Работа с одарёнными детьми
материал
В данной работе представлены методы работы с одарёнными детьми
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23» города Смоленска
ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
учителя Высоцкой А.М.
(2024-2027 учебный год)
Смоленск 2024
Проблема работы с одарёнными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования» с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты.
Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме.
Цель работы с одарёнными детьми:
-обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности;
-создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация отношений в системах «учитель –одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
- выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью достижения максимального уровня развития детей.
Ожидаемые результаты:
- формирование системы работы с одаренными учащимися;
- творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
- увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.
Основные направления работы:
- Выявление одарённых детей по разным направлениям.
- Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
- Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
- Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
- Групповые занятия с сильными учащимися;
- Участие в олимпиадах;
- Индивидуальные консультации.
Организация работы с одарёнными обучающимися
| Мероприятия | Сроки |
1 | Составление банка данных одаренных детей | Сентябрь |
2 | Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д. | Сентябрь |
3 | Проведение работы с родителями одарённых детей. Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка». | В течение года |
4 | Организация индивидуальной и дифференцированной работы с одаренными детьми. | В течение года |
5 | Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности. | В течение года |
6 | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: интернета, электронных энциклопедий. | В течение года |
7 | Применение на уроках современных технологий, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих. | В течение года |
8 | Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся. | В течение года |
9 | Подготовка к школьному этапу олимпиады (математика, русский язык). | Сентябрь-октябрь |
10 | Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (математика, русский язык). | Октябрь |
11 | Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время. | Октябрь-ноябрь |
12 | Участие в предметных неделях. | По плану работы МО |
13 | Консультационная работа на уроках и во внеурочное время. | В течение года |
14 | Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания. | В течение года |
15 | Работа в сети интернет по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий. | В течение года |
16 | Подбор заданий повышенного уровня сложности. | В течение года |
17 | Вовлечение в активную внеклассную творческую работу. | |
18 | Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах. | В течение года |
19 | Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности. | В течение года |
Банк одарённых обучающихся
Ф,И. | Способности | Результативность работы |
Архипова Василиса | Высокие умственные и творческие способности, критичность, исполнительность | |
Шевякова София | Высокие умственные и творческие способности, мобильность, активность | |
Русакова Майя | Высокие умственные и творческие способности, креативность, максимальная, высокая мотивация | |
Еремина Есения | Высокие умственные и творческие способности, критичность, концентрация в работе. | |
Саленкова Вера | Высокие творческие способности, критичность, концентрация в работе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."
Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению
План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....

Использование платформы Дневник. Ru в работе с одарёнными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению.
В презентации описан один из способов организовать дистанционную подготовку к олимпиадам и конференциям....

