Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте
статья (4 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 9.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте
Реализация требований современной жизни поставила перед педагогикой задачу целенаправленной подготовки детей с раннего возраста к полноценному общению в различных сферах жизнедеятельности. В психолого-педагогических исследованиях коммуникативная деятельность детей рассматривается как основа их социализации, а задача формирования у детей способности к коммуникации изучается в единстве информационно- коммуникативных, регуляционно-коммуникативных, аффективно- коммуникативных навыков .
Содержательный раздел ФГОС, наряду с программой развития универсальных учебных действий, программами отдельных учебных предметов и курсов, программы воспитания и социализации обучающихся, включает программу по развитию и совершенствованию коммуникативных компетенций:
- восприятия и воспроизведения устной речи;
- умения осознанно воспринимать письменные тексты;
- выбора и применения языковых средств, адекватных для конкретной ситуации общения;
- установления и поддержания контактов с другими людьми в процессе взаимодействия;
- самостоятельному оцениванию и принятию решений, определяющих стратегию поведения на уровне возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся
Коммуникативные навыки обеспечивают человеку возможность вступать, поддерживать, завершать общение. С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству.
Характеризуя коммуникативные навыки, целесообразно выделить несколько аспектов коммуникации, которые определяют область применения данных действий.
Самая известная трактовка понятия «коммуникация» – это взаимодействие субъектов, в процессе которого не только происходит обмен информацией, но и устанавливаются межличностные связи. Следовательно, коммуникативные навыки, используемые участниками такого общения, направлены на учет позиции собеседника либо партнера по коммуникации.
Для младшего школьника овладение подобными коммуникативными навыками позволяет преодолеть собственную эгоцентрическую позицию во взаимодействии с другими людьми (соучениками, учителем). Эгоцентризм является не каким-то отклонением, а обычным явлением для большинства младших школьников, как возрастной особенности. Ребенок данного возраста лучше всего осознает только ту точку зрения, которая совпадает с их собственной .В условиях школьной социализации, благодаря столкновению различных точек зрения в совместных видах деятельности, препятствия к взаимопониманию в общении преодолеваются. В процессе коммуникации принято выделять три основных компонента: вербальный, невербальный и паравербальный.
Под вербальной коммуникацией понимается речевое общение в условиях совместной деятельности и в соответствии с отребностями выражаемой информации. Речевое общение – это заимообусловленные речевые действия говорящего и слушающего. Необходимо отметить, что слушание, также как и говорение, относится к речевой деятельности.
Говорящий, как правило, выступает в роли инициатора речевой коммуникации, но эффективность общения в значительной степени зависит от того, как участники общения понимают друг друга, реагируют на речь и поведение собеседника, какими действиями подтверждают обратную связь.
Наряду с вербальными средствами коммуникации, большое значение имеют невербальные средства, то есть, «несловесный язык». Невербальные средства объединяют большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду, элементы оформления внешности и даже различные сферы искусства.
В узком смысле под невербальной коммуникацией понимается система невербальных знаков, символов, кодов, используемых для передачи информации. Ключевым моментом такого понимания является указание на внешнее сопровождение психических явлений. Особенностью невербальной коммуникации является преобладание непроизвольных, неосознаваемых комплексы движений, выражающих личностную неповторимость человека.
Сюда, например, относятся разнообразные жесты, экспрессия лица, взгляд, позы, интонационно-ритмические характеристики голоса, прикосновения, которые связаны с изменяющимся психическим состоянием человека, его отношениями к партнеру общения и с ситуацией взаимодействия.
Несмотря на то, что невербальная коммуникация с трудом поддается формализации, невербальные средства так же, как и вербальные, используются для организации обратной связи в процессе общения, для коррекции взаимодействия.
Отметим, что вербальные и невербальные компоненты коммуникации выступают в единстве, а особенности их сочетания зависят от ситуации общения. При этом средства невербальной коммуникации дополняют речь, но могут существовать автономно, параллельно речи, а также как единственное средство общения.
