Урок русского языка на тему: "Имя собственное. Города-герои"
методическая разработка (2 класс)

Романова Надежда Сергеевна

Урок русского языка на тему: "Имя собственное. Города-герои". 2 класс. Комбинированный урок с применением технологий проблемного и дифференцированного обучения, здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе на тему:

 Собственные имена существительные. Города-герои.

Цель урока: показать функциональное различие между именами собственными и нарицательными; формировать умение употреблять заглавную букву в именах собственных; развивать коммуникативную деятельность при ответах на уроке и работе в группах.

Формирующиеся ценности: историческая память, справедливость, преемственность поколений, патриотизм.

Задачи:

  1. Обучающая: расширить знания о городах-героях;  
  2. Развивающая: сохранять память о подвигах участников Великой Отечественной войны;
  3. Воспитывающая: воспитание патриотизма, чувства долга и чести, уважения к героям.

Планируемые результаты

Личностные: внутренняя позиция, самосознание.

Метапредметные:

познавательные: повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора, развитие логического мышления; 

коммуникативные: участие в диалоге с учителем, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, участие в обсуждении предложенных проблем, высказывание своих мнений и суждений;

 регулятивные: принятие учебной задачи, планирование (в сотрудничестве с классным руководителем) необходимых действий и операций, работать с информацией: сравнивать и анализировать, делать выводы на основе представленного материала.

Применяемые технологии: технология сотрудничества, ИКТ технологии.

Методы обучения.

Классификация по типу познавательной деятельности:

-информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти учащихся)

-частично-поисковый (эвристический) (добыча знаний самостоятельно учащимися, организация и поиск новых знаний с помощью разнообразных средств: учащиеся рассуждают, решают познавательные задачи, создают и анализируют проблемные ситуации, обобщают, делают выводы)

Традиционная классификация:

- практический, наглядный: демонстрация, наблюдения.

- словесный: объяснение, рассказ, беседа.

Средства обучения:

- набор демонстрационных плакатов Города-герои. (Ими оформлен класс.)

- демонстрационные карточки с названиями городов.

- презентация к уроку

- видеоматериал к уроку: МультиРоссия. Города-герои.

- наборы заданий для групповой работы.

- Физическая карта России.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.

Детям предлагается прописать «бордюр» из чередующихся строчных букв гптр (Безотрывное письмо целой строки) и записать словарные слова.

гптргптргптргптр

город     Москва    герой     крепость

- Поработаем более внимательно и подробно со словами. Что общего можно заметить в словах? (Ответы детей: двусложные слова, словарные, имена существительные)

- Какие слова могут быть лишними? Почему? (Ответы детей: Москва – имя собственное и гласная на конце слова, герой – одушевленное сущ,.)

3. Выведение темы урока.

- Ребята, тему сегодняшнего урока вам подскажет лишнее слово. (Имя собственное). Два другие слова подскажут о каких именах собственных пойдет речь? (Города-герои) (Учитель открывает на доске запись темы урока)

Обозначение учебной задачи.

- Дети, сформулируйте учебные задачи на сегодняшний урок.

1) Узнать, какие города относятся к городам-героям.

2) Учиться правильно писать названия городов.

3) Узнать интересные факты о городах.

4. Основная часть.

- Объясним значение слов город и герой с помощью толкового словаря С.И. Ожегова. (Один учащийся находит данные слова в словаре и зачитывает их толкования)

- Составим список городов с помощью презентации и демонстрационных карточек.

http://image.slidesharecdn.com/random-140506105518-phpapp01/95/-3-638.jpg?cb=1399391805

Какое правило надо помнить?

(Москва, Киев, Минск, Ленинград, Волгоград, Мурманск, Севастополь, Керчь, Одесса, Тула, Новороссийск, Брестская крепость, Смоленск.)

- Подчеркните заглавную букву в именах собственных. Посчитайте, сколько городов мы записали? Города каких государств удостоены звания города-героя? (Ответы учащихся и запись предложения: Россия, Украина и Беларусь – это братские страны.)

- Какой город из списка вам особенно роднее? Почему?

- Составим предложения о малой Родине.

Мы живем в Тульской области. Тула – город-герой. Я горжусь своей Родиной.

(Демонстрируется слайд с фотографией ребят и рисунками медали «Золотая Звезда»)

 

- Ребята, вспомните какое событие мы отмечали? (80-летие героической обороны Тулы и 45-летие со дня присвоения Туле почетного звания «Город-герой»)

- Что мы рисовали? Какой знак отличия присвоен всем городам-героям? (Запись и работа с предложением)

Медаль «Золотая Звезда» - знак отличия городов-героев. http://ordenrf.ru/upload/novosty-info/medal-gorod-geroy.jpg

5. Просмотр видео: Мульти Россия. Города-герои.

- Какие города в этом фильме упоминаются? (Санкт-Петербург, Волгоград, Москва, Мурманск, Смоленск)

- Какие названия городов вы не увидите на карте России? (Ленинград и Сталинград) Как они называются сейчас? (Санкт-Петербург и Волгоград)

6. Групповая работа.

C:\Users\roman\Downloads\5372813678967114416.jpgКласс делится на три группы.

Учащиеся групп выбирают конверты с заданием. Три конверта. Белый. Синий. Красный.

