ДОП «Безопасный интернет»
рабочая программа (3, 4 класс)
Актуальность программы: исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь). Рабочая программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы: программа отличается доступностью и подстраиваемой степенью сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
Она предполагает:
- индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
- разновозрастный характер объединений;
- возможность проектной и/или исследовательской деятельности;
- включение следующих дидактических принципов: доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям), наглядности (иллюстративность, наличие дидактического материала).
Адресат программы: программа «Безопасный Интернет» предназначена для обучающихся 3-4 классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Сургута
«Средняя общеобразовательная школа №N»
Принята на заседании педагогического совета от дд.мм.гг. Протокол №N | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №N _____________ И.И.Иванов "__" ______________ 20__ г. |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Безопасный интернет»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
Головнина А., Федосова А.
г. Сургут, 2024
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012).
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) утверждён приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года №286.
- Концепции развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р).
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008).
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2020 г. № ГД-2072/03 «О направлении рекомендаций»;
- Письма Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ).
- Письма Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»).
- Письма Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей».
- Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Направленность (профиль) программы: техническая.
Актуальность программы: исследование проблемы безопасности детей в сети Интернет последние годы является особенно актуальным, в связи с бурным развитием IT-технологий и со свободным использованием детьми и подростками современных информационно - коммуникационных технологий (Интернет, сотовая (мобильная) связь). Рабочая программа разработана в связи с возросшей потребностью обеспечения информационной безопасности детей при организации урочной и внеурочной деятельности.
Отличительные особенности программы: программа отличается доступностью и подстраиваемой степенью сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого обучающегося.
Она предполагает:
- индивидуальный подход (ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию);
- разновозрастный характер объединений;
- возможность проектной и/или исследовательской деятельности;
- включение следующих дидактических принципов: доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям), наглядности (иллюстративность, наличие дидактического материала).
Адресат программы: программа «Безопасный Интернет» предназначена для обучающихся 3-4 классов.
Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов программы – 34 часа. Общее количество часов в год – 34 часа. Количество часов в неделю – 1 час.
Продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 40 минут.
Формы обучения и виды занятий по программе: программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Предусмотрено использование таких форм проведения занятий:
- тематические занятия;
- игровые тренинги;
- работа с мобильными устройствами;
- конкурсы, соревнования, викторины;
- создание буклетов и мультимедийных презентаций;
- просмотр видеофильмов.
Срок освоения программы: программа «Безопасный Интернет» рассчитана на 1 год, из расчета 1 час в неделю.
Форма, порядок, периодичность проведения аттестации:
- Выставки буклетов, выполненных обучающимися;
- Выступления обучающихся по актуальным вопросам информационной безопасности с собственными мультимедийными Презентациями на ученических мероприятиях;
- Демонстрация созданных видеороликов.
Цель и задачи программы
Цель программы: освоение обучающимися базовых принципов безопасного поведения в сети интернет и безопасности личного информационного пространства.
Программа решает следующие задачи:
Образовательные:
- способствовать формированию знаний о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети Интернет;
- сформировать умения соблюдать нормы информационной этики;
- сформировать умения безопасной работы с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Развивающие:
- развить компьютерную грамотность информационную культуру личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- развить умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- развить познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Воспитательные:
- способствовать выработке сознательного и бережного отношения к вопросам собственной информационной безопасности;
- способствовать формированию и развитию нравственных, этических, патриотических качеств личности;
- стимулировать поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности.
Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Планируемые результаты изучения программы:
Предметные:
- знают правила безопасного поведения при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет;
- умеют соблюдать нормы информационной этики;
- умеют безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию.
Метапредметные:
- умеют демонстрировать владение компьютерной грамотностью и информационной культурой личности в использовании информационных и коммуникационных технологий;
- умеют анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- умеют проявлять познавательную и творческую активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий.
Личностные:
- проявляют сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности;
- проявляют нравственные, этические, патриотические качества личности;
- проявляют заинтересованность в деятельности, направленной на соблюдение информационной безопасности.
Содержание программы
Учебный план
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Информация, компьютер и Интернет | 10 | 6 | 4 |
2 | Техника безопасности и экология | 8 | 5 | 3 |
3 | Мир виртуальной и реальный. Интернет зависимость | 7 | 5 | 2 |
4 | Методы безопасной работы в Интернете | 6 | 5 | 1 |
5 | Потребительские опасности в Интернет | 3 | 2 | 1 |
Всего | 34 | 22 | 12 | |
Содержание учебно-тематического плана
Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел 1. Информация, компьютер и Интернет (10 ч).
Компьютер – как он появился, как появился Интернет. Почему компьютер нужно беречь. Где и как искать информацию для урока. Интернет – средство для поиска полезной информации. Как защитить себя от информационной перегрузки. Что такое файл. Как обращаться со своими и чужими файлами, чтобы их не потерять. Какие файлы можно скачивать, а какие нельзя. Полезные и вредные страницы Интернета. Как отличать полезную и правдивую информацию. Ненужные ссылки, ложные ссылки, реклама. Что такое вредоносные сайты. К чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети. Возьми с собой электронного помощника. Мобильные устройства. Польза и опасности мобильной связи. Общение в Интернете – переписка, форумы, социальные сети. Совместные игры в Интернете. Обмен данными при совместной работе. Безопасный обмен данными. На каких устройствах можно сохранить информацию и как с ними правильно обращаться. Как работать в группе. Как передать товарищам результаты работы и не повредить их компьютерам. Что такое электронная почта.
Раздел 2. Техника безопасности и экология (8 ч).
