"Память нашу не стереть с годами"
классный час (3 класс)

Булатова Светлана Владимировна

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне, представляет собой многогранный формат работы с обучающимися: дискуссии, просмотры документальных фильмов и художественных кинолент, чтение стихов и прозы военных лет, использование интерактивных форм работы (викторины, конкурсы, театрализованные постановки, работа с архивными документами и фотографиями), использование современных технологий в обучении (виртуальные экскурсии по местам боевой славы, интерактивные карты сражений, онлайн-музеи), вовлекает их в активную деятельность, позволяя прочувствовать атмосферу того времени и сформировать собственное мнение о событиях войны.Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне, представляет собой многогранный формат работы с обучающимися: дискуссии, просмотры документальных фильмов и художественных кинолент, чтение стихов и прозы военных лет, использование интерактивных форм работы (викторины, конкурсы, театрализованные постановки, работа с архивными документами и фотографиями), использование современных технологий в обучении (виртуальные экскурсии по местам боевой славы, интерактивные карты сражений, онлайн-музеи), вовлекает их в активную деятельность, позволяя прочувствовать атмосферу того времени и сформировать собственное мнение о событиях войны.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulatova_s.v._metodicheskaya_razrabotka.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10"

____________________________________________________________________________________________________________________

Западный мкр. д.1а, г. Сатка, Челябинская область, 456913, Российская Федерации

Телефон/факс: (8-351-61) 3-00-32

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа)

«Память нашу не стереть с годами»

возраст обучающихся: 9 – 10 лет

3 класс

Автор:

Булатова Светлана Владимировна,

учитель начальных классов

г. Сатка

2025 год

Пояснительная записка

«Именно память помогает человечеству преодолевать время, она накапливает то, что называется культурой. Беспамятство – разрушительно, память – созидательна»

Д.С. Лихачёв

Тематическое направление: гражданско-патриотическое воспитание, историческая память.

Великая Отечественная война стала тяжёлым испытанием в истории нашего государства. Новое подрастающее поколение детей, родившихся в XXI веке, воспринимает эту войну как далёкую историю. Важно донести подрастающему поколению какими усилиями наши деды и прадеды смогли остановить врага, сколько жертв было принесено на алтарь Победы ради того, чтобы родились и жили, и они и мы…

Нам повезло больше – мы могли слышать рассказы о событиях тех лет из первых уст, от ветеранов войны. Сейчас ветеранов, оставшихся в живых, единицы. Но цепочку памяти прерывать нельзя!

В год 85-летнего юбилея Победы проводится большое количество культурно-исторических мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне. Особое место в сохранении в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне занимают мероприятия, проводимые в школе, так как в процессе передачи исторической памяти важна непосредственная коммуникация, обсуждение исторических событий, героев, подвигов.

Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне, представляет собой многогранный формат работы с обучающимися: дискуссии, просмотры документальных фильмов и художественных кинолент, чтение стихов и прозы военных лет, использование интерактивных форм работы (викторины, конкурсы, театрализованные постановки, работа с архивными документами и фотографиями), использование современных технологий в обучении (виртуальные экскурсии по местам боевой славы, интерактивные карты сражений, онлайн-музеи), вовлекает их в активную деятельность, позволяя прочувствовать атмосферу того времени и сформировать собственное мнение о событиях войны.

Методическая разработка внеклассного мероприятия (классного часа) «Память нашу не стереть с годами» направлена на формирование у подрастающего поколения глубокого уважения к истории своей страны, чувство гордости за героическое прошлое региона, осознания важности сохранения памяти о Великой Отечественной войне.

Цель: формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к историческому прошлому Родины на основе изучения событий в период Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • Образовательные:

- расширить и углубить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;

- сформировать представление о роли жителей региона в победе над фашизмом.

  • Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, ответственности за будущее страны;

- формировать уважительное отношение к ветеранам войны и труженикам тыла;

- прививать чувство сострадания, милосердия;

- способствовать формированию активной жизненной позиции, готовности к защите Отечества.

  • Развивающие:

- развивать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать исторические факты и события;

- развивать умение работать в команде, выражать свою точку зрения, вести дискуссию.

Мероприятие может быть проведено в рамках подготовки к празднованию Дня Победы, Дня памяти и скорби, Дня защитника Отечества, а также как часть тематических классных часов, посвящённых Великой Отечественной войне.

Ожидаемые результаты

  • Личностные результаты:

- осознание своей принадлежности к российскому народу, чувства гордости за свою Родину, ее историю и культуру;

- проявление уважения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;

- развитие чувства любви к Родине, уважения к ветеранам войны и труда, бережного отношения к историческому наследию;

- формирование нравственных качеств личности: сочувствие, сопереживание, готовность прийти на помощь, чувство долга и ответственности;

- развитие эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать героям войны, понимать их чувства и переживания.

  • Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели и задачи мероприятия, планировать свою деятельность;

- контролировать и регулировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

- оценивать результаты своей деятельности, находить ошибки и исправлять их.

