Сотрудничество семьи и школы по формированию традиционных семейных ценностей в современных социокультурных условиях.
методическая разработка (4 класс)

Холодкова Галина Алексеевна

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного  и компетентного гражданина России. Долг  педагогов инициировать совместную продуктивную        работу с родителями в становлении духовно-нравственных основ жизни детей.        

Актуальность опыта обусловлена необходимостью решения проблем по   укреплению института семьи, сохранению традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян.

 Цель исследования: выявление теоретико-методологических предпосылок для    формирование личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества; готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом путем объединения воспитательных возможностей семьи и школы.Разработка  кретериев оценивания эффективности формирования традиционных семейных ценностей. 

Методологической основой исследования являются  труды Н. К. Крупской, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,  Б.Т. Лихачева, В.Н. Сороки-Росинского  по проблемам семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы; диагностика, психологические тесты и анкетирование; наблюдение, беседа, кейс-метод, метод проектов.

Научная новизна исследования состоит в выявлении теоретических предпосылок для    формирования личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества путём объединения воспитательных возможностей семьи и школы, педагогических условий успешности формирования традиционных семейных ценностей.

Практическая направленность: разработка методических рекомендаций, направленных на формирование традиционных семейных ценностей путём взаимодействия семьи и школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 СОТРУДНИЧЕСТВО  СЕМЬИ И ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТРАДИЦИОННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

 Холодкова Галина Алексеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ленинская основная школа»

д. Городище Хиславичского района Смоленской области,

Российская Федерация

kholodkova-1958@mail.ru

Аннотация. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного  и компетентного гражданина России. Долг  педагогов инициировать совместную продуктивную        работу с родителями в становлении духовно-нравственных основ жизни детей.        

Актуальность опыта обусловлена необходимостью решения проблем по   укреплению института семьи, сохранению традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян.

 Цель исследования: выявление теоретико-методологических предпосылок для    формирование личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества; готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом путем объединения воспитательных возможностей семьи и школы.Разработка  кретериев оценивания эффективности формирования традиционных семейных ценностей. 

Методологической основой исследования являются  труды Н. К. Крупской, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинского,  Б.Т. Лихачева, В.Н. Сороки-Росинского  по проблемам семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы.

Методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы; диагностика, психологические тесты и анкетирование; наблюдение, беседа, кейс-метод, метод проектов.

Научная новизна исследования состоит в выявлении теоретических предпосылок для    формирования личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества путём объединения воспитательных возможностей семьи и школы, педагогических условий успешности формирования традиционных семейных ценностей.

Практическая направленность: разработка методических рекомендаций, направленных на формирование традиционных семейных ценностей путём взаимодействия семьи и школы.

Ключевые слова: институт семьи, традиционные семейные ценности, взаимодействие семьи и школы, ценности семьи, духовно-нравственные основы, воспитательные возможности, личность младшего школьника.

COOPERATION OF FAMILIES AND SCHOOLS ON FORMATION OF TRADITIONAL FAMILY VALUES IN MODERN SOCIOCULTURAL CONDITIONS

Galina Alekseevna Kholodkova

Municipal budgetary educational institution

"Lenin Basic School"

Settlement of Khislavichi district of Smolensk region,

Russian Federation

 kholodkova-1958@mail.ru

Abstract. The most important goal of modern education and one of the priority tasks of society and the state is to educate a moral, responsible, initiative and competent citizen of Russia. The duty of teachers to initiate joint productive work with parents in the formation of the spiritual and moral foundations of the life of children.

The relevance of the experience is due to the need to solve problems to strengthen the institution of the family, preserve traditional family values, and the continuity of generations of Russians.

The purpose of the study: to identify theoretical and methodological prerequisites for the formation of the personality of a junior student who respects and accepts the values ​ ​ of the family and society; ready to act independently and be responsible for their actions in front of the family and society by combining the educational opportunities of the family and school. Development of criteria for assessing the effectiveness of the formation of traditional family values.

The methodological basis of the study is the works of N.K. Krupskaya, A.S. Makarenko, V.A. Sukhomlinsky, B.T. Likhachev, V.N. Soroki-Rosinsky on the problems of family education and interaction between family and school.

Research methods: study and theoretical analysis of the literature; diagnostics, psychological tests and questionnaires; observation, conversation, case method, project method.

The scientific novelty of the study is the identification of theoretical prerequisites for the formation of the personality of a younger student, respecting and accepting the values ​ ​ of the family and society by combining the educational capabilities of the family and school, the pedagogical conditions for the success of the formation of traditional family values.

Practical orientation: development of methodological recommendations aimed at the formation of traditional family values ​ ​ through the interaction of family and school.

