Адаптация учеников начальной школы в среднем звене.
учебно-методический материал на тему

Мадоян Мария Степановна

Адаптация учеников начальной школы в среднем звене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptatsiya.ppt351 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация выпускников начальной школы в среднем звене Основная цель всей образовательной системы содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению.

Слайд 2

Роль участников образовательного процесса в адаптации выпускников начальной школы в среднем звене Завуч Получает информацию Анализирует информацию Корректирует действия Психолог Психологические наблюдения Консультирование педагогов и родителей Корректировка действий учащихся, родителей, педагогов Классный руководитель Получает информацию от участников образовательного процесса и сообщает ее для анализа Учащиеся и родители Получают информацию Консультируются психологом, учителями предметниками Корректируют свои действия Учителя-предметники Передают информа-цию классному руко-водителю, психологу, завучу Получают консульта-ции Корректируют свои действия

Слайд 3

Цели и результаты адаптационного периода Начальная школа Среднее звено приоритеты формирование учебной деятельности; сохранение индивидуальности ребенка благоприятная адаптация; развитие учебной самостоятельности; самореализация; методы «щадящая»контрольно-оценочная деятельность; формирование классного коллектива как учебного сообщества; контрольно-оценочная самостоятельность; переход от коллективных форм к индивидуальным; развитие рефлексивных умений; результат сформированность УУД сохранение и повышение учебной мотивации

Слайд 4

Основные задачи развития в этот период: ( общие) формирование умения учиться в средней школе; формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития; развитие учебной мотивации, интересов; развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других; формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

Слайд 5

(конкретные) Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения. Способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию. Познакомить учащихся 5-х классов с расположением кабинетов, с новыми учителями и предметами, которые они будут вести. Дать положительный настрой на работу. Дать знания педагогам и родителям об особенностях адаптационного периода в пятых классах, чтобы оказать помощь учащимся через взрослых, которые рядом с ними. Помочь адаптироваться ученикам с помощью серии занятий.

Слайд 6

Проблемы преемственности Отсутствие механизма согласования целей и задач обучения по ступеням. Недостаточный уровень психолого-педагогического обеспечения адаптационного периода. Несогласованность действий управленцев разных категорий по вопросам обеспечения преемственности

Слайд 7

Причины плохой адаптации в 5-м классе: Факторы тревожности 1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять. 2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. … Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Слайд 8

Создаваемые условия для адаптации выпускников: Педагогические Психологические Коррекционно-профилактические

Слайд 9

Педагогические условия: “ круглый” стол учителей 4-х классов и учителей предметников; совместное изучение программ начальной школы, государственных стандартов; посещение учителями начальной школы уроков в 5-х классах; посещение уроков в выпускных классах учителями предметниками с целью знакомства с учебно-дисциплинарными требованиями учителей начальной школы и уровнем подготовки выпускников подбор оптимальных форм и методов обучения в период адаптации гуманистическая направленность контрольно-оценочной деятельности в адаптационный период Совместные мероприятия (День самоуправления, Зарничка, День открытых дверей…)

Слайд 10

Психологические условия: + посещение уроков, наблюдение за детьми. По итогам посещений- обсуждение с педагогом психологических и учебных возможностей и трудностей детей. Проведение диагностико-развивающих мероприятий проведение психолого-педагогической диагностики и обработка результатов. Подготовка данных диагностики к консилиуму (круглому столу) разработка программы диагностики уровня готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене: постановка проблемы и задач диагностики, подбор и подготовка материала проведение игры с учащимися « Впереди у нас - пятый класс» участие в родительском собрании, знакомство с результатами диагностик выпускников и планов дальнейшей работы по переходу в среднее звено, проведение родительского лектория на темы: «Что следует ждать от пятого класса и как к этому подготовиться», «Школьная дезадаптация причины и следствия»

Слайд 11

Коррекционно-профилактические условия Управленческий аспект своевременное назначение классных руководителей и учителей предметников; разработка программы адаптации Воспитательный аспект разработка модели «запуска» пятиклассников; организация КТД (проект)в классе; организация учебно-воспитательных мероприятий , проходящих на территории средней и старшей школы с участием старшеклассников , учителей среднего звена и пионерской организации. организация родительского всеобуча по вопросам преемственности и адаптации учащихся (родительские собрания, День открытых дверей)

Слайд 12

Разработка единых педагогических требований к пятиклассникам Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток? Что такое "хороший ответ" у доски? Что такое "хороший ответ" с места? Нужно ли при этом вставать? Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы? Можно ли писать цветными ручками? Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии? Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни? Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой? В каких случаях во время урока можно встать из-за парты? …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаи...

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

Организация преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено. Методическая разработка.

Методическая разработка посвящается проблеме адаптации учащихся начальной школы к средней школе. Раскрывает проблемы преемственности и возможные пути их решения, вопросы организации преемственности в ...

«Преемственность при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено»

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к но...

Психологическое сопровождение учащихся 4-х классов в период перехода из начальной школы в среднее звено старшей школы.

Анализируя  результаты адаптации  учащихся 5 классов к обучению в СШ, исследуя научно-методическую литературу, а также опыт своей работы по психологическому  сопровождению учащихс...