Воспитание младших школьников на примере жития святых
статья по теме

Младшие школьники с удвольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакмятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию,любви к родителям, любви к животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_dokladov_12-go_vserossiyskogo_internet-pedsoveta.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник докладов 12-го Всероссийского интернет-педсовета

«ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 НА ПРИМЕРЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ»

Пузина Наталья Николаевна, МБОУ ХМР НОШ п.Горноправдинск, учитель, ХМАО «Югра»

Аннотация

Приступая к процессу воспитания, необходимо, прежде всего, спросить себя, какова его цель. Что мы хотим получить в конечном результате? Какого человека вырастить?

       Детский возраст, как учат святые отцы и, в частности, Святитель       Иоанн Златоуст, характеризует тяга и любовь к святости, которая с годами под воздействием различных страстей пропадает. А это значит, что если мы упустим в своей практике детский возраст,  то в впоследствии человек в принципе обречен на унылое существование. Вот почему так важно обращаться вместе с детьми к житиям святых, и воспитывать на их примерах.

Сегодня во многих регионах России предмет «Основы православной культуры» (есть и другие варианты в названии предмета) уже введен в региональный компонент учебного плана. Имеются тысячи российских школ, где по просьбе родителей этот учебный предмет присутствует в расписании уроков на правах школьного компонента базисного содержания образования.

По данным социологических исследований, около 80 процентов россиян считают себя православными. Более точно интерпретируя эти данные, можно сказать, что мы живем в православной стране, где подавляющая часть граждан крещена, но не просвещена.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, народные традиции, поэтому без изучения основ Православия невозможно понимать смысл и многих литературных и музыкальных произведений, художественных полотен, невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком – невозможно любить Россию, не зная того, что находиться в генетической памяти народа.

Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых и героев отечественной истории. Понимание феноменов христианской культуры как отражающих идеал святости был доступен в дореволюционной России ребенку любой среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Без восстановления в содержании школьного образования материалов, раскрывающих духовную основу русской истории, понимания в ней феномена святости невозможно решать задачи нравственного воспитания подрастающих поколений. До настоящего времени из школьных учебников дети лишены возможности узнать о духовной основе героических действий Александра Невского и Дмитрия Донского, которые являются не только русскими князьями, но и святыми благоверными  Русской Православной Церкви, преподобного Сергия Радонежского, называемого игуменом земли Русской, воинов-схимников Пересвета и Осябли и других выдающихся личностей русской истории, воплотивших в своей жизни идеал святости.

Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждается в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

При подборе материала для занятий необходимо учитывать психологические особенности школьников.

В связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, а также их восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те события из житий святых, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию. Младшие  школьники с удовольствием слушают рассказы о детстве святых. С большим интересом знакомятся они с житием Сергия Радонежского. На примере жития этого святого можно учить детей терпению, старанию, послушанию, любви к родителям (например, когда те просят его остаться дома и ухаживать за ними в старости вместо того, чтобы жить в монастыре). А любовь к животным оказалась  сильнее страха и у него появился друг Миша, которому он отдавал последний кусок. И даже став игуменом, преподобный оставался таким же, каким был – тихим, кротким, работящим…

Так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован прием словесного иллюстрирования.

Опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для проведения урока различные репродукции, презентации, а также иконы.

Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках задавать вопросы на установление логических связей событий и поступков. Для этого можно ставить, например такие вопросы: что побудило этого человека так поступить? К чему это могло привести?

От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России – зависит не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкрепленного личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье.

В воспитании подрастающего поколения на примере святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Они являются для нас образцом любви к человеку и в человеке. Кроме того, этот пример – надежная прививка против заражения детского сознания фетишизма и идолам либерального общества. Ведь святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих. Своей жизнью святые показали, к какой духовной красоте призван и способен человек. Кроме того, в их житиях мы находим глубоко духовное объяснение важнейшего вопроса – веры во Христа. А что может быть важнее для человека, чем жизнь по вере и совести. Закончить хотелось бы цитатой святителя Иоанна Златоуста: «Памятникам святых служат не только могилы, гробницы,… столбы и надписи но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть».

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Е.И. Смольникова, «Я иду на урок в начальную школу», Москва, «Знаки», 2006.
  2. Л. Л. Шевченко, «Православная культура», Москва, Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, ...

Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочное время в контексте ФГОС на примере программы факультатива « Юный экскурсовод».

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся. Программа "Юный экскурсовод" позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающийся потенциал младшего школьника. Кроме то...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)

Формирование  этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...

Патриотическое воспитание младших школьников на примерах российского военного прошлого на уроках и во внеурочное время клуба «Юные патриоты» ТЕЗИСЫ

Патриотическое воспитание младших школьников – это та объединяющая сила, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Это поколение будет ...

Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы

  Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания....