Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ
статья (1 класс)

Нови Светлана Лазаревна

В статье раскрыта сущность понятия «тьюторская деятельность», которая направлена на социальное и профессиональное развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; определены и раскрыты педагогические стратегии работы обучающимися с особыми потребностями обогащения, приобщения, ориентирования; очерчены основные особенности использования в работе тьютора стратегии социально-педагогической поддержки и сопровождения, дана характеристика тьюторского сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tyutor.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности сопровождения детей с ОВЗ

Вследствие неоднородности детей с ОВЗ степень сопровождения и

задачи сопровождения таких детей в образовательном учреждении также

будут различными. Однако есть целый ряд общих закономерностей, которые

проявляются у большинства детей с ОВЗ:

 дети с ОВЗ – очень уязвимые дети, особо нуждающиеся в спокойной,

доброжелательной, ритмичной обстановке.

 им требуются особые методики преподавания и адаптация учебного

материала, особая организация учебного процесса в связи с учетом

особенностей развития:

 специфика восприятия (позднее включение, рассеянность внимания,

проблемы с запоминанием и т.п.), снижение памяти и внимания,

нарушение волевой регуляции;

 нарушение работоспособности (астенические проявления,

неравномерность, перепады), истощаемость психических процессов;

 недостаточность знаний и представлений об окружающем мире;

 отсутствие бытовых навыков (неумение манипулировать школьными

инструментами, неопрятность и др.);

 физические особенности (дефекты зрения, слуха, невозможность долго

находиться в сидячем положении, пониженный/повышенный

мышечный тонус и т.п.);

 особенности поведения, эмоциональная неустойчивость, заниженная

самооценка; иждивенческие установки; повышенная эмоциональная

привязанность к родителям (значимому взрослому).

 В целом у всех детей с ОВЗ снижены характеристики по скорости,

точности и полноте восприятия, им нужно больше времени на то,

чтобы понять инструкции и выполнить их.

 Для всех детей, а для учеников с ОВЗ особенно, крайне важна похвала,

положительная оценка достижений и успехов, прорисовка

положительной перспективы, повышение самооценки.

 Еще больше, чем другим учащимся, для успешной интеграции ребятам

с ОВЗ необходимы мотивация, прилежание, усидчивость.

 Обучение грамотному распределению времени является важным

аспектом сопровождения.

 Важно сформировать реальное представление самого учащегося о его

дефицитах и возможных проблемах в освоении учебного материала, а

главное – о путях решения этих проблем.

 Общие рекомендации к построению образовательного процесса в связи

с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные группы и классы

могут сводиться к следующим:

 Необходимо как можно больше узнать об особенностях и

возможностях ребенка. Кроме информации, которую можно получить у родителей, медиков, психологов, специалистов, чрезвычайно важно

выделить время, чтобы самим понаблюдать за ребенком. Надо

отметить, что ребенок может делать сам, что делает с некоторой

помощью, где ему требуется значительная помощь, а что он совсем не

может делать. Проанализировав предстоящую деятельность ребенка в

образовательном учреждении, можно предположить, в каких делах

ребенку с ОВЗ потребуется помощь или специальное оборудование.

 Нужно постоянно стремиться к повышению у ребенка самооценки,

уверенности в собственных силах за счет усвоения им новых навыков,

достижений и успехов в учебе и повседневной жизни.

 С другой стороны