Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Фольклор Южного Урала»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

 

Важность программы состоит в том, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_folklor_yuzhnogo_urala.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Лицей № 35 г. Челябинска»

Рабочая программа курса

внеурочной деятельности

«Фольклор Южного Урала»

Направление: общекультурное, социальное, духовно-нравственное,

общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное

Возраст учащихся:1 - 4 класс

Срок реализации рабочей программы 4 года

Составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Толмачёва О.В.

2024 г.

Содержание

I. Результаты освоение курса внеурочной деятельности.

II. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием формы

организации и видов деятельности.

III. Тематическое планирование.

Программа внеурочной деятельности «Фольклор Южного Урала» составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г. №15785);
  • Приказом Минобрнауки РФ от N 1576 "О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, утвержденный Приказом Минобрнауки от 6 октября 2009 г. N 373"
  • Федеральным законом от № 463-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
  • Федеральным законом от № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Новизна программы состоит в том, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.

Актуальность выбора определена следующими факторами: ценностными ориентирами начального образования на современном этапе является формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • любви к природе родного края.

Цель данного курса:

  • создание условий для приобщения обучающихся начальной школы к культурным ценностям своей этнической, социокультурной группы;
  • к базовым национальным ценностям российского общества;
  • к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них представления о целостной картине мира;

Задачи:

Воспитательные задачи

  • развитие гражданских качеств, патриотического отношения к своему родному краю, пробуждение любви к Малой Родине её культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира;

Развивающие задачи

  • формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологичекой культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Образовательные задачи

  • формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Традиционный фольклор Южного Урала» рассчитана на 4 года обучения.

Общее количество часов: 135.

Из расчета 1 час в неделю:

1 класс – 33 часа,

2 класс – 34 часа,

3 класс – 34 часа,

4 класс – 34 часа.

I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Традиционный фольклор Южного Урала» при получении начального общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты обучающихся 1–4 классов

(с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)

В первом классе у обучающегося будут сформированы:

  • осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;
  • владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • уважительное отношение к собственной семье, её членам, традициям;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;
  • способность эмоционально откликаться на события, происходящие в жизни родной страны, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);
  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию) народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации);
  • наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к общеобразовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе родного края.

Во втором классе у обучающегося будут сформированы:

–основы российской гражданской идентичности;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальнойпринадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

–владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разныхэтапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • гражданской позиции;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • понимания личной ответственности за экономное отношение к природе в целом;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

В третьем классе у обучающегося будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

–владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, ответственность человека за общее благополучие;
  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации) на разныхэтапах его развития (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещения, науки);
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

В четвёртом классе у выпускника будут сформированы:

– основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края;

– осознанность своей гражданской, этнической и национальной

принадлежности в форме «Я» как член семьи, представитель народа, гражданин России;

–владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, а также

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к проблеме энергосбережения;

  • чувство сопричастности и гордости за свою Родину, родной край (город, посёлок, село, общеобразовательную организацию), народ и историю, осознавать ответственность человека за общее благополучие;
  • способность характеризовать значение труда и творчества для развития общества, родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), отдельные этапы развития человеческого общества (средства труда, образование городов, государств, развитие культуры, просвещений, науки);
  • мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;

– этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

– уважение к труду людей родного края (города, посёлка, села, общеобразовательной организации), других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных;

– навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира родного края, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • понимания личной ответственности за экономное и бережное отношение к природе в целом;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится: (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в том числе в контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь, текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся/выпускник научится (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всегоречевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и умение ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы.

Обучающийся/выпускник получит возможность научиться (в первом, втором, третьем, четвёртом классах):

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работу. Форма проведения занятий кружок, экскурсии.

Для реализации программы применяются виды внеурочной: игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово - развлекательная деятельность, художественное творчество, трудовая деятельность.

Содержание организации внеурочной деятельности по направлениям.

В рамках духовно-нравственного направления будут осуществляться следующие формы организации: организация экскурсий в музеи муниципальных районов Челябинской области, общеобразовательные организации, имеющие Центры народной культуры, проведение дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческих коллективов в фольклорных фестивалях.

