РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
материал

Стародумова Александра Сергеевна

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их психологические особенности, личностные черты. Кроме того, особенности общения детей с умственной отсталостью определяют и общее недоразвитие всех психических функций. Например, сниженная устойчивость внимания, нарушения речи, суженный объем памяти и др. – все это имеет влияние и в коммуникации детей. Коллектив является важным фактором в развитии навыков коммуникации ребенка с умственной отсталостью.  Умственно отсталые дети не вступают в речевой контакт из-за отсутствия потребности в общении, из-за чего снижена способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

195112, Санкт-Петербург, ул. Весенняя, дом 10 Литер А

тел. 417-31-09, 417-31-10

Доклад

Развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Составила: Стародумова А.С.

Санкт-Петербург

2021г.


РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Сформированность коммуникативных навыков детей определяет их социализацию и личностное развитие. Сильное влияние на формирование навыков общения у детей с интеллектуальными нарушениями оказывают их психологические особенности, личностные черты. Кроме того, особенности общения детей с умственной отсталостью определяют и общее недоразвитие всех психических функций. Например, сниженная устойчивость внимания, нарушения речи, суженный объем памяти и др. – все это имеет влияние и в коммуникации детей. Коллектив является важным фактором в развитии навыков коммуникации ребенка с умственной отсталостью.  Умственно отсталые дети не вступают в речевой контакт из-за отсутствия потребности в общении, из-за чего снижена способность к коллективным переживаниям и образованию коммуникативных отношений.

В первую очередь необходимой является коррекция речи, как основного средства коммуникации. Работа по коррекции речи обучающихся происходит в основном на уроках. Важно заметить, что это не только уроки речи и альтернативной коммуникации, но и любые другие. На любом уроке дети стараются говорить, а педагоги исправляют их ошибки в речи и побуждают к общению.

 В развитии коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью большое значение имеют игровые занятия или использование игровых моментов, ситуаций на уроках.

В процессе коррекции нарушений общения младших школьников с умственной отсталостью можно использовать различные дидактические игры:

-        сюжетно-ролевые (имитационных, деловых, сюжетно-дидактических);

-        условно-соревновательные;

-        развивающие («интеллектуальные»).

Игра «Здравствуйте, ладошки…»(демонстрация на презентации).

Дети стараются проговорить стихотворение и подкрепляют речь двигательными действиями, что позволяет нам включить в работу оба полушария головного мозга, задействуя кинестетический, слуховой, речевой анализаторы.

Игра «Животные» (демонстрация на презентации).

Построена по схожему принципу. Дети садятся за общий стол, на котором уже есть изображения животных, и слушают инструкцию учителя, например: погладь котенка или проводи утенка к воде, одновременно с этим на доску вывешивается карточка с изображением животного и детям предлагается озвучить животное.

Игра «Синий трактор» (демонстрация на презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию речевой деятельности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и задержкой психического развития.

Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи  у детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития....

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

Игра-драматизация на уроке английского языка как средство развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. (Иванова Н.Г.)...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...

Мастер-класс по теме: «Организационно-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»

Актуальность проблемы формирования коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте подчеркивается ее теоретической, практической и социальной значимостью, необходимостью определения содержа...

Игры на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста

В данной публикации представлена картотека игр на развитие коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Данная картотека игр имеет определенные цели и задачи:чувство единс...

Сказкотерапия как условие развития связной устной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В наше время перед педагогами стоит задача по формированию социально активной личности. Одним из важнейших признаков такой личности являются ясная и правильная речь, изложение своих мыслей в свободной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛьНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Ключевые слова: младший школьный возраст, развитие речи, ребенок, сказки, легкая степень нарушения интеллектаКлючевые слова на английском языке: primary school age, speech development, child, fairy ta...