Познавательные УУД:

- находить и анализировать информацию о Великой Отечественной войне из различных источников (книг, фильмов, интернет-ресурсов);

- сравнивать, сопоставлять и обобщать факты, делать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи между событиями войны.

Коммуникативные УУД:

- работать в группе, сотрудничать с одноклассниками и педагогом;

- выражать свои мысли четко и грамотно, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать других людей, уважать их мнение.

Мероприятие может быть проведено в классной комнате, актовом зале, школьном музее, библиотеке образовательной организации.

Необходимые материалы и оборудование:

  • Наглядные материалы: фотографии и плакаты времен Великой Отечественной войны; карты боевых действий; портреты героев войны; выставка детских рисунков и поделок, посвященных войне; презентация с информацией о войне, героях, памятных датах.
  • Аудио- и видеоматериалы: записи песен военных лет; фрагменты документальных фильмов о войне; видеоролики с воспоминаниями ветеранов.
  • Музыкальное сопровождение: фонограммы песен военных лет; музыка для создания атмосферы (тихая, торжественная).
  • Расходные материалы: бумага, карандаши, фломастеры, краски; клей, ножницы; цветная бумага, картон; георгиевские ленточки; цветы (живые или искусственные).
  • Оборудование: компьютер; проектор; экран; мультимедийная доска (при наличии); аудиосистема (колонки, микрофон); стулья, столы (для работы в группах).

Этот список может быть скорректирован в зависимости от имеющихся в распоряжении ресурсов. Важно помнить о соблюдении правил безопасности при работе с оборудованием и материалами.

Технологическая внеклассного мероприятия (классного часа) «Память нашу не стереть с годами»

Ход классного часа

Дидактическая структура урока, с указанием времени

Деятельность учителя

Задание, для учащихся которое приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность учеников

Метапредметные результаты

Личностные результаты

1. Мотивация к учебной деятельности, 2 мин.

Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Закройте глаза и подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.

- Глубоко вздохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту мира, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

- Откройте глаза.

- Сегодня наша встреча посвящена очень важной теме.

Закрывают глаза.

Вдыхают – выдыхают.

Открывают глаза.

Коммуникативные УУД: установление контакта с учителем и одноклассниками.

Настраиваются на работу, процесс познания.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие, 5 мин.

Читает отрывок из стихотворения К. Симонова «С чего начинается память».

- С чего начинается память…

С чего начинается память - с берёз?

С речного песочка?

С дождя на дороге?

А если – с убийства!

А если – со слёз!

Звучит голос Ю. Левитана с объявлением о начале Великой Отечественной войны[1]

- О каком грозном событии в истории нашей страны сообщает диктор?

- Ребята, с какими словами ассоциируется слово «война»?

- Что вы знаете о Великой Отечественной войне?

- 22 июня 1941 года прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье - все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

- Вся страна поднялась. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защищать Родину.  

Слушают.

- О начале Великой Отечественной войны.

Варианты ответов: беда, боль, страдания, горе, голод.

Вспоминают, отвечают на вопрос учителя.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний, устанавливая межпредметные связи; анализируют.

Регулятивные УУД: осуществляют контроль своих действий.

Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем во фронтальном режиме.

Знание основных моральных норм.

3. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения, 3 мин.

- Есть события, которые забываются через месяц, стираются из памяти людской через год. Но есть события, значение которых не только не уменьшается со временем, а, напротив, с каждым десятилетием они приобретают особую значимость, становятся бессмертными.

- К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 2025 года вся наша огромная страна будет отмечать 80-ю годовщину победы советского народа.

- Как вы думаете, почему мы должны помнить об этом дне?

- Сегодня мы проведём классный час Урок Победы, который пройдёт под девизом «Память нашу не стереть с годами».

Размышляют, отвечают на вопрос учителя.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; высказывать свои предположения.

Устанавливают связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

4. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление. Самостоятельная работа, 15 мин.

Организует работу в группах.

- В памяти народа навечно остались 29 трагических дней, не покорившихся врагу защитников Брестской крепости, 250 дней героической обороны Севастополя, 900 дней блокадного Ленинграда, давшему миру непревзойденные образцы стойкости человеческого духа, 201 день насмерть стоявшего Сталинграда и 50 дней сражения на Курской дуге, 103 дня великой битвы под Москвой.

- Победу над фашизмом добывали в едином строю воины Красной Армии и работники тыла.

- А как вы думаете, захватила ли война территорию нашей области? - Ребята, а жители нашего поселения хранят память о земляках – защитниках страны в годы ВОВ? 

- В годы войны наш город стал одним из центров оборонной промышленности Урала. Многие школы города Сатка были переоборудованы под госпитали, а большинство учителей ушли на фронт.

- В летопись народного образования Сатки вписаны три школы с номером 10. Предвоенный учебный год оказался единственным в истории второй школы №10, которая располагалась в Карагае, когда учащиеся могли получить среднее образование. Приказом райОНО от 4 сентября 1941 года школу №10 закрыли. Учащихся распределили в интернат и другие школы города. А в школе открыли госпиталь.