Основным средством коммуникации в современном человеческой сообществе выступает речь. В совокупности с индикативной указание на какой-либо объект или предмет) и предикативной (высказыванием собственных суждений по какому-либо вопросу) функциями речи, коммуникативная функция речи реализует ее возможность сообщения другому человеку какой-либо информации или побуждения его к действию. Именно коммуникативная функция речи отражает уровень сформированности человеческой психики и культурного поведения и общения. Посредством общения психологически развитый человек приобретает высшие познавательные качества и способности.
Прежде всего, коммуникативная функция речи формируется в общении ребенка со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В этот период все психические, личностные, поведенческие качества ребенок приобретает почтиисключительно через общение. И речь возникает на определенном этапе как средство общения, для целей общения и в условиях общения. Речевое общение (первоначально общение ребенка со взрослым, а затем – со сверстниками) – это преимущественно диалогическое общение, а основополагающей для диалога является именно коммуникативная функция речи.
Таким образом, коммуникативная функция речи представляет собой совокупность умений и навыков общения с другими людьми, и тражает уровень психологического развития, жизненного и профессионального опыта человека. Богатство и разнообразие жизненного опыта, как правило, положительно коррелирует с развитостью у человека коммуникативных навыков.
Как указывают Б. С. Волков, Н. В. Волкова, ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвимым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности или, наоборот, привести к чрезмерной агрессивности поведения .Такой ребенок сосредоточен на своем «Я», которое замкнуто на своих преимуществах или недостатках и обособлено от других.
Вопросами изучения коммуникативных умений и навыков детей занимались ведущие специалисты в области педагогики и психологи, методики развития речи: В. И. Яшина, Л. М. Шипицина, М. И. Лисина и др. Р. Г. Давлетбаева выделение критерии коммуникативных навыков детей :
🕐 восприятие речи собеседника;
🕐 вступление в диалог: владение речевыми оборотами для установления контакта;
🕐 поддержание и завершение диалога;
🕐 постановка и ответы на вопросы.
Согласно определению М. И. Лисиной, общение ребенка со взрослым является деятельностью, предметом которой является другой человек .
Направленность общения связана с удовлетворением потребности личности в самом общении, которая, в свою очередь, опирается на стремление к познанию себя и других людей.
Автор отмечает, что к концу дошкольного возраста, при условии нормального развития, ребенок постепенно овладевает неситуативно- познавательной формой общения со взрослым. На протяжении всего дошкольного детства именно взрослый выступает для ребенка в качестве источника новых знаний и моделей отношений и поведения. Для разрешения сомнений и получения ответов на вопросы ребенок дошкольного и младшего школьного возраста обращается преимущественно к взрослому. В связи с такой преимущественной зависимостью ребенка от мнения взрослого, особую ценность и значимость имеют его оценка и уважение.
Начиная с дошкольного возраста, основным средством общения детей со взрослыми является речь, поскольку только она позволяет выйти запределы узкоконкретной ситуации. Отличительной особенностью внеситуативно-личностной формы общения является потребность ребенка во взаимопонимании.
Опыт, полученный ребенком в общении со взрослым, переносится им во взаимоотношения со сверстниками, значимость которых значительно возрастает в младшем школьном возрасте. Отметим также, что для младшего школьника важно ощущение успеха, которое помогает ему поверить в себя и побуждает стремиться к большему.
Среди характерных признаков внеситуативно-личностной формы общения можно выделить следующие:
- потребность во взаимопонимании и сопереживании как источник
общения;
- стимулирование участие в процессе общения личностными мотивами;
- преобладание речевых средств общения.
Внеситуативно-личностное общение с взрослым по-прежнему является определяющим для личностного развития младшего школьника. Усвоение социальных норм и правил, которое происходит в таком общении, создает основу для формирования у младшего школьника морально-нравственных эталонов и моделей межличностного и социального общения и поведения.
Необходимо отметить, что межличностное общение со взрослыми, с одной стороны, позволяет ребенку увидеть себя со стороны, с другой стороны, способствует становлению таких ключевых личностных качеств как самосознание и самоконтроль .
Не менее важную роль, чем общение со взрослыми, в младшем школьном возрасте начинает играть общение со сверстниками. Согласно исследованиям А. Г. Рузской, навыки общения с другими детьми складываются в основном в совместной деятельности.
