Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Наши проекты" 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников над учебными проектами, предусмотренными в учебно-методическом комплекте «Школа России». Цель курса: развитие личности обучающихся, создание условий для подготовки обучающихся к самостоятельной проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа учебного  курса «Наши проекты»  для учащихся 1   класса  составлена  на  основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе  методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников» и духовно-нравственного развития и воспитания личности  в соответствии с требованием ФГОС Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г).

                Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

                Задачи:

1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

 - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;

 - способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

 - формирование социально адекватных способов поведения.

3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

 - воспитание целеустремлённости и настойчивости;

 - формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

 - формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

 - формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.Формирование умения решать творческие задачи.

5.Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,  использование).      

      Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Курс рассчитан на 33 недели, 1 час в неделю.

   

   

     Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего  обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов),  способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в  ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

           На каждом занятии проводится коллективное обсуждение поставленных целей и задач. Учащиеся занимаются разными видами деятельностями, такими как, чтение и анализ русских народных сказок, изготовление сказочных героев и декораций к сказке, использование ТСО. На занятиях используется самостоятельная и творческая работа учащихся. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении любой трудности. На занятиях кроме самостоятельных работ проводится и коллективная работа. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной. Все дети участвуют в занятиях, они могут почувствовать уверенность в своих силах и способностях. Учащиеся на занятии сами оценивают свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон; раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Роль курса в формировании универсальных учебных действий,

 ключевые компетенции.

        Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используются метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

     

Личностные и метапредметные результаты

образовательного процесса в 1-м классе

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

      •        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

•        осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

 

      Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

       В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

     

Содержание   занятия

1 класс (33 часа)

        Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

 

Планируемые результаты.

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Календарно-тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Дата

Темы

Кол-во часов

в 1 группе

Кол-во часов

во 2 группе

Использование

компьютерного

оборудования,

программного

обеспечения,

дидактических

средств,

учебного

оборудования, цифровых ресурсов

    1

Проект? Проект!

(Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Конкурс знатоков)

1

1

Презентация

    2

Проектные термины.

 (Викторина «Русские народные игры»)

1

1

Презентация.

3

Какими могут быть  проекты?

(Инсценировка выбранных сказок)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

4

Темы проектов. Выбор темы проекта.

(Инсценировка выбранных сказок)

1

1

Презентация «Русские народные сказки»

5

Этапы работы над проектом.

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку)

(Рисунки к сказкам, русские народные игры)

1

1

Презентация

6

 Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу»)

1

1

Презентация

7

 Наблюдение как способ выявления проблем.

(Давай поиграем! «Кто это?»)

1

1

Презентация

8

Наблюдение как способ выявления проблем.

(Давай поиграем! «Кто это?»)

1

1

Презентация

9

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

Работа с ноутбуками Apple MacBook

10

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

11

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

12

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

14

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

15

Совместное создание героев сказки

(Лепка по сказкам «Колобок», «Репка»)

1

1

Презентация

Работа с ноутбуками Apple MacBook

16

Подготовка декораций к сказкам

(Аппликация из бумаги, русские народные игры)

   1

   1

Презентация

17

Подготовка декораций к сказкам

(Аппликация из бумаги, русские народные игры)

    1

    1

Презентация

18

Подготовка декораций к сказкам

(Аппликация из бумаги, русские народные игры)

    1

    1

Презентация

Работа с ноутбуками Apple MacBook

19

Подготовка декораций к сказкам

(Аппликация из бумаги, русские народные игры)

1

1

Презентация

20

Подготовка декораций к сказкам

(Аппликация из бумаги, русские народные игры)

1

1

Презентация

21

Подготовка рабочего места к съемке сказки

(Игра «Кто быстрее…?»)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

22

Съемка сказки «Колобок», «Репка»

1

1

Использование цифрового фотоаппарата

23

Съемка сказки «Колобок», «Репка»

   1

   1

Использование цифрового фотоаппарата

24

Съемка сказки «Колобок», «Репка»

   1

   1

Использование цифрового фотоаппарата

25

Съемка сказки «Колобок», «Репка»

1

1

Использование цифрового фотоаппарата

26

Озвучивание сказки в программе iMovie

(Инсценировка русских народных сказок)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

27

Озвучивание сказки в программе iMovie

(Инсценировка русских народных сказок)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

28

Озвучивание сказки в программе iMovie

(Инсценировка русских народных сказок)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

29

Монтаж сказки «Колобок», «Репка»

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

30

Оформление проекта

(Викторина «По следам сказочных героев»)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

31

Оформление проекта

(Викторина «По следам сказочных героев»)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

32

Представление проекта

(показ сказки «Колобок», «Репка»)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

33

Итоги проделанной работы

(русские народные игры)

1

1

Работа с ноутбуками Apple MacBook

ИТОГО

33 ч.

33 ч.

Содержание курса.

№1. Что такое проект?

     Знакомство с понятием «проект». Для чего и кому нужен проект? Над какими проектами предстоит работать.

№2.  Проектные термины.

     Знакомство с терминами «проект», «исследование», «наблюдение» и др.

№3 –4.  Какими могут быть проекты? Выбор темы проекта.

    Знакомство с видами проектов (исследовательский, творческий, ролевой, игровой, информационный). Проекты групповые, индивидуальные, коллективные. Знакомство с темами проектов 1 класса. Работа над проектом « Колобок». Работа над проектом « Репка».

№5 - 8.   Этапы работы над проектом.

    Знакомство с этапами работы над проектом. Выбор темы, постановка целей и задач, планирование проектной деятельности, реализация проекта, оценка и самооценка проекта, презентация (защита) проекта. Учимся выбирать дополнительную литературу. Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсия в школьную библиотеку. Работа с энциклопедиями, словарями, журналами.

№9 – 21.  Разработка проекта по сказке «Колобок», «Репка».

      Выбор и осознание проблемы. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Выбор техники изготовления героев сказок. Совместное и индивидуальное создание своими руками героев и декораций к сказке «Колобок», «Репка».  

№22 – 25. Съемка сказки «Колобок», «Репка»

          Использование средств ТСО. Поэтапное создание сказки.

№26 – 28. Озвучивание сказки 

в программе iMovie

          Использование средств ТСО. Поэтапное озвучивание героев сказки детьми.

№29 – 31. Монтаж и оформление проекта.

           

     Использование ноутбуков Apple MacBook для монтажа и оформления фильма. Подготовка к защите проекта.

№32.  Защита проекта «Колобок», «Репка».

          Защита своих проектов на тему «Колобок», «Репка» (видеоролик сказки).

№33.  Итоги проделанной работы.

     Подведение итогов работы над проектом. Что удалось, что не удалось. Постановка целей и задач на следующий учебный год.

Литература

 

  1. Брицкая Е.О.  Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
  2. Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
  3. Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
  4. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
  6. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский  // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
  7. Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
  8. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
  9. Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс

Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс

Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...