Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки речевого творчества"
рабочая программа (3 класс)

Петунина Алена Николаевна

Рабочая программа «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена с учетом межпредметных связей и направлена на достижение планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmaurokirechevogotvorchestva_3klass.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Уроки речевого творчества» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования. Программа составлена с учетом межпредметных связей и направлена на достижение планируемых результатов, формирование универсальных учебных действий.

 

Цели и задачи курса

Цель - углубление и расширение знаний учащихся по русскому языку, развитие активного, самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка. Важнейшая задача учителя - создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Разнообразные методы и приемы, используемые на уроке речевого творчества, повышают эмоциональный уровень ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к учебе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:  

        организация творческой самостоятельной деятельности, связанной с эмоциями и переживаниями;

        предоставление простора инициативе, индивидуальности ребенка;

        вооружение детей грамматико-стилистическими умениями; 

        обогащение активного словаря учащихся;

        организация работы детей с толковыми и орфографическими словарями;

        организация прочтения и обсуждения художественных произведений.

        Организация деятельности учащихся по созданию собственных текстов.

        Подготовка презентаций полученных работ в различных формах

        ( видеопрезентация, устный журнал, мини-конференция, газета и т.д)

                                              Актуальность курса

Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Поэтому возникает потребность и необходимость поиска и разработки таких методических приемов и средств обучения, которые способствовали бы развитию устной и письменной речи, творческого мышления учащихся.

Ребенок по природе — творец и мечтатель. Что же поможет ученику в дальнейшем развивать воображение, смекалку, уверенность в себе?

Сочинения-миниатюры, рисование — любимые детьми виды деятельности, которые влияют на развитие их эмоциональности, общительности, познавательного интереса. И в рамках уроков речевого творчества они способны сыграть неоценимую роль.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний , которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у детей.

Особенности организации учебного процесса

Урок речевого творчества - это интеграции уроков русского языка, развития речи и литературного чтения. Примерная структура занятия: формулировка темы учащимися, эмоциональная речевая разминка, конкурс скороговорителей (чтецов), орфографическая минутка, языковые игры, веселая минутка, речевое творчество (коллективное и индивидуальное составление устного рассказа по плану; иллюстрирование).

Урок речевого творчества состоит из двух частей: лингвистической и литературоведческой. В первой части урока большое внимание уделяется мыслительной деятельности учащихся: выполняются учебные задания повышенной трудности (сравнение, анализ, группировка, обобщение). Во второй части занятия ученики занимаются речевым творчеством: сочиняют чистоговорки, сказки, стихи, считалки, скороговорки, пишут сочинения-миниатюры.

Уроки речевого творчества — это уроки нравственности. Они на материале сказок, рассказов, сочинений воспитывают у учащихся добрые чувства.

Уроки факультатива как составная часть входят в систему изучения грамматико-орфографических тем по традиционной методике обучения. Формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, исходя из которых выбираются виды упражнений связной речи.

На уроках речевого творчества дети будут учиться составлять план текста, соотносить пункты плана с содержанием текста, работать с деформированным предложением, текстом и планом. Особое внимание уделяется анализу морфологических и синтаксических характеристик слова. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают: умения раскрыть тему, главную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и настроение. При передаче содержания и при создании собственного высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление.

В  уроки включены олимпиады, тесты и викторины по литературному чтению и русскому языку,  состоящие из вопросов, заданий различного уровня сложности

 

Изучение данного курса поможет школьникам:

     -научиться общаться и вести беседы;

    - слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения;

    - участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение;

    - участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью;

    - свободно излагать в форме письма, статьи, свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами;

Ценностные ориентиры содержания  курса

внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества»

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

 

Принципы, лежащие в основе курса:

1.     Научность: практические задания  основаны на владении  теоретической базой, знании основных законов языка, основополагающих понятий речевой культуры.

2.     Системность и последовательность: темы объединены в блоки, каждый из которых является частью общей  структуры; последующий блок дополняет  общую картину языкового явления.