Однако, характер межличностного общения младших школьников может осуществляться по-разному. Например, при примитивности и содержательной бедности деятельности, общение, как правило, носит аналогичный характер: агрессивный (ссоры, драки и т.п.), обедненный в речевом отношении и т.д. В то же время, усложнение и обогащение деятельности повышает у ребенка необходимость в речевом общении.
Итак, общение со сверстниками является особой сферой жизнедеятельности младшего школьника, имеющей отличия от общения со взрослыми.
1) Яркую эмоциональную насыщенность следует выделить в качестве одной из первых особенностей общения между детьми. Например, экспрессивно-мимических проявлений и подчеркнуто ярких выразительных интонаций в общении младших школьников со сверстниками наблюдается намного больше, чем в общении со взрослыми. Общение «ребенок – взрослый» носит более сдержанную эмоциональную окрашенность .
2) На второе место среди особенностей общения младшего школьника со сверстниками исследователи ставят отсутствии строгих, определенных норм и правил, следствием чего становится характерная нестандартность детских высказываний. Если при общении со взрослым ребенок использует множество общепринятых фраз и речевых оборотов, то в разговорах со сверстниками он часто употребляет неожиданные слова, фразеологические обороты, междометия и т.д.
Таким образом, взрослый в общении с ребенком дает ему нормы и правила, а сверстники создают друг другу благоприятные условия взаимного речевого творчества в общении.
3) В общении со сверстниками для младшего школьника гораздо важнее высказаться самому, а не выслушать собеседника, поэтому на третье место среди особенностей такого общения можно поставить преобладание инициативных высказываний над ответными. Известно, что дети редко способны беседовать, они начинают говорить каждый о своем, перебивать друг друга и т.д., тогда как в общении со взрослым они больше слушают, чем говорят.
4) С вышеназванными особенностями связана четвертая – богатство общения младшего школьника со сверстниками по своему азначению и функциям. Это обусловлено сменой ролей участников общения: в общении со взрослым младший школьник находится в роли управляемого и направляемого, в общении же со сверстниками он сам попадает в роль управляющего и контролирующего. Он может предлагать и даже навязывать свои темы и направление общения, вовлекать партнера по общению в совместную игру, сравнивать его с собой и с другими, и т.д. Отсюда возникает множество разнообразных контактов, требующих от младшего школьника умения словесно выражать свои желания, настроения, требования, активно и гибко использовать различные речевые средства. А. Г. Рузская выделяет следующий парадокс, свойственный общению между сверстниками: положительная: стимулирующая роль непонятливости одного из участников общения в развитии коммуникативных навыков детей .
Во большинстве случаев усвоенные под влиянием взрослых нормы, правила и модели общения, составляют «пассивный запасник» дошкольника и младшего школьника, то есть, без необходимости не используются в повседневной жизни. Активизирует этот ресурс только жизненная потребность в нем. Поскольку в общении со взрослым ребенка итак понимают, ему нет необходимости прикладывать специальные усилия, в то же время, чтобы быть понятым в общении со сверстниками ему жизненно необходимо как можно более связно и четко выражать свои мысли и чувства, обозначать желания и намерения.
Таким образом, именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками влияет на активное развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста.
Общение младших школьников со взрослыми и сверстниками имеет тесные взаимосвязи, поскольку ребенок, даже имея активное желание разговаривать со взрослыми, испытывает большие затруднения, если у него обеднены коммуникативные контакты со сверстниками. Это свидетельствует о том, что для полноценного развития коммуникативных навыков младшему школьнику необходимо общение как со взрослыми, так и со сверстниками, особенно в интересной совместной деятельности творческого характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста
Выступление на педагогическом совете. Исторически сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее...

Варианты заданий по развитию правильных речевых навыков детей младшего школьного возраста.
задания по развитию правильных речевых навыков...

«Развитие коммуникативной активности детей младшего школьного возраста с множественными нарушениями на логопедических занятиях»
Описание различных способов коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями....

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)...

Методические рекомендации для учителей физической культуры «Подвижные игры как средство формирования коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста «группы риска» во внеурочной деятельности»
Эффективным средством развития коммуникативных навыков могут стать подвижные игры, эстафеты и соревнования. Игровое и реальное общение с друзьями, коллективное преодоление трудностей побуждают детей п...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста
В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УО
Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их пс...