Воспитание младших школьников на примерах подвигов святых и героев России в рамках урочной и внеурочной деятельности
статья

Грачева Наталия Витальевна

В статье представлен опыт работы по формированию базовых ценностей у подрастающего поколения на основе обращения к подвигам святых и героев России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

XX муниципальные Рождественские образовательные чтения.

Выступление по теме:

«Воспитание младших школьников на примерах подвигов святых и героев России в рамках урочной и внеурочной деятельности»

Подготовила: учитель начальных классов

                 МОУ Самарской СОШ

                          Грачева Наталия Витальевна

8 декабря 2023 г.

В последнее время очень популярным стало проведение различных тематических социологических опросов, исследований, мониторингов. Данные исследования, конечно, не могли обойти стороной такую важную область как воспитание подрастающего поколения.

  В ходе проведения опросов и анализа полученных данных были выявлены те базовые ценности, которые ставит сегодня на первое место молодежь  

                             

На первом месте – Здоровье.

 На втором месте - Качественное жильё

За ним следует - Семья

Четвёртую строчку рейтинга занимают - Деньги, материальные блага

 На пятом месте - Безопасность

Шестую строчку хит-парада базовых ценностей занимает - Возможность получить высокооплачиваемую интересную работу

На седьмом месте - Друзья

И последняя в списке - Любовь к Родине

      Я позволю себе далее процитировать слова отца Тихона, архимандрита Тихон (Шевкунов), наместника московского Сретенского мужского монастыря, который говорил: «Ничто не настораживает нас? Если главные ценности молодёжи на сегодня действительно таковы, то положение весьма и весьма проблемное.  Ведь если перевести эту иерархию ценностей с социологического языка на русский, то мы услышим: «Обеспечьте мне качественное образование, высокооплачиваемую работу, безопасность, достойное жильё, всё, для поддержания здоровья, и тогда мы с моими друзьями будем любить Родину».

    Вот эти базовые ценности уже сформированы сегодня, продолжать их взращивать нет смысла. Так какие же тогда высшие ценности должны мы воспитывать у подрастающего поколения?  Что же это за высшие ценности? «Это милосердие, доброта, мужество, жертвенная любовь к людям и Отечеству, мудрость, верность, бескорыстие, справедливость, скромность. Все эти качества так хотят видеть большинство родителей в своих детях! Забвение и непонимание значимости этих ценностей приводит к трагическим последствиям, к разрыву между поколениями и людьми. Именно их воспитание и культивирование должно стать предметом молодёжной политики» - утверждал отец Тихон.

     Но только вот вопрос в том, как воспитывать эти качества? Никакие наши доклады, морали, нравоучения и проповеди здесь совершенно не работают, более того, они вызывают у молодёжи отторжение и стойкую аллергию. Так как же воспитывать в наших детях нравственные ценности? Вопрос остаётся.

Отец Тихон указал конкретный путь. И этот путь – воспитание на примере героев.

     Человеку свойственно стремление к идеалу. Герои боевиков, участники телевизионных шоу, представители шоу-бизнеса, миллионеры, блогеры – идеалы молодёжи сегодня. Но могут ли они стать истинным идеалом? Что они несут в свое душе и в чем их сила? На эти вопросы ответить сложно, иногда – невозможно. Сегодня подражание имеет цель – популярность, известность. Истинный идеал не ищет славы, способен осветить всю жизнь человека, изменить ее, наполнить смыслом, вдохновить на дело, полезное обществу и окружающим, воодушевить. Именно таким идеалом является герои истории нашего Отечества. И это не случайно. Ведь   русский патриотизм всегда был глубоко наполнен духовностью. Усвоение учащимися идеи  любови к Родине, воспитание общечеловеческих норм нравственности является одним из важнейших этапов в формировании гражданственности и духовности. Это может достигаться тогда, когда идеи патриотизма к своей стране раскрываются в эмоциональных и очень ярких образах защитников русской земли, вызывают в детях чувство благодарности и сопереживания к защитникам нашей

Родины. Это особенно актуально для младших школьников, у которых преобладает непроизвольное внимание, а восприятие основано преимущественно на эмоциях.

 В связи с этим, обращение к образам русских православных святых и героям России как носителям огромного воспитательного потенциала востребовано современной педагогической практикой. Их героизм, духовный подвиг освещают путь другим людям и могут стать содержанием воспитания в современной школе.

Воспитание младших школьников на примере подвига можно осуществлять через урочную и внеурочную деятельность

В начальной школе богатым воспитательным потенциалом обладают уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки, основы православной культуры

  На этих уроках образ русского православного святого  раскрывается растущему человеку, как образ духовной мощи и способности противостоять миру, а не как умилительный, принимающий смиренно все несправедливости мира. Смирение – это высшая правда христианства, но это не следствие слабости, а наоборот явление духовной силы человека. Именно в этом качестве и необходимы сегодняшним школьникам образы русских православных святых. Таким образам они захотят подражать, соотносить свою жизнь с их жизнью. Русские православные святые осознаются национальным сознанием как лучшие люди России. Школьникам необходимо показать, что они действительно лучшие по уму, по талантам, по мужеству, по человечности, по духовной силе. Таковы были Сергий Радонежский, Симеон Верхотурский, Александр Пересвет, Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Федор Ушаков, княгиня Елизавета Федоровна Романова и многие другие.

