги

5. Как вы наказываете своего ребёнка?

- Всем своим видом показываете, что огорчены, не разговариваете с ним

- Ругаете, кричите на него, иногда даже обзываете

- Не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер и т.д.

- Наказываете трудом

- Не разрешаете гулять, общаться с друзьями

- Применяете физическую силу (подзатыльник, а иногда и ремень)

Примечание: Анкетирование проводится анонимно, после сбора заполненных анкет производится их анализ и на его основании проводятся соответствующие разъяснения.

Анкетный опрос родителей на первом

родительском собрании в учебном году

  1. Как Вы думаете, чего ждёт Ваш ребёнок от семьи, в которой живёт:
  1. хорошей организации быта;
  2. радости общения;
  3. покоя и защищенности.

  1. Что более заботит Вас как родителей в Вашей семье:
  1. здоровье детей;
  2. хорошая учёба;
  3. трудовое участие детей в жизни;
  4. настроение детей и причины его изменения.

  1. Одинок ли Ваш ребёнок в семье:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребёнок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребёнка наиболее значимой:
  1. быть материально обеспеченным человеком;
  2. встретить любовь;
  3. иметь много друзей;
  4. реализовать свои интеллектуальные возможности.

  1. Знаком ли Ваш ребёнок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье:
  1. да;
  2. нет.

  1. Есть ли у Вашего ребёнка секреты от своей семьи:
  1. да;
  2. нет;
  3. не знаю.

  1. Что для Вашего ребёнка вечер дома:
  1. радость общения;
  2. возможность быть самим собой;
  3. мучения и пытка.

Анкета для родителей учащихся

Цель: уровень информированности родителей учащихся по вопросам воспитания в семье, тип внутрисемейных взаимоотношений.

1.Знаете ли вы основные типы воспитания в семье? Какие?

  1. Какой тип воспитания в вашей семье?
  2. Все ли взрослые члены семьи предъявляют единые требования к
    ребенку?
  3. У вас в семье с ребенком доверительные отношения?
  4. Назовите источники ваших знаний по воспитанию детей в семье?
  5. Каковы виды поощрения и наказания в вашей семье?
  1. Знаете ли вы возрастные психофизиологические особенности
    развития ребенка?
  2. Знаете ли вы индивидуально-психологические особенности вашего
    ребенка (тип темперамента, интроверсия- экстраверсия,
    характерологические особенности)? Как это помогает вам в
    отношениях с вашим ребенком?
  3. Учитываете ли их во взаимоотношениях с вашим ребенком?
  4. Всегда ли вы можете без конфликта разрешить проблемную
    ситуацию с вашим ребенком?
  5. Известны ли вам причины проблем (если такие есть) вашего ребенка
    в общении, с посещаемостью школы, с дисциплиной на уроках и т. д.?
  6. Как вы помогаете ребенку справиться с ними?
  7. Уделяете ли вы своему ребенку столько времени, сколько хотели бы?

12.Обращаетесь ли вы за помощью по вопросам воспитания к педагогам школы?

13.Нуждаетесь ли вы в дополнительной информации по вопросам воспитания детей в семье?

14. Какая помощь вам нужна?

Анкетирование родителей.

Знаю ли я своего ребенка?

1. Хорошо ли вы знаете характер своего ребенка?

А) Да - 3,

б) не очень - 2,

в) плохо - 1.

2. Много ли внимания вы уделяете воспитанию своего ребенка?

А) Круглые сутки - 3,

б) 5-6 часов в сутки - 2,

в) 1 -2 часа - 1.

3. Когда вы были с ним в театре?

А) В этом месяце -3,

6) 3 месяца назад -2,

в) полгода -год назад -1.

4. Читает ли ваш ребенок художественную литературу или дополнительную литературу к урокам?

А) да - 3,

б) иногда - 2,

в) никогда - 3.

5. Часто ли вы хвалите ребенка за его успехи?

А) всегда -3,

6) иногда - 2,

в) никогда - 1.

6. Как вы поощряете своего ребенка?

а) радуетесь вместе с ним его успеху - 3,

б) просто хвалите - 2,

в) покупаете дорогие вещи игрушки- 1.

 7. Как вы наказываете своего ребенка?

а) делаете вид, что огорчены и не разговариваете с ним – 3,
б) не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютер - 2,

в) применяете физическую силу, не разрешаете гулять - 1.

8. Проводите ли вы семейные советы по воспитанию?

а) действуете согласованно – 3,

б) обращаетесь к посторонней помощи – 2,

в) каждый воспитывает по-своему — 1.

9. Видит ли ваш ребенок ваши разногласия в семье?

А) нет -3,

6) иногда - 2,

в) да - 1.

10.Учите ли вы ребенка уважать людей?

А) да, всегда -3,

6) иногда — 2,

в) не затрагивали этот вопрос — 1.

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика М., 1993.

2. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребёнка. М., 1986.

3. Буянов М.И. Ребенку нужна родительская любовь. - М.: Знание, 1984.

4. Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 классах. –М.:Вербум-М, 2001

5. Диалоги о воспитании. М.: Просвещение, 1985.

6. Конвенция о правах ребёнка.

7. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение 1986.

8. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика, 1990.

9. Справочник классного руководителя (1-4 классы)/ Под ред.И.С. Артюховой.- М.: ВАКО, 2005.

10. Сайт: www.inter-pedagogika.ru


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы классного руководителя "Мы вместе"

Модель работы, самоуправление в классном коллективе, подборка классных мероприятий на четыре года обучения....

Программа Педагогическая культура родителей: "Воспитываем вместе!»

С целью оказания действенной помощи семье по воспитанию гармонично развитой личности, установления отношений доверия и сотрудничества между семьей и образовательным учреждением возникла идея в разрабо...

Программа работы с родителями "Мы вместе"

Цель программы: создать благоприятные условия родителям и учащимся для повышения их уровня знаний и аспектов воспитания культурно-нравственной личности, использование полученных знаний в повседне...

Программа работы с родителями "Мы вместе"

Сегодня как никогда актуальны идеи восстановления статуса семьи и родителей в обществе, формирование новых устоев семейной культуры. Ещё В. Сухомлинский говорил: «Воспитание детей надо начинать с роди...

Программа работы с родителями «Мы вместе»

Семья и школа - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку....

Программа работы с родителями «Мы вместе»

Программа работы с родителями«Мы вместе»...

Программа работы с родителями «Мы вместе»

Данная программа составлена на 4 года обучения детей в 1-4 классах....