Key words: the institution of the family, traditional family values, the interaction of the family and the school, the values ​ ​ of the family, spiritual and moral foundations, educational opportunities, the personality of the younger student.

Социально-политические преобразования в России вызвали деформацию многих духовных и культурных ценностей, которые были накоплены веками. Данное обстоятельство сказалось и на российской семье. Современная семья не выполняет своей основной и очень важной задачи: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций. Утрачена преемственность с прошлым, нарушены связи между поколениями.

Российской системе образования дан вызов – воспитание личности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, вызов, который требует немедленного решения.  

 В п.93 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» определены задачи, путём решения которых обеспечивается защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти, в числе которых в п.3: «укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей, преемственности поколений россиян». [1]

 В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» сформулирована цель государственной семейной политики: поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьёй её функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе её общественного развития. В этом же документе указано на необходимость «сохранения, укрепления и развития культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учётом роли традиционных религий России; создания условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими». [2]

 Взаимодействие с семьёй – это основной принцип и главное условие, с учётом которых выстраивается работа по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Ленинская ОШ» Хиславичского района Смоленской области. Взаимодействие с семьёй мы рассматриваем как «территорию взаимопонимания» между педагогом и родителями.

Изолированность семьи от школы и школы от семьи в вопросах воспитания заставляет детей приспосабливаться к определенным условиям, в их сознании и сердце не формируется устойчивость правильного уклада жизни. Заменить семью в вопросах воспитания невозможно никакими самыми совершенными воспитательными технологиями, которыми владеют самые талантливые педагоги. Семейные отношения самые близкие и самые важные. В соблюдении заповеди — чти отца и матерь твою — залог долгой и счастливой жизни на земле.

Семейное воспитание всегда было предметом изучения и размышлений. Н.К. Крупская неизменно подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и возражала против утверждения об отмирании семьи при социализме.

Огромный вклад в изучении основ, связанных с воспитанием детей в семье внес А.С. Макаренко. Его взгляды на семейное воспитание изложены в  знаменитой  «Книге для родителей» и «Лекциях о воспитании детей».  

В. А. Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей». Труд В. А. Сухомлинского «О воспитании» затрагивает важные, извечные вопросы семейного воспитания, отношения детей к своим родителям. Новая идея в его теории, вызвавшая широкий отклик, —  сблизить школу и семью. Убеждённый в том, что без семьи ничего нельзя сделать, В.А. Сухомлинский тщательно изучает и анализирует её.

Большое значение формированию у ребенка качеств семьянина придавал Б.Т. Лихачев. Основными сферами семьи, в которых реализуется воспитательная функция, по мнению ученого, являются органически связанные между собой сферы долга, любви и интереса.  

Формирование ценностного отношения к семье и взаимодействие семьи и школы рассматривал в своих трудах В.Н. Сорока-Росинский. Виктор Николаевич считал, что религия  скрепляет семью в одно целое, труд сплачивает ее членов в повседневной жизни и придает  единство их интересам,  а через фольклор, выраженный в сказках и песнях, ребенок приобщается к базовым национальным ценностям, воспитывается детская душа.

По мнению экспертов, во всём что касается воспитательных аспектов образования и формирования ребенка как личности, приоритет остается за семьей. Именно в семье формируется избирательное отношение к ценностям; наличие собственного мнения и самооценка; смысл, который ребёнок придаёт учёбе, отношениям с товарищами, общению с родителями; ответственность за свои дела; способность управлять собой в различных ситуациях; умение «держать» свою линию поведения, не попадая под чужое влияние; способность к поступку, к проявлению инициативы; умение ставить жизненные цели и подчинять свою жизнь их достижению.

Очевидно, что актуальность опыта обусловлена необходимостью перемен, продиктованных государственной политикой в области воспитания.         Активизировать работу с семьями мы решили по ряду причин: недостаточная сформированность у родителей необходимых для воспитания детей психологических и педагогических знаний; незнание российских традиционных семейных ценностей; невозможность достичь становления личностных характеристик младшего школьника, которые требует современный социальный заказ; недостаточно высокая социальная роль института семьи и традиционных семейных ценностей; отсутствие тесного взаимодействия семьи и школы.

Сотрудничество с родителями будет успешным при соблюдении ряда условий.  Работу с родителями строим на следующих принципах: уважительное отношение к личности родителей, их родительским заботам, их трудовой и общественной деятельности; преобладание положительных оценок в характеристиках детей; обращение к чувству родительской любви и уважению. Просьбы и советы учителя должны восприниматься родителями как вытекающие из нужд и интересов учащихся, как необходимые для становления их характера, развития их способностей. Считаем важным добиться, чтобы родители осознавали свою социальную ответственность за воспитание детей, имели высокий авторитет, чтобы их поведение соответствовало моральным и этическим нормам, и они были примером для своих детей.  Современное состояние многих семей можно охарактеризовать как кризисное. Общими усилиями семьи и школы можно изменить положение к лучшему.

