Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк» состоит из разделов: «Я и моя родословная», «Родная школа. Ее история и традиции», «Нумизматика», «Историческая метрология», «Сфрагистика», «История района», «Уфа – мой город».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 72.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный историк»
Пояснительная записка
1. Обоснование актуальности программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный историк» составлена в соответствии с основными нормативными документами и реализуется в МБОУ ДО «ДЦТКиЭ «Меридиан».
История - это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
В последнее время неуклонно возрастает историческая роль в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому семье. Занятие помогает юным историкам глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Изучение истории способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл кружка «Юный историк».
Актуальность программы связана с тем, что в младшем школьном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно- нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально –культурной самоидентификации, осознание себя в окружающем мире. Данный отрывок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так ка образы восприятия действительности, культурного и исторического пространства очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине.
2.Новизна программы.
Российский академик Д. С. Лихачёв верно отметил, что только “любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества”. Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Именно поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, к его истории, культуре, традициям. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
3. Концепция образовательной программы «Юный историк»
1.Обеспечить каждому ребенку максимальные возможности для раскрытия своих способностей.
2. Дать детям широкий круг знаний в области истории семьи, родного города, края.
3. Помочь ребенку практически ознакомиться с историей школы, со вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
4. На занятиях дать ребенку опыт решения проблемной ситуации, помочь принять правильное решение, воспитывать у детей сознательное чувство ответственности за своё поведение во время экскурсий.
4.Цели и задачи программы
Цель: создание условий для воспитания основ патриотизма, гражданственности и любви к Родине на основе знакомства учащихся с далёким и недавним прошлым родной страны, путем приобщения к отечественным традициям, истории и культуре в условиях внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Программа ставит целью решением следующих задач:
• формирование представлений детей о прошлом и настоящем Родины, её законах, государственной символике, праздниках, семье, нормах морали, культуре общения, многообразие современного мира, о людях, живущих на родной земле;
• знакомство с культурными и историческими событиями, традициями и бытом русского народа;
• обучение работе со словарями, печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями;
• формирование коммуникативных умений детей, обучение умению записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать;
• воспитание патриотизма и гражданственности, любви привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу;
• формирование позитивного отношения к окружающему миру, к истории страны;
• воспитание любви к Родине и бережного отношения к ней;
• развитие познавательного интереса, направленного на изучение истории своего народа и его традиций;
• формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
• совершенствование правового сознания у детей младшего школьного возраста в доступной для них форме;
• Создание условий для социально – исторического развития личности младшего школьника.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у обучающихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего города; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны;
- прививать младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его;
Развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, координировать деятельность, учить анализу и самоанализу;
- способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
Воспитательные:
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям страны, края, города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
5. Педагогические принципы,
опираясь на которые можно реализовать поставленные цели и задачи.
- Принцип природосообразности предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
- Принцип культуросообразности предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
- Принцип коллективности предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь вдетско-взрослых коллективах различного типа, даёт школьнику опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации;
- Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
- Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
- Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и “выведение” школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но желаемое и будучи осуществлённое в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действия данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников.
- Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение - процесс формирования личностью собственного осмыслённого и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Все принципы работают как единая система.Принятые и названные в начале принципы дидактики, связанные с компонентами процесса обучения, направлены на решение частных задач. Принципы обучения применяются в реальных условиях в тесной взаимосвязи. Целостное использование их на практике обеспечивает успешное функционирование всех основных компонентов педагогического процесса, достижение оптимальных результатов обучения.
6. Особенности содержания и принципы его построения.
Программа состоит из разделов: «Я и моя родословная», «Родная школа. Ее история и традиции», «Нумизматика», «Историческая метрология», «Сфрагистика», «История района», «Уфа – мой город».
Данная рабочая программа сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения. Программа обладает перспективой для дальнейшей работы и имеет все условия для системы преемственности краеведческой деятельности школьников в начальной и средней школе.
Пути реализации программы.
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами.
Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве.
Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности:
- игровая деятельность, познавательная деятельность;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
- спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Одним из важных направлений работы следует считать формирование гражданско-патриотических ценностей, экологической культуры и бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации –музеями, театрами, выставками, библиотеками и т.д.
