"Твое здоровье - в твоих руках"
план-конспект занятия (4 класс)
Методическая разработка направленная на формирование здорового образа жизни, отказа от курения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.06 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей
на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
__________________________________________________________________
Тематическое направление
«Твоё здоровье – в твоих руках»
__________________________________________________________________
Тема методической разработки
Винникова Виктория Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Малиновская средняя
общеобразовательная школа »
Ачинского района Красноярского края
2023 год
#1055;ояснительная записка
#1058;ематическое направление – физическое воспитание и формирование культуры здоровья.
Тема воспитательного мероприятия – «Твоё здоровье – в твоих руках»
Актуальность
Предупреждение табакокурения обучающихся имеет важное значение для достижения оптимально здорового общества: дети – родители поколения будущего. Подростки знают о вреде курения, однако, друзья в компании, курящие родители, влияние рекламы способствуют широкому распространению курения в стране. Курят пожилые и молодые люди, мужчины и женщины. Опрос учащихся нашей школы показал, что первое знакомство с сигаретой происходит в возрасте 9 – 12 лет, несколько старшеклассников являются активными курильщиками. Также наблюдается устойчивая тенденция распространения курения среди девушек. По данным российских и зарубежных специалистов, среди основных факторов, влияющих на распространение табакокурения, являются: образ жизни, окружающая среда, наследственность. Следовательно, необходима профилактическая работа по предупреждению табакокурения в младшем подростковом возрасте.
#1062;елевая аудитория –10-11 лет (4 класс).
Первоосновой в формировании культуры здоровья ребенка является семья. В семье «зернышко ЗОЖ» посеют, а мы учителя за ним «ухаживаем», формируем его рост и развитие.
Формирование культуры здоровья осуществляется в урочной и во внеурочной деятельности. Ситуация на уроке, изучение того или иного произведения может стать темой классного часа или беседы. Учитель, классный руководитель формирует в каждом ребенке негативное отношение к вредным привычкам. В классе данная форма работы апробирована, успешно реализуется. Данная методическая разработка может применяться при проведении внеклассных мероприятий, общешкольных, в каникулярное время.
Цель: способствование формирования негативного отношения к вредным привычкам; формирования умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции;
Задачи:
- углубить представление детей о вредных привычках;
- способствовать воспитанию отрицательного отношения к табаку;
- побуждать детей к сопротивлению вредным привычкам, учить противостоять давлению сверстников;
- развивать критическое мышление;
- воспитывать активную жизненную позицию.
Планируемые результаты:
Формирование у учащихся устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни через обогащение знаний о вреде курения.
Формирование у обучающихся умения выражать отказ оптимальными способами, приобретение навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
#1060;орма проведения – классный час.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. Ведь это прекрасная возможность непринужденно в неформальной обстановке поговорить с детьми о важном и интересном.
#1055;едагогическая технология
Для достижения планируемых результатов использовались элементы технологии социальных проб, способствующие умению «проектировать себя» в содружестве и взаимодействии с микросоциумом, выстраивать отношения в группе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, сопереживания и творчества, информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие.
Методы и методические приемы, используемые в ходе проведения мероприятия:
- проблемный метод
- поисковый метод
- деятельностный метод
- рефлексия
- беседа
- дискуссия
- дидактическая игра.
#1056;есурсы:
- Компьютер, проектор, экран для просмотра мультфильма
( ссылка: ) ;
- Магнитная доска;
- Карточки со словами, буквы из которых составлена пословица и слово «Никотин»;
- Кроссворд для каждого ученика;
- Памятки.
.Методическая разработка поможет учителю, классному руководителю показать детям, насколько важно быть здоровым человеком, воспитывать активную жизненную позицию; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов здорового образа жизни, а именно: отказ от вредных привычек.
#1054;сновная часть:
Подготовительный этап включает следующие моменты:
- подбор информационных материалов, включая мультфильм;
- распечатка кроссвордов, памяток для каждого ученика;
- распечатка карточек и букв;
- составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
Проведение мероприятия по плану.
Прежде всего, пришедшие на мероприятие ученики, должны быть подготовлены к восприятию данной темы. Это необходимо сделать классному руководителю во вступительном слове. Обстановка в классе должна быть доброжелательной и соответствовать тематике мероприятия.