Гигиена при работе с компьютером. Правила работы с ПК, электронными книгами и мобильными устройствами. Сколько времени можно проводить за компьютером. Как правильно сидеть за компьютером. Как защитить компьютер от повреждений. Компьютеру тоже нужна забота. Компьютер и среда обитания (растения, животные, другие члены семьи). Везде ли есть Интернет? Может ли компьютер заменить компас. Как мобильные устройства помогают ориентироваться на местности. Воздействие компьютера на зрение и другие органы. Физическое и психическое здоровье. Польза и вред компьютерных игр. Компьютер и недостаток движения. Что делать с компьютером в чрезвычайных ситуациях. Улица и мобильные устройства. Компьютер (мобильные устройства) в грозу.
Раздел 3. Мир виртуальный и реальный. Интернет зависимость (7 ч).
Что такое интернет-сообщество. Как не превратить свою жизнь в виртуальную? Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? Виртуальная личность – что это такое. Сайты знакомств. Незнакомцы в Интернете. Превращение виртуальных знакомых в реальных. Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости.
Раздел 4. Методы безопасной работы в Интернете (6 ч).
Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры, движение в Интернете (серфинг). Знаки Интернета, рассказывающие об опасной информации. Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов. Вирусы и антивирусы. Обновление баз. Что такое электронные деньги, как с ними правильно обращаться. Почему родители проверяют, что ты делаешь в Интернете?
Раздел 5. Потребительские опасности в Интернете (3 ч).
Интернет и экономика – польза и опасность. Кто и как может навредить в Интернете. Электронная торговля – ее опасности. Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение. Сколько стоят ошибки в интернете.
Календарно – тематическое планирование (представлен пример одного раздела)
№ п/п | Тема | Планируемая дата проведения | Фактическая дата проведения | Примечание |
Раздел 1. Информация, компьютер и Интернет (10 ч) | ||||
1 | Что такое компьютер? Устройство компьютера | |||
2 | Глобальная информационная система сети «Интернет». Выход в Интернет | |||
3 | Практическая работа № 1.Поиск информации в сети Интернет | |||
4 | Мобильные устройства | |||
5 | Практическая работа № 2. Работа с мобильными устройствами | |||
6 | Совместные игры в сети Интернет | |||
7 | Практическая работа №3. Обмен данными при совместной работе- скайп | |||
8 | Сохранение информации | |||
9 | Что такое электронная почта | |||
10 | Практическая работа № 4. Создание электронной почты | |||
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации программы имеются:
- кабинет для занятий, оснащенной типовой мебелью;
- мультимедийное оборудование;
- информационное обеспечение;
- использование фото, видео ресурсов, аудио-, видео- средства, эскизы, схемы, интернет.
Методическое обеспечение:
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очной форме.
Выбор форм и методов проведения занятий определяется задачами каждого занятия и корректируется в соответствии с психофизическими особенностями обучающихся.
Методы обучения, используемые на занятиях: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, практический, игровой, дискуссионный.
Методы воспитания, используемые на занятиях: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: групповая.
Формы организации учебного занятия: акция, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, диспут, защита проектов, игра, конференция, круглый стол, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, праздник, практическое занятие, презентация, семинар, соревнование, творческая мастерская, экскурсия, эксперимент.
Педагогические технологии, используемые при реализации программы: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология дифференцированного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология, технология коллективной творческой деятельности.
Список литературы
Интернет ресурсы:
Полезные ссылки для учителя:
- http://www.kaspersky.ru – антивирус «Лаборатория Касперского».
- http://www.fid.su/ – Фонд развития Интернет. Информация о проектах, конкурсах, конференциях и др. по компьютерной безопасности и безопасности Интернета.
- http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/etusivu.html –Безопасность в Интернете.
- http://www.ifap.ru.
Полезные ссылки для обучающихся:
- http://www.nachalka.com/bezopasnost - Nachalka.com предназначен для учителей, родителей, детей, имеющих отношение к начальной школе.
- http://www.ifap.ru/library/book099.pdf – «Безопасность детей в Интернете», компания Microsoft. Информация для родителей: памятки, советы, рекомендации.
- http://www.oszone.net/6213/ – OSZone.net – Компьютерный информационный портал. Статья для родителей «Обеспечение безопасности детей при работе в Интернет». Рекомендации по программе «Родительский контроль».
- https://www.google.ru/safetycenter/families/start/basics/ – Центр безопасности. Краткие рекомендации помогут обеспечить безопасность членов семьи Интернете, даже если вечно не хватает времени.
- http://habrahabr.ru/company/mailru/blog/252091/ – Советы по безопасности. http://www.ifap.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 3 классе на тему "Безусловные преимущества использования Интернета. Безопасность интернета для детей
Безопасность интернета для детей...
Урок безопасного Интернета
Материалы конкурса "Урок безопасного Интернета" на портале Dnevnik.ru...

Методические рекомендации по проведению уроков безопасного интернета в школах. (Разработано Лигой безопасного интернета.)
Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет». Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По данным...
Конспект занятия внеурочной деятельности "Интернет. Правила безопасного интернета"
Цель занятия: воспитание грамотного и ответственного пользователя сети интернет, знакомство детей с основными правилами безопасного использования интернета....

Методическая разработка внеклассного занятия по интернет-безопасности " НУЖЕН ДЕТЯМ С МАЛЫХ ЛЕТ БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ!"
ПЛАН-КОНСПЕКТвнеклассного занятия с учащимися ГПД 2-Б классаГБОУ гимназия 426 Санкт-Петербургана тему «Нужен детям с малых лет безопасный интернет!» Время проведения: 45минут. Це...

