"Твое здоровье - в твоих руках"
план-конспект занятия (4 класс)

Винникова Виктория Николаевна

Методическая разработка направленная на формирование здорового образа жизни, отказа от курения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvoe_zdorove_-_v_tvoih_rukah.docx58.06 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

__________________________________________________________________

Тематическое направление

«Твоё здоровье – в твоих руках»

__________________________________________________________________

Тема методической разработки

Винникова Виктория Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Малиновская средняя

общеобразовательная школа »

Ачинского района Красноярского края

2023 год

#1055;ояснительная записка

#1058;ематическое направление – физическое воспитание и формирование культуры здоровья.

Тема воспитательного мероприятия – «Твоё здоровье – в твоих руках»

Актуальность

Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране. Курят пожилые и молодые люди, мужчины и женщины. Опрос учащихся нашей школы показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9 – 12 лет, несколько старшеклассников являются активными курильщиками. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек. По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, являются: образ жизни, окружающая среда, наследственность. Следовательно, необходима профилактическая работа по предупреждению табакокурения в младшем подростковом возрасте.

#1062;елевая аудитория –10-11 лет (4 класс).

Первоосновой в формировании культуры здоровья ребенка является семья. В семье «зернышко ЗОЖ» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.

Формирование культуры здоровья осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке негативное отношение к вредным привычкам. В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется. Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.

Цель: способствование формирования негативного отношения к вредным привычкам; формирования умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции;

Задачи:

  • углубить представление детей о вредных привычках;
  • способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку;
  • побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;
  • развивать критическое мышление;
  • воспитывать активную жизненную позицию.

Планируемые результаты:

Формирование у учащихся устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни через обогащение знаний о вреде курения.

Формирование у обучающихся умения выражать отказ оптимальными способами, приобретение навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.

#1060;орма проведения – классный час.

Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.

#1055;едагогическая технология

Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие.

Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:

  • проблемный метод
  • поисковый метод
  • деятельностный метод
  • рефлексия
  • беседа
  • дискуссия
  • дидактическая игра.

#1056;есурсы:

  • Компьютер, проектор, экран для просмотра мультфильма

( ссылка: ) ;

  • Магнитная доска;
  • Карточки со словами, буквы из которых составлена пословица и слово «Никотин»;
  • Кроссворд для каждого ученика;
  • Памятки.

.Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть здоровым человеком, воспитывать активную жизненную позицию; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов здорового образа жизни, а именно: отказ от вредных привычек.

#1054;сновная часть:

Подготовительный этап включает следующие моменты:

  • подбор информационных материалов, включая мультфильм;
  • распечатка кроссвордов, памяток для каждого ученика;
  • распечатка карточек и букв;
  • составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;

Проведение мероприятия по плану.

Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.

Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения. Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.

#1054;кончание мероприятия.

В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.

Приложения:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Презентация.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

«Твоё здоровье – в твоих руках»

(сценарий внеклассного мероприятия)

План:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово.

III. Беседа по стимулированию мотивации.

IV. Основная часть.

V. Рефлексия.

VI. Заключительное слово учителя.

Ход мероприятия:

I. Организационный момент

- Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно, о том, что должно быть у каждого человека и о том, что может лишить человека самого главного.

II. Вступительное слово

- Чтобы вы смогли точно понять, о чем идет речь, разгадайте, пожалуйста, кроссворд и определите ключевое слово.

  1. Утром рано поднимайся,

Прыгай, бегай, отжимайся.

Для здоровья, для порядка

Людям всем нужна …(зарядка)

  1. Вот такой забавный случай:

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.
На полу не видно луж
Все ребята любят … (душ)

  1. Хочешь ты побить рекорд?

Так тебе поможет…(спорт)

  1. Я в подмышке посижу,

И что делать укажу-

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать (градусник)

  1. Через нос проходит в грудь.

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем (воздух)

  1. Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.

По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ: это мой …(велосипед)

  1. Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки

А несут меня не кони,

А блестящие …(коньки)

  1. Чтоб большим спортсменом стать,

Нужно многое узнать.

Вам поможет здесь сноровка

И, конечно, …(тренировка)

Что всего важнее? ... (здоровье)

1.з

а

р

я

д

к

а

2.д

у

ш

3.с

п

о

р

т

4.г

р

а

д

у

с

н

и

к

5.в

о

з

д

у

х

6.в

е

л

о

с

и

п

е

д

7.к

о

н

ь

к

и

8.т

р

е

н

и

р

о

в

к

а

Вы правильно отгадали – это ЗДОРОВЬЕ!

Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.

«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».

Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье. Плохое здоровье, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. Сегодня мы поговорим о том, что может погубить здоровье.

III. Беседа по стимулированию мотивации

Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера». (Приложение 1)

-Как вы думаете, почему подростки начинают курить?

Возможные ответы учащихся:

  • Из любопытства;
  • За компанию;
  • Стремление показать себя «крутым» и взрослым;
  • Слабая воля;
  • Нечем занять досуг;
  • Непонимание опасности курения;
  • «Покурю и смогу бросить»;
  • Не занимаюсь спортом;
  • Влияние рекламы, кино, телевидения;
  • Наличие карманных денег и т.д.

-Знаете ли вы, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?

IV. Основная часть

- Давайте вместе с вами в этом разберёмся. Поможет нам профессор Познавалов. Сейчас вы с героями мультфильма узнаете тайну едкого дыма.

Просмотр мультфильма «Тайна едкого дыма».

Беседа:

- Что вас особенно поразило?

- От чего зубы курильщика становятся жёлтыми? (на них оседает никотин)

- Почему лёгкие курильщика плохо очищаются? (реснички погибают, в них накапливается слизь, в которой селятся микробы и паразиты)

- Иммунная система становится слабой. Как это связано с вирусами? (она не может противостоять вирусам)

-Что содержит в себе табачный дым? (дёготь, токсины, яды)

- Какие изменения происходят в кровеносных сосудах? (отмирают клетки, сосуды закупориваются)

- Что происходит с кожей? (кожа дрябнет, желтеет)

-Какой вывод можно сделать?

Соберите пословицу из букв, которые вы видите на доске:

ТУКИРЬ – ОЗОРВДЮЬ ВРЬТДЕИ (Курить – здоровью вредить)

Работа в парах.

Выберите качества, которые помогут человеку устоять перед соблазном вредных привычек. (Приложение 2)

Благоразумие Самоуверенность

Слабоволие Склонность к подражанию

Любопытство Осторожность

Любовь к спорту Сила воли

Неорганизованность Зависть

Жажда наслаждений Жадность

Трудолюбие Малодушие

Угодничество Раздражительность

Проверка работы в парах.

- Объясните свой выбор.

Вывесить на доску выбранные качества.

Ролевая игра «Умей сказать “нет”». (Приложение 3)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. В группах ученики разыгрывают сценки. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.

Первый диалог приготовили Степан и Саша.

Диалог № 1

Степан: На компьютере играть пойдешь?

Саша: Надо бабушке помогать, я вчера еще обещал, она старенькая.

Степан: Завтра поможешь, пойдем!

Саша: Я сегодня обещал, она ждать будет.

Степан: Очень интересная игра, на один день выпросил. Зря не идешь.

Саша молчит, не зная, что сказать.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?

Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Степан от него отстал. Ведь если Саша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки

сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким

образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы

действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки

зрения, объяснение и настаивайте на нём.

А теперь другой диалог: Кати и Яны.

Диалог №2

Катя: Пойдем ко мне смотреть телевизор?

Яна: Ой, нет, я не могу!

Катя: А почему?

Яна: У меня уроки не готовы.

Катя: Ну и что? Потом доделаешь уроки.

Яна: Мама не разрешает долго играть, а я уже играла.

Катя: А ты не говори, что играла.

Яна: Мама придет с работы, уроки проверит, а они не готовы.

Катя не знает, что еще предложить.

- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?

В этом диалоге Яна настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат

в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы

неуважением к семье Яны. Поэтому диалог прекратился.

Диалог № 3

Сережа: На, кури.

Дима: Не хочу!

Сережа: Кури, за компанию!

Дима: Отстань, кури сам, если хочешь!

Сережа: А что тогда сюда пришел?

Дима: Захотел и пришел.

Сережа: Ну, тогда иди отсюда.

Дима: Не хочу.

- Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Так может вести себя только

человек, уверенный в себе, уважающий себя. Человек, которого уважают в

группе.

- А за что могут уважать? (за спортивные достижения, за силу, за смелость, за то, что хорошо разбирается в чем-то)

-Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять

давлению товарищей? Что нужно ответить, чтобы в твоих руках не оказалось сигареты?