Ребята должны поддерживать выступающих и создавать атмосферу непринужденного общения. Классному руководителю необходимо внимательно наблюдать процесс восприятия информации детьми, выступлений, и при необходимости корректировать, чтобы подвести школьников к заключительному этапу.
#1054;кончание мероприятия.
В заключении классный руководитель обязан поблагодарить всех слушателей и участников за проявленный интерес к данной теме, предложить ребятам оценить свою работу и сделать самостоятельно выводы.
Приложения:
Сценарий внеклассного мероприятия.
Презентация.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
«Твоё здоровье – в твоих руках»
(сценарий внеклассного мероприятия)
План:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово.
III. Беседа по стимулированию мотивации.
IV. Основная часть.
V. Рефлексия.
VI. Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
- Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами о том, что очень важно, ценно, о том, что должно быть у каждого человека и о том, что может лишить человека самого главного.
II. Вступительное слово
- Чтобы вы смогли точно понять, о чем идет речь, разгадайте, пожалуйста, кроссворд и определите ключевое слово.
- Утром рано поднимайся,
Прыгай, бегай, отжимайся.
Для здоровья, для порядка
Людям всем нужна …(зарядка)
- Вот такой забавный случай:
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
На полу не видно луж
Все ребята любят … (душ)
- Хочешь ты побить рекорд?
Так тебе поможет…(спорт)
- Я в подмышке посижу,
И что делать укажу-
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать (градусник)
- Через нос проходит в грудь.
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем (воздух)
- Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ: это мой …(велосипед)
- Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки
А несут меня не кони,
А блестящие …(коньки)
- Чтоб большим спортсменом стать,
Нужно многое узнать.
Вам поможет здесь сноровка
И, конечно, …(тренировка)
Что всего важнее? ... (здоровье)
1.з | а | р | я | д | к | а | |||||
2.д | у | ш | |||||||||
3.с | п | о | р | т | |||||||
4.г | р | а | д | у | с | н | и | к | |||
5.в | о | з | д | у | х | ||||||
6.в | е | л | о | с | и | п | е | д | |||
7.к | о | н | ь | к | и | ||||||
8.т | р | е | н | и | р | о | в | к | а |
Вы правильно отгадали – это ЗДОРОВЬЕ!
Не случайно на вопрос о том, что является более ценным для человека – богатство или слава, один из древнейших философов ответил, что ни богатство, ни слава не делают человека счастливым.
«Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
Каждый человек с юных лет должен заботиться о своем здоровье. Плохое здоровье, болезни служат причиной слабой успеваемости, плохого настроения. Сегодня мы поговорим о том, что может погубить здоровье.
III. Беседа по стимулированию мотивации
Чтение и обсуждение отрывка из книги М. Твена «Приключение Тома Сойера». (Приложение 1)
-Как вы думаете, почему подростки начинают курить?
Возможные ответы учащихся:
- Из любопытства;
- За компанию;
- Стремление показать себя «крутым» и взрослым;
- Слабая воля;
- Нечем занять досуг;
- Непонимание опасности курения;
- «Покурю и смогу бросить»;
- Не занимаюсь спортом;
- Влияние рекламы, кино, телевидения;
- Наличие карманных денег и т.д.
-Знаете ли вы, что произошло в детском организме, если он настолько бурно прореагировал на табак?
IV. Основная часть
- Давайте вместе с вами в этом разберёмся. Поможет нам профессор Познавалов. Сейчас вы с героями мультфильма узнаете тайну едкого дыма.
Просмотр мультфильма «Тайна едкого дыма».
Беседа:
- Что вас особенно поразило?
- От чего зубы курильщика становятся жёлтыми? (на них оседает никотин)
- Почему лёгкие курильщика плохо очищаются? (реснички погибают, в них накапливается слизь, в которой селятся микробы и паразиты)
- Иммунная система становится слабой. Как это связано с вирусами? (она не может противостоять вирусам)
-Что содержит в себе табачный дым? (дёготь, токсины, яды)
- Какие изменения происходят в кровеносных сосудах? (отмирают клетки, сосуды закупориваются)
- Что происходит с кожей? (кожа дрябнет, желтеет)
-Какой вывод можно сделать?