У нас много святых, которых после смерти причислили к лику святых за заслуги перед Русью. Например, Александр Пересвет, Александр Невский. Жизнь Александра Невского была наполнена опасностями, сражениями. Он радел за православную веру. Его знаменитая формула “Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет” как нельзя точно отражает дух русского народа и православия: не воинственный по сути, но готовый к обороне. За этот подвиг самоотверженного служения и получил Александр Невский в народе великое звание “Святой».  Но и по сей день есть герои, святые новомученики земли Российской, например, Евгений Родионов. Чеченские головорезы убили Евгения 23 мая 1996 года - в праздник Вознесения Господня, в чеченском селении Бамут.Они предложили ему сменить веру, но Юноша предпочел смерть, чем снять с себя православный крест. Подвиг Евгения показывает, что даже перед угрозой смерти надо оставаться верным своим истокам, своей вере, своим корням.

На примерах жизни святых педагог может показать школьнику красоту подвига служения Господу, Отечеству и людям на примере жизни святых можно на занятиях ОРКСЭ. Изучая такие темы модуля «Основы православной культуры»,  как  «Подвиг»,  «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству», дети знакомятся с жизнью святых, их духовной силой и подвигами. Особенно интересно и убедительно это происходит, когда младшие школьники изучают эти темы не по учебнику, в живом общении со священнослужителями. В этом плане наша школа поддерживает тесную связь с Храмом Иоанна Богослова п.Куркино. Дети посещают храм, а отец Алексей является частым гостем таких занятий, за что ему огромное спасибо.

В начальной школе мы часто встречаемся с темой подвига  в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это связано с тем, что с древних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ героя, богатыря и родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины.

Героические образы литературных произведений, изобразительного искусства, музыки имеют много общего. Но при этом каждое из них отличается своеобразием, спецификой выразительных средств, особенностями композиции и формы.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме героизма, к теме защиты Родины. Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства

Сегодняшний урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в культуру, цель которого – литературное и нравственное развитие, формирование читательских умений и навыков. Здесь ученик должен получить не только основы литературного образования, но и основы нравственного развития.

 Важным моментом этого процесса являются чувства, эмоции, которые заставляют человека подражать тому, что нравится, и не делать того, что не нравится. На этих уроках дети, изучая летописи, былины, жития святых,  знакомятся с настоящими героями.

Учащиеся изучают такие былины, как «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Ильины три поездочки», «Илья Муромец выходит на свободу», «Садко» (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок), «Житие Сергия Радонежского» (отрывок).            

  В былинах отразилась борьба русского народа с завоевателями и вера в свою богатырскую силу. Так же, как и картины, изображающие героев - богатырей, былины заставляют младших школьников помнить своих героических предков, переживать, испытывать чувство гордости за свою Родину, чувство уважения к ее прошлому, желание защищать родную землю.

   На уроках литературного чтения дети знакомятся с такими произведениями, как:

Н.Кончаловская «Слово о побоище ледовом» (4 класс)

А.Старостин «Куликовская битва»

Р.Рождественский «Реквием»

А.Приставкин «Портрет отца» и многие другие.

  В процессе изучения  подобных произведений у детей возникает собирательный образ настоящих героев Отечества.  Александр Невский, Михаил Кутузов, Александр Суворов, Дмитрий Донской, с именем которого неразрывно связано имя великого русского святого Сергия Радонежского – все они пример мужества, героизма, справедливости и безграничной любви к Родине, своему народу и по праву считаются героями русского народа, почитаются как защитники Отечества и православия. Многие причислены к лику святых. Знакомство младших школьников с их жизнью, поступками, отношением к себе и другим людям, подвигами во имя Родины помогает детям прочувствовать, пропустить через себя их яркие образы.

Более подробно об подвигах учащиеся знакомятся на уроках окружающего мира

   Большую роль в воспитании на примере героев играют уроки изобразительного искусства и музыки.

Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении – тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.

Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх «Иван Сусанин», «Князь Игорь»;в оратории «На поле Куликовом». 

Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со “степью”, описанные неизвестным автором в “Слове о полку Игореве”. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).

Героическая тема отразилась и в оперном жанре. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», в которой подвиг русского крестьянина из  Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

               «Военно-патриотическая тематика, тема героев наиболее ярко проявилась в композициях В.В. Верещагина, М.Б. Грекова, В.И. Сурикова, А.А. Дайнеки, П.Д. Корина, Кукрыниксы (известное творческое содружество трех художников: М.В. Куприянова, П.Н. Крылова и Н.А. Соколова)».

Произведения изобразительного искусства прекрасно дополняют и делают более интересной и запоминающей  работу над образом героя, которая ведется на уроках литературного чтения, музыки, окружающего мира. Иными словами, в начальной школе воспитание на примере подвига героев целесообразно проводить интегрировано, охватывая одновременно несколько предметных областей.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

      Работа по воспитанию младших школьников на примере героев в нашей школе осуществляется и во внеурочной деятельности.

