Формирование ценностного отношения к семье и здоровому образу жизни у младших школьников
статья

Соловьева Елена Валерьевна

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей Родине.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Однако в тоже время семья не может обеспечить в полном объёме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников учебно-воспитательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей. Данное взаимодействие определяет педагогическую тактику школы, позволяет педагогу находить верные слова при общении с родителями.

Семья и семейные ценности.

Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся.  

Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В материалах стандартов, впервые в нормативных документах, регламентирующих организацию образовательного процесса в средней школе,  встречаются такие понятия как «ориентация на принятие ценностей семьи,  нравственных устоев семьи, ответственности  перед семьей».

Система семейных ценностей, определяющих уклад жизни семьи, является основным средством воспитания нравственности как комплекса жизненных и семейных ценностей. Данное средство обеспечивает приобщение к ценностям семейной культуры.      

Важными элементами системы являются:

-  ценности, на основе которых строятся отношения между членами семьи, такие как: 

чувство значимости и необходимости; важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются.

Гибкость в решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта.

Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать, как уважать себя на личном примере. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общественные места, где человек сталкивается с людьми.

Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.

Умение прощать. Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять, простить, отпустить и идти дальше. Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения.

 Щедрость — давать, не думая о том, что вы получите взамен.

Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы.

Семейные традиции, задающие и сохраняющие основные семейные ценности;

Круг семейных событий и праздников, порождающих ценностные приоритеты семьи;

Идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую направленность семьи.

Каждый из нас должен иметь четкие представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

Наша учительская задача - помочь учащимся в осознании и формировании ценностей семьи, организовать свою воспитательскую работу так, чтобы педагог и родители шли в одном направлении в достижении одной цели -  становление духовно-нравственной личности.

Из опыта практической работы:

1.  Урочная деятельность.

При планировании урока есть возможность включать элементы воспитательной работы,  направленные на  формирование и укрепление семейных ценностей.

Например:

- на уроках русского языка (информация о семье, её истории, о профессии родителей в заданиях на составление предложений на заданную тему,  в выполнении творческих заданий в рамках модуля «Риторика» и т.д.)

- уроки окружающего мира позволяют широко внедрять тему воспитания семейных ценностей.  Это и совместная с родителями подготовка   сообщений, оформление творческих работ.

Постоянная связь учебного материала с жизненным опытом ребенка дает возможность наблюдать, анализировать проецировать события и явления и окружающего мира на жизнь своей семьи, на свою жизнь.

Внеурочная деятельность.

В условиях современного образования особое значение уделено внеурочной деятельности учащихся.

В контексте данной темы воспитательные задачи по формированию семейных ценностей успешно могут быть решены в рамках направления «Мои первые проекты».

Проектная деятельность учащихся как один из способов формирования семейных ценностей.

Учебный проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично свой результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания.

Моей задачей в качестве учителя, классного руководителя и руководителя проектов было не только участие в них детей, но и вовлечение в наши проекты их родителей. Проект ребенка, классного коллектива должен стать интересным и родителям. И если мы говорим о формировании и укреплении в сознании учащихся таких понятий как семейные ценности, то специально разработанные проекты, как мне кажется, смогли объединить не только отдельно взятую семью, но и семьи всего классного коллектива.

Формирование ценностного отношения к здоровью.

Система семейный ценностей подразумевает не только   воспитание нравственности человека.     Немаловажным аспектом воспитания является формирование норм здорового образа жизни. С первых лет в семье ребенок обучается навыкам гигиены, ему рассказывают, что полезно для здоровья, что вредно и т.д. Но если нет надлежащего примера со стороны семьи, то слова бессмысленны…

Заключение:

Сегодня много говорится о тандеме семьи и школы в вопросах воспитания. Мы, педагоги, несомненно, понимаем всю важность этой совместной работы. Но, на мой взгляд нужно учитывать тот факт, что для ребенка чаще всего родители остаются главным авторитетом. Педагогу свой авторитет нужно утвердить, доказать, заслужить. И до тех пор, пока семья и школа не найдут тук нужную единую линию в воспитании, детям будет некомфортно, неуютно и в школе, и в жизни.  Педагог должен быть причастен к судьбе ученика не насильственно, а  по зову сердца. Тактичное участие учителя в жизни ребенка только располагает его семью к сотрудничеству, к выработке единой воспитательной тактики.

В целях ценностного отношения к семье важно создать у ребенка чувство защищенности. Работа классного руководителя во многом может способствовать решению этой важнейшей воспитательной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

Родительское собрание по теме: «Задачи семьи и школы по формированию здорового образа жизни у младшего школьника».

мАТЕРИАЛ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Доклад по теме: "Сотрудничество семьи и школы в воспитании здорового образа жизни у младших школьников."

В докладе раскрывается актуальность возникшей проблемы, приводятся данные исследований врачей г.Саратова. Предлагаются пути совместной профилактической работы учителя с родителями....

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики укрепления здоровья учащихся  через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровления с использованием гигиенических знаний в борьб...

Программа коррекционно-развивающих занятий по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья»

Программа коррекционно-развивающих занятий  по формированию здорового образа жизни для младших школьников и подростков «Дорогою Здоровья», 4-8 кл...