Программа кружка «Юный историк» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопление нравственного и практического опыта. Программа рассчитана на детей 10-11 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
7. Формы, методы обучения, используемые педагогические технологии.
Технологии обучения:
Развивающее обучение имеет целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка и обеспечивает:
1) развитие различных сторон психики человека и его личностных качеств: внимания, памяти, воображения, умения выделять главное;
2) развитие личности – общие умственные способности, которые проявляются не только в успешном усвоении знаний, но и в оперировании ими; воля; эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства; познавательные потребности; общая культура;
3) развитие целостной личности как индивидуальности, как субъекта своего познания и своей жизни, умеющего принимать собственные решения и брать ответственность на себя, испытывающего потребность в самореализации своих способностей, склонностей, в творческой деятельности.
Процесс обучения строится с использованием личностно-ориентированных технологий обучения, технологии развивающего обучения, игровых технологий. Игры в среднем школьном возрасте способствуют самовыражению, имеют юмористическую окраску, ориентированы на речевую деятельность. Участие в них является подготовкой для агитационной и пропагандисткой работы.
Методы и формы работы по реализации поставленных задач,режим занятий.
Кружковая работа по истории в начальной школе позволяет решить целый ряд познавательных задач, развивает школьников, заинтересовывает их и при правильной организации даёт импульс к самостоятельной деятельности. Кружок по изучению родного края способствует формированию основ передового мировоззрения, нравственных убеждений, творческих способностей. Занятия в кружке помогут учащимся начальной школы овладеть рядом умений и навыков, которые потребуются им в недалёком будущем. Наконец, кружковая работа подготовит детей к восприятию курса истории в средней школе.
Программа построена на основе принципа цикличности и постепенного развития процесса познания мира от непосредственно окружающих детей объектов и явлений, достаточно им привычных (семья, школа, друзья), к более удаленным в пространственном и временном отношении.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю (144 ч. в год). Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий. Занятия по данной программе проводятся педагогом, с привлечением сотрудников, педагогов ДДТ.
Методы.
- словесные методы: беседы, индивидуальные собеседования; убеждения, советы, рекомендации, инструктаж, беседа, разъяснения, дискуссия;
- наглядно – иллюстративные методы: работа с кино-видео материалами, фотоматериалами, плакатами, интернет – обозреватель;
- практические методы: игровое моделирование, конкурсы, праздники;
- методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения);
- тренинговые игры на развитие внимания и памяти;
- психолого-педагогическое наблюдение.
Основные формы работы
- рассказ;
- сообщение;
- беседа;
- экскурсия;
- презентация;
- практические занятия;
- продуктивные игры;
- изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи);
- мини – представления и концерты;
- ярмарки;
- исследовательские проекты;
- конференции;
- фотовыставки и фотоотчёты;
- написание очерков и статей в школьную и городскую газеты;
- составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник;
- “круглые столы”
- соревнование;
- участие в конкурсах и олимпиадах.
На занятиях по программе «Юный историк» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Уфа-мой город» и т.д.
Формы подведения итогов:
Итоги освоения обучающимися материалов программы подводятся в форме
- игр-состязаний;
-отчётного театрализованного представления;
- тестирование;
- защита проектов.
8.Ожидаемый результат (система деятельности педагога объединения, направления на достижение успеха воспитанников)
Юный историк должен
обладать личностными качествами:
- организаторские способности, коммуникабельность;
- умение выслушать другого, говорить аргументировано;
- приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана;
знать:
- историю своего города, школы, свою родословную;
- достопримечательности родного города;
- этику поведения в музее, архиве, читальном зале;
- принятые в обществе нормы отношения к природе;
- о памятниках истории и культуры;
- о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
уметь:
- анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию.
- понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
-овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
УУД
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы:
Регулятивные УУД
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия.
