Методический материал к методическому часу "Конфликты и способы их разрешения"
методическая разработка
Описание понятия "Конфликт", упражнений, способствующих предупреждению конфликтных ситуаций в коллективе
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ
СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Методический материал
к методическому часу:
«Конфликты и способы их разрешения» - мастер - площадка
Материал подготовила:
воспитатель отделения
диагностики и социальной реабилитации
Коропова О.А.
ст. Новоминская
2024
В современном мире с конфликтными ситуациями мы сталкиваемся довольно часто: дома, на улице, и на работе. Итак, давайте вместе попробуем сформулировать понятие: «Что же такое конфликт?»
Упражнение «Понятие конфликт»
Каждый из вас должен написать на стикере, что такое для вас конфликт? Все зачитывают утверждения, дается научное определение.
Конфликт (от лат. conflictus- столкновение) - это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов.
Конфликты бывают:
-Межгрупповые
-Межличностные
-Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого - “душевные муки”)
-Между личностью и группой
Упражнение «Ассоциации или скажи, что чувствуешь?»
Конфликт, когда мы говорим это слово, у каждого человека возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей. Давайте подумаем:
Если конфликт – это мебель, то какая? (Ответы детей: старый рваный диван, твёрдый стул, тяжёлый шкаф и т.д.)
Если конфликт – это посуда, то какая? (Ответы детей: грязная кастрюля, стакан, вилки, ножи и т. д.)
Если конфликт – это одежда, то какая? (Ответы детей: рваная, испачканная, потрёпанная и т. д.)
Если конфликт – это растение, то какое? (Ответы детей: кактус, колючее, горькое, ядовитое и т. д.)
Если конфликт – это техника, то какая? (Ответы детей: испорченная, сломанная, мясорубка и т. д.)
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
Оказывается, что конфликт это не всегда плохо. У конфликтов бывают как плюсы, так и минусы. Разбейтесь на 2 команды. Первая команда записывает как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, вторая команда описывает негативные последствия конфликтов.
Плюсы
- конфликт вскрывает “слабое звено” во взаимоотношениях;
- дает возможность увидеть скрытые отношения;
- дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение;
- способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.
- дает возможность осознать проблему, выявить трудности;
- найти новые пути решения;
- оживляет нашу жизнь, делает ее более привлекательной, интересной;
- учит формам общения, умению налаживать отношения;
Минусы:
- отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям;
- нарушение деловых и личных отношений между людьми, ухудшение социально-психологического климата;
- ухудшение качества работы - сложное восстановление деловых отношений;
- вызывает стресс, психотравмы;
- разрушает межличностные отношения;
- временные потери - на 1 мин. конфликта приходится 12 мин. после конфликтных переживаний.
Типы поведения в конфликтных ситуациях
-Соперничество – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому,
-Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого;
-Избегание – отсутствие стремления к кооперации
-Сотрудничество – участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон
-Компромисс – это взаимные уступки, готовность поступиться своими интересами и частично учесть интересы другого (один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают).
Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» Давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
Итак, мы выяснили, что сотрудничество – самый активный и эффективный стиль поведения в конфликтной ситуации, а также как реагировать на конфликтное поведение.
«Правила построения эффективного общения».
- Общаясь, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить
«Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные – это:
улыбка,
имя собеседника,
комплимент.
- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.
Для снижения накала конфликтной ситуации очень эффективно использование в общении "я-высказываний" – это способ сообщения собеседнику о своих нуждах, чувствах без осуждения или оскорбления (не «вы постоянно опаздываете», а «мне бы очень хотелось, чтобы вы приходили немного пораньше»).
«Правила бесконфликтного общения»:
1. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда. Критикуйте, но не злорадствуйте. Во всем надо знать меру. Сказать правду тоже надо уметь! Будьте тактичны.
2. Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
3. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
4. Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
5. Проявляйте выдержку, овладейте умениями саморегуляции. Уважение к людям, знание правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.
6.Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
7.Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела;
8.Постарайтесь посмотреть на проблему глазами оппонента, постарайтесь «встать на его место»;
9.Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
10.Умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных разборок!
11.Не употребляйте конфликтогены: это слова, действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту;
12.Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген;
13.Удерживайте за собой инициативу, диктуя эмоции, в первую очередь – спокойствие;
Притча «Солнце и ветер»
Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.
Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится!
Упражнение «Упрямое зеркало». Цель: учить взаимодействовать в группе, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, развивать умение управлять своими эмоциями, развитие воображения и снятие эмоционального напряжения.
Инструкция: «Представьте, просыпаетесь вы утром, заходите в ванную комнату, смотритесь в зеркало, а оно повторяет все ваши движения, но наоборот: вы поднимаете руку, а оно опускает, вы поворачиваете голову налево, а оно – направо, вы закрываете один глаз, а оно – другой. Давайте поиграем в такие зеркала. Разбейтесь на пары. Пусть один из вас будет «человеком», а другой – «упрямым зеркалом». Разделитесь на пары и распределите роли. Потом поменяетесь ролями».
Обсуждение: участники делятся своими эмоциями, ощущениями, впечатлениями о проделанном упражнении, о трудностях, которые им пришлось испытать и т.д. В результате делается вывод, о том, что не каждый человек сможет повторить действия и движения другого человека, тем более «на ходу» перестроиться и сделать всё наоборот. Но как иногда важно уметь подстроиться под другого человека, наперекор своим эмоциям и чувствам.
Упражнение «Корабль и ветер»
Цель: снятие мышечного напряжения, взаимодействие и сотрудничество в группе сверстников.
Инструкция: «Представьте себе, что по волнам плывёт наш парусник, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки ... А теперь шумно выдохните через рот воздух, пусть вырвется на волю ветер, который подгоняет корабль. Давайте попробуем ещё раз. Я хочу услышать, как шумит ветер! (Упражнение можно повторить трижды).
Упражнение «Правда или ложь?»
Цель: игра усиливает групповую сплоченность и создает атмосферу открытости.
1. Предложите участникам написать три предложения, относящиеся лично к ним. Из этих трех фраз две должны быть правдивыми, а одна - нет.
2. Один за другим каждый участник зачитывает свои фразы, все остальные пытаются понять, что из сказанного соответствует действительности, а что - нет. При этом все мнения должны обосновываться. Посоветуйте авторам фраз не спешить со своими комментариями и внимательно выслушать догадки разных игроков. Ведь это прекрасная возможность понять, как человек воспринимается со стороны.
Притча «О храме с тысячью зеркал»
В конце нашей встречи мне хотелось бы рассказать вам притчу «О храме с тысячью зеркал».
Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.
Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.
Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.
Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. Самое главное, чтобы обе стороны желали разрешения конфликта.
Не забывайте древнеиндийское выражение: «Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обеих — и себя, и другого».
Спасибо за работу, всего хорошего!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные игры как средство обучения детей старшего дошкольного возраста и учащихся начальной школы способам конструктивного разрешения конфликтов
В настоящее время сциологи рассматривают конфликт как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений.Эффективным средством обучения детей способом конструктивного разрешения конф...

Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода....

Презентация. Конфликты и способы их разрешения
Конфликт – в переводе с латинского означает «столкновение», - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной (общественной) и личнойжизни....

Детские конфликты и способы их разрешения.Консультация для родителей.
Ваш ребенок стал учеником. Но умеет ли дружить? Знает ли нормы и правила общения? Способен ли сохранять доброжелательные отношения в условиях конфликта? Что такое дружить?. Первоклассника...
Методическая разработка урока по теме «Конфликт и способы его разрешения»
Сам по себе конфликт не является ни плохим, ни хорошим. Конфликт как социальное явление нейтрален, как нейтральны явления природы: снег, дождь, гром, гроза или радуга. «Плохим» или &l...
Методический материал «Способы формирования стрессоустойчивости в современных условиях»
Материал для проведения метод часа...
