Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе
статья по теме

обобщение опыта работы учителя -дефектолога по сопровождению учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обобщение опыта457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 34 г. Владимира

Тема исследования:

«Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе»

Подготовила: учитель дефектолог,

1 квалификационной категории

Афанасьева Ирина Васильевна

Г. Владимир, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

          Введение…………………………………………………………………………2

  1. Целеполагание деятельности учителя дефектолога в образовательном процессе……………………………………………..6
  2. Алгоритм сопровождения учащихся в образовательном процессе и внеутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка………………………………………………………..7
  3. Деятельность учителя дефектолога по сопровождению учащихся………………………………………………………………..9
  4. Дефектологическое сопровождение педагогического коллектива и опытно - экспериментальной работы школы………………………..17
  5. Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей………………………………………………………………19
  6. Пути профессионального мастерства………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………22

Список используемой литературы……………………………………………..23

Приложения……………………………………………………………………...25

Введение

           Тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый характер, основная причина этого – длительное (в течение одиннадцати лет), ежедневное, стрессогенное влияние образовательного процесса на ученика. Специфика нашей школы, в которой организация учебно – воспитательного процесса осуществляется по разным учебным программам (классы повышенной обучаемости, классы возрастной нормы, классы выравнивания, классы надомного обучения) привела  к осознанию следующей проблемы: забота о сохранении здоровья учеников является необходимым  условием повышения качества жизни детей и качества работы школы.

  Учитывая неоднородность контингента учащихся, в образовательном учреждении  необходимо создать условия  для обучения и воспитания детей с нарушениями развития, создать систему комплексного, личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями психофизического развития.

Такая система предполагает  обязательную комплексную помощь детям с трудностями в обучении и сопровождение учебного процесса специалистами различного профиля (психологом, логопедом, социальным педагогом, дефектологом), в штатном расписании образовательных учреждений стала предусматриваться ставка учителя-дефектолога. Вместе с тем, сведений об организации и содержании работы дефектолога, ее формах, приемах и методах, функциональных обязанностях специалиста в литературных источниках и нормативно-правовых документах недостаточно. Этим объясняется большой интерес к публикациям о различных аспектах деятельности практикующего дефектолога.

         Актуальность выявленной проблемы определили тему нашего исследования «Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе».

      Цель исследования: разработать и апробировать модель и программу дефектологического сопровождения развития младшего школьника в образовательном процессе.

     Задачи исследования:

  1. Проанализировать состояние проблемы дефектологического сопровождения младших школьников в научной литературе.
  2. Разработать теоретическую  дефектологическую модель сопровождения младшего школьника.
  3. Разработать комплекс дефектологических средств, направленных на сохранение интеллектуального здоровья ребенка.

      Объект исследования: интеллектуальное здоровье младшего  школьника.

      Предмет: дефектологическое сопровождение младшего школьника в образовательном процессе.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том,  что деятельность дефектолога по сопровождению младших школьников в образовательном учреждении обеспечивается системой этой работы и будет эффективной при условии, если:

– в образовательных учреждениях организуется и проводится углубленная ранняя диагностика по выявлению младших школьников с трудностями в обучении;

– психолого-педагогическое сопровождение  этих детей к школьной жизни организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) и направлено на личностно-ориентированное развитие младших школьников;

– разработано и реализуется программно-методическое обеспечение этого направления деятельности в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса.

  Практическая значимость исследования:

  1. Составлены алгоритм и  внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка, которая позволяет выстроить деятельность специалиста учителя – дефектолога в образовательном учреждении.
  2. Составленная коррекционно –развивающая  программа  для учащихся, испытывающих трудности в обучении может быть использована учителями  в образовательном процессе начальных классов в общеобразовательной школе.

      Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе опытно – экспериментальной  работы МОУ СОШ № 34 г. Владимира. Материалы и практические результаты и исследования легли в основу разработки программы развития школы № 34 г. Владимира «Школа здоровья», где приоритетным направлением работы выступило сохранение интеллектуального здоровья учащихся младшего школьного возраста. Полученные в ходе исследования результаты были представлены  в виде докладов и презентаций на педагогических советах, на ежегодных февральских педагогических встречах и отражены в публикациях по теме исследования.

