Внеклассное мероприятие в начальных классах "Кто такие казаки?"
план-конспект

Шевченко Мария Николаевна
Цели и задачи:
• рассказать детям о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;
• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;
• воспитывать уважение к старшему поколению.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_takie_kazaki.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЧУ ОО "Православная Свято-Никольская классическая гимназия"

Внеклассное мероприятие

"Кто такие казаки?"

подготовила

учитель начальных классов

Шевченко М.Н.

г. Кисловодск

2025г.

 «Кто такие казаки»

Познавательное мероприятие  на тему «Кто такие казаки»

Цели и задачи:

• рассказать детям о историческом прошлом родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев;

• развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью казаков;

• воспитывать уважение к старшему поколению.

Ход занятия

Слайд 1 видео

Звучит казачья народная песня

- Ребята, а вы знаете, чья это песня, кто её сложил?

- Это казачья песня. Её сочинили и поют казаки.

Слайд 2

- Правильно, дети. Сегодня вы узнаете, кто такой казак, как назывался его дом, правила и уклады казачьей жизни. А кто же такой казак? «Казак» означает «вольный », «храбрый, свободолюбивый человек», «удалой воин». 

Слайд 3

Так называли свободных людей, которые прибыли охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II. В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края.

Слайд 4

Самые первые казаки это были люди беглые, поселившиеся на окраинных землях. 

Слайд 5

Казаки селились по рекам и названия казачьих войск того времени показывает, что это так – яицкие казаки (на реке Яик), донские казаки (на реке Дон), волжские казаки (на реке Волга), днепровские казаки (на реке Днепр).

Слайд 6

Почему по берегам рек расселялись и строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили.

Слайд 7

Название терских казаков произошло от реки Терек, текущей от отрогов кавказских гор до Каспийского моря и вдоль которой были установлены        Слайд 8  казачьи станицы, защищавшие от набегов дагестанцев, кабардинцев и чеченцев, города, поселки и села, расположенные за линией станиц.

Слайд 9  Жизнь была не лёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь и готовы были в любой момент встать на её защиту.

Слайд 10

Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Князь Потемкин щедро отблагодарил казаков за верную службу и назначил для поселения земли, что узаконила высочайшая Жалованная грамота Императрицы Екатерины II Как вы думаете, за что и для чего царица подарила казакам землю?

- За верную службу. 

Казаки в царской армии всегда были непревзойденными разведчиками, десантниками. Казаки в царской России — люди посвятившие себя и всю свою жизнь служению России, проливавшие кровь во всех войнах России.

Слайд 11

Терские казаки участвовали практически во всех войнах России.  Это боевые действия на Северном Кавказе, русско-персидская война,  две русско-турецкие войны, Восточная (Крымская) война , боевые действия в Средней Азии, русско-японская война, первая мировая война, гражданская война, Великая отечественная война.

Многим казакам присвоены звания героев, а казачьим частям гвардейские наименования.

Предлагаю рассмотреть форму  казака.

Слайд 12

А чем занимались казаки в свободное от военной службы время? Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.

Казаки были людьми крепкими, сильными, храбрыми, умелыми. Они умели, и воевать, и трудиться, и отдыхать.

Слайд 13

Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе строили дома, затем устраивали общий праздник. Все, кто участвовал в строительстве, вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали.

Слайд 14

Дома или "хаты" строили из местных природных материалов, которых было очень много. Хаты строили из камыша, глины, соломы.

Крышу покрывали соломой или камышом.

Каркас хаты из прутьев забивали ("закулачивали") глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол так же заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, чтобы было чисто и красиво (показ иллюстраций).

Слайд 15

Дом казака – курень, что означает круглый. Самым простым жилищем была полуземлянка, крытая камышом.

Курень делился на левую - женскую половину и правую – мужскую. Прямо за сенцами была самая большая комната – зало Слайд 16-17,  где принимали гостей. Здесь стояла лучшая мебель и посуда.

Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.

Слайд 18

В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

Слайд 19

Казак смелый, отважный, храбрый воин: воевал на коне с винтовкой через плечо и шашкой в руке. Каждый казак имел личное оружие –саблю и  верховую лошадь.

