Особенности пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с ЗПР
электронный образовательный ресурс (1, 2, 3, 4 класс)

Журавлева Дарья Васильевна

В данной статье проанализированы особенности  пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2025.docx14.95 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности пространственно-временных представлений детей младшего школьного возраста с ЗПР

Пространственно-временные представления играют фундаментальную роль в когнитивном развитии младших школьников, являясь основой для успешного обучения чтению, письму, математике и ориентации в окружающем мире. У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) формирование этих представлений происходит замедленно и отличается рядом специфических особенностей, что оказывает негативное влияние на их учебную деятельность и социальную адаптацию.

Одним из ключевых отличий является недостаточная сформированность восприятия пространства. Дети с ЗПР часто испытывают трудности в различении право-лево, верх-низ, перед-зад, как на себе, так и на окружающих объектах. Это проявляется в зеркальном письме, трудностях в ориентировании на листе бумаги, неумении правильно располагать цифры при решении математических примеров. Они могут путать направления, не понимать значения предлогов, обозначающих пространственные отношения, таких как "над", "под", "между".  Восприятие глубины и перспективности также может быть затруднено, что влияет на их способность понимать сложные изображения и схемы.

В сфере восприятия времени у детей с ЗПР наблюдается замедленность формирования временных представлений, трудности в понимании последовательности событий, определении длительности временных интервалов и ориентации во времени суток, днях недели, временах года. Им сложно планировать свою деятельность, рассчитывать время, необходимое для выполнения задания, и придерживаться заданного темпа работы. Понимание абстрактных временных понятий, таких как "прошлое", "настоящее", "будущее", также вызывает затруднения.

Интеграция пространственных и временных представлений у детей с ЗПР также нарушена. Им трудно соотносить пространственные параметры с временными, например, понимать, что "быстро" – это перемещение в пространстве за короткий промежуток времени. Это проявляется в сложностях при решении задач, требующих учета как пространственных, так и временных характеристик, например, задач на движение.

Причины этих особенностей пространственно-временных представлений у детей с ЗПР кроются в органических поражениях головного мозга, нарушениях созревания мозговых структур, ответственных за пространственный и временной анализ, а также в недостаточной сформированности высших психических функций, таких как внимание, память и мышление.  Нарушения в развитии речи также играют важную роль, поскольку язык является инструментом для когнитивной организации пространства и времени.

Основными направлениями в обучении в школе являются чтение, письмо и счет. Ранее уже говорилось о большой роли сформированности пространственно-временных отношений у детей в успешном обучении в школе, адаптации к школьной жизни. Поскольку у детей с ЗПР наблюдается снижение практически всех компонентов познавательной сферы, уровень развития пространственных и временных представлений у них так же ниже нормы.

Пространственное восприятие основывается на сложном взаимодействии зрительного и двигательного анализаторов. Именно это взаимодействие у детей с ЗПР опаздывает в своем развитии, зачастую нарушается, что и приводит к отклонениям в ориентировке в пространстве и, как следствие, неправильному формированию пространственных представлений. Помимо этого, ориентировка в пространстве определяется синтезом работы левого и правого полушарий. У детей с нарушенным темпом развития наблюдаются отклонения в межполушарном взаимодействии. Это в немалой степени определяет недостаточную сформированность пространственной функции.

В.В. Лебединский в качестве причин нарушений пространственного гнозиса и формирования представлений о пространстве выделяет недоразвитие предпосылок мыслительной деятельности, недоразвитие зрительных, слуховых и моторных функций. А.Р. Лурия так же источником недоразвития пространственного гнозиса считает нарушения взаимодействия зрительной, слуховой и моторной модальностей. Т.Г. Визель отклонения в пространственной ориентировке объясняет повреждением теменно-затылочных и верхнетеменных областей коры полушарий мозга.

Таким образом, пространственно-временные представления детей с ЗПР можно охарактеризовать как фрагментарные, недифференцированные, неточные, недостаточно систематизированные. По уровню развития они значительно отстают от того же показателя у детей младшего школьного возраста без отклонений в умственном развитии.

Изучение особенностей пространственно-временных представлений у детей младшего школьного возраста с ЗПР имеет важное значение для разработки эффективных коррекционно-развивающих программ, направленных на преодоление этих трудностей и повышение успешности их обучения и социальной адаптации.  Необходимо учитывать, что развитие этих представлений должно осуществляться комплексно, с использованием наглядных пособий, практических упражнений и игровых методов, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста".

Особенности познавательного интереса у детей младшего школьного возраста ....

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТИВНОГО физического ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ»

Материал может быть полезен при проведении занятий адаптивной физической культурой с детьми с ДЦП младшего школьного возраста....

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ БЫТА РУССКОГО НАРОДА

Статья о внеурочной проектной деятельности учащихся начальной школы. Участие в проекте  «Литературный багаж», как условие расширения представлений детей младшего школьного в...

Статья "Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью отсталости"

Познавательная деятельность - одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность. Содержанием познаватель...

Развитие нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы

Статья о развитии нравственных представлений детей младшего школьного возраста средствами художественной литературы...