Внеурочная деятельность. Рабочая программа по кружку "Эрудит"
рабочая программа (1 класс)

Воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_erudit.docx73.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республика Бурятия

МО «Селенгинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Гусиноозерска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

__________Артемьева М.Ю

Протокол № ___ от

«___»____________2023г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МБОУ ООШ № 3

__________Аверина А.А.

«___»______________2023 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ ООШ № 3

____________Н.В.Давидовская

«___»_______________2023 г.

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики»

для учащихся 1-4 классов

на 2023/2027 учебный год

Составил: Артемьева М.Ю

учитель начальных классов.

г. Гусиноозерск

2023 г.
Содержание

Ⅰ. Пояснительная записка                                                                                                              3                                                                                                        

Ⅱ. Общая характеристика программы «Основы логики и алгоритмики»                                5                                        

Ⅱ.Ⅰ. Место программы внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» в учебном плане                                                                                                                                9                                                                                        

Ⅲ. Требования к результатам освоения программы «Основы логики и алгоритмики»         9                

Ⅳ. Личностные результаты и универсальные учебные действия                                          11                                              

Ⅴ. Планируемые результаты изучения курса                                                                            12

ⅤⅠ. Календарно – тематическое планирование                                                                          13                                                                                                                                                               ⅤⅡ. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса                                                                                                                                          27                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                                 


Ⅰ. Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности на 2023-2027 учебный год разработан для начальных классов в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов:

  • Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/;
  • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
  • №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно- методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
  • Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
  • Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
  • Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
  • Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21).
  • Устав МБОУ  ООШ №3;

Рабочая программа составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Программа курса внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» реализует общеинтеллектуальное    направление во        внеурочной        деятельности с 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы.

Цель программы: способствовать созданию условий для формирования предметной, коммуникативной, социальной компетентности по предметам: математика, русский язык, литература, окружающий мир.

Задачи:

  • воспитание коммуникативной культуры школьников;
  • выявление и поддержка одаренных учащихся;
  • развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
  • закрепление и углубление знаний учащихся по русскому языку, математике, окружающему миру, литературе;
  • развитие устной и письменной связной речи учащихся;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся;
  • создание условий для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску;
  • обучение приемам поисковой и творческой деятельности.

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету. Организация кружка «Основы логики и алгоритмики» – это средство, содействующее удовлетворению детской                                 любознательности.

Занятия в кружке позволяют сформировать у детей не только индивидуальные учебные навыки, но и навыки работы в коллективе, микрогруппах. Учительская задача состоит в том, чтобы вооружить учеников знаниями, навыками добывать эти знания, умением отзывчато и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Ⅱ. Общая характеристика программы «Основы логики и алгоритмики»

       Программа «Основы логики и алгоритмики» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в соответствии с требованиями Федерального                    государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Данная программа составлена на основе модернизированной программы развивающего курса и имеет социально- педагогическую       направленность.

      Курс «Основы логики и алгоритмики» представляет систему  интеллектуально -развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет. Состав группы постоянный, до 20 человек.

Связь с другими программами. Элементы данной программы присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Математика», «Литературное чтение», «Русский язык». Основные виды деятельности на занятиях кружка: игровая, познавательная. Разделы, составляющие программу, повторяются каждый год обучения и построены по принципу «от простого к сложному».

     Главной задачей обучения детей по программе является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления. Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.

    Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три- четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.

    Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.

    Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гармонизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Основы логики и алгоритмики» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как курс

«Эрудит» является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей.

Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких- то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования.

Практическая значимость программы состоит в развитии познавательных способностей и общеучебных умений и навыков учащихся.

Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам. Всё это означает, что у кого-то возникает интерес к учёбе, а у кого-то закрепляется.

Вид программы.  Модифицированная.

Расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

    Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;
  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.
  • развитие речи.

Воспитывающий аспект

  • воспитание системы нравственных межличностных отношений.

      Таким образом, целью обучения программе является развитие и совершенствование познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, различных видов памяти, мышления) и формирование ключевых компетенций обучающихся.

Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, интеллектуальнаяи деловая игра;
  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

На занятиях предлагаются задания не учебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически- поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

      На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки, а в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить:

«...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.

