Рекомендации педагогу по развитию навыков взаимодействия со сверстниками у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы
материал

      Работу по развитию навыков взаимодействия со сверстниками у младших школьников желательно проводить в игровой, увлекательной форме. Л.В. Занков утверждал, что обучение, воспитание и развитие – единый процесс, а игра включает в себя все составляющие этого процесса.

      Проанализировав научные работы Ф.А. Сохина, В.И. Селивёрстова, Е.Б. Сербина и Д.Б. Эльконина, можно выделить 4 вида использования игр, которые направлены на формирование умения активно слушать, умения сотрудничать, умения высказываться, умения правильно перерабатывать информацию. Представлен комплекс игр, с помощью которых педагог сможет развить навыки взаимодействия со сверстниками у детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогу по развитию навыков взаимодействия со сверстниками у детей младшего школьного возраста в образовательном процессе начальной школы

I. Умение активно слушать

Доминирующая образовательная задача: развитие внимания к партнеру, слухового восприятия, наблюдательности.

1. «Расследование»

Цель игры: развить внимание, память, коммуникативные и аналитические способности, наблюдательность.

Необходимые материалы и наглядные пособия: слегка прозрачная занавеска.

Ход игры:

Все участники закрывают глаза, а ведущий выбирает одного из них и ставит его за занавеску. Затем все открывают глаза, и ведущий объясняет задание.

Ребята должны узнать, кто за занавеской (или просто проанализировать, кого среди них не хватает). Затем они должны вспомнить, как можно больше его особенностей (цвет глаз, во что он одет, какие у него волосы и т. д.). Когда ребята выскажут все свои предположения, спрятанный за занавеску игрок может выйти, а все остальные увидят, насколько точным было их описание. Так они смогут уже целенаправленно проанализировать внешность друг друга и запомнить гораздо больше отличительных качеств.

II. Умение сотрудничать

Доминирующая образовательная задача: развитие умения слышать, понимать друг друга, воспитание доверительного отношения друг к другу.

2. «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Учитель даёт задания: «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

  • снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся,
  • ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями, опустите руки».

3. «Клеевой ручеёк»

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само-и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой учитель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

Подняться и сойти со стула.

Проползти под столом.

Обогнуть “широкое озеро”.

Пробраться через “дремучий лес”.

Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

4. «Ладонь в ладонь»

(авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

5. «Поймай хвост дракона»

Цель: помочь детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

III. Умение высказываться

Доминирующая образовательная задача: умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

6. Игра – приветствие «Микрофон»

Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на день.

7. «Позвони другу»

Цель: развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Игровое правило: сообщение должно быть хорошим, звонивший должен соблюдать все правила “телефонного разговора”. Дети стоят по кругу. В центре круга – водящий. Водящий стоит с закрытыми глазами с вытянутой рукой. Дети движутся по кругу со словами:

Позвони, мне позвони,

И что хочешь мне скажи.

Может быль, а может небыль.

Можешь слово, можешь два –

Только, чтобы без подсказки

Понял все твои слова.

На кого покажет рука водящего, тот ему должен “позвонить” и передать сообщение. Водящий может задавать уточняющие вопросы.

8. «Пойми меня»

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,1! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

IV. Умение правильно перерабатывать информацию

Доминирующая образовательная задача: умение понимать, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения.

9. «Ситуации»

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

Два мальчика поссорились – помири их.

Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

Ты пришёл в новый класс – познакомься с детьми и расскажи о себе.

Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища.

Ребёнок плачет – успокой его.

Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

10. «Пресс-конференция»

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”,“В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Данные игры можно использовать во внеурочной деятельности, на переменах, во время физкультминуток, на групповых занятиях с педагогом-психологом.

Таким образом, выделяют 4 вида использования игр, которые направлены на формирование умения активно слушать (игра «Расследование»), умения сотрудничать (игры: «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Клеевой ручеёк», «Ладонь в ладонь», «Поймай хвост дракона»), умения высказываться (игры: «Микрофон», «Позвони другу», «Пойми меня»), умения правильно перерабатывать информацию (игры: «Ситуация», «Пресс-конференция»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе

обобщение опыта работы учителя -дефектолога по сопровождению учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»

Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Методические рекомендации по развитию устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста

Данная методическая разработка:представлена в виде методических рекомендаций;содержит описание специфических ошибок по каждому виду дисграфии;предлагает примеры и образцы коррекционных упражнений по о...

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

Статья "Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста"

Статья на тему "Важность общения со сверстниками для детей младшего школьного возраста"...