       База исследования: начальные классы МОУ СОШ № 34 г. Владимира, в исследовании приняли участие дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет (n - 120 человек).

  1. Целеполагание деятельности учителя дефектолога в образовательном процессе

           Деятельность учителя  дефектолога  в  образовательном процессе направлена на  сохранение интеллектуального здоровье ребенка и помощь  в усвоении школьных знаний.  

Реализация данной цели  требует от учителя-дефектолога наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями  способности к системному анализу проблемных ситуаций, направленной на их разрешение,  программированию и планированию инициативной  деятельности, соорганизации  собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса школы

        Цель работы дефектологической службы:  обеспечение социально-психолого-педагогических условий для максимально полного  интеллектуального  развития детей младшего школьного возраста.

      Задачи:

  • диагностика развития учащихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов;
  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся;
  • реализация общеобразовательных программ;
  • содействие в приобретении дефектологических знаний, умений, навыков  необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно - образовательного процесса.

2.  Алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка

         Психолого-педагогическую деятельность выстраиваю в парадигме сопровождения образовательного процесса по алгоритму,  охватывающему всех участников  образовательного процесса – ученика, родителей, педагогов (см. схему «Алгоритм ППМС сопровождения»).

Схема «Алгоритм психолого-педагогического и медико-социального  сопровождения развития ребенка в образовательном процессе»

         На основе этой схемы разработан алгоритм деятельности учителя дефектолога по сопровождению учащихся в образовательном процессе (см. Приложение № 1 таблица «Алгоритм сопровождения учащихся в коррекционно – развивающем процессе»).

       Дефектологическое сопровождение в образовательном процессе осуществляю по 2 типам:  непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное). (См. Приложение № 2 «Схема  «Внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка»). Комментарии к схеме.

         При непосредственном сопровождении дефектолог взаимодействует напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником через промежуточные звенья: учителя, родителей, другого ученика, источник знаний. В своей работе я использую различные виды непосредственного и опосредованного двухступенчатого и трехступенчатого сопровождения:

  1. непосредственное сопровождение: дефектолог – ученик (ученики) (индивидуальные и  групповые развивающие и коррекционные занятия;  диагностика – отслеживание интеллектуального  развития детей;
  2. опосредованное двухступенчатое сопровождение 1 вариант: дефектолог – ученик (ученики) - работа с источником знаний;
  3. опосредованное двухступенчатое сопровождение 2 вариант: дефектолог – педагог, классный руководитель – ученик (ученики) (консультирование педагогов по вопросам, связанных с обучением, воспитанием и интеллектуальным  развитием  учащихся; дефектологическое просвещение; разработка и реализация совместных программ коррекционно-развивающей работы с отдельными учащимися и ученическими коллективами);
  4. опосредованное двухступенчатое сопровождение 3 вариант: дефектолог – родитель – ребенок (ученики) (родительская группа, плановые тематические внутриклассные и общешкольные родительские собрания; работа в консультативном режиме др.);
  5. опосредованное двухступенчатое сопровождение 4 вариант: дефектолог – ученик (ученики) - ученик (ученики);
  6. опосредованное трехступенчатое сопровождение 1 вариант: дефектолог – классный руководитель – родитель (родители) - ученик (ученики);
  7. опосредованное трехступенчатое сопровождение 2 вариант: дефектолог – педагоги -  ученики – ученик.

  1. Деятельность учителя дефектолога по сопровождению учащихся

Основное направление  дефектологической службы – сопровождение учащихся.  Основная форма этого направления - коррекционно-развивающая работа с детьми.

        В настоящее время дефектологическое сопровождение учащихся школы я осуществляю по двум типам программ:

  • индивидуально – ориентированные (направлено на решение проблем конкретной личности);
  • системно – ориентированные (предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей).

       Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, – отправная точка в работе дефектолога по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения.  Перечислю несколько наиболее востребованных в нашей школе целевые программы:  «Адаптация и преемственность в УВП»;  «Психолого – педагогическое и медико – социальное сопровождение развития учащихся классов выравнивания»; предшкольная подготовка «На пороге школы»; «Здоровье – категория педагогическая».

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой  ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:

  • на развитие познавательных возможностей ребёнка;
  • на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности;
  • на развитие его интересов и склонностей;
  • на повышение общего уровня развития ученика;
  • на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала;
  • на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции.

Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.

Я стараюсь личный опыт ребёнка включить в общую структуру содержания коррекционного занятия и таким образом регулировать его развитие. Коррекционный процесс строится на основе учёта психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической основе. Так осуществляется личностно-деятельностный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

На коррекционном занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход  в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи,  умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  •  формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  •  нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала общеучебных умений и навыков.

Для повышения эффективности обучения учащихся создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.
  • Повтор инструкции.
  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
  • Альтернативный выбор  (из предложенных вариантов правильный)
  • Речевой образец
  • Демонстрация действий.
  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
  • Опора на рифму.
  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
  • Подбор по аналогии.
  • Подбор по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
  • Совместные или имитационные действия.
  • Начало действия.
  • Описание и анализ ситуаций с исключением 1 детали (молния без грома).
  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
  • Многократное усиление функции.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
  • Обращение к товарищу с вопросами.
  • Работа со словарями на время.
  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
  • Наблюдение и  анализ (что изменилось и почему?)
  • Найди ошибку.
  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
  • Группировка по общности признаков.
  • Исключение лишнего.
  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.

      5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.

      6. Создание ситуации успеха на занятии.

      7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

  1. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).  
  2. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
  3.  Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
  4.  Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).
  5.  Точность и краткость инструкция по выполнению задания. 

Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся   должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

  • работать в определённом темпе;
  • осознавать цель инструкции;
  • удерживать в памяти инструкцию;
  • отвечать на вопрос и выполнять задание в соответствие с инструкцией;
  • выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;
  • рационально организовывать своё время на занятии;
  • анализировать ответы друг друга;
  • проверять работу и организовывать свой труд на занятии;
  • выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;
  • формулировать задания для коллективной работы в определённое время;
  • своевременно обращаться за помощью;
  • работать по индивидуальным карточкам;
  • работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
  • анализировать работу друг друга;
  • делать вывод в конце задания;
  • соблюдать речевой этикет.

С этой целью обучения и воспитания ребенку передаются не способы действия по образцу, а принципы действия через учебную деятельность и социальную среду, что помогает формировать у обучающихся механизм самостоятельного поиска и принятия индивидуальных решений. Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью учителя. Данные приёмы помогают развитию общеинтеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, классифицировать и  анализировать.

             Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является:  развитие двигательной сферы ребенка, развитие ориентировки в пространстве, внимания, развитие памяти, всех видов мышления, воображения, речь, сенсорных способностей ребенка и т.д. (Выгодский Л.С.)

         Выбранная мною позиция заключается в том, что коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности.

          Преодолению трудностей в обучении способствует коррекционно-развивающая работа, которая включена как полноправная  составляющая в педагогический процесс в начальной школе.

        В связи с этим я составляю для каждого ребенка, испытывающего  трудности в обучении, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, которая включает основные направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат  и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс в начальной школе. (Приложение № 3  «Программа коррекционно - развивающей работы с детьми младшего школьного возраста, испытывающими  трудности в обучении»).

         Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы. В своей работе я использую различные программы, которые основываются на материалах  авторов: В.И.Лайло, В.Т.Козловой, М.К.Акимовой, А.Г.Зикеева, И.Л.Никольской, Л.И. Тиграновой, С.В Гин.

         Другой формой дефектологического сопровождения учащихся является профилактическая работа с  целью сохранения и укрепления интеллектуального здоровья детей.   Одной из самых важных составляющей в этой деятельности считаю участие в тематических месячниках и декадах  («Декады русского языка и литературы, математики», «Интеллектуальный марафон», «Секреты успешной учебы», «Учись учиться» и др.)

         Школа XXI века  учитывает уникальность каждого ребенка, в этом помогает проектная деятельность, направленная на интеллектуальное, духовное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Я полагаю, что компьютерная коммуникация даёт возможность доступа к большим массивам информации, что развивает у школьников умения работать с разнообразной информацией, эффективно планировать работу, проектировать способы её выполнения и результаты, осуществлять поиск и отбор, анализ и систематизацию необходимого материала.  Например, проект «Быть здоровым – здорово!» (wiki.Владимир) позволяет  повышать мотивацию школьников к здоровому образу жизни.

      Реализация данной  модели дефектологического сопровождения детей   повлияла на состояние здоровья и качество образовательного процесса в школе. Это подтверждается результатом из заключения аккредитационной экспертизы (начальная школа) (январь 2010 г.):

  • общая удовлетворённость учащихся процессом обучения достаточно высокая и составляет 80%;
  • 82% учащихся заинтересованы в происходящем на уроках и активны в обучении;
  • Уровень усвоения учащимися основных знаний и умений по предметам (в объеме обязательного минимума базового компонента)

        Русский язык – 62%

        Математика – 67%

        Чтение – 65%

        Окружающий мир – 63%

  • Уровень обучения, обеспечиваемый в данном учреждении – 63%

При реализации дефектологического сопровождения в целом мне  удается удовлетворять запрос школы и получать ожидаемые результаты:

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Начальная школа

Уровень интеллектуального развития учащихся в начальной школе, связанный с общей информированностью и развитостью способности к классификации

76%

79%

81%

Уровень интеллектуального развития учащихся в начальной школе, связанный со способностью к анализу и синтезу

75%

77%

80%

Уровень интеллектуального развития учащихся в начальной школе, связанный со способностью устанавливать причинно-следственных связей

67%

69%

71%

  1. Дефектологическое сопровождение педагогического коллектива и опытно экспериментальной работы школы

          Развитие школы – процесс непрерывный, требующий постоянных поисков, разработок, экспериментальных проверок. МОУ СОШ № 34 г. Владимира – это одна из школ города, которая находится в постоянном творческом поиске, обеспечивающий высокий уровень преподавания и отличное качество образовательного процесса.

         В течение ряда лет приоритетным направлением является дефектологическое сопровождение опытно – экспериментальных площадок школы:  1997- 2002 г. областная площадка ОЭР «Коррекционно – развивающая среда в модели общеобразовательная школа»; 2002-2007 г. городская площадка ОЭР «Создание ППМС службы сопровождения развития ребенка в УВП»; 2007-2012 г. городская ОЭР «Школа Здоровья».

         Преобладающая профессиональная позиция: стратег, консультант.  Работая с администрацией,  я активно участвую в разработке  и реализации  образовательных программ и проектов, провожу  экспертизу проектируемых и реализуемых моделей образовательной среды с точки зрения задач возрастного и индивидуального развития детей, принимаю участие в разработке общего плана работы,  отслеживаю промежуточные итоги, и вношу коррективы в реализуемые коррекционно-развивающие программы, совместно  с администрацией разрабатываю сценарии значимых мероприятий.

      Результатом дефектологического сопровождения инновационной, опытно – экспериментальной и проектной деятельности образовательного учреждения явилось:  Школа  победитель городских и областных конкурсов и грандов: 2006 г., 2007 г. лауреат конкурса «Лучшая школа города Владимира»; 2006 г., 2007 г. победитель конкурса на лучшую школу, внедряющую инновационные технологии (грант - кабинет географии, кабинет физики).

     Дефектологической  службой созданы необходимые социально-психолого-педагогические условия повышения педагогической культуры (компетентности) учителей: дефектологический всеобуч («Основные требования к уроку математики в коррекционных классах: система уроков, виды уроков, структура уроков»,  «Педагогическая диагностика предпосылок школьной дезадаптации» и др.), индивидуальные консультации  («Речевое и интеллектуальное развитие учащихся» и др.), тренинги  («Игры на уроках, направленные на активизацию мыслительной деятельности», «Постановка и реализация коррекционно-развивающих задач» и др.), практикумы:  «Разработка системы картотеки специальных коррекционно-развивающих упражнений по развитию мышления и речи для их использования педагогами и воспитателями ГПД в их ежедневной работе»; анализ коррекционно-развивающей направленности уроков; групповые консультации; индивидуальное консультирование по результатам диагностики педагогов и учащихся.  Наиболее востребованные в городе и области следующие мероприятия: Февральские встречи 2009: «Гиперактивный ребенок», «Преемственность: МДОУ – начальная школа», «Роль ШМО в обеспечении преемственности образования», «Взаимодействие семьи и школы»; круглый стол «ППМС сопровождение образовательного процесса как средство формирования духовно – нравственного здоровья учащихся»,  мастер - класс «Коррекционно – развивающая программа класса  как средство здоровьесбережения физического, психологического, нравственного потенциала развития личности учащихся».