Описание ценностных ориентиров содержания курса:

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ⅱ.Ⅰ. Место программы внеурочной деятельности «Основы логики и алгоритмики» в учебном плане.

Программа кружка «Основы логики и алгоритмики» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в общем объеме 135 часов. Количество часов за год: 1 класс–33часов, 2 класс -34 часов, 3 класс -34 часов, 4 класс -34часов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 35 минут в 1 классе, 45 минут 2-4 класс

Ⅲ. Требования к результатам освоения программы «Основы логики и алгоритмики»

Основной результат обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

  • Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты поиска и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации        по        родовидовым        признакам,        установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты:

  • Использование приобретённых знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных, качественных и пространственных отношений.

Приобретение начального опыта знаний окружающего мира для решения учебно- познавательных и учебно-практических задач.

Ⅳ. Личностные результаты и универсальные учебные действия

  1. год обучения.

Личностные: сформированность у детей любознательности, интереса к учению.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности с помощью учителя, поиск средств и пути их осуществления.

Познавательные: умение определять, какая нужна информация; отбор необходимых источников: книги, словари, справочная литература, электронные носители; отбор, классификация полученной информации.

Коммуникативные: организация взаимодействия в группе, умение договариваться друг с другом; распределять роли.

  1. год обучения.

Личностные: уважение чужого мнения, определение своей позиции; стремления к творческому решению познавательной задачи.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности самостоятельно, поиск средств и пути их осуществления; умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.

Познавательные: умение отбирать и классифицировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений.

Коммуникативные: умение прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи в соответствии с ситуацией.

  1. год обучения.

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, сформированность желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.

Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

  1. год обучения.

Личностные: стремление к творческому решению познавательной задачи, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Регулятивные: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта самостоятельно; работа по плану, проверка своих действий, при необходимости исправление ошибок;

использование основных и дополнительных средств; оценка результативности проекта: успехов и допущенных ошибок.

Познавательные: умение анализировать полученную информацию, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; выстраивать логические цепочки суждений; оформление и представление полученной информации.

Коммуникативные: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации.

Ⅴ. Планируемые результаты изучения курса

Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.

В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.

Ожидаемые результаты.

  • Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
  • Рост личностных достижений.
  • Создание атмосферы успеха.
  • Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
  • Накопление опыта творческой деятельности.
  • Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике, окружающему миру.

ⅤⅠ. Календарно – тематическое планирование

1 класс

Дата

Тема по программе

Цели

1.

Игра «Мы - школьники».

-расширить кругозор младших школьников;

-учить работать в группе

2.

Вспомни ПДД.

Игра «Дети и дорога».

-формирование знаний детей по правилам дорожного движения,

- учить работать в группе

3.

Что мы знаем про насекомых? Викторина «В мире насекомых».

-развивать познавательную активность

-формирование логического мы

4.

Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

-совершенствовать знания о цветах

-формировать любознательность

5.

Что такое загадка? Конкурс загадок об осени.

-развивать у детей быстроту мы смекалку,

- систематизировать наблюдени я о природе

6.

Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов.

-развивать у учащихся интеллектуальные  способности,

-систематизировать наблюдения о  природе

7.

Вежливые слова.

Игра «Волшебные слова».

-вспомнить о пользе вежливых слов

-учить быть вежливыми в различных ситуациях,

-развивать познавательную активность

8.

Вода. Значение воды.

Игра «Водой не разольёшь».

-расширять кругозор,

- способствовать обогащению с запаса детей

9.

Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей.

-формировать познавательную активность детей,

- познакомить с историей родно

10.

Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…»

-прививать интерес к чтению сказок

-формировать потребность

регул.  . чтения книг,

- расширять кругозор детей.

11.

Какие бывают словари. Игра «Доскажи словечко».

-способствовать обогащению сл ов. запаса детей,

- прививать интерес к устному н творчеству

12.

Мой домашний любимец. Мини- проект.

-формировать умение определят нужна информация,

-отбирать необходимые источни ники информации, классифицировать

-учить работе в группах

13.

Логика. Решение кроссвордов. Логика. Составление кроссворда.

-учить разгадывать кроссворды,

-развивать логическое мышление

-способствовать обогащению словоря младших школьников

14.

