Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ
статья (1 класс)
В статье раскрыта сущность понятия «тьюторская деятельность», которая направлена на социальное и профессиональное развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определены и раскрыты педагогические стратегии работы обучающимися с особыми потребностями обогащения, приобщения, ориентирования; очерчены основные особенности использования в работе тьютора стратегии социально-педагогической поддержки и сопровождения, дана характеристика тьюторского сопровождения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сопровождения детей с ОВЗ
Вследствие неоднородности детей с ОВЗ степень сопровождения и
задачи сопровождения таких детей в образовательном учреждении также
будут различными. Однако есть целый ряд общих закономерностей, которые
проявляются у большинства детей с ОВЗ:
дети с ОВЗ – очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной,
доброжелательной, ритмичной обстановке.
им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного
материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом
особенностей развития:
специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания,
проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания,
нарушение волевой регуляции;
нарушение работоспособности (астенические проявления,
неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов;
недостаточность знаний и представлений об окружающем мире;
отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными
инструментами, неопрятность и др.);
физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможность долго
находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный
мышечный тонус и т.п.);
особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная
самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная
привязанность к родителям (значимому взрослому).
В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости,
точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то,
чтобы понять инструкции и выполнить их.
Для всех детей, а для учеников с ОВЗ особенно, крайне важна похвала,
положительная оценка достижений и успехов, прорисовка
положительной перспективы, повышение самооценки.
Еще больше, чем другим учащимся, для успешной интеграции ребятам
с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость.
Обучение грамотному распределению времени является важным
аспектом сопровождения.
Важно сформировать реальное представление самого учащегося о его
дефицитах и возможных проблемах в освоении учебного материала, а
главное – о путях решения этих проблем.
Общие рекомендации к построению образовательного процесса в связи
с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные группы и классы
могут сводиться к следующим:
Необходимо как можно больше узнать об особенностях и
возможностях ребенка. Кроме информации, которую можно получить у родителей, медиков, психологов, специалистов, чрезвычайно важно
выделить время, чтобы самим понаблюдать за ребенком. Надо
отметить, что ребенок может делать сам, что делает с некоторой
помощью, где ему требуется значительная помощь, а что он совсем не
может делать. Проанализировав предстоящую деятельность ребенка в
образовательном учреждении, можно предположить, в каких делах
ребенку с ОВЗ потребуется помощь или специальное оборудование.
Нужно постоянно стремиться к повышению у ребенка самооценки,
уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков,
достижений и успехов в учебе и повседневной жизни.
С другой стороны, очень важно не помогать излишне, поощрять
самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную
позицию, веру в себя и свои силы.
В связи с тем, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему
необходимо предоставлять более широкий спектр возможностей для
выполнения заданий, модифицировать их, исходя из потребностей
ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания
задания, проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и
заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую
структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на
несколько частей, на этапы работы над ними.
Так как учащиеся с ОВЗ должны прилагать много усилий, чтобы
следовать темпу класса, и в связи с этим быстрее утомляются,
целесообразно разработать с ними эффективную методику учебы.
Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру,
выделять основное и второстепенное является важным
вспомогательным средством.
Особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по
различным сенсорным каналам, активно используя наглядные пособия,
образы, схемы, интерактивные технические средства.
Необходимо планировать двигательные разминки и специальные
релаксационные упражнения, использовать и обучать самого ребенка
приемам саморегуляции.
Дети с незначительными нарушениями могут быть интегрированы в
социум с раннего дошкольного возраста и включены в
образовательный процесс с начальной школы.
Детей с более серьезными нарушениями зрения, слуха, речи,
интеллекта и др. целесообразно включать в массовую школу после
начального коррекционного обучения и специальной социальной
подготовки (постепенное введение ребенка в отдельные мероприятия,
где он испытывает состояние комфорта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности тьюторского сопровождения в начальной школе
Тьюторство в условиях ФГОС...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»
Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»
Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...
Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы
В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.Целью программы является сопровождение процесса социализации ...
Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования
На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...
Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ....
Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ
Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной ш...