  1. Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей

Работу с родителями я рассматриваю как один из важнейших аспектов своей деятельности. Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводится для оказания помощи родителям в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Задачи данного направления:

  • оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
  • выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
  •  подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
         Среди наиболее удачных, эффективных форм работы с родителями является:
  • беседы с использованием анкетирования (способствует сбору дополнительной информации о школьнике, помогает им сформулировать проблемы ребенка, позволяет выяснить специалисту позицию родителей в отношении проблем ребенка, степень осознания и принятия этих трудностей)
  • обучения приемам коррекционной работы (практикумы, мастер-классы)
  • оформления рекомендаций (рекомендации носят индивидуальный и фронтальный характер и предъявляются дефектологом как памятка для использования в обучении и воспитании;  на отдельных учащихся составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать его индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках; других случаях рекомендации носят общий характер)
  • систематические выступления на родительских собраниях (практикум, лекция и т.д.), родительско -педагогических советах школы;
  • консультирование родителей по итогам обследования;
  • обучающее консультирование  (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно развивающих заданий, игр и упражнений);
  • этапное консультирование родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся, получение «обратной связи»).

        По результатам диагностики “Школа глазами родителей” отмечается высокая оценка родителями деятельности учителя – дефектолога (администрации, педагогов, специалистов) школы по эффективному общению и взаимодействию:

92% получают информацию об успехах и неудачах ребёнка в школе;

95,5% чувствуют, что сотрудники школы доброжелательно относятся к ребёнку;

93,5% родителей удовлетворены работой специалистов службы сопровождения.

Вместе с тем, необходимо отметить, что при достаточно высокой оценке работы “школы”, активность самих родителей остается низкой, что тоже является проблемой, требующей разрешения.

  1. Пути профессионального мастерства

       Для успешной реализации поставленной цели в своей деятельности  я постоянно повышаю профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство через  различные курсы, где получаю новые знания и воочию могу увидеть практические результаты своей работы, оценить деятельность своей школы и школ-лидеров, активно включившихся в процесс модернизации образования.  

       За 2003-2010 г.г. пройдены курсы повышения квалификации с получением сертификатов и удостоверений по различным темам.

Дата

Документ

Название

Выполненная работа

2003г

Свидетельство о повышении квалификации

2009г

Сертификат участия

«Технология получения образовательного результата»

Образовательная система «школа 2100»

2010г

Свидетельство о повышении квалификации

«Профессиональное мастерство педагога»

Активизация мыслительной деятельности учащихся через систему коррекционно-развивающих упражнений

2010г

Свидетельство о  повышении квалификации

«Информатизация образования»

Проект рабочей программы по русскому языку

Награждена: 2010 г. Благодарственным письмом Управления образования Администрации г. Владимира.

Перспективы профессионального роста и развития вижу в создании следующих проектов:

  • Проект «Путь к успеху» (разработка индивидуальных образовательных траекторий развития школьников в условиях общеобразовательной школы). Задачи: разработать структуру индивидуальных образовательных маршрутов для различных ступеней обучения; осуществить комплексную диагностику учащихся – разработать систему способов оценки интеллектуального роста школьников.

Заключение

   Подводя итоги данной работы, нужно отметить, что цель нашего исследования была достигнута: мы разработали и апробировали модель и программу дефектологического сопровождения развития младшего школьника в образовательном процессе.

      Так же были решены задачи, поставленные в работе:

  1. Проанализировали состояние проблемы дефектологического сопровождения младших школьников в научной литературе.
  2. Разработали теоретическую  дефектологическую модель сопровождения младшего школьника.
  3. Разработали комплекс дефектологических средств, направленных на сохранение интеллектуального здоровья ребенка.