Моя коллекция. Мини-проект.

-учить определять, какая нужна информация,

-отбирать необходимые источни ки информации, классифицировать

-обучение работе в группах

15.

Геометрия. Геометрические фигуры. Игра «Геометрический конструктор»

-развивать творческие способно учащихся,

-формирование умения конструировать фигурки животных из геометрических  фигур

16.

Ребусы. Мини-проект.

-развивать у детей сообразитель

-- учить разгадывать ребусы

17.

Конкурс «Самый смекалистый»

-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления,

- учить разгадывать ребусы,

-воспитывать чувство товарище взаимопомощи

18.

Животный мир Пустыни. Просмотр презентации.

Животный мир Пустыни. Викторина.

-формирование познавательной активности,

-расширение кругозора,

-развитие памяти и внимания

19.

Мир сказок.

Игра «Путешествие в страну Сказка»

-вспомнить некоторые сказки по отрывкам,

-побуждать к чтению народных авторских сказок,

-развивать любознательность

20.

Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». Мини- проект « Кем хочу стать».

-способствовать расширению кругозора  детей о мире профессий,

-учить работать в группах,

-развитие устной речи

21.

Игра «Буква потерялась»

-способствовать расширению кругозора  детей,

-прививать любовь к родному яз

-систематизировать знания, по на уроках письма

22.

Игра «Что изменилось?»

-развивать внимание, наблюдательность

- формировать логическое мышление

23.

«Природа родного края». Мини- проект

« Охрана природы»

-развивать сообразительность, логическое мышление, смекалку

-воспитывать любовь к природе

24.

Просмотр презентации «Из глубины  веков»

Из истории родного края.

-развивать любознательность,

-расширять кругозор детей

25.

Математика – царица наук. Математическая викторина.

-развивать интерес к точным наукам

-формирование логического мышления

26.

Математические лабиринты.

-прививать любовь к точным наукам,

-закрепление навыка устного счёта

27.

Викторина «В мире животных».

-углублять знания детей о живот мире,

- развивать воображение, память

28.

Космос.

Игра-путешествие «Полет на Марс».

-формирование представлений о и космонавтике,

-развитие любознательности,

-расширение кругозора

29.

Просмотр видеоматериалов

«Животные водоемов», «Охрана животного мира».. Кроссворд.

-развивать познавательную активность

- воспитывать любовь к природе окружающей среды

30.

Тематическое занятие. История появления часов.

-расширять представление детей времени,

- развивать воображение, фантаз

31.

Видео викторина «Времена года».

-способствовать расширению кругозора  детей,

-развивать память, мышление

32.

Беседа «День Победы». Конкурс    рисунков «Мы за мир!»

-воспитывать чувство патриотизма

-развивать творческие способнобности

-формирование умения выражать мысли и чувства в рисунке

33

Игровое занятие «Ура, каникулы!»

-развивать коллективизм

- формировать сообразительность, смекалку,

-диагностика познавательных п младших школьников

2 класс

Дата

Тема по программе

Цели

1.

Игра «Счастливый случай» (ко Дню знаний).

-расширить кругозор младших школьников

-учить работать в группе.

2.

Игра «Светофорик».

-обобщить и систематизировать правилам дорожного движения

3.

Весёлая викторина «Самый, самая, самое».

-формировать познавательную активность

-развивать логическое мышление

4.

Мероприятие «Праздник красок».

-совершенствовать знания о цветах

- воспитывать любовь к устному творчеству

5.

Занимательная грамматика

-развивать у детей быстроту мыслить

-прививать любовь к родному язык

6.

Игра «Экологическое ассорти».

-систематизировать наблюдения

-прививать экологическую культуру

7.

Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть.

-вспомнить о пользе вежливых слов,

-расширять словарный запас детей,

-прививать культуру речи

8.

Игровая программа «Давайте      поиграем»!

-развивать у детей быстроту мыслить,

-способствовать обогащению словоря у  учащихся

9.

Познавательная игра «Короб чудес».

-развивать познавательную активность,

- познакомить с народными ремеслом

10.

Мероприятие « Жить – с книгою дружить».

-развивать интерес к чтению,

- расширять кругозор детей

11.

Устный журнал «Пословица всем помощница».