Работа в группах (по рядам).

Обсудите и выберите верный, на ваш взгляд, вариант.

Варианты ответов:

-Просто сказать «нет» без объяснения.

-Отказаться и объяснить причины отказа.

-Отказаться и уйти.

-Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не

буду».

-Не обращать внимания на предложения.

-Постараться объединиться с кем-то.

Выслушивание ответов.

- Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения, вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь 1 сигарета. Каждая затяжка сигаретой поставляет в мозг через лёгкие небольшую дозу никотина.

Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2—3 капли.

Расшифруйте слово НИКОТИН (Нужно выразить все отрицательные воздействия никотина, а также следствия, приводящие к заболеваниям и отрицательным и негативным явлениям)

Пример:

Н – невроз

И – инсульт, инфаркт

К – кашель

О – одышка, отравление

Т – тошнота

И – инвалидность

Н – негативизм

- Давайте обобщим всё и скажем: курение-это……?

Составьте памятку для себя и своих друзей. Дополните карточку нужными словами.

"Почему я никогда не буду курить?»

У меня пожелтеют ____________.

Будет _______________ запах изо рта.

В легких будут накапливаться _______________ вещества.

Я буду кашлять и часто ______________.

Я не смогу заниматься _________________.

У меня будет плохая ___________, и я буду плохо учиться.

#1056;ефлексия

- Какую полезную для себя информацию вы узнали на уроке?
– Сможете ли ВЫ объяснить друзьям и близким, почему курение вредит здоровью?

Ребята, давайте скажем хором:“Наше здоровье – в наших руках!”

VI. Заключительное слово учителя:

Помните, ребята, у вас всегда есть право выбрать то, что будет полезно для вас и отказаться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни навыки.

Приложение 1


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Приложение 2

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:

«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был не приятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:

– да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

– и я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!…

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще…

Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».

Приложение 3

Благоразумие Самоуверенность

Слабоволие Склонность к подражанию

Любопытство Осторожность

Любовь к спорту Сила воли

Неорганизованность Зависть

Жажда наслаждений Жадность

Трудолюбие Малодушие

Угодничество Раздражительность

Приложение 4

Диалог № 1

Степан: На компьютере играть пойдешь?

Саша: Надо бабушке помогать, я вчера еще обещал, она старенькая.

Степан: Завтра поможешь, пойдем!

Саша: Я сегодня обещал, она ждать будет.

Степан: Очень интересная игра, на один день выпросил. Зря не идешь.

Саша молчит, не зная, что сказать.

Диалог №2

Катя: Пойдем ко мне смотреть телевизор?

Яна: Ой, нет, я не могу!

Катя: А почему?

Яна: У меня уроки не готовы.

Катя: Ну и что? Потом доделаешь уроки.

Яна: Мама не разрешает долго играть, а я уже играла.

Катя: А ты не говори, что играла.

Яна: Мама придет с работы, уроки проверит, а они не готовы.

Диалог № 3

Сережа: На, кури.

Дима: Не хочу!

Сережа: Кури, за компанию!

Дима: Отстань, кури сам, если хочешь!

Сережа: А что тогда сюда пришел?

Дима: Захотел и пришел.

Сережа: Ну, тогда иди отсюда.

Дима: Не хочу.

Приложение 5

"Почему я никогда не буду курить?»

У меня пожелтеют ____________.

Будет _______________ запах изо рта.

В легких будут накапливаться _______________ вещества.

Я буду кашлять и часто ______________.

Я не смогу заниматься _________________.

У меня будет плохая ___________, и я буду плохо учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Твое здоровье - в твоих руках

Познавательная спортивная игра...

Твое здоровье в твоих руках

Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"

Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Урок "Твое здоровье- в твоих руках"

Урок "Твое здоровье- в твоих руках" общешкольного проекта гимназии 52 "Будь здоров, гимназист!"....

Твое здоровье в твоих руках

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Твое здоровье в твоих руках"...

Твое здоровье в твоих руках

Этот классный час поможеть развить у детей стремление к здоровому образу жизни...

Конспект мероприятия "Твое здоровье в твоих руках"

Данное внеурочное мероприятие предназначено для учащихся начальных классов. Работа проводится в группах. Представлены следующие виды работ:- кроссворд с загадками;- задание на...