Спортивно-оздоровительное направление: обучение детей традиционным танцам Южного Урала, овладение детскими играми, в том числе боевой направленности (сцеплялка-свалка, бои один на один, петушиные бои, стенка на стенку), знакомство со славяно-горицкой борьбой (Свиля и Радогора); организация походов, экскурсий, подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований традиционной направленности; проведение бесед по охране здоровья.

Социальное направление: выезд детей на полевую практику – общение с пожилым населением Южного Урала (в городе, посёлке, селе и др.); систематизация собранного фольклорного материала; акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала».

Общеинтеллектуальное направление: знакомство с календарными праздниками Южного Урала, библиотечные уроки, конкурсы фольклорных коллективов, экскурсии в краеведческие музеи Южного Урала, участие в конкурсах по традиционной культуре.

Общекультурное направление: организация экскурсий, дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Раздел. Темы занятий.

Форма организации занятий.

Виды внеурочной деятельности.

1

Детский фольклор Южного Урала.

Народная музыка. Фольклор. Роль и место народной музыки в культуре и искусстве Южного Урала. Детский фольклор как специфическая область народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки, частушки, дразнилки, небылицы – кулдуруки, сказки (акияты), загадки, пословицы, поговорки, кэлэмэстэр (анекдоты). Хоровое пение. Игровой фольклор (детские народные игры). Тряпичная игрушка: назначение, изготовление куклы-закрутки. Детские обереги. Плетение поясов. Глиняная игрушка.

Кружок.

Экскурсия.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Трудовая деятельность.

Художественное творчество.

Содержание занятий. Организация экскурсий, дней Областного краеведческого музея, выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала.

Содержание деятельности обучающихся. Слушание фольклорных песен и наигрышей. Индивидуальная работа. Разучивание детских фольклорных песен. Изготовление куклы-закрутки. Знакомство с глиняной игрушкой. Изготовление простейших свистулек.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

2

Народное музыкальное творчество.

Народное музыкальное творчество: понятия «народный» и «фольклорный», основные черты народного музыкального творчества. Фольклор как особый вид искусства. Музыкальные традиции Южного Урала.

Кружок.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность.

Содержание занятий. Общение с пожилым населением Южного Урала, систематизация собранного фольклорного материала, акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала», знакомство с календарными праздниками Южного Урала, библиотечные уроки, конкурсы фольклорных коллективов, экскурсии в краеведческие музеи Южного Урала, участие в конкурсах по традиционной культуре.

Содержание деятельности обучающихся.

Слушание произведений музыкального фольклора.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

3

Народное песенное искусство.

Фольклорные ансамбли Южного Урала: «Заряница» и «Околица» (г. Челябинск), «Артель» и «Оберег» (г. Миасс), «Купала» (г. Магнитогорск), Народный хор Южного Урала под руководством М. Я. Черняка, народные ансамбли «Уралым», «Дуслык», а также вокальный ансамбль студентов и преподавателей челябинского государственного института культуры «Песни Урала».Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

Кружок.

Досугово-развлекательная деятельность

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Художественное творчество.

Содержание занятий. Проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях

Содержание деятельности обучающихся. Прослушивание музыкальных произведений. Разучивание песен из репертуара ансамбля «Заряница». Разучивание народных танцев. Знакомство с произведениями культуры. Слушание.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

4

Народное музыкальное исполнительство.

Природно-климатические и социально-культурные особенности музыкального фольклора Южного Урала. Казачий песенный фольклор: уральские (яицкие) казаки – нагайбаки. Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган). Народный танец (Государственный ансамбль народного танца «Урал»). Хайтарма.

Кружок.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Художественное творчество.

Содержание занятий. Проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Знакомство с народными музыкальными инструментами Южного Урала. Слушание. Беседа. Приобретение начальных навыков игры на народных инструментах. Индивидуальная и групповая работа. Разучивание игр, танцев.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

5

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв.

Древнерусская духовная музыка. Духовные стихи крестьян-старообрядцев Южного Урала (п. Сосновка). Похоронно-поминальные духовные стихи (Ашинский и Катав-Ивановский муниципальные районы Челябинской области). Былины (казачья былинная традиция). Кубаиры. Баллады. Скоморошины и небылицы. Толока. Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район Челябинской области).

Кружок.

Познавательная деятельность.

Содержание занятий. Общение с пожилым населением Челябинской области, систематизация собранного фольклорного материала, акция «Сохраним традиционную культуру Южного Урала», проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне общеобразовательной организации, муниципального района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Прослушивание музыкальных произведений.. Танцы, игры, подпевание.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

6

Календарные обряды Южного Урала.

Встреча весны (закликание весны, веснянки). «Жаворонки». Весенние хороводы. Волочебный обряд и песни. «Завивание березы». Проводы русалок. Похороны кукушки. Сабантуй (состязания в беге, прыжках, национальной борьбе курэш, конные скачки). Джиен. Джигитовка. Свадебная обрядность. Троица. Зажинки. Дожинки. Жатвенные песни. Колядование. Гадание. Святки. Масляничные обряды. Обряды жизненного цикла: раннее детство (потешки и прибаутки). Социализация детей. Освоение музыкально-фольклорной традиции. Обряды инициационного характера. Хороводы. Свадьба. Похоронно-поминальный обряд (Тризна).

Кружок.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Художественное творчество.

Содержание занятий. Проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Разучивание веснянок, закличек. Постановка мини-сцен в рамках календарной обрядности.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

7

Традиционная пища Южного Урала

Обрядовая пища (кутья и блины). Новогодние и масленичные угощения (козульки, лесенки, кесарийский поросёнок). Жаворонки из теста. Суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой, татарская национальная еда («бялиш»). Кумыс, башкирский мед, эчпочмак, плов.

Кружок.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность

Содержание занятий. Проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне общеобразовательной организации, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Групповая работа, участие в классных часах, рассказы, игры.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

8

Традиционные игры Южного Урала.

Вечёрки. Новогодние гадания. Ряжение. Шествие с козой. Масляничные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода. Горелки, жмурки, ручеёк, царь горы. Стрельба из лука, бой мешками на бревне. «Ведьмы» («Убырэбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэмйяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, куктирэк», «Липкие пенечки» («Йэбешкэкбукэндэр»). Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра кукушек» («Кэккукуйыны»). Спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца.

Кружок.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность.

Художественное творчество.

Содержание занятий. Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческих коллективов в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Игры, танцы, разучивание хороводов.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

9

Декоративно-прикладное творчество.

Знакомство с национальными костюмами, традиционной одеждой. Народные промыслы. Резьба по дереву, теснение на коже. Изготовление тряпичной куклы (безликая кукла-столбик, кукла «Отдарок за подарок», кукла «Берегиня», кукла «Ангелочек», сувенирная кукла-скрутка, куклы «Куватки», зольная кукла, свадебные куклы «Неразлучники», кукла «Коза», «День и ночь»). Знакомство с изготовлением художественных кукол. Изготовление оберегов. Плетение традиционных поясов и ткачество. Изготовление макетов национальной одежды. Национальная вышивка.

Кружок.

Экскурсия.

Игровая деятельность.

Познавательная деятельность.

Трудовая деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность

Содержание занятий. Обучение детей традиционному ремеслу Южного Урала, овладение детскими играми, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческого коллектива в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Знакомство с промыслами Южного Урала. Слушание. Беседа.

Раздел. Темы занятий.

Форма занятий.

Виды внеурочной деятельности.

10

Театральная деятельность.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору. Медвежья потеха, скоморошьи театры – театр Петрушки, балаганы.

Кружок.

Игровая деятельность.

Досугово-развлекательная деятельность.

Содержание занятий. Проведение тематических классных часов по традиционному фольклору Южного Урала, культуре поведения и речи, участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, округа, области, а также выступление творческих коллективов в фольклорных фестивалях.

Содержание деятельности обучающихся. Разучивание простейших театральных постановок.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Первый год обучения (1 класс) – 33 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Детский фольклор Южного Урала – 8 часов

1.

Народная музыка. Фольклор. Роль и место народной музыки в культуре и искусстве Южного Урала.

1

2.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки).

1

3.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (частушки, дразнилки, небылицы – кулдуруки.

1

4.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (сказки (акияты), загадки, пословицы, поговорки, кэлэмэстэр (анекдоты).