- прививать любовь к устному творчеству

12.

Путешествие по океану орфографическх знаний.

-воспитывать уважение и любовь,

-закрепление изученных орфограмм,

- развивать речь, воображение

13.

Конкурс кроссвордов.

-учить разгадывать кроссворды,

-развивать логическое мышление

-способствовать обогащению словоря у  школьников

14.

Профессии моих родителей. Мини- проект.

-формировать умение определять ьинформацию,

-учить работе в группах, оформлению и предоставлению

15.

Мой город. Мини-проект.

-формировать умение определять информация,

-учить работе в группах,

-учить оформлению и предостав информации

16.

Игра «В гостях у Феи сказочного      леса».

-развивать у детей сообразител., воображение,

-прививать чувство товарищества

17.

Конкурсная программа «Отгадай- ка!»

-способствовать развитию вним ..логического мышления,

- учить разгадывать ребусы,

-воспитывать чувство взаимопомощи.

18.

Путешествие в сказочную страну.

  • вспомнить некоторые сказки,
  • развивать воображение, память

19.

КВН по сказкам Г.Х. Андерсена.

-вспомнить некоторые сказки

-развивать память, речь, мышление

20.

Игра «В День святого Валентина».

-способствовать расширению кругозора детей,

-развивать культуру устной речи

21.

Игра «Автомобильная страна».

-способствовать расширению кругозора детей,

-формировать познавательный

22.

Турнир Шерлоков Холмсов.

-развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление

23.

Игра-соревнование «Мамин праздник».

-развивать сообразительность, логическое мышление, смекалку,

- воспитывать чувство товарищества

24.

«Турнир смекалистых».

-развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-воспитывать чувство товарищества

25.

Конкурс «Смекай, считай, отгадывай».

-развивать интерес к точным наукам,

-развивать память, речь,  мышление

26.

Час занимательной математики.

-прививать интерес к точным наукам, -развивать логическое мышление

27.

Игра-путешествие «Необитаемые острова» (ко Дню смеха).

-углублять знания детей о растительном и животном мире,

- развивать воображение, память

28.

Игровая программа «Летим в космос».

-расширить знания детей о косм

-развивать познавательную активность

29.

КВН «Во саду ли, в огороде».

-развивать интерес к садово-ого

-развитие устной речи, чувства

- воспитывать любовь к природе

30.

Час игры «Путешествие во времени».

-расширять представление детей

- развивать воображение

31.

Викторина «Удивительные превращения».

-способствовать расширению кругозора,

-развивать логическое мышлени

32.

Конкурс рисунков «Этот День Победы!»

-воспитывать чувство патриотизма,

-развивать творческие способности,

-учить детей выражать свои мыс ли посредством рисунка,

-формировать умение защищать проект

33

Весёлая викторина о профессиях.

-развивать внимание, сообразитедбность, логическое мышление, смекалку

34.

Итоговое занятие «Летний карнавал». Диагностика познавательных процессов младших школьников

-диагностика школьников

3 класс

Дата

Тема по программе

Цели

1

Игра «Моя любимая школа» (ко Дню знаний).

-расширить кругозор,

-прививать любовь к знаниям,

-формирование культуры поведения

2

Игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры».

-закрепить знания детей по прави лам движения,

-развивать речь, внимание

3

Шарады. Ребусы. Анаграммы.

-развивать логическое мышление, внимание

4

«Забытая старина, традиции, ремёсла, мастера». Турнир

знатоков.

-прививать любовь к народным традициям,

5

Страна Словария.

-знакомство со словарями,

-прививать любовь к родному языку

6

Игра «Юный эколог».

-развивать у учащихся интеллект,

-систематизировать наблюдения прививать экологические знания

7

История моей фамилии. Мини- проект.

-формирование умения получать интернет-источников,

-учить сортировать и обрабатыват ь информацию,

-оформлять и предоставлять полу информацию

8

Конкурс рисунков «Нет – загрязнению планеты!» Защита

рисунков.

-формирование экологических зн аний, экологической культуры,

-расширение кругозора

9

Веселая познавательная игра «На ошибках учатся».

-развивать познавательную активность,

-формирование общеучебных знаний,

-учить детей не бояться сделать о исправлять ошибки

10

Мероприятие « Книга – лучший друг».