В школе уже много лет функционирует школьный краеведческий музей под руководством Нахман Т.В. На базе музея проводятся экскурсии героической тематики: «Герои земли Куркинской», «Наши славные земляки», «Поле Куликово –поле славы», «Участники войн в Чечне и Афганистане».

    Также учащиеся частые гости Районного краеведческого музея. Экспозиции музея, посвященные военным, героическим страницам летописи нашего района, его героям всегда вызывают неподдельный интерес у ребят, особенно если слышат имена  своих родственников.

Традиционно проводятся Линейки Памяти, посвященные памяти ученика нашей школы Сидякова Бориса, погибшего в Чечне. В этом учебном году была проведена линейка, посвященная памяти Курилкина Сергея, участника СВО, посмертно награжденного орденом Мужества.

Проводятся встречи с  участниками боевых действий, тружениками тыла.

Уже второй год в рамках внеурочной деятельности «Разговоры о важном» младшие школьники узнают о пионерах-героях, героях Великой Отечественной войны, подвиге жителей блокадного Ленинграда, а также о людях разных профессий, совершающих ежедневный подвиг в своей трудовой деятельности: врачах, летчиках, сотрудников полиции  и др. Эти занятия формируют у школьников гордость за Россию, наш народ и подвиги героев военного и мирного времени.

        Регулярно в школе проходят киноуроки. Детям для просмотра и последующего осмысления и обсуждения предлагаются фильмы, нацеленные на воспитание у школьников духовно-нравственных качеств личности, Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения.  «Наследники Победы», «Лошадка для героя», «Ванька адмирал» и др.  После обсуждения фильма организуется  Социальная практика — коллективный созидательный труд по инициативе школьников, который  закрепляет нравственное качество, побуждает к дальнейшему его проявлению.

        Активное участие в социально-значимой деятельности после проведения школьных и классных мероприятий соответствующей тематики доказывает понимание и осознанное отношение к подвигу. Так учащиеся начальной школы в силу своих возможностей стараются поддержать наших земляков, принимающих участие в освободительной операции на Украине. Дети писали письма солдатам, готовили поздравительные открытки, собирали жестяные банки для изготовления окопных свечей, приносили продукты для посылок.

    Традиционным стало проведение Фестиваля военно-патриотической пени «Память жива!», к которым дети готовят костюмы, декорации, разучивают песни военных лет, о героях, их подвигах. Каждый ребенок очень ответственно относится к этому мероприятию, старается быть достойным памяти славных предков.

    Учащиеся начальной школы участвуют в митингах 23 февраля и 9 мая. Все вспоминают подвиг наших земляков, возлагают цветы к обелиску.

Дети вместе с родителями участвуют в акции «Бессмертный полк», «Окна Победы»

  Библиотекарем школы Иконской Н. А. организуются выставки художественной литературы, воспевающей подвиги русского народа в разные времена. Особенно произвело большое впечатление на ребят рассказы о юных героях. Имена Вали Котика, Зои Космодемьянской, Саши Чекалина надолго останутся в их сердцах.

  Есть герои, в том числе и дети и в современной жизни. О них также говорим на классных часах в начальной школе и подводим итог, что в жизни всегда есть место подвигу. Даже в мирное время, вокруг нас находятся люди, и им, возможно, нужна наша помощь.

    Закончить своё выступление я хочу словами отца Тихона: «Вот уже два десятилетия у нас ищут национальную идею. Пока остановились на том, что это патриотизм. Конечно же, оно так, но любые окончательные формулировки всегда ограничены и уязвимы, почти всегда досадно идеологизированы. Такие формулировки неизбежно меняются в зависимости от изменений то государственного строя, то направления политики. Но есть вечные и высшие ценности и человеческие качества, - такие, как вера, честь, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, труд в раскрытии талантов, данных человеку Богом, жертвенность, доброта, любовь к людям, любовь к своему Отечеству и верность ему. Не формула национальной идеи, а люди, воплощающие в себе эти лучшие и преемственные в нашей тысячелетней истории духовные качества, и выражают собой цель и национальную идею России. Да и народ по большому счету никогда не формулирует свою национальную идею, но зато безошибочно определяет ее носителей».      Я желаю вам, чтобы все вы стали героями для своих учащихся, чтобы на вашем личном примере они усвоили  главные ценности нашего народа. Ведь личный пример – это лучшее средство воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Воспитание младших школьников на примере жития святых

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию,...

«Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах».

Обобщение опыта на тему «Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах»....

«Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах»

laquo;Воспитание на примерах подвигов святых и героев России на уроках основ религиозных культур и светской этики в 4 классах» презентация...

Воспитание младших школьников на примерах подвигов святых и героев России в рамках урочной и внеурочной деятельности

В статье представлен опыт работы по формированию базовых ценностей у подрастающего поколения на основе обращения к подвигам святых и героев России....