3.     Природосообразность: сведения по курсу преподносятся  с учетом готовности класса их воспринимать.

4.     Культуросообразность: материал курса основан на русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к языковым явлениям, лежащим за пределами нормативной речи.

5.     Креативность: изучение курса предполагает творческое взаимодействие учителя и учеников, диалогичность, чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе групп.

6.     Соревновательность: каждая группа имеет возможность анализировать и комментировать результаты работы другой группы.

7.     Творческий характер заданий: например, интерпретировать языковые явления в тексте, ввести речевые элементы в готовый текст, создать свой текст в соответствии с речевой установкой и т. д.

 

     Новизна курса заключается   в его практической направленности (теоретические сведения, расширяющие и углубляющие языковые представления учащихся, реализуются в речевой деятельности, сочетающей устные и письменные формы работы), в преобладании аналитических, исследовательских приемов изучения материала.  

 

 

Место учебного курса «Уроки речевого творчества»

 в плане внеурочной деятельности.

Объём учебного времени, отводимого на изучение 3-й класс – 1 час в неделю, (3кл. - 34 часа)

 Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы «Уроки речевого творчества»

Результаты обучения по курсу внеурочной деятельности «Уроки речевого творчества» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных Федеральным государственным стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностные результаты

-         овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

-         развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты

-         овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

-         овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;

-         готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-         готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

-         соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

-         опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для  решения учебных и практических задач;

-         на уровне результатов в предметной области «Филология» – «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-         умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные результаты

-         различать устное и письменное общение;

-         различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

-         уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

-         анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

-         продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

-         распознавать и вести этикетный диалог;

-         отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-         находить по абзацным отступам смысловые части текста;

-         выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

-         осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

-         выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

-         сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

-         сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

-         оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

 

Содержание рабочей программы

Развитие речевых умений и навыков (устная форма).

Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста.

Развитие речевых умений и навыков (письменная форма).

Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами, как сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках.

После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.

Учащиеся под руководством учителя составляют устные рассказы по готовому плану, по коллективно составленному плану, по опорным словам, по сюжетной картине, по серии сюжетных картинок, по наблюдениям.

1. Значение речи в жизни человека, общества.  (2 часа)

Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

2. Речь как средство воздействия на мысли, чувства. (2 часа)

Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей

3. Коммуникативные качества речи (3 часов)

Устная речь. Громко–тихо. Темп устной речи в разных ситуациях. Использование громкости, темпа в высказываниях. Роль интонации в речевом общении. Использование этикетных форм при телефонном разговоре. Ролевая игра. Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Употребление слова в соответствии со значением. Правила вежливого поведения во время разговора. Речевые ситуации. Использование паузы при устном общении. Закрепление знаний о средствах общения. Разыгрывание ролевой ситуации.

4.Языковая норма (6 часов)

Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая.

5. Виды речи. (5 часов)

Приветственная и информационная речь. Что такое приветствие. Каким оно должно быть? Составление собственного монологического высказывания-приветствия.Информационная речь. Признаки информационной речи. Умение строить собственное высказывание. Практическая работа.

6. Выразительные средства языка. (5 часов)

  Работа с литературоведческими терминами и определениями. Анализ текста, поиск средств выразительности. Составление собственных текстов учащимися на заданные темы.

7. Функциональные стили литературного языка (5 часов)

Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Стилистическая уместность употребления слов. Основные качества идеальных текстов (точность речи в различных стилях, логичность речи, выразительность речи, благозвучие  речи).

8. Текст (6 часов)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Типы текстов.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

        

Список литературы

 

 Работа по данному курсу обеспечивается следующей литературой: 

Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли./А.Г. Асмолов и др.-М.: Просвещение.

Планируемые результаты начального общего образования./ Л.Л.Алексеева и др.-М.: Просвещение.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./М.Ю.Демидова и др.-М.: Просвещение.

Примерные программы внеурочной деятельности./ Д.В.Григорьев и др.-М.: Просвещение.

Проектные задачи в начальной школе./ А.Б. Воронцов и др. .-М.: Просвещение.

Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества: 3 класс. — М.: ВАКО

                                                            тематическое планирование

3 класс

Название темы, раздела

К-во часов

1

Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».

1

2

 Слово и образ или поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.

1

3

 Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки. Мини-сочинение.

1

4

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.

1

5

Сочинение считалок.

1

6

Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки.

1

7

Этика и этикет. Мини-сочинение.

1

8

 Честный и нечестный поступок. Мини-сочинение.

1

9

 Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.

1

10

 Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

1

11

 Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со словариком настроений. Сочинение.

1

12

 Капризное настроение. Капризная девочка. Слово, словосочетание, предложение.

1

13

 Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.

1

14

 Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки.

1

15

 Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.

1

16

 Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.

1

17

 Знакомство с жанром «Побасенка».

1

18

 Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.

1

19

Что я знаю о слове «ручка». Работа над фразеологизмами.

1

20

 Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.

1

21

 Знакомство с жанром «Потешка».

1

22

 Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…».

1

23

Составление орфографического словарика.

1

24

Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.

1

25

 Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.

1

26

Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.

1

27

Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов.

1

28

 Сочинение скороговорки.

1

29

 Сочинение бытовой сказки.

1

30

 Составление рассказа «Мое любимое дерево».

1

31

 Сочинение сказки о животных.

1

32

 Тигр и лев. Сравнительное описание.

1

33

 Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание.

1

34

Олимпиада.

1

Календарно-тематический план

3 класс

Название темы, раздела

дата

примечание

план

факт

1

Сочинение по пословице «Сентябрь холоден, да сыт».

2

 Слово и образ или Поговорим о словарях. Грибы. Составление словарика грибника.

3

 Сказка. Хлебный, земляничный и стеклянный человечки. Мини-сочинение.

4

Волшебная сказка. Сочинение и инсценировка сказки.

5

Сочинение считалок.

6

Рисование диафильма по сказке К.И. Чуковского «Федорино горе». Рассказывание сказки.

7

Этика и этикет. Мини-сочинение.

8

 Честный и нечестный поступок. Мини-сочинение.

9

 Текст, тема текста, основная мысль, опорные слова.

10

 Типы текста: описание, повествование, рассуждение.

11

 Какие слова меня больше всего обижают и радуют. Работа со словариком настроений. Сочинение.

12

 Капризное настроение. Капризная девочка. Слово, словосочетание, предложение.

13

 Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Снег”.

14

 Рисование диафильма (по сказке «Про снежинку»). Пересказ сказки.

15

 Зимнее настроение. Сочинение-миниатюра на тему “Моя снежинка”.

16

 Письмо-текст. Поздравительное письмо к Новому году.

17

 Знакомство с жанром «Побасенка».

18

 Структура жанра «Небылица». Сочинение небылицы.

19

Что я знаю о слове «ручка». Работа над фразеологизмами.

20

 Сочинение по пословице “Поспешишь – людей насмешишь”.

21

 Знакомство с жанром «Потешка».

22

 Сочинение на тему «Я превратился в рыбку, в птичку, тигра…».

23

Составление орфографического словарика.

24

Сочинение и рисование на тему “Моя мама”.

25

 Текст. Поздравление к празднику 8 Марта.

26

Настроение и его оттенки. Хвастливое и ворчливое настроение.

27

Слова-друзья и враги. Работа со словариком настроений. Составление словарика антонимов.

28

 Сочинение скороговорки.

29

 Сочинение бытовой сказки.

30

 Составление рассказа «Мое любимое дерево».

31

 Сочинение сказки о животных.

32

 Тигр и лев. Сравнительное описание.

33

 Сочинение на тему «Воробей и синица». Сравнительное описание.

34

Олимпиада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Народное творчество"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" 1-4 класс содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество" направление – художественно-эстетическое...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Речевое творчество» для 4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "Речевое творчество" включает цели, задачи, планируемые результаты, содержание курса и тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр. Творчество. Дети"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1-4 классов художественно-эстетического направления "Театр. Творчество. Дети"....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Художественное творчество: станем волшебниками"...