-развивать интерес к чтению,

-расширять кругозор детей

11

Познавательная игра «Пословицы в картинках»

-способствовать обогащению сло детей,

- прививать любовь к устному на творчеству

12

Познавательная игра «По страницам любимых книг»

-воспитывать уважение и любовь языку,

- развивать речь, воображение,

-формирование познавательного

13

Составление кроссвордов на тему

«Животный и растительный мир лесов»

-учить составлять кроссворды,

  • развивать логическое мышление,
  • способствовать обогащению словоря

14

Познавательная игра «В мире  цифр».

-прививать интерес к точным наукам,

-развивать интеллектуальные способности

15

Викторина «Занимательная геометрия».

-прививать интерес к точным наукам,

-расширять кругозор детей

16

Природа вокруг нас. Занятие «Лес – наше богатство».

-развивать у детей любовь к природе,

-прививать чувство ответственно сохранность природных богатств

17

Конкурсная программа «Играй, смекай, угадывай!»

-способствовать развитию вниман ия, логического мышления,

  • учить разгадывать ребусы,
  • воспитывать чувство товарищества,  взаимопомощи

18

Литературная игра по творчеству Шарля Перро.

-прививать любовь к литературе,

-развивать психические процессы внимание, мышление, речь)

19

Игра «Там на неведомых дорожках»

-вспомнить некоторые сказки,

- побуждать к чтению народных и сказок,

-расширять словарный запас, при речи

20

История появления денег. Тематическое занятие.

-способствовать расширению крузора.

-развивать познавательную активность

21

Викторина «Мир, в котором мы живем»

-способствовать расширению крузора,

-актуализация знаний по предмет мир»

22

Турнир Юных Эрудитов.

-развивать внимание, наблюдательность,  логическое мышление,

-формировать познавательную активность

23

Игра-соревнование «Умники и умницы».

-развивать сообразительность, смекалку,

-развивать устную речь,

-воспитывать чувство товарищест ва, взаимопомощи

24

«Турнир смекалистых».

-развивать наблюдательность, сообразительность, логическое м смекалку,

-развивать устную речь

25

Конкурс «Её величество – математика».

-прививать интерес к точным наукам,

-формирование общеучебных умений,

-развивать речь, внимание, мышл ение, воображение

26

Час занимательной математики.

-прививать интерес к точным наукам,

- развивать наблюдательность, внимание,  сообразительность, логическое м смекалку,

-развивать устную речь

27

Игра-путешествие «Необитаемые острова» (ко Дню смеха).

-углублять знания детей о растительном и животном мире,

- развивать воображение, память

28

Игровая программа «Летим в космос».

-расширить знания детей о космонавтике,

-развивать познавательную активность

29

КВН «Во саду ли, в огороде

». -развивать интерес к садово

-огородному делу,

-развитие устной речи, чувства юмора,

- воспитывать любовь к природе

30

Час игры «Путешествие во времени».

-расширять представление детей о времени

31

Викторина «Удивительные превращения».

-способствовать расширению кругозора детей,

-развивать логическое мышление

32

Конкурс рисунков «Этот День Победы!»

-воспитывать чувство патриотизма,

-развивать творческие способности,

-учить детей выражать свои мысли и чувства посредством рисунка,

-формировать умение защищать свой рисунок или проект

33

Весёлая викторина о профессиях.

-развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-способствовать подготовке к выбору

34

Итоговое занятие «Летний карнавал». Диагностика познавательных процессов младших школьников

-способствовать сплочению детского коллектива,

-развитие мышления, воображения,

-диагностика познавательных процессов младших школьников

 

4 класс

Дата

Тема по программе

Цели

1

Организационное занятие. Ситуационные упражнения в стихах «Я в школе».

-расширить кругозор,

- прививать любовь к знаниям,

2

Игра «Внимание: дорога!».

-закрепить знания детей дорожного движения,

-развивать устную речь

3

Игра «Продолжи логическую цепочку»

-развивать  логическое мышление

4

«Забытые профессии». Познавательная игра.

-формировать познавательную активность

5

Словесные раскопки. История  возникновения слов.

-прививать любовь к родному языку

6

«Занимательная геометрия». Интеллектуальная игра.