Соберите пословицу из букв, которые вы видите на доске:
ТУКИРЬ – ОЗОРВДЮЬ ВРЬТДЕИ (Курить – здоровью вредить)
Работа в парах.
Выберите качества, которые помогут человеку устоять перед соблазном вредных привычек. (Приложение 2)
Благоразумие Самоуверенность
Слабоволие Склонность к подражанию
Любопытство Осторожность
Любовь к спорту Сила воли
Неорганизованность Зависть
Жажда наслаждений Жадность
Трудолюбие Малодушие
Угодничество Раздражительность
Проверка работы в парах.
- Объясните свой выбор.
Вывесить на доску выбранные качества.
Ролевая игра «Умей сказать “нет”». (Приложение 3)
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. В группах ученики разыгрывают сценки. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться. Все остальные будут внимательно следить за диалогом и решат, кто победил в словесной дуэли.
Первый диалог приготовили Степан и Саша.
Диалог № 1
Степан: На компьютере играть пойдешь?
Саша: Надо бабушке помогать, я вчера еще обещал, она старенькая.
Степан: Завтра поможешь, пойдем!
Саша: Я сегодня обещал, она ждать будет.
Степан: Очень интересная игра, на один день выпросил. Зря не идешь.
Саша молчит, не зная, что сказать.
- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом споре?
Как это ни странно, Саша, ни разу не сказал: «Я не хочу». А ведь этого было бы достаточно, чтобы Степан от него отстал. Ведь если Саша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки
сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ, таким
образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы
действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки
зрения, объяснение и настаивайте на нём.
А теперь другой диалог: Кати и Яны.
Диалог №2
Катя: Пойдем ко мне смотреть телевизор?
Яна: Ой, нет, я не могу!
Катя: А почему?
Яна: У меня уроки не готовы.
Катя: Ну и что? Потом доделаешь уроки.
Яна: Мама не разрешает долго играть, а я уже играла.
Катя: А ты не говори, что играла.
Яна: Мама придет с работы, уроки проверит, а они не готовы.
Катя не знает, что еще предложить.
- Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге?
В этом диалоге Яна настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат
в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы
неуважением к семье Яны. Поэтому диалог прекратился.
Диалог № 3
Сережа: На, кури.
Дима: Не хочу!
Сережа: Кури, за компанию!
Дима: Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа: А что тогда сюда пришел?
Дима: Захотел и пришел.
Сережа: Ну, тогда иди отсюда.
Дима: Не хочу.
- Вот сейчас Дима явно оказался сильнее. Так может вести себя только
человек, уверенный в себе, уважающий себя. Человек, которого уважают в
группе.
- А за что могут уважать? (за спортивные достижения, за силу, за смелость, за то, что хорошо разбирается в чем-то)
-Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять
давлению товарищей? Что нужно ответить, чтобы в твоих руках не оказалось сигареты?
Работа в группах (по рядам).
Обсудите и выберите верный, на ваш взгляд, вариант.
Варианты ответов:
-Просто сказать «нет» без объяснения.
-Отказаться и объяснить причины отказа.
-Отказаться и уйти.
-Говорить как заезженная пластинка, на все уговоры отвечать «нет», «не
буду».
-Не обращать внимания на предложения.
-Постараться объединиться с кем-то.
Выслушивание ответов.
- Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения, вызывает самое быстрое привыкание из всех известных человечеству веществ: чтобы пристраститься к нему, может потребоваться лишь 1 сигарета. Каждая затяжка сигаретой поставляет в мозг через лёгкие небольшую дозу никотина.
Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2—3 капли.
Расшифруйте слово НИКОТИН (Нужно выразить все отрицательные воздействия никотина, а также следствия, приводящие к заболеваниям и отрицательным и негативным явлениям)
Пример:
Н – невроз
И – инсульт, инфаркт
К – кашель
О – одышка, отравление
Т – тошнота
И – инвалидность
Н – негативизм
- Давайте обобщим всё и скажем: курение-это……?
Составьте памятку для себя и своих друзей. Дополните карточку нужными словами.
"Почему я никогда не буду курить?» У меня пожелтеют ____________. Будет _______________ запах изо рта. В легких будут накапливаться _______________ вещества. Я буду кашлять и часто ______________. Я не смогу заниматься _________________. У меня будет плохая ___________, и я буду плохо учиться. |
#1056;ефлексия
- Какую полезную для себя информацию вы узнали на уроке?
– Сможете ли ВЫ объяснить друзьям и близким, почему курение вредит здоровью?
Ребята, давайте скажем хором:“Наше здоровье – в наших руках!”
VI. Заключительное слово учителя:
Помните, ребята, у вас всегда есть право выбрать то, что будет полезно для вас и отказаться от того, что может принести вред вашему здоровью. Откройте свой мир увлечений, которые принесут вам новые знания и необходимые для жизни навыки.
Приложение 1
1. | |||||||||||
2. | |||||||||||
3. | |||||||||||
4. | |||||||||||
5. | |||||||||||
6. | |||||||||||
7. | |||||||||||
8. |
Приложение 2
В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен очень выразительно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные последствия курения:
«После вкусного обеда, состоящего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком. Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был не приятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
– да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.
– и я тоже, – подхватил Джо. – Плевое дело!…
Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать, прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и чаще…
Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели, и вид у них был очень жалкий».
Приложение 3
Благоразумие Самоуверенность
Слабоволие Склонность к подражанию
Любопытство Осторожность
Любовь к спорту Сила воли
Неорганизованность Зависть
Жажда наслаждений Жадность
Трудолюбие Малодушие
Угодничество Раздражительность
Приложение 4
Диалог № 1
Степан: На компьютере играть пойдешь?
Саша: Надо бабушке помогать, я вчера еще обещал, она старенькая.
Степан: Завтра поможешь, пойдем!
Саша: Я сегодня обещал, она ждать будет.
Степан: Очень интересная игра, на один день выпросил. Зря не идешь.
Саша молчит, не зная, что сказать.
Диалог №2
Катя: Пойдем ко мне смотреть телевизор?
Яна: Ой, нет, я не могу!
Катя: А почему?
Яна: У меня уроки не готовы.
Катя: Ну и что? Потом доделаешь уроки.
Яна: Мама не разрешает долго играть, а я уже играла.
Катя: А ты не говори, что играла.
Яна: Мама придет с работы, уроки проверит, а они не готовы.
Диалог № 3
Сережа: На, кури.
Дима: Не хочу!
Сережа: Кури, за компанию!
Дима: Отстань, кури сам, если хочешь!
Сережа: А что тогда сюда пришел?
Дима: Захотел и пришел.
Сережа: Ну, тогда иди отсюда.
Дима: Не хочу.
Приложение 5
"Почему я никогда не буду курить?»
У меня пожелтеют ____________.
Будет _______________ запах изо рта.
В легких будут накапливаться _______________ вещества.
Я буду кашлять и часто ______________.
Я не смогу заниматься _________________.
У меня будет плохая ___________, и я буду плохо учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Твое здоровье - в твоих руках
Познавательная спортивная игра...

Твое здоровье в твоих руках
Сценарий внеклассного мероприятия......В условиях ФГОС, большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям.....Данный материал посвящен именно этой теме.......

Классный час "Твое здоровье - в твоих руках"
Классный час проводится в форме игры-практикума. Дети в начале игры дают самооценку отношения к собственному здоровью, а затем в конце игры делают выбор: вести здоровый образ жизни или другой путь. В ...

Урок "Твое здоровье- в твоих руках"
Урок "Твое здоровье- в твоих руках" общешкольного проекта гимназии 52 "Будь здоров, гимназист!"....

Твое здоровье в твоих руках
Открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Твое здоровье в твоих руках"...

Твое здоровье в твоих руках
Этот классный час поможеть развить у детей стремление к здоровому образу жизни...

Конспект мероприятия "Твое здоровье в твоих руках"
Данное внеурочное мероприятие предназначено для учащихся начальных классов. Работа проводится в группах. Представлены следующие виды работ:- кроссворд с загадками;- задание на...