1

5.

Сольное исполнение.

1

6.

Игровой фольклор (детские народные игры).

1

7.

Тряпичная игрушка.

1

8.

Глиняная игрушка.

1

Народное музыкальное творчество – 1 час

9.

Народное музыкальное творчество: понятия «народный» и «фольклорный», основные черты народного музыкального творчества.

1

Народное песенное искусство – 6 часов

10.

Знакомство с фольклорными ансамблями Южного Урала: «Заряница» и «Околица» (г. Челябинск), «Артель» и «Оберег» (г. Миасс), «Купала» (г. Магнитогорск), Народный хор Южного Урала под рук. М. Я. Черняка (слушание музыки).

2

11.

Знакомство с народными ансамблями «Уралым», «Дуслык», а также вокальным ансамблем студентов и преподавателей челябинского государственного института культуры «Песни Урала».

2

12.

Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

1

13.

Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

1

Народное музыкальное исполнительство – 4 часа

14.

Природно-климатические и социально-культурные особенности музыкального фольклора Южного Урала. Казачий песенный фольклор (уральские (яицкие) казаки – нагайбаки).

1

15.

Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган).

2

16.

Народный танец (Государственный ансамбль народного танца «Урал»). Хайтарма.

1

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. – 3 часа

17.

Древнерусская духовная музыка. Духовные стихи крестьян-старообрядцев Южного Урала (п. Сосновка). Похоронно-поминальные духовные стихи (Ашинский и Катав-Ивановский муниципальный район).

1

18.

Былины (казачья былинная традиция). Кубаиры. Баллады. Скоморошины и небылицы. Толока.

1

19.

Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район).

1

Календарные обряды Южного Урала – 4 часа

20.

Встреча весны (закликание весны, веснянки). «Жаворонки». Весенние хороводы. Волочебный обряд и песни. «Завивание березы». Проводы русалок. Похороны кукушки. Сабантуй (состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – курэш (куреш): борьба на поясах и опоясках, конные скачки).

2

21.

Джиен. Джигитовка. Свадебная обрядность. Троица. Зажинки. Дожинки. Жатвенные песни. Колядование. Гадание. Святки. Масляничные обряды. Обряды жизненного цикла: раннее детство (потешки и прибаутки). Социализация детей.

2

Традиционная пища Южного Урала – 2 часа

22.

Обрядовая пища (кутья и блины). Новогодние и масленичные угощения (козульки, лесенки, кесарийский поросёнок). Жаворонки из теста. Суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой, татарская национальная еда («бялиш»). Кумыс, башкирский мёд, эчпочмак, плов.

2

Традиционные игры Южного Урала – 2 часа

23.

Ряжение. Шествие с козой. Масляничные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода. Горелки, жмурки, ручеек, царь горы. Стрельба из лука, бой мешками на бревне. «Ведьмы» («Убырэбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэмйяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, куктирэк», «Липкие пенечки» («Йэбешкэкбукэндэр»).

1

24.

Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра кукушек» («Кэккукуйыны»). Спортивные игры: бег наперегонки «Йугереш», бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканного полотенца.

1

Декоративно-прикладное творчество – 2 часа

25.

Знакомство с национальными костюмами, традиционной одеждой. Народные промыслы. Резьба по дереву, теснение на коже. Изготовление тряпичной куклы (безликая кукла-столбик, кукла «Отдарок за подарок», кукла «Берегиня», кукла «Ангелочек», сувенирная кукла-скрутка, куклы «Куватки», зольная кукла, свадебные куклы «Неразлучники», кукла «Коза», «День и ночь»).

2

Театральная деятельность – 2 часа

26.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору. Медвежья потеха, скоморошьи театры – театр Петрушки, балаганы.

2

Второй год обучения (2 класс) – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Детский фольклор Южного Урала – 13 часов

1.

Место музыкального фольклора в современном мире

1

2.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки).

3

3.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (частушки, дразнилки, небылицы – кулдуруки.

2

4.

Хоровое пение.

2

5.

Игровой фольклор (детские народные игры).

1

6.

Тряпичная игрушка.

2

7.

Глиняная игрушка.