Задание в белом конверте:

C:\Users\roman\Downloads\5372813678967114412 (1).jpg

1. Расположите названия городов-героев в алфавитном порядке.  (Брест, Волгоград, Керчь, Киев, Ленинград, Минск, Москва, Мурманск, Новороссийск, Одесса, Севастополь, Смоленск, Тула.)

Задание в синем конверте:

C:\Users\roman\Downloads\5372813678967114410.jpg

2. Собери пословицы о героизме.

Герой умрет, а имя его живет.

Родина – Мать, умей за нее постоять.

Наш народ – герой, ходит на врага стеной.

Где герой пал, там курган встал.

Тот герой, кто за Родину горой.

C:\Users\roman\Downloads\5372813678967114408.jpgЗадание в красном конверте:

  1. Обозначь на физической карте России города-герои. (Детям выдается физическая карта России с наклеенными красными звездочками и наклейки с названиями городов-героев. Ребята наклеивают названия в соответствии со звездочкой города) 

  1. Обсуждение групповой работы. Каждая группа презентует свою работу.

1)Таблички с названиями городов ребята на доске располагают в алфавитном порядке.

2) Чтение пословиц и объяснение смысла.

3)  Вывешивается карта с результатом работы группы.

 

8. Заключение.

Рефлексия.

 Викторина.

  1. Скольким городам присвоено звание героя? (12 городов и 1 город-крепость)
  2. Назовите самый северный город-герой. (Мурманск)
  3. Город на Волге, где в 1942 году решалась судьба ВОВ. (Сталинград – Волгоград)
  4. Этот город продержался в блокаде 900 дней и ночей. (Ленинград)
  5. Этот город имеет звание «герой» уже 45 лет. (Тула)
  6. За что присваивалось звание «Город-герой»? (За героизм и мужество защитников города во время Великой Отечественной войны.)

Урок заканчивается чтением отрывка стихотворения

(Читает ученик класса)

Звезда героя за победу

На красном поле, - слава, честь.

Она горит, и пусть все знают,

Защитники в России есть!

Новороссийск, Одесса, Киев,

Минск, Мурманск, Сталинград, Москва,

И Крепость Брестская с Смоленском –

Герои - братья города.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Города-герои

Слайд 2

ГОРОД-ГЕРОЙ МОСКВА За заслуги перед Родиной 8 мая 1965 г ода городу Москве присвоено почетное звание « Город - герой »

Слайд 3

ГОРОД-ГЕРОЙ КИЕВ Подвиг Киева увековечен в присвоении ему звания Города - Героя 8 мая 1965 года .

Слайд 4

ГОРОД-ГЕРОЙ МИНСК В 1974 году Минск получил звание « Город - герой ».

Слайд 5

ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД Ленинград получил звание «Город-герой» 8 мая 1965 года

Слайд 6

ГОРОД-ГЕРОЙ СТАЛИНГРАД ныне ВОЛГОГРАД Звание « Город - герой » присвоено 8 мая 1965 года

Слайд 7

ГОРОД-ГЕРОЙ МУРМАНСК Город Мурманск получил звание « Город - Герой » 6 мая 1985 года

Слайд 8

ГОРОД-ГЕРОЙ СЕВАСТОПОЛЬ Городом - героем Севастополь стал 8 мая 1965 года

Слайд 9

ГОРОД-ГЕРОЙ СМОЛЕНСК Смоленску присвоено почетное звание «Город-герой» 6 мая 1985 года

Слайд 10

ГОРОД-ГЕРОЙ ОДЕССА За массовый героизм её защитников Одессе присвоено звание " Город - герой » 8 мая 1965 года .

Слайд 11

ГОРОД-ГЕРОЙ НОВОРОССИЙСК 14 сентября 1973 года Новороссийску было присвоено почетное звание « Город - геро й »

Слайд 12

ГОРОД-ГЕРОЙ ТУЛА Город Тула получил звание « Город - Герой » 7 декабря 1976 года .

Слайд 13

ГОРОД-ГЕРОЙ КЕРЧЬ Город Керчь получил звание « Город - Герой » 14 сентября 1973 года .

Слайд 14

БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ 8 мая 1965 года крепости было присвоено почетное звание « Крепость - герой ».

Слайд 16

Город - Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.

Слайд 18

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Имена собственные"

Открытый урок в 1 классе по учебнику М.С.Соловейчик...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс.

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА по теме: Имена собственные. 2 класс....

Урок русского языка по теме "Имя собственное"

Цель урока:  Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы. Планируемые результаты (предметные):Учащиеся научаться распознавать имена собственные; писать имена собственные с...

презентация к уроку русского языка по теме "Имена собственные"

Презентация создана на основе конспекта и используется  в течение урока, т.к. направлена на формирование у учащихся контрольно-оценочных действий. Содержит яркие иллюстрации с элементами анимации...

Презентация к уроку русского языка по теме "Имена собственные. Географические объекты"

Презентация к уроку русского языка по УМК "Школа России" для 2 класса. Урок проводится в форме автобусной экускурсии, в процессе которой обучающиеся знакомятся не только с правописанием имён собствены...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...

Методическая разработка урока русского языка по теме : «Имя собственное» (1 класс)

Предлагаю Вашему вниманию методическую разработку урока русского языка по теме "Имя собственное" (1 класс). Данный урок создан в форме урок-пушествие.  Может быть проведен в период праз...