- Работая в группах, совершим путешествие во времени. Каждая группа получит своё задание:

Группа 1. Задание «Письмо домой». Представьте, что вы ученики школы №10, которых отправили в интернат. Напишите короткое письмо своим родителям. Расскажите, как вы обустроились на новом месте, о чем скучаете.

Группа 2. Задание «Рисунок памяти».

Нарисуйте рисунок, изображающий школу №10 до войны и после, когда в ней разместился госпиталь.

Группа 3. Задание «Список необходимого».

Составьте список из 10 предметов, которые могли бы понадобиться раненым солдатам в госпитале, расположенном в бывшей школе №10. Объясните, зачем нужен каждый предмет.

Группа 4. Задание «Дневник учителя»

Представьте, что вы – учитель школы №10 в 1941 году. Напишите несколько записей в дневнике о том, как закрыли школу, как распределяли учеников и о ваших чувствах по этому поводу.

Заключение:

- Выполнив эти задания, мы смогли немного почувствовать атмосферу 1941 года, понять, как война повлияла на жизнь обычных людей, в том числе и детей. Важно помнить об этих событиях, чтобы ценить мир и стремиться к тому, чтобы подобное никогда не повторилось. Мы должны быть благодарны тем, кто сражался за нашу свободу и помнить их подвиг! Звучит голос Ю. Левитана о Победе в Великой Отечественной войне[2]

Размышляют, отвечают на вопрос учителя.

Письмо из 5-7 предложений, отражающее чувства и мысли ребенка, оторванного от семьи.

Рисунок, наглядно демонстрирующий превращение школы в госпиталь.

Список из 10 предметов с обоснованием их необходимости в госпитале.

3-4 записи в дневнике, отражающие события и чувства учителя, связанные с закрытием школы.

Познавательные УУД: поиск и выделение информации.

Регулятивные УУД: работают по намеченному плану; оценивают предлагаемую информацию; осуществляют контроль своих действий; показывают умение анализировать; оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

5. Включение в систему новых знаний и повторений, 10 мин.

Сегодня Россия вновь встала на защиту народа от поднявшего голову, нацизма.

- Герои нашего времени, которые с честью и доблестью защищают наше Отчество – участники специальной военной операции (СВО).

- Один из героев – ВЫПУСКНИК нашей школы, третей школы №10 в истории города Сатка, Шибаев Андрей.

- Память о нем увековечена в тетради героя в музее нашей школы и на мемориальной доске размещенной на здании школы.

- Память об Андрее сохранится навсегда! Ведь не даром говорят, что человек жив, пока жива память о нем.

- Почтим память героев минутой молчания.

Звучит метроном

Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют.

Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль; выделяют то, что уже усвоено и что нужно усвоить; учёт разных мнений.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке, 5 мин.

- Как мы, школьники, можем помочь героям нашего времени, солдатам СВО

- Солдату важно знать, что его любят и ждут. Напишите письмо солдату. Расскажите ему, как вы живете, как ждете победы, пожелайте ему удачи и скорейшего возвращения домой.

- Как вы думаете, ребята, разговор, который состоялся сегодня, важен для нас? Почему?

Будем жить, встречать рассветы,

Верить и любить.

Только не забыть бы это,

Лишь бы не забыть.

Эта память – верьте, люди, -

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем

Вновь придет война.

Размышляют и отвечают на вопрос учителя: - Участвовать в акциях для поддержки бойцов, участвующих в СВО: «Мы вместе», «Письмо солдату», «Плетение маскировочных сетей», «Делаем окопные свечи», «Соберём крышки».

Письмо солдату.

Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют.

Регулятивные УУД: осуществляют взаимоконтроль; выделяют то, что уже усвоено и что нужно усвоить; учёт разных мнений.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Всего, 40 мин.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "И память через годы пролетая"

Встреча приурочена к празднованию 71-годовщины  Победы в Великой Отечественной войне...

Педситуация по теме "Речь наших детей" (конкурс "Учитель Года")

Данный материал успешно может использоваться при проведении родительского собрания. Педагоическаяя ситуация предусматривает  деятельностный подход, при которой необходимо провести предварительное...

Технологическая карта внеклассного мероприятия в 1 классе «Не предадим память наших прадедов»

Цель: сохранение у обучающихся памяти о тяжести победы наших предков в Великой Отечественной войне и важности сохранения мира в наши дни.Форма проведения занятия: классный час...

БИБЛИОДЕНЬ – 2020. ПАМЯТЬ НАШЕЙ ПОБЕДЫ – 75 ЛЕТ.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21242501","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Сколько бы лет не прошло со дня Победы, время никогда не изгладит из памяти народа события ...

Методическая разработка по окружающему миру "Память о героях Великой отечественной войны 1941-1945 годов".

Содействует осознанию учащимися ценности изучаемого материала.Знакомит с героями Великой отечественной войны, достопримечательностями и памятными местами Москвы, связанными с этим событием....

«Тепло сердец для наших любимых мам 2022 года»

Сегодня вас ожидают встречи с шутками и неожиданностями, с песнями, стихами, в общем, всего не перечесть. А вот будет ли сегодня весело, зависит от вас, дорогие друзья. Потому как у нас нет профессион...