Методическая разработка урока, посвященного семье и традиционным семейным ценностям.
методическая разработка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение. Покровская средняя общеобразовательная школа №3. село Покровское, Неклиновский район
Методическая разработка урока, посвященного семье и традиционным семейным ценностям
учителя начальных классов
Вотиновой
Натальи
Валерьевны
Тема: «Семья. Семейные ценности и традиции».
2020 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дети - наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда. Общение родителей и детей - это общение поколений. Не зря хочется, чтобы это общение было плодотворным, полезным друг другу. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка уже с рождения. Гражданственность- высшая степень развития сознания личности. В детские и школьные годы закладывается лишь ее фундамент. Дети воспитываются в каждый момент их жизни, воспитываются так же активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Будущее неразрывно связано с настоящим. Если сегодня ребенок живет, соотнося свои интересы с интересами родителей, одноклассников, то, повзрослев, он сумеет соотнести свои жизненные планы с интересами общества. И главной здесь является семья. Именно в семье закладываются основы доверия, уважения, достоинства, взаимопонимания, любви. Ее кредо должно быть: ободри и помоги.
Целенаправленная. Продуманная работа с родителями дает прекрасные результаты. Дети успешно учатся, отличаются воспитанностью, дружны, трудолюбивы. Никто не может поспорить с тем, в какой мере своим обликом, образом мыслей, поведением, богатством души влияют на ребенка его родители, самые близкие для него люди. Пусть так будет всегда. А школа всегда призвана быть первым помощником семьи. В начальных классах дети обучаются всего четыре года - это так мало, поэтому не хочется утерять ни одного жизненно важного момента общения детей и их родителей.
Конспект урока, посвященного семье и традиционным семейным ценностям в 3-А классе
Тема: «Семья. Семейные ценности и традиции».
Цель : повышение роли семьи и семейных ценностей и традиций у детей.
Задачи: - Способствовать воспитанию чувства гордости за свою семью;
- Способствовать развитию интереса к семейным традициям;
- Способствовать формированию нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к родителям, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей;
- Способствовать формированию потребности в общении взрослых и детей, необходимости друг другу;
- Способствовать развитию интереса и любознательности, положительных эмоций
Оборудование: детские рисунки «Моя семья»; цветные карандаши,; фотографии своих родных, рисунок дерева; семейные фото. мультимедийная установка, сообщения учащихся, на доске эпиграф:
«Давайте семейные ценности чтить!
Давайте всегда своих близких любить!
Ведь только в семье мы поддержку найдём,
Пусть будет всегда полной чашей ваш дом!»
Ход мероприятия:
I. Организационный момент:
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему его вы узнаете, разгадав этот ребус «7 Я»:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
II. Сообщение темы и вводная беседа:
- Правильно сегодня мы поговорим о самом дорогом в жизни каждого человека. О семье. С самого рождения, человек воспитывается в семье, в кругу родных и близких. Каждая семья уникальная, со своими привычками, обычаями и традициями
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Ученик:
В семейном кругу мы с вами растем,
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
III. Работа по теме урока:
1) - Так что же такое СЕМЬЯ?
Человека без семьи трудно считать вполне счастливым.
Действительно,почему для человека так важна семья. (Ответы учащихся)
- В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали; приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью?
- Я расскажу вам одну легенду.
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:
«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое это слово? (Ответы учащихся) ("понимание").
Ребята, я предлагаю вам памятки, на которых написаны правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию. Давайте заполним пропуски и объясним данные правила. .
#1053;астоящий сын бережет покой _____________ (родителей).
2. Настоящая дочь заботится о благе своей _________ (семьи).
3. Нельзя бездельничать, когда родители __________ (трудятся).
4. Старайся не делать того, что ____________________ (осуждают старшие), - ни на глазах у них, ни где-то в стороне
- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.
2 ) А чем еще отличаются семьи? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
Семейная традиция - это то, что перешло в семье от одного поколения к другому. От дедушек и бабушек вашим родителям, а от родителей – вам. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья?
(6 человек)
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных
отношений
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных
отношений
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных
отношений
С помощью этой шуточной задачи мы коснулись с вами темы родственных отношений
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Это традиция возвращается в семьи. Чаще всего оформляют родословные в виде дерева. Оно символизирует ваш род — с одной стороны кроны — прародители по маминой линии, а с другой — по папиной. И вот мы с вами попытаемся составить свои родословные. Ребята, а почему именно дерево стало символом семейной родословной? (Ответы детей: потому что оно имеет корни — это наши предки — а ветви — это молодые поколения.)
Выполнение творческого задания «Генеалогическое древо моей семьи» . Дети заполняют шаблоны деревьев, используя фотографии, создавая композицию семейного древа.
Дети делятся своими впечатлениями после деятельности, рассказывают, что понравилось больше всего.
3) В каждой семье отмечают праздники. Наряду с традиционными, т. е. такими, которые празднует вся страна, у каждой семьи есть свои собственные. Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся)
Если задуматься, то в вашей семье уже имеются такие, просто вы, возможно, не обращали на них внимания. Например – вместе с мамой вы печёте новогоднее печенье или пирог, а с младшей сестрой или братом пишете письмо Деду Морозу.
- Расскажите о традициях в ваших семьях. (Ответы учащихся)
- Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.
«Семейный альбом». Вы принесли сегодня фото вашей семьи. Расскажите, какой момент запечатлён на снимке.(рассказ ребят)
-Большое спасибо за ваши интересные рассказы о своей семье.
4) Мы много говорили о семейных традициях и праздниках. Для чего же они нужны? ( ответы детей)
Очень важно следовать семейным традициям и праздникам, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом.
Пока рядом с вами ваша семья, пока рядом с вами близкие люди, вам не страшны никакие неприятности.
Тема семьи возникала еще в древние времена. Отношение народа к семье люди выражали в пословицах и поговорках. Меня до сих пор удивляет, как точно русский народ умел передать в них свой жизненный опыт, свои представления о семейных ценностях, о взаимоотношениях старшего и младшего поколений.
Давайте «Составьте из данных слов пословицы о семье».
- На что лад в семье, коли клад.
На что клад, коли в семье лад.
- Семья холодно – ней печка: как, собираются все к.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- Семья на душа месте вместе – вся .
Семья вся вместе – душа на месте.
- Как вы их понимаете? (Ответы учащихся)
5)В давние времена у каждой знатной семьи был свой герб-эмблема, отличительный знак рода. Животные и предметы, изображенные на гербе, и даже его цвет символизировали то, что было особенно важно и ценно для семьи.
Раньше, на Руси практически у каждого фамильного рода был свой герб. Его нежно хранили отцы, защищали в боях дети. Герб передавался из поколения в поколение. Герб был для человека символом, символом семьи, дома, Родины.
У простых людей, у крестьян гербов не было. Но в деревнях очень хорошо знали, какого ты роду-племени, и помнили добрые или худые дела каждой фамилии. Герб - отличие Вашего рода. Например, фамилия - это тоже отличие Вашего рода только в буквенном исполнении, а Герб - в графическом. Каждый знак, цвет в гербе имел определённое значение и символически рассказывал о том, кто этот человек, которому дозволено его носить. Герб был знаком чести рода.
Самую важную информацию часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживали фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери. Герб украшала лента с девизом. Композиция составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, грифов, единорогов.
Ребята, вы вместе с родителями придумали и нарисовали герб своей семьи. Продумали форму щита, его деление, фигуры, символы, дополнения к щиту, а также цвет, девиз, учитывая интересы и увлечения свои и членов своей семьи.
Расскажите об увлечениях и ценностях своих семей, о символах, через которые это отражено на гербе. ( Рассказы детей)
V. Итог урока.
Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)
В какой-то степени можно. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш класс станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.
Я предлагаю сделать ромашку символом нашей семьи Перед вами «ромашка счастья», на лепестках которой вы напишите, какие чувства вы испытываете к своей семье.
Финальная песня. (Дети крепят под песню лепестки к ромашке)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока, посвященного международному Дню птиц.
Методическая разработка к международному Дню птиц....

Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности"
Методическая разработка классного часа «Семья и семейные ценности" ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Семья и семейные ценности»
Основная цель мероприятия –формирование у воспитанников понятий «счастливая семья», «отчий дом», воспитание чувства уважения друг к другу.Особенностью данного мероприятия является то, что в нём приним...

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Семья-малая церковь".
Методическая разработка выполнена в соответствии с программой к учебнику под редакцией Т.Д.Шапошниковой....

Методическая разработка классного часа " Семья и её нравственные ценности"
Методическая разработка классного часа " Семья и её ценности" для учащихся 1 класса...
Методическая разработка логопедического занятия "Семья и семейные ценности"
Методическая разработка представляет собой подробно разработанное занятие с приложениями, в которые включены различные виды деятельности. Особенностью данной разработки является то, что наряду с разви...

Сотрудничество семьи и школы по формированию традиционных семейных ценностей в современных социокультурных условиях.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. ...