Познавательные УУД
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
9. Учебный план
Содержание образовательной программы
№ занят | Тема | Кол-во часов | Содержание |
Комплектование группы. Решение организационных вопросов. | |||
Цели и задачи курса, психологические тренинги, исследование самооценки, личностная ориентация. Положение об объединении «Юный историк». Определение состава и структуры отряда. Выборы командира отряда, его заместителя, командиров групп. Разработка символа отряда, выбор девиза, разучивание отрядной песни. | |||
«Я и моя родословная» (20 часов) | |||
Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней. Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей. Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях. | |||
«Родная школа. Ее история и традиции» (6 часов) | |||
Изучение истории родной школы. Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом. | |||
«Нумизматика» (6 часов) | |||
Знакомство с историческим источником « нумизматикой».Содержание. Показ личной коллекции. Демонстрация слайдов с изображением первых денег (раковины, шкуры животных, металлические прутья, слитки, скот и др.) Объяснить и показать, что такое аверс ( лицевая сторона монеты), реверс ( оборотная сторона монеты), гурт ( ребро монеты), легенда ( надпись на монете). Записывать термины в тетрадь. При изучении этой темы учащиеся узнают о том, как помогают монеты в изучении прошлого, что представляет собой монета вообще и как выглядели монеты в древности, знакомятся с русской монетной системой. Первые русские монеты появились в конце Х века и именовались златниками и серебренниками, поскольку их чеканили из золота и серебра. С давних времен в России установились названия основных единиц и их соотношения (1 рубль=2 полтинам=10 гривнам=100 копейкам; 1 алтын=3 копейкам; 1 копейка =2 деньгам =4 полушкам). Из всех перечисленных денег сначала чеканились лишь копейка денга деньга) и полушка. Все остальные существовали только как счетные единицы при Петре начали чеканить серебряные рубли полтины, гривны и алтыны. Решение задач по данной теме. | |||
«Историческая метрология» (10 часов) | |||
Знакомство с исторической дисциплиной метрология. Подвести к выводу, что некоторые единицы измерения дарит нам природа (День и ночь, месяц, год – единицы времени; части человеческого тела: пальцы, ладони, ступни - меры длины). Знакомить с древнерусской системой измерения. Предложить положить на лист бумаги ладонь с расставленными пальцами и обвести ее контуры.. На этом рисунке обозначаются единицы длины: пядь ( максимальное расстояние от большого пальца до мизинца), вершок ( два верхних сустава пальца), палец ( применяется в шитье), дюйм ( ширина большого пальца), ладонь ( ширина ладони со сведенными пальцами; эта единица до сих пор применяется в Англии для измерения высоты лошадей). Практическое занятие с чтением фрагмента из произведений А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова из былины «Алеша Попович и Тугарин». Установить соотношение различных древних мер длины. Расхождение в результатах измерениях поможет ученикам увидеть несовершенство древних мер и понять необходимость введения новой системы, основной единицей которой стал метр. Измерив длину стола в сантиметрах, ученики определяют соотношение древнерусских единиц измерения длины. | |||
«Сфрагистика» (4 часа) | |||
Знакомство с особенностями печатей как исторического источника, их внешним видом и способами изготовления. Использовать знания и умения, приобретенные школьниками при изучении антропонимики и геральдики. Довести до учащихся, что печать это знак, удостоверяющий подлинность документа или полномочия владельца. Печать – исторический источник. | |||
«История района» (10 часов) | |||
Знакомство с историей района. Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. Знакомство с достопримечательностью района. В рамках этой программы ее участники могут изучать культуру района как в широком диапазоне ее истории и современного состояния, так и сравнительно узкой направленности (литературное, художественное, музыкальное, театральное, конфессиональное краеведение), вплоть до мемориальных (жизнь и творчество конкретных деятелей культуры) или монографических (события, явления, факты местной культуры) сюжетов. | |||
«Уфа – мой город» (72 часа) | |||
Знакомство с историей и достопримечательностями города Уфа. Содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики города, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами. В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин. Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории города, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного города. | |||
«Решение тестов, исторических задач» (6 часов) | |||
Решение различный тестов и исторических задач. Подведение итогов. | |||
10. Диагностический инструментарий.
Педагогическая диагностика, как система методов и средств изучения уровня педагога, создает основу для выявления затруднений в работе, способствует осознанию и поиску оптимальных путей их преодоления. Вместе с тем они позволяют определить и сильные стороны педагога, наметить пути и конкретные способы их закрепления и развития в индивидуальном стиле педагогической деятельности
Диагностический инструментарий:
- наблюдение;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- ролевая игра;
- тест-рисунок;
- опрос;
- проект и т.д.