Цель нашей работы: формирование личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества; готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом путём объединения воспитательных возможностей семьи и школы.

Задачи:

- изучение  воспитательных  возможностей семей;

- проведение диагностики, позволяющей определить направления работы и оценить влияние педагогической техники формирования семейных ценностей на результаты образовательного процесса и становление личностных характеристик;

- создание условий для формирования у обучающихся и их родителей системы знаний традиционных семейных ценностей;

- оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования для предупреждения наиболее распространённых ошибок в воспитании;

- использование возможностей современных образовательных технологий в формировании интереса к семейным ценностям и для приобретения практического опыта;

-создание оптимальных условий, активизирующих взаимодействие школы и семьи.

Для эффективной работы мы наметили 3 этапа работы: диагностический, деятельностный и аналитико-прогностический.

На первом этапе мы ставили своей целью изучение особенностей и развития динамики семейного воспитания и отношения детей и родителей к семейным ценностям. Для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка используем  методики «Рисунка семьи» — группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Сама техника основана на анализе и интерпретации рисунков. Целью   является  исследование роли семьи в жизни учащихся начальной школы, выявление особенностей их внутреннего мира, а также выявление особенностей внутрисемейных отношений. В начальной школе дети отвечают на вопросы анкеты «Ценности и традиции моей семьи» С. П. Акутиной. Эта же анкета  предлагается их родителям.

Очень важным и эффективным считаем метод педагогического наблюдения. Он позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребёнку, вовремя заметить возникшие проблемы, скорректировать собственную деятельность, создать условия для продвижения вперёд, помочь справляться с трудностями. Важно помнить, что педагогическое наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным и системным.

Применение нескольких методик  даёт более достоверную картину и позволяет с учетом  успеваемости учащихся, социально-психологических характеристик, изучения личных дел спланировать работу с семьей.

Результаты проведенных диагностик показали существование  проблемы формирования ценностного отношения к семье у учащихся начальной школы. На основании этих   исследований  составляется представление о семье каждого обучающегося и планируется работа следующего этапа.

Деятельностный этап   имеет своей целью формирование семейных ценностей младшего школьника на основе продуктивных приёмов педагогической техники в урочной и внеурочной деятельности.

Проектный метод обучения - учимся мыслить креативно. Проект предполагает постановку практической задачи (проблемы), поиск соответствующей информации, подготовку решения и представление (презентацию) итогового результата. Завершение проекта — его защита. Проекты могут быть индивидуальными и групповыми. Групповые, или командные, проекты способствуют развитию у учащихся коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, формируют навыки самостоятельной работы.

Наши дети очень любят устраивать спектакли для родителей.  Важно вовлечь всех детей и каждому дать посильную работу. Обсуждение сценария, распределение ролей, обязательное изготовление афиши, программки с указанием действующих лиц.Эта формы работа очень востребована в нашей школе и любима родителями и детьми.

  Исследовательские и информационные проекты, где результатом является подтверждение или опровержение определённой гипотезы, также выполняем вместе с родителями.  Проект о домашних питомцах «Мы -  твои друзья!» стал у нас долгосрочным. Вместе с родителями дети создали ряд познавательных презентаций.

Кейс-метод или разбор ситуации - учимся мыслить вариативно. Как правило, кейсом является реальный случай из жизни или гипотетическая ситуация, которая вполне могла бы произойти. Задачей учащихся является изучить ситуацию и предложить возможное её решение. Единственно правильного решения нет. Есть вариативность. Кейсы могут решаться индивидуально или в группах.

   Игровой метод или метод проживания ролей. Именно сюжетно-ролевые игры помогают понять, прочувствовать ситуацию и оживить обстановку в классе.  Можно проигрывать житейские ситуации: у постели больного, помоги бабушке, защити от обидчика, успокой младшую сестрёнку и т.п.

Сотрудничество педагога, учащихся и родителей  определило разнообразные формы работы: диалоги, беседы, дискуссии, ролевые игры; психологические тесты и анкетирование; привлечение родителей к проведению совместных мероприятий с детьми в школе; участие в совместных праздниках и выезды на мероприятия района; сочинения-размышления; тематические творческие посиделки на семейную тематику.

Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, чуткости к близким, внимания, пробуждают у учащихся интерес к своей настоящей семье и к свой будущей семье, учат детей любить и радоваться жизни.  Важно строить беседу с детьми так, чтобы предмет разговора их заинтересовал, заставил размышлять, и, главное, дать каждому ребёнку высказать свою точку зрения.  Учитель должен очень серьёзно готовиться к разговору о семье, быть тактичным, раскрыть первоначальные понятия о ценности семьи в жизни человека, о роли родителей в воспитании детей. Важно, чтобы ребёнок усвоил, что он должен быть послушным и трудолюбивым.

 Ценностное отношение к семье формируется на всех ступенях
социализации ребенка. В начальной школе, когда ребенок впервые попадает
в мир новых социальных связей и отношений, важно дать ему почувствовать,
что школа не противостоит его семье, что она как бы расширяет мир его семьи до новых горизонтов, что в школе ценят и любят его семью.  Демонстрируя интерес и уважение к семье, педагог повышает мотивационную готовность ребёнка к преодолению трудностей учёбы, пробуждает желание порадовать своими успехами родителей.

С недавних пор мы начали создавать творческие альбомы «Моя счастливая семья» с различными рубриками: «Родословная», "День рождения нашей семьи", "Портрет моей семьи", "Семейное фото", "Семейные встречи", "Мысли о семье", "Семейные праздники", «Традиции моей семьи», «Мысли о семье» и т.п. Дети вместе с родителями создают рисунки, пишут рассказы, планируют свои действия на ближайшее будущее.

          Через работу в творческом альбоме происходит процесс формирования ценностного отношения к семье во внеурочной деятельности, отражается личностная позиция детей и родителей, идёт процесс освоения жизненной позиции, основанной на семейных ценностях.

                   Семья помогает человеку появиться на свет и вырасти.  Вне семьи на протяжении всей истории человечества было невозможно не только нормальное существование, но даже физическое выживание. Сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребёнка мы обсуждаем и на родительских собраниях, и с каждой семьёй индивидуально.

 Образовательное пространство сегодня становится разнообразнее и интереснее, а современные инструменты позволяют через знания дойти до самой сути — укрепления духовности и нравственности.  Анализируя работу по   формированию личности младшего школьника, уважающей и принимающей ценности семьи и общества, готовой самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом путём объединения воспитательных возможностей семьи и школы, мы констатировали, что результаты превзошёл итоговой диагностики, показали положительные изменения в области семейных ценностей и у детей, и у родителей. Повысился уровень сотрудничества и взаимопонимания школы и семьи. Удалось привлечь значительную часть родителей к активному участию в конкурсах, выставках, классных мероприятиях, экскурсиях, что положительно сказалось на микроклимате в классе и на отношении к учёбе. В  результате  повысилась мотивация к обучению и  успеваемость. Мы пришли к выводу,  что союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы ребёнка, важен и эффективен.

Перспективу развития данной темы мы видим в изучении  методики «Семейные ценности» Мартыновой М.В., Константиновой М.С. с последующим применением её в нашей школе. Мы планируем систематизировать и структурировать работу по формированию семейных ценностей.  Наиболее эффективным оказался метод проектов. Мы планируем продолжить работу над созданием  портфолио «Моя счастливая семья».

Формирование личности младшего школьника будет продуктивным при компетентности педагога, понимании сути формирования традиционных семейных ценностей,   систематическом   и тесном взаимодействии семьи и школы. Никто не сможет оспорить слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Я придерживаюсь такого взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своим землякам, к родной природе, к своему селу, а созрев, становится сознательной и крепкой по отношению к стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».

Библиография.

1. "О стратегии национальной безопасности в Российской Федерации" ( Указ Президента РФ от 02.07.2021№ 400).

2.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

3. Щуркова Н.Е. «Классное руководство. Игровые технологии.» Изд. «Педагогическое образование России», 2008,224с.

4.Сапрыкина А. "Православные праздники в современной семье".

Изд. «Вольный странник», 2021, 416с.

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Церковь, семья и школа в формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в современном обществе.

Изменения, которые мы переживаем в начавшемся третьем тысячелетии христианской    эры,заставляют нас смотреть на настоящее через призму будущего. Из доклада митрополита Калуж...

Классный час « Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс

Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.осознание значемости семьи....

ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТРАДИЦИОННЫЕСЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...

Формирование положительных семейных ценностей у детей и родителей через систему внеклассных мероприятий в условиях сельской малокомплектной школы

Одним из важнейших положений Стандартов второго поколения является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство росс...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1–2 классов по теме«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»                          ...

Методическая разработка урока, посвященного семье и традиционным семейным ценностям.

Конспект урока, посвященного семье и традиционным семейным ценностям в 3-А классе Тема: «Семья. Семейные ценности и традиции». Цель : повышение роли семьи и семейных ценностей и традиций у дет...