     Апробация модели дефектологического развития личности учащихся младшего школьного возраста на практике подтвердила ее эффективность.

Считаем, что выявленные педагогические условия обеспечивают позитивное интеллектуальное развитие личности младшего школьника:

     Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и определили следующие выводы:

– в образовательном учреждении организуется и проводится углубленная ранняя диагностика по выявлению младших школьников с трудностями в обучении;

– психолого-педагогическое сопровождение  этих детей к школьной жизни организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса (учитель, ученик, родитель) и направлено на личностно-ориентированное развитие младших школьников;

– разработано и реализуется программно-методическое  обеспечение этого направления деятельности в условиях взаимодействия всех участников образовательного процесса.

       Полученные в ходе работы результаты позволяют говорить о возможности дальнейшего внедрения опыта исследования «Дефектологическое сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе» в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений.

Список используемой литературы

1. Ананьева, Т.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей «особого» ребенка / Т.В. Ананьева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 1.

2. Астахова, Н.В. Специфика системы осознанной саморегуляции учебной деятельности подростков с трудностями в обучении / Н.В. Астахова // Дефектология. – 2008. – № 1.

3. Ахмылова, Н.В. Помощь отстающим / Н.В. Ахмылова // Здоровье школьника. – 2008. – № 5.

4. Бабкина, Н. Лаборатория содержания и методов помощи детям с трудностями в обучении / Н. Бабкина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12.

5. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в общеобразовательной школе / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2006. – № 4.

6. Балашова, Е.Ю. Развитие произвольных движений у школьников: нейропсихологическое исследование / Е.Ю. Балашова, Е.А. Казакова // Психолог в детском саду. – 2007. – № 4.

7. Борякова, Н.Ю. К проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического и речевого развития в период раннего детства / Н.Ю. Борякова // Коррекционная педагогика. – 2004. – № 4.

8. Варламова, О.И. Диагностика ориентировочно-исследовательских действий детей младшего школьного возраста с нормальным и задержанным развитием / О.И. Варламова // Специальная психология. – 2005. – № 1.

9. Васильева, И.Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития / И.Г. Васильева // Коррекционная педагогика. – 2007. – № 5.

10. Вершинина, Л.Н. Совместная работа психолога и логопеда в классах КРО / Л.Н. Вершинина, Е.А. Ипкаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 4.

11. Вильшанская, А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума в системе коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. – № 5.

12. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной школе / А.Д. Вильшанская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. – № 1.

13. Вильшанская, А.Д. Дефектологическое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в условиях системы коррекционно-развивающего обучения / А.Д. Вильшанская // Дефектология. – 2007. – № 2.

14.Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. М.,1998

15. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001г., Санкт-Петербург). Спб., 2001

16. Семаго М. Сопровождение-это…// Школьный психолог.2003 год, №35.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие языкового анализа и синтеза и формирование фонематических процессов у учащихся младшего школьного возраста.

Программа для педагогов начальной школы и логопедов, работающих с детьми младшего школьного возраста.Формирование навыков языкового анализа и синтеза, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, а так...

Коррекция психических процессов через развивающие игры у учащихся младшего школьного возраста

Игра – «волшебная палочка», с помощью которой можно научить ребёнка читать, считать, писать, а главное – думать, рассуждать, изобретать и загадывать. Очень важно, чтобы игра бы...

Проектирование процесса индивидуального обучения учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья(статья)

Проектирования процесса индивидуального обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ)...

Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании учащихся младшего школьного возраста через учебный процесс.

В статье "Личностно-ориентированный подход в нравственном воспитании" рассматриваются наиболее актуальные вопросы  воспитания младших школьников....

Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста в образовательном процессе школы.

В статье рассматривается практическая работа по патриотическому воспитанию  из  личного опыта  работы учителя начальных классов Толдоновой Т.И....

ПРОГРАММА ПО ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ учащихся младшего школьного возраста

Программа ориентирована на оказание помощи и поддержки детям младшего школьного возраста (6,5-10 лет), имеющим трудности в формировании познавательной, эмоциональной и коммуникативной сферах; способст...