Сюжетно-ролевые игры в группе продленного дня начальной школы.
статья (2 класс)
Игра- это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно- ролевым играм. Их можно назвать творческой лабораторией самообразования, " школой жизни" для ребенка. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в таких играх- дать возмжность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений. Отличительным свойством ролевой игры является наличие сюжета. Включение детей в сюжетно-ролевую игру позволяет им реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры в группе продленного дня начальной школы.
Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека.
Включаясь в такую деятельность, школьникам приходится:
выполнять различные социальные роли, выражать разные гражданские позиции, организовывать или влиять на поступки других участников, устанавливать коммуникативные связи, налаживать контакты, решать возникшие по ходу игры конфликтные ситуации.
В процессе игры устанавливается непринужденная обстановка. Ее органичный ход включает естественное командование и подчинение, которое дети не воспринимают агрессивно.
Общение в игре спонтанное, школьникам приходится вырабатывать такую модель поведения, которая предполагает формирование следующих коммуникативных умений:
-готовность к сотрудничеству;
-толерантность;
-терпимость к чужому мнению;
-умение вести диалог;
-умение находить компромиссное решение.
Ребята обучаются таким приемам и правилам общения, которые в дальнейшем смогут использовать в сходных по форме жизненных ситуациях. Проигрывание ситуации несколько раз дает возможность школьникам поменяться ролями, испробовать другие варианты поведения, провести рефлексию деятельности.
Огромную роль имеет игровая деятельность для процесса психического развития детей. Немаловажное значение имеет и эмоциональная составляющая игрового процесса, ведь самый яркий след в нашей памяти оставляют именно те события, которые задевают наши чувства, вызывают сильную душевную реакцию.
Таким образом, игровая деятельность дает возможность ребенку приобрести бесценный собственный жизненный опыт в максимально комфортных для него условиях. Ее можно назвать творческой лабораторией самообразования, «школой жизни» для ребенка.
Суть и структура сюжетно-ролевой игры
Сюжетно-ролевые имеют социальную природу. Их суть заключается в искусственном погружении детей в условия, возможные в реальной жизни. Главное в проведении таких игр — дать возможность детям проявить инициативу, представить свою модель социальных отношений.
Младшие школьники уже имеют представление о том, как именно ведут себя взрослые в схожих ситуациях. Поэтому, несмотря на предлагаемую свободу действий, в большинстве случаев дети пытаются копировать их поведение. Задание организатора игры состоит в том, чтобы подталкивать ребят к поиску своих вариантов поведения, нестандартных решений возникающих проблем.
Структура этого типа игры довольно противоречива. С одной стороны, в процессе игры ребенок должен чувствовать себя абсолютно свободно. С другой стороны, ход игры строго регламентируется:
-определен круг ролей, которые должны играть школьники;
-указаны условия и обстановка, в которой происходят воображаемые события;
-описаны правила игры, которые необходимо выполнять;
-существуют моральные и этические установки, которые обязаны использовать участники.
Ролевые игры — это всегда игра «во что-то» или «в кого-то». Основа такой игры заключается в содержании ролей, которые дети должны «примерить» на себя. Возможны такие разновидности ролей:
-конкретных взрослых или детей;
-представителя определенного типа профессий;
-семейные роли;
-этнографические;
-роли сказочных или литературных героев.
Каждый ребенок должен исполнять свою роль только в рамках игрового действия, которое может быть направлено на:
-предметное воссоздание содержания деятельности;
-выстраивание системы отношений между людьми в ходе деятельности.
Отличительным свойством ролевой игры является наличие сюжета. Разновидности сюжетов:
-связанные с профессией;
-связанные с открытием;
-маршрутные, т.е. путешествия;
-связанные с искусством;
-военизированные;
-сказочные;
-фантастические.
Включение детей в сюжетно-ролевую игру позволяет им выйти за рамки своего контекста деятельности, реализовать потребность в межличностном общении и овладеть необходимыми ключевыми компетентностями.
Предварительный просмотр:
Примеры использования сюжетно-ролевых игр в группе продленного дня начальной школы.
Рассмотрим на примерах, какие ролевые игры можно провести с младшими школьниками. Начнем с тех игр, где предлагается выполнять роль детей. Ценность таких игр в том, что ребятам дается возможность опробовать различные варианты, проиграть несколько моделей поведения и на основе этого определить наиболее оптимальный и правильный.
Игра «Планета друзей»
Сначала учитель предлагает детям объединиться в несколько групп и описывает им игровую ситуацию. Речь будет идти о бесконечном космосе, в котором находится множество планет. Каждой команде предлагается заселиться на отдельную планету. Суть игры будет заключаться в налаживании жизни на необитаемой территории. Дети, поочередно выполняя задания учителя, должны развивать и обустраивать свое государство. Задания:
Придумать название планеты и его жителей. Описать, как они должны выглядеть.
Составить правила совместного проживания на планете.
Описать, какие события происходят на планете.
Предложить варианты решения описанной ситуации, если бы она произошла на вашей планете.
После того, как всеми группами будут высказаны их варианты поведения в такой ситуации, необходимо провести коллективное обсуждение и формулирование общих правил общения между детьми.
В завершение игры необходимо предложить детям от фантастической ситуации перейти к реальным событиям.
Школьникам нужно описать:
1.какую ситуацию они проиграли;
2.какую тему затронули;
3.как можно, высказанные в ходе игры правила, применить в жизни своего класса.
Дети должны высказать и закрепить правила общения в классе. Можно выбрать группу детей, которые запишут и оформят эти правила, а потом прикрепить их в классном уголке.
Больше всего интерес у детей вызывают, конечно же, игры, в которых они исполняют роль взрослых. Возможны такие варианты.
Игра «Зоопарк»
Для проведения такой игры понадобиться подготовить большое количество инвентаря:
1.фигурки различных животных
2.материал для постройки вольеров (может быть использован строительный конструктор или картонные коробки);
3.природный материал для создания эффекта парка;
4.кассовые билеты.
Детей необходимо разделить на несколько групп и отдельно выбрать директора зоопарка и кассира. Смысл игры состоит в построении зоопарка и организации экскурсии по нему.
Сначала каждой группе предстоит выбрать животного, за которым они должны ухаживать. Можно это сделать в произвольном порядке, по жребию или предложить отгадать загадки.
Пока происходит это действие, директор зоопарка должен продумать место расположения каждого вольера и нарисовать схематическую карту. После распределения групп он выдает каждой из них строительный материал. В то время, пока группы возводят вольеры, директору предстоит красиво оформить карту зоопарка и наметить маршрут экскурсии по нему.
Основная часть игры заключается в том, что дети должны не просто поселить животное в вольер, а обеспечить ему уход. Ребятам предлагается найти информацию как нужно кормить их зверя, какие создать для него условия. На это можно отвести два-три дня и продолжить игру после того, как школьники подготовятся.
Всю информацию, которую детям удастся собрать, необходимо будет озвучивать во время виртуальной экскурсии. Для этого в каждой группе выбирается свой гид. Остальные дети покупают билеты в кассе и отправляются на прогулку в зоопарк. Двигаются по зоопарку все одной группой и возле каждого вольера слушают о том, кто здесь живет.
Такая игра может быть использована на занятиях экологической направленности. В ходе игры дети познакомятся с правилами поведения в зоопарке и узнают много информации о редких животных.
На мероприятиях, посвященных изучению Правил дорожного движения можно проводить ролевые игры «Дорожное движение», «Я иду домой», «Мы на пешеходном переходе» и т.д.
Игра «Журналисты»
Сначала объявляется название и тематическая особенность журнала. Среди учащихся класса выбирается главный редактор. Он может быть назначен или определен путем голосования всех членов коллектива.
Также нужно рассказать детям о том, что в редакции журнала существуют несколько тематических отделов и объяснить особенности работы каждого из них. Школьники должны подумать, в каком отделе им будет интереснее работать. Распределение по отделам можно также провести в виде полноценной ролевой игры, когда детям нужно написать заявление на работу, пройти собеседование и получить приказ о назначении.
После выполнения всех организационных моментов необходимо приступать к имитации работы редакции. Детям предлагается тема выпуска и каждый отдел должен подготовить материал и подать его в печать. Обязательно должна быть выбрана редколлегия, которая будет проверять соответствие материала теме и требованиям по оформлению.
Результатом проведения такой игры должен стать выпуск печатной продукции. Предлагая детям такую игру, стоить подумать о ее практической значимости. Поэтому тема выпуска должна быть подобрана в соответствии с изучаемой темой на уроках или внеурочном занятии. Изготовленный журнал должен быть использован на итоговом коллективном мероприятии. Причем, недостаточно просто его показать, нужно просмотреть и проанализировать каждую страницу. В конце следует поблагодарить всех работников редакции и, возможно, «выплатить» им зарплату.
Тематика подобных игр очень разнообразна. Можно предложить детям поработать на кондитерской фабрике, в пиццерии, в парикмахерской, в магазине, поликлинике или на почте. С помощью данных игр школьники поймут особенности каждой профессии.
Сюжетно-ролевые игры обладают огромным потенциалом по формированию у младших школьников готовности к самостоятельной деятельности в реальной жизни. Их использование в начальной школе позволяет увлечь детей, способствовать их развитию, раскрытию талантов и индивидуальных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа игры-путешествия для учащихся начальной школы
Данная программа расчитана на 4 года. Главной ее целью является приобщение детей к глубинному традиционному наследию и показ нравственного и эстетического богатства традиционной культуры. В основ...
Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"
В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по математике для учащихся начальных классов....
Литературная игра "Счастливый случай" для начальной школы
В разработке представлены материалы для проведения интеллектуальной литературной игры "Счастливый случай" в начальных классах. Для учащихся предлагаются вопросы, для ведущего- ответы, а для жюри- крит...

Организация и проведение сюжетно- ролевых уроков по физической культуре в начальной школе.
Игровой метод- оновной в начальной школе. Он придает учебно- познавательному процессу привлекательную игровую форму с введением в нее одного или несколько игровых элементов....

Игра "Поле чудес" для начальной школы "В мире сказок"
Данный материал содержит в себе презентацию с музыкальным сопровождением.Тема игры "По литературным сказкам".Презентация подходит для учащихся в начальной школе на классном часе.Можно изменять вопросы...
Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"
Технологическая карта "Сюжетно-ролевые подвижные игры"...