2

Народное музыкальное творчество – 2 часа

8.

Фольклор как особый вид искусства.

1

9.

Музыкальные традиции Южного Урала.

1

Народное песенное искусство – 4 часа

10.

Знакомство с фольклорными ансамблями Южного Урала: «Заряница» и «Околица» г. Челябинск, «Артель» и «Оберег» г. Миасс, «Купала» г. Магнитогорск, Народный хор Южного Урала под рук. М. Я. Черняка (слушание музыки).

2

11.

Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

2

Народное музыкальное исполнительство – 2 часа

12.

Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган). Народный танец (Государственный ансамбль народного танца «Урал»). Хайтарма.

2

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. – 2 часа

13.

Баллады. Скоморошины и небылицы. Толока. Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район).

2

Календарные обряды Южного Урала – 4 часа

14.

Встреча весны (закликание весны, веснянки). «Жаворонки». Весенние хороводы. Волочебный обряд и песни. «Завивание березы». Проводы русалок. Похороны кукушки. Сабантуй (состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – курэш (куреш): борьба на поясах и опоясках, конные скачки.Джиен. Джигитовка. Свадебная обрядность. Троица.

1

15.

Зажинки. Дожинки. Жатвенные песни.

1

16.

Колядование. Гадание. Святки.

1

17.

Масляничные обряды. Обряды жизненного цикла: Раннее детство (потешки и прибаутки). Социализация детей.

1

Традиционная пища Южного Урала – 2 часа

18.

Обрядовая пища (кутья и блины). Новогодние и масленичные угощения (козульки, лесенки, кесарийский поросёнок). Жаворонки из теста. Суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой, татарская национальная еда («бялиш»). Кумыс, башкирский мёд, эчпочмак, плов.

2

Традиционные игры Южного Урала – 3 часа

19.

Ряжение. Шествие с козой. Масляничные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода. Горелки, жмурки, ручеёк, царь горы. Стрельба из лука, бой мешками на бревне. «Ведьмы» («Убырэбей»), «Прячу платочек» («Йэшерэмйяулык») и бессюжетные, где доминируют мотивы состязания: «Белый тополь, синий тополь» («Ак тирэк, куктирэк», «Липкие пенечки» («Йэбешкэкбукэндэр»).

2

20.

Игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц

1

Декоративно-прикладное творчество – 2 часа

21.

Изготовление тряпичной куклы (безликая кукла-столбик, кукла «Отдарок за подарок», кукла «Берегиня», кукла «Ангелочек», сувенирная кукла-скрутка, куклы «Куватки», зольная кукла, свадебные куклы «Неразлучники», кукла «Коза», «День и ночь»). Национальная вышивка.

2

Третий год обучения (3 класс) – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Детский фольклор Южного Урала – 13 часов

1.

Устное народное творчество Южного Урала.

1

2.

Детский фольклор как разновидность народных традиций Южного Урала (колыбельные песни, считалки).

2

3.

Детский фольклор – как специфическая область народного творчества (частушки).

1

4.

Хоровое пение.

2

5.

Игровой фольклор (детские народные игры).

2

9.

Плетение поясов.

3

10.

Глиняная игрушка.

2

Народное музыкальное творчество – 4 часа

11.

Музыкальные традиции Южного Урала.

4

Народное песенное искусство – 4 часа

12.

Знакомство с народными ансамблями «Уралым», «Дуслык».

2

13.

Жанры музыкального фольклора Южного Урала: календарные песни, баиты, такмаки.

2

Народное музыкальное исполнительство – 3 часа

14.

Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган).

3

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. – 4 часа

15.

Древнерусская духовная музыка. Духовные стихи крестьян-старообрядцев Южного Урала (п. Сосновка). Похоронно-поминальные духовные стихи (Ашинский и Катав-Ивановский муниципальные районы).

2

16.

Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район).

2

Календарные обряды Южного Урала – 2 часа

17.

Социализация детей. Освоение музыкально-фольклорной традиции. Обряды инициационного характера. Хороводы. Свадьба. Похоронно-поминальный обряд (Тризна).

2

Декоративно-прикладное творчество – 2 часа

18.

Знакомство с национальными костюмами, традиционной одеждой. Народные промыслы. Резьба по дереву, теснение на коже. Изготовление тряпичной куклы (безликая кукла-столбик, кукла «Отдарок за подарок», кукла «Берегиня», кукла «Ангелочек», сувенирная кукла-скрутка, куклы «Куватки», зольная кукла, свадебные куклы «Неразлучники», кукла «Коза», «День и ночь»).

2

Театральная деятельность – 2 часа

19.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору.

2

Четвертый год обучения (4 класс) – 34 часа

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Детский фольклор Южного Урала – 6 часов

1.

Роль народной музыки в культуре и искусстве Южного Урала. Особенности современного фольклора.

1

2.

Детский фольклор как специфическая область народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки, считалки). Подведение итогов. Подготовка к отчётному концерту. Хоровое пение. Игровой фольклор (детские народные игры).

4

3.

Детские обереги: их свойства и функции.

1

Народное музыкальное творчество – 1 час

4.

Музыкальные традиции Южного Урала.

1

Народное песенное искусство – 4 часа

5.

Знакомство с фольклорными ансамблями Южного Урала: «Заряница» и «Околица» (г. Челябинск), «Артель» и «Оберег» (г. Миасс), «Купала» (г. Магнитогорск), Народный хор Южного Урала под рук. М. Я. Черняка (слушание музыки).

2

6.

Жанры музыкального фольклора Южного Урала: хороводные, плясовые, свадебные, частушки, лирическая песня, духовные стихи, песни-притчи, исторические, военно-бытовые, баллады, календарные песни, баиты, такмаки.

2

Народное музыкальное исполнительство – 4 часа

7.

Природно-климатические и социально-культурные особенности музыкального фольклора Южного Урала. Казачий песенный фольклор: уральские (яицкие) казаки – нагайбаки. Особенности народных музыкальных инструментов: духовые, струнные, клавишно-духовые, язычковые и ударные (свирели, бубны, трещотки, деревянные коробочки, рубели, колотушки, ложки, сопель, дудки, глиняные свистульки, жалейки, волынки, пищалки, погремушки, жужжалки, фурчалки, ревуны, балалайки, домры и домбры, варган, калюка, кугиклы, окарина, рожок, трещотка, кубыз, курай, думбыра, ятаган).

2

8.

Народный танец (Государственный ансамбль народного танца «Урал»). Хайтарма.

2

Традиционный фольклор от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. – 2 часа

9.

Трудовые артельные припевки. Частушки и «страдания» («Остроленские страдания» – Нагайбакский муниципальный район).

2

Календарные обряды Южного Урала – 4 часа

10.

Праздники народного календаря Южного Урала

4

Традиционная пища Южного Урала – 2 часа

11.

Обрядовая пища (кутья и блины). Новогодние и масленичные угощения (козульки, лесенки, кесарийский поросёнок). Жаворонки из теста. Суп с лапшой, лепёшки, пироги с начинкой, татарская национальная еда («бялиш»). Кумыс, башкирский мёд, эчпочмак, плов.

2

Традиционные игры Южного Урала – 4 часа

12.

Вечёрки. Новогодние гадания. Ряжение. Шествие с козой. Масляничные состязания: скачки, кулачные бои, взятие снежного городка. Виды хороводов. Основные элементы русского хоровода.

4

Декоративно-прикладное творчество – 4 часа

13.

Изготовление тряпичной куклы (кукла «Берегиня», «День и ночь»). Плетение традиционных поясов и ткачество. Изготовление макетов национальной одежды. Национальная вышивка.

4

Театральная деятельность – 3 часа

14.

Знакомство с народным театром, постановка пьес по русскому фольклору. Медвежья потеха, скоморошьи театры – театр Петрушки, балаганы.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Фольклор"

Внеурочная деятельность....

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Народные промыслы Урала»

Направление: общекультурное          Вид: художественное творчество Возраст: 9-10 летСрок реализации: 1 годСоставители: Шамсутдинова Ю.С.,Городцова Елена Сергеевна...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Направление: проектно-исследовательская деятельность Название программы: «Мой край родной»

Рабочая программа внеурочной деятельности  по направлению проектно-исследовательская деятельность  «Мой край родной» составлена на основе Федерального государственного образовате...