11. Учебно-методическое и дидактическое обеспечение.
Для педагога:
1. Клуб юных историков: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Хлопова М.В. , ЛимоваН.А, ШиловскойТ.М. - М..: Баллас, 2013.
Дополнительная литература
1. Агапова И.А., Давыдова М.А.. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
2. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах. М.: Дрофа, 2002.
3. Башкирское народное творчество. Т.2. Предания и легенды. Уфа, 2011.
4. Башкирские родословные. Выпуск первый: Издание на русском языке. Сост. Р.М.Булгаков, М.Х.Надергулов. Уфа, 2003.
5. Башкортостан: Краткая энциклопедия. — Уфа: Научное изд-во «Башкирская энциклопедия», 1996. 672с.
6. Буканова Р.Г. Города-крепости Юго-востока России в XVIII веке. История становления городов на территории Башкирии. — Уфа: Китап, 1997. — 256с.
7. Голубева. Т.С. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
8. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я – гражданин России! - М.: «ВАКО», 2006.
9. История. Внеклассные мероприятия / сост. И.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2005.
10. История Уфы. Краткий очерк /Под ред. Ганеева Р.Г. и др. Уфа. Башкирское кн. изд-во, 1976.
11. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М.,1992.
12. Мифологический словарь: Книга для учащихся / М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган и др. М.: Просвещение, 1998.
13. Мифы и религии мира. – М.: 2003.
14. Обыденнов М.Ф. Тайна Уфимских холмов. — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986. — 112с.
15. Псянчин А.В.Башкортостан на старых картах. Уфа. 2001
16. Узиков Ю.А., Наймушин П.А. Как зовут тебя, улица? — Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1980.
17. Уфа: страницы истории / сост. М. В. Агеева. Уфа, 2006.
18. Уфа. Фотоальбом. — Уфа: «Слово», 1995.
19. Хронологический перечень важнейших исторических дат г. Уфы. // Ватандаш. — 1999г. - №5.
20.Я познаю мир: Дет энцикл.: История /сост. Н.В. Чуакова, А.В. Громов. М.: ТКО «АСТ», 1995.
Электронные пособия и ресурсы:
1. Всемирная история в датах. Интерактивный справочник. Древний мир и средние века. ЗАО «Новый диск», 2007
2. Большая детская энциклопедия: интерактивное путешествие в мир знаний. DorlingKindersly, 2004.
3. Православная икона: крупнейшёё собрание репродукций икон, фресок и книжной миниатюры Византии, Руси, стран Восточной Европы, Армении и Грузии с 5 по 20 вв. ДиректМедиаПаблишинг, 2004.
Ресурсы Интернет:
1. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа - http://www.school.edu.ru
2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – режим доступа - http://window.edu.ru
3. Федеральный портал: российское образование. – Режим доступа - http://standart.edu.ru
4. Официальный сайт Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан. - Режим доступа - http://ufacity.info.
5. Уфа. Достопримечательности. – Режим доступа - http://www.personalguide.ru/towns/895.
Литература для обучающихся:
1. Клуб юных историков: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях / Хлопова М.В. , Лимова Н.А, Шиловской Т.М. - М..: Баллас, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный техник»
Образовательная направленность: ТехническаяЦель программы: обучение основам конструирования и моделирования технических объектов, развитие смекалки и сообразительности, пространственных представлений ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный цветовод» с элементами гидропоники
Рабочая программа по дополнительному образованию «Юный цветовод» естественнонаучной направленности ориентирована на учащихся 3-4 классов и разработана в соответствии с Федеральны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные инспекторы движения"
Программа «Юные инспекторы движения» разработана в соответствии и на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и общего образования под редакцией В.А. Горского М....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» В курсе краеведения реализуется идеи формирования патриотического сознания младшего школьника через о...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юные журналисты"
Мной разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Юные журналисты». Практическим выходом реализации программы является из...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ" ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный эколог-исследователь"
Программа «Юный эколог-исследователь» содействует расширению, углублению и обобщению школьных знаний, привитию исследовательских и природоохранных навыков (наблюдательность, научный подход...