-развивать у учащихся способности,

-систематизировать знания о  геометрии

7

В гостях у любимой книги. Экскурсия в библиотеку.

- расширять кругозор

8

Конкурс рисунков «Моя планета».

-формирование экологи экологической культуры

- -развивать умение защищать  проект

9

Шарады. Ребусы. Составление анаграмм.

- учить составлять ребус

10

Турнир смекалистых.

-расширять кругозор детей

11

Как они пишутся? Знакомство с орфографическими словарями.

-способствовать обогащению  запаса детей,

-учить работать с источниками

12

Шкатулка с богатствами русского языка. Познавательная игра.

-воспитывать уважение  к  языку,

-развивать речь, воображение

13

Литературный кроссворд.

-учить составлять кроссворд,

- развивать логическое мышление

14

Математические головоломки.

-развивать интеллектуальные способности

15

«Сочини математическую сказку». Творческий конкурс.

-развивать творческое  воображение

16

Эти забавные животные. Познавательная игра.

-прививать чувство ответственности,

-расширять знания о животных

17

Игра на внимание «Вставь нужное слово».

-способствовать развити я

логического мышления

18

Литературная игра «Путешествие в мир детской литературы».

-прививать любовь к литературе,

- развивать психическое внимание, мышление.

19

Можно ли сломать язык? Знакомство со словарем С.И.Ожегова

-обогащать словарь

20

«В космическом пространстве». Просмотр видеоматериалов.

-способствовать расшир ению

в области космоса,

-формирование познавательной активности,

-развитие речи учащихся

21

Весёлая геометрия. Задания в стихах.

- актуализация знаний

22

Загадки природы. Викторина.

-развивать внимание, на логическое мышление,

-формировать познавательной активности

23

Потерянное слово. Игра.

-развивать сообразительности,

 мышление, внимание,

-развивать устную и письменную речь

24

Веселый диктант на внимание.

-развивать внимание, с логическое мышление

25

Математические загадки.

-учить устанавливать простые

 связи,

-формирование логического мышления

26

«По следам событий». Сочинения- миниатюры

-учить устанавливать простые  связи,

-развивать письменную речь

27

Моя родословная. Мини-проект.

-учить составлять план,

-учить умению работать  с информаций

28

«Космос сегодня». Мини-проект.

-расширить знания,

-учить добывать знания информации,

29

«Мир вокруг нас». Викторина.

-воспитывать любовь к природе и охране окружающей среды,  

-развивать устную речь,

-актуализация знаний об охране окружающей среды

30

«Кто лучше знает падежи?». Интеллектуальная игра.

-формирование познавательной активности, развитие психических процессов,

-прививать общеучебные умения и навыки,

-формирование интереса к изучению русского языка

31

«Рождается внезапная строка». Речетворческий тренинг.

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся,  

- развивать психические процессы (память, внимание)

32

«Мои знаменитые земляки». Минипроект.

-расширение знаний об истории города, известных людях города,

- учить добывать знания из источников информации,

-учить систематизировать полученные знания, правильно их оформлять

33

«Умники и умницы». Интеллектуальная игра

-развивать внимание, сообразительность, логическое мышление, смекалку,

-развивать чувство товарищества и взаимопомощи

34

Итоговое занятие кружка.  

-подвести итоги работы кружка за год,

-награждение активистов,

-диагностика познавательных процессов младших


ⅤⅡ. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Программно-нормативное обеспечение

-Федеральный        государственный        образовательный        стандарт        начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования РФ № 373 от 06.10.2009 г.

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

  1. Методические пособия для учителя

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения.
  2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система

заданий. В 2-х ч./ М.Ю.Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения).

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от

действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения).

  1. Нежинская О.Ю. Занимательные материалы для развития логического мышления. Волгоград. 2004г.
  2. Никольская И.Л. Гимнастика для ума. Москва, «Экзамен», 2009г.
  3. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов- наДону.2008г.
  4. Холодова О.А. Юным умникам и умницам, пособия для учащихся. Москва.

«Рост», 2011г.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.

9. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. М., Просвещение, 2010 г.

3.Техническое обеспечение

Компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов,  духовно - нравственное направление -  кружок "Школа вежливых наук"...