Трудности адаптации выпускника начальной школы в среднем звене
методическая разработка (4 класс)
Предварительный просмотр:
Трудности адаптации выпускника начальной школы в среднем звене.
Таслицкая С. В.
20.04.2022
Проблемы школьной адаптации сейчас очень актуальна. Она становится всё более очевидной в связи с охраной психического здоровья детей и подростков, ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств.
Переход учащихся из начальной школы в среднюю справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определённым порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособится к новому темпу и стилю жизни.
Можно ли избежать серьёзных проблем с учёбой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факты, влияющие на качество обучения в пятом классе.
В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями. Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Необходимо продолжить этот контакт с родителями.
Дети должны самостоятельно переходить из кабинета в кабинет, готовится к урокам, и очень часто им приходится самостоятельно решать вопросы с учителями. Опоздать на урок, забыть какую-нибудь учебную принадлежность, не сделать задание – всё это становится более серьёзным проступком, чем в начальной школе.
С классным руководителем пятиклассники встречаются только на уроках, которые он ведёт, и на редких, к сожалению, классных часах. Естественно, что и родители не могут быть в курсе всего происходящего в школе.
При переходе в пятый класс мало что меняется: ребёнка окружают те же одноклассники, в расписании указаны в основном уже знакомые предметы, а первые недели обучения посвящены повторению пройдённого в начальной школе.
Занятия теперь проходят в новом кабинете, а часто-и в разных кабинетах. В расписании появились названия незнакомых предметов. И самое главное - каждый предмет ведёт новый учитель.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. В это время и может наблюдаться некоторый спад успеваемости, так как дети скорее заняты изучением формы, нежели содержания учебной деятельности.
Именно в пятом классе школьник получает возможность начать свою учебную жизнь сначала. Ученик с закрепившейся репутацией троечника или двоечника может стать хорошистом и даже отличником.
Кроме рассмотренных специфических причин, влияющих на качество успеваемости в пятом классе, существуют и другие, характерные не только для этого возроста.
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
Неуверенность в себе. Сформировавшись однажды, неуверенность в себе, в своих способностях «переход» с ребёнком из класса в класс. Ребёнок как бы заранее считает, что у него ничего не выйдет, и даже не решается пробовать. Неуверенность в себе может особенно сильно проявляется в переходном возрасте. Помочь ребёнку преодолеть эти трудности, почувствовать себя успешным и компетентным можно, только разобравшись в их причинах.
Отсутствие интереса. Ребёнок плохо учится. Причины могут быть разные: постоянные неудачи, плохие отношения с учителем или сверстниками, личные проблемы. Иногда ребёнок заявляет, что ему неинтересно учится, потому что он не понимает, как то, что они изучают в школе, может пригодится ему в жизни.
Объяснения, что потом это тебе точно пригодится или что учится надо для общего развития, в этом случае не годится. Но воспитатели могут постараться наглядно показать ребёнку смысл изучения того или иного предмета. Жизнь постоянно ставит перед человеком задачи, требующие применения школьных знаний: например, без таблицы умножения очень сложно сосчитать, сколько денег понадобится на покупку продуктов. А знание алфавита помогает ориентироваться в каталогах и энциклопедиях.
Таким образом, чтобы помочь ребёнку в адаптации к новым условиям, преподаватели и родители должны учитывать все моменты сложившейся ситуации. Необходимо оказывать психологическую поддержку ребёнку не только в период адаптации, но и в течение всего периода обучения.
Причины учебных трудностей пятиклассников.
Желание хорошо учится, делает всё так, чтобы были довольны, достаточно сильно у пятиклассников.
Снижение интереса к учёбе к концу знаний в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебным трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание. Вот почему так важно знать основные причины трудностей, возникающих пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.
Первой причиной трудностей могут стать недостатки учебной подготовки. У многих пятиклассников существуют проблемы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не сформированы учебные умения и навыки. Например, трудности понимания дробей могут быть связан с неправильно сформированным представлением о числе, ошибки правописания – с неумением правильно определять корни слов, а значит, и подбирать проверочное слово. Проблема заключается в том, что такие проблемы не всегда легко определить. Поэтому, помогая школьнику в учёбе, важно добиться, чтобы он досконально понял мельчайшие детали выполнения трудного задания. Можно попросить школьника выполнить одно-два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает.
Трудности могут быть также связаны с плохим речевым развитием с недостатками развития внимания и памяти.
Второй возможной причиной сложностей, возникающих у школьников в процессе обучения в среднем звене, может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание заставить себя постоянно заниматься.
Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает.
Для них характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к изучению того или иного учебного предмета, причём критерием такой оценки служат не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.
Такое отношение к собственным возможностям создаёт благоприятные условия для развития способностей, умений, интересов школьника. Необходимо, чтобы учебные занятия вызывали у пятиклассников положительные эмоциональные переживания.
В этот период жизни ребёнка эмоции доминируют, подчиняют себе и течение психических процессов.
В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определёнными личностными нарушениями (низкая или, напротив, защитно-высокая самооценка, прямая или оборонительная агрессивность, чувство беспомощности и др.). поэтому и в учебных, и во всех других занятиях важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и не успешности и находить ( с помощью взрослых) пути их совершенствования.
В целом, можно выделить следующие психологические факторы, обуславливающие недостаточную эффективность процесса обучения в школе:
- В интеллектуальной сфере отмечается недостаточное развитие самостоятельности мышления, осознанного владения приёмами и способами умственной работы;
- У многих учащихся недостаточно развиты познавательные интересы;
- Не развита познавательная потребность как потребность в приобретении новых знаний;
- Многие учащиеся не обладают достаточно развитыми качествами, необходимыми для успешного осуществления учебной деятельности;
- Умением владеть собой, ответственностью, организованностью, трудолюбием;
- У значительной части пятиклассников не развита способность к самовоспитанию, не сформированы умение планировать свою деятельность и мотивация учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено
Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО
Выступление на МО...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.
Анализируя результаты адаптации учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому сопровождению учащихс...

Адаптация учеников начальной школы в среднем звене.
Адаптация учеников начальной школы в среднем звене....

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено
Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...

Трудности перехода из начальной школы в среднее звено
Переход из начальной школы в среднее звено – одна из наиболее сложных педагогических проблем.Какие же трудности возникают у школьников при переходе в 5 класс?Смена социальной обстано...