В храмах казаки хранили всё самое ценное: воинские награды, оружие. Это являлось одной из традиций казачества. Шапку они снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.

Слайд 20

Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Слайд 21

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай». Начиная с двух лет его регулярно сажали на коня, СЛАЙД 22 чтобы он привыкал к седлу. При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Самым главным казаки ставили авторитет отца и матери.
        Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная - по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрый боец.
 Мальчики в этих семьях росли смелыми, ловкими, выносливыми, играли в военные игры. Они уже с детства готовились к будущей военной службе, а для этого нужно было научиться уверенно скакать на коне, быстро бегать, размахивая деревянной шашкой.

Слайд 23 
        Уважение старших – один из главных обычаев 
казаков. Перед старшими шапки снимали, место уступали, ведь слово старшего - это закон. В присутствии старшего, не разрешалось сидеть, вступать без его разрешения в разговор. Считалось непристойным обгонять старика. Слова старшего считались обязательными для исполнения. Уважение к старшему, прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше. Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сёстры называли няней, так как она заменяла им мать.

Слайд 24

Главным у казаков был казачий атаман, его выбирали из самых смелых казаков. Атаман Это казачий командир, у него хранилось казачье знамя, с ним в бой шли казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.

У каждого войска имеется свой флаг и гимн. Не исключением являются и терские казаки. Познакомимся с этими символами.

Слайд 25 видео

У казаков есть и свои заповеди.

Слайд 26

      Казачьи заповеди

1. Люби россию, ибо она твоя мать

2. Честь и доброе имя для казака дороже жизни

3. Казаки все равны в правах

4.  По тебе судят обо всем казачестве и народе

5. Держи слово. Слово казака дорого
6. Чти старших, уважай старость
7. Погибай, а товарища выручай

8. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа

9. Будь трудолюбив. Не бездействуй

10. Береги семью свою. Служи ей примером

Давайте подведем итог сегодняшнего урока.

О ком мы сегодня вели речь?

Какое занятие для казаков было самым главным?

Кто такой атаман?

Как называется форма казака?

Как назывались дома у казаков?

Что находилось в каждом дворе?

Слайд 27

В завершение нашего урока каждый из вас получит раскраску. Вам нужно будет вспомнить внешний вид одежды терских казаков  и раскрасить в подходящие цвета.

Используемые ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2014/12/20/konspekt-zanyatiya-po-oznakomleniyu-s-istoriey-i

https://newsland.com/community/8238/content/istoriia-rossiiskogo-kazachestva-terskoe-kazache-voisko/7139552


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: устный журнал "Что такое толерантность?"

С помощью этого мероприятия Вы познакомите учащихся с понятием толерантность....

Внеклассное мероприятие на тему:Что такое дружба?

сплотить коллектив; помочь ребятам осмыслить понятия «друг», «дружба»; совершенствовать навыки общения, сотрудничества, способности понимать намерения своего партнера....

Внеклассное мероприятие на тему:Что такое дружба?

сплотить коллектив; помочь ребятам осмыслить понятия «друг», «дружба»; совершенствовать навыки общения, сотрудничества, способности понимать намерения своего партнера....

Внеклассное мероприятие антикоррупционной направленности "Что такое хорошо и что такое плохо..."

Данное внеклассное мероприятие поможет ученикам начальной школы понять сложную тему коррупции в современной жизни.Через игровые ситуации ребята узнают механизмы действия и противодействия коррупционно...

Внеклассное мероприятие на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"

Внеклассное мероприятие направлено на ознакомление учащихся с понятием добра и зла...

Игровое внеклассное мероприятие для начальной школы "Что такое хорошо? Что такое плохо?" по теме "Полезные и вредные привычки".

Цель: Сформировать представление о вредных и полезных привычках, о здоровом образе жизни, как о среде обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности.Задачи: 1.Научить жить...

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Что такое «хорошо» и Что такое «плохо»

Внеклассное мероприятие в начальной школе «Что такое «хорошо» и Что такое «плохо»...