Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Валиуллина Земфира Энгелевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» состоит из разделов: «Я и моя родословная», «Родная школа. Ее история и традиции», «Нумизматика», «Историческая  метрология», «Сфрагистика», «История района», «Уфа – мой город».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programm_yui_novaya.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк»

Пояснительная записка

1. Обоснование актуальности  программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный историк» составлена в соответствии с основными нормативными документами и реализуется в МБОУ ДО «ДЦТКиЭ «Меридиан».

История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи,  своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим  поколениям,  долга, милосердия.

В последнее время неуклонно возрастает историческая роль в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.

Урочные и внеклассные занятия по историческому  краеведению способствуют развитию  у  учащихся любви к  Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Занятие помогает юным историкам глубже уяснить  смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться  о сохранении исторического и культурного наследия,  беречь  памятники истории и культуры», «Каждый обязан  сохранять  природу и окружающую среду, бережно  относиться к природным богатствам».

Изучение истории способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить  и трудиться в своем селе, районе, крае,  республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка «Юный историк».

Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально –культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так ка образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.

2.Новизна программы.

Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь    к  родному  краю,   знание    его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

3. Концепция образовательной программы «Юный историк»

1.Обеспечить каждому ребенку максимальные возможности для раскрытия своих способностей.

2. Дать детям широкий круг знаний в области истории семьи, родного города, края.

3. Помочь ребенку практически ознакомиться с историей школы, со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.

4. На занятиях дать ребенку опыт решения проблемной ситуации, помочь принять правильное решение, воспитывать у детей сознательное чувство ответственности за своё поведение во время экскурсий.

4.Цели и задачи программы

Цель: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.

Программа ставит целью решением следующих задач:

•        формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, её законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразие современного мира, о людях, живущих на родной земле;

•        знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;

•        обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;

•        формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;

•        воспитание патриотизма и гражданственности, любви привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;

•        формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;

•        воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;

•        развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;

•        формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;

•        совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;

•        Создание условий для социально – исторического развития личности младшего школьника.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;

- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;

Развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;

- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

Воспитательные:

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям страны, края, города;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

5. Педагогические принципы,

опираясь на которые можно реализовать поставленные цели и задачи.

  • Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
  • Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
  • Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь вдетско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
  • Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
  • Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
  • Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
  • Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Все принципы работают как единая система.Принятые и названные в начале  принципы дидактики, связанные с компонентами процесса обучения, направлены на решение частных задач. Принципы обучения применяются в реальных условиях в тесной взаимосвязи. Целостное использование их на практике обеспечивает успешное функционирование всех основных компонентов педагогического процесса, достижение оптимальных результатов обучения.

6. Особенности содержания и принципы его построения.

Программа состоит из разделов: «Я и моя родословная», «Родная школа. Ее история и традиции», «Нумизматика», «Историческая  метрология», «Сфрагистика», «История района», «Уфа – мой город».

Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.

Пути реализации программы.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами.

Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.

Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:

- игровая деятельность, познавательная деятельность;

- проблемно-ценностное общение;

- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

- спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Одним из важных направлений работы следует считать формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации –музеями, театрами, выставками, библиотеками и т.д.

Программа кружка «Юный историк» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта. Программа рассчитана на детей 10-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

7. Формы, методы обучения, используемые  педагогические технологии.

Технологии обучения:

Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:

1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;

2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;

3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.

Процесс обучения строится с использованием личностно-ориентированных технологий обучения, технологии развивающего обучения, игровых технологий. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самовыражению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандисткой работы.

Методы и формы работы по реализации поставленных задач,режим занятий.

Кружковая работа по истории в начальной школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации даёт импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию основ передового мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся начальной школы овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалёком будущем. Наконец, кружковая работа подготовит детей к восприятию курса истории в средней школе.

Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, школа, друзья), к более удаленным в пространственном и временном отношении.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (144 ч. в год). Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.

Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий. Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников, педагогов ДДТ.

Методы.

  • словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования; убеждения, советы, рекомендации, инструктаж, беседа, разъяснения, дискуссия;
  • наглядно – иллюстративные методы: работа с кино-видео материалами, фотоматериалами, плакатами, интернет – обозреватель;
  • практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники;
  • методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения);
  • тренинговые игры на развитие внимания и памяти;
  • психолого-педагогическое наблюдение.

Основные формы работы

- рассказ;

- сообщение;

- беседа;

- экскурсия;

- презентация;

- практические занятия;

- продуктивные игры;

- изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи);

- мини – представления и концерты;

- ярмарки;

- исследовательские проекты;

- конференции;

- фотовыставки и фотоотчёты;

- написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;

- составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник;

- “круглые столы”

- соревнование;

- участие в конкурсах и олимпиадах.

На занятиях по программе «Юный историк» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Уфа-мой город» и т.д.

Формы подведения итогов:

Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме

- игр-состязаний;

-отчётного театрализованного представления;

- тестирование;

- защита проектов.

8.Ожидаемый результат (система деятельности педагога объединения, направления на достижение успеха воспитанников)

Юный историк должен

обладать личностными качествами:

- организаторские способности, коммуникабельность;

- умение выслушать другого, говорить аргументировано;

- приемами  работы с книгой, навыками составления проекта, плана;

знать:

- историю своего города,  школы, свою родословную;

- достопримечательности родного города;

- этику поведения в музее, архиве, читальном зале;

- принятые в обществе нормы отношения к природе;

- о памятниках истории и культуры;

- о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;

уметь:

- анализировать  различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать  из них информацию.

- понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других  эпох, поколений.

-овладеть приемами работы с книгой,  выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.

УУД

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы:

Регулятивные УУД

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия.

Познавательные УУД

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

9. Учебный план

№ занятия

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

1

Комплектование группы. Решение организационных вопросов.

10

9

1

2

«Я и моя родословная»

20

10

10

3

«Родная школа. Ее история и традиции»

6

2

4

4

«Нумизматика»

6

4

2

5

«Историческая  метрология»

10

8

2

6

«Сфрагистика»

4

2

2

7

«История района»

10

4

6

8

«Уфа – мой город»

72

26

46

9

«Решение тестов, исторических задач»

6

-

6

Итого:

144

65 ч

79ч

Содержание образовательной программы

№ занят

Тема

Кол-во часов

Содержание

Комплектование группы. Решение организационных вопросов.

Цели и задачи курса, психологические тренинги, исследование самооценки, личностная ориентация. Положение об объединении «Юный историк». Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни.

«Я и моя родословная» (20 часов)

Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.  Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

«Родная школа. Ее история и традиции» (6 часов)

Изучение истории родной школы. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом.

«Нумизматика» (6 часов)

Знакомство с историческим источником « нумизматикой».Содержание. Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое  аверс ( лицевая сторона  монеты), реверс  ( оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на  монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают  о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской  монетной системой. Первые русские монеты появились  в конце Х века и именовались  златниками и серебренниками, поскольку их чеканили  из золота и  серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из  всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга   деньга) и полушка. Все остальные существовали только  как  счетные единицы  при Петре начали  чеканить серебряные  рубли полтины, гривны и алтыны. Решение задач по данной теме.

«Историческая  метрология» (10 часов)

Знакомство с исторической дисциплиной метрология. Подвести к выводу, что некоторые единицы  измерения дарит нам природа  (День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни - меры длины). Знакомить с древнерусской  системой  измерения. Предложить  положить  на лист бумаги ладонь  с расставленными пальцами и обвести  ее контуры.. На этом  рисунке обозначаются единицы  длины: пядь  ( максимальное  расстояние от большого  пальца до мизинца), вершок ( два  верхних сустава пальца), палец ( применяется в шитье), дюйм ( ширина большого пальца), ладонь ( ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением фрагмента  из произведений А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова из былины «Алеша Попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах  измерениях поможет  ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять  необходимость  введения новой системы, основной единицей  которой стал  метр. Измерив  длину стола  в сантиметрах, ученики  определяют соотношение древнерусских  единиц измерения  длины.                    

«Сфрагистика» (4 часа)

Знакомство с особенностями  печатей как исторического  источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные  школьниками   при изучении антропонимики и геральдики. Довести до учащихся, что печать это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник.

«История района» (10 часов)

Знакомство с историей района. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. Знакомство с достопримечательностью района.  В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру района как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов.

«Уфа – мой город» (72 часа)

Знакомство с историей и достопримечательностями города Уфа. Содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики города, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами. В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин. Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории города, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного города.

«Решение тестов, исторических задач» (6 часов)

Решение различный тестов и исторических задач. Подведение итогов.

10. Диагностический инструментарий.

Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения уровня педагога, создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем они позволяют определить и сильные стороны педагога, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в  индивидуальном стиле педагогической деятельности

Диагностический инструментарий:

- наблюдение;

 - беседа;

- тестирование;

- анкетирование;

  - ролевая игра;

- тест-рисунок;

- опрос;

- проект и т.д.

11. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение.

Для педагога:

1. Клуб юных историков: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Хлопова М.В. , ЛимоваН.А, ШиловскойТ.М. - М..: Баллас, 2013.

Дополнительная литература

1. Агапова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

2. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.

3. Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды. Уфа, 2011.

4. Башкирские родословные. Выпуск первый: Издание на русском языке. Сост. Р.М.Булгаков, М.Х.Надергулов. Уфа, 2003.

5. Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.

6. Буканова Р.Г. Города-крепости Юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. — Уфа: Китап, 1997. — 256с.

7. Голубева. Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.

8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.

9. История. Внеклассные мероприятия / сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.  

10. История Уфы. Краткий очерк /Под ред. Ганеева Р.Г. и др. Уфа. Башкирское кн. изд-во, 1976.

11. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.,1992.

12. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М.: Просвещение, 1998.

13. Мифы и религии мира. – М.: 2003.

14. Обыденнов М.Ф. Тайна Уфимских холмов. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. — 112с.

15. Псянчин А.В.Башкортостан на старых картах. Уфа. 2001

16. Узиков Ю.А., Наймушин П.А. Как зовут тебя, улица? — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1980.

17. Уфа: страницы истории / сост. М. В. Агеева. Уфа, 2006.

18. Уфа. Фотоальбом. — Уфа: «Слово», 1995.

19. Хронологический перечень важнейших исторических дат г. Уфы. // Ватандаш. — 1999г. - №5.

20.Я познаю мир: Дет энцикл.: История /сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М.: ТКО «АСТ», 1995.

Электронные пособия и ресурсы:

1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007

2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. DorlingKindersly, 2004.

3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиаПаблишинг, 2004.

Ресурсы Интернет:

1. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа - http://www.school.edu.ru

2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – режим доступа - http://window.edu.ru

3. Федеральный портал: российское образование. – Режим доступа - http://standart.edu.ru

4. Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. - Режим доступа - http://ufacity.info.

5. Уфа. Достопримечательности. – Режим доступа - http://www.personalguide.ru/towns/895.

Литература для обучающихся:

1. Клуб юных историков: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Хлопова М.В. , Лимова Н.А, Шиловской Т.М. - М..: Баллас, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»

Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный цветовод» с элементами гидропоники

Рабочая программа по дополнительному образованию «Юный цветовод» естественнонаучной направленности ориентирована­­ на учащихся 3-4 классов и разработана в соответствии с Федеральны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"

Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией  В.А. Горского М....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи  формирования патриотического сознания младшего школьника через о...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные журналисты"

Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные журналисты». Практическим выходом реализации программы является из...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"

Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход...