Рабочая программа по внеурочной деятельности по теме "Наши проекты" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников над учебными проектами, предусмотренными в учебно-методическом комплекте «Школа России». Цель курса: развитие личности обучающихся, создание условий для подготовки обучающихся к самостоятельной проектной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Наши проекты» для учащихся 1 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе методического пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников» и духовно-нравственного развития и воспитания личности в соответствии с требованием ФГОС Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г).
Цель программы: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1.Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2.Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3.Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремлённости и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Формирование умения решать творческие задачи.
5.Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Курс рассчитан на 33 недели, 1 час в неделю.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение поставленных целей и задач. Учащиеся занимаются разными видами деятельностями, такими как, чтение и анализ русских народных сказок, изготовление сказочных героев и декораций к сказке, использование ТСО. На занятиях используется самостоятельная и творческая работа учащихся. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении любой трудности. На занятиях кроме самостоятельных работ проводится и коллективная работа. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной. Все дети участвуют в занятиях, они могут почувствовать уверенность в своих силах и способностях. Учащиеся на занятии сами оценивают свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон; раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Роль курса в формировании универсальных учебных действий,
ключевые компетенции.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используются метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.
Личностные и метапредметные результаты
образовательного процесса в 1-м классе
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные |
|
|
Метапредметные результаты | ||
регулятивные |
|
|
познавательные |
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
| • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; |
коммуникативные |
|
|
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Содержание занятия
1 класс (33 часа)
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Планируемые результаты.
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Темы | Кол-во часов в 1 группе | Кол-во часов во 2 группе | Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов |
1 | Проект? Проект! (Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Конкурс знатоков) | 1 | 1 | Презентация | |
2 | Проектные термины. (Викторина «Русские народные игры») | 1 | 1 | Презентация. | |
3 | Какими могут быть проекты? (Инсценировка выбранных сказок) | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
4 | Темы проектов. Выбор темы проекта. (Инсценировка выбранных сказок) | 1 | 1 | Презентация «Русские народные сказки» | |
5 | Этапы работы над проектом. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку) (Рисунки к сказкам, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация | |
6 | Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» (продолжение темы «Учимся выбирать дополнительную литературу») | 1 | 1 | Презентация | |
7 | Наблюдение как способ выявления проблем. (Давай поиграем! «Кто это?») | 1 | 1 | Презентация | |
8 | Наблюдение как способ выявления проблем. (Давай поиграем! «Кто это?») | 1 | 1 | Презентация | |
9 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
10 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация | |
11 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация | |
12 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация | |
14 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация | |
15 | Совместное создание героев сказки (Лепка по сказкам «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Презентация Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
16 | Подготовка декораций к сказкам (Аппликация из бумаги, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация | |
17 | Подготовка декораций к сказкам (Аппликация из бумаги, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация | |
18 | Подготовка декораций к сказкам (Аппликация из бумаги, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
19 | Подготовка декораций к сказкам (Аппликация из бумаги, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация | |
20 | Подготовка декораций к сказкам (Аппликация из бумаги, русские народные игры) | 1 | 1 | Презентация | |
21 | Подготовка рабочего места к съемке сказки (Игра «Кто быстрее…?») | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
22 | Съемка сказки «Колобок», «Репка» | 1 | 1 | Использование цифрового фотоаппарата | |
23 | Съемка сказки «Колобок», «Репка» | 1 | 1 | Использование цифрового фотоаппарата | |
24 | Съемка сказки «Колобок», «Репка» | 1 | 1 | Использование цифрового фотоаппарата | |
25 | Съемка сказки «Колобок», «Репка» | 1 | 1 | Использование цифрового фотоаппарата | |
26 | Озвучивание сказки в программе iMovie (Инсценировка русских народных сказок) | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
27 | Озвучивание сказки в программе iMovie (Инсценировка русских народных сказок) | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
28 | Озвучивание сказки в программе iMovie (Инсценировка русских народных сказок) | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
29 | Монтаж сказки «Колобок», «Репка» | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
30 | Оформление проекта (Викторина «По следам сказочных героев») | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
31 | Оформление проекта (Викторина «По следам сказочных героев») | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
32 | Представление проекта (показ сказки «Колобок», «Репка») | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
33 | Итоги проделанной работы (русские народные игры) | 1 | 1 | Работа с ноутбуками Apple MacBook | |
ИТОГО | 33 ч. | 33 ч. | |||
Содержание курса.
№1. Что такое проект?
Знакомство с понятием «проект». Для чего и кому нужен проект? Над какими проектами предстоит работать.
№2. Проектные термины.
Знакомство с терминами «проект», «исследование», «наблюдение» и др.
№3 –4. Какими могут быть проекты? Выбор темы проекта.
Знакомство с видами проектов (исследовательский, творческий, ролевой, игровой, информационный). Проекты групповые, индивидуальные, коллективные. Знакомство с темами проектов 1 класса. Работа над проектом « Колобок». Работа над проектом « Репка».
№5 - 8. Этапы работы над проектом.
Знакомство с этапами работы над проектом. Выбор темы, постановка целей и задач, планирование проектной деятельности, реализация проекта, оценка и самооценка проекта, презентация (защита) проекта. Учимся выбирать дополнительную литературу. Знакомство с понятием « источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, фильмы, ресурсы Интернета). Экскурсия в школьную библиотеку. Работа с энциклопедиями, словарями, журналами.
№9 – 21. Разработка проекта по сказке «Колобок», «Репка».
Выбор и осознание проблемы. Определение источников информации. Планирование способов сбора и анализа информации. Выбор техники изготовления героев сказок. Совместное и индивидуальное создание своими руками героев и декораций к сказке «Колобок», «Репка».
№22 – 25. Съемка сказки «Колобок», «Репка»
Использование средств ТСО. Поэтапное создание сказки.
№26 – 28. Озвучивание сказки
в программе iMovie
Использование средств ТСО. Поэтапное озвучивание героев сказки детьми.
№29 – 31. Монтаж и оформление проекта.
Использование ноутбуков Apple MacBook для монтажа и оформления фильма. Подготовка к защите проекта.
№32. Защита проекта «Колобок», «Репка».
Защита своих проектов на тему «Колобок», «Репка» (видеоролик сказки).
№33. Итоги проделанной работы.
Подведение итогов работы над проектом. Что удалось, что не удалось. Постановка целей и задач на следующий учебный год.
Литература
- Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
- Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
- Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2011.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
- Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
- Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» - Программы внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир профессий" 2 класс
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст м...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный исследователь" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности «Юный исследователь» рассчитана на 1 год и включает в себя 34 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю....

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа кружка "Занимательная математика" соответствует ФГОС...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебный клубок" 1 класс
Рабочая программа создана для организации внеурочной деятельности младших школьников первого года обучения и рассчитана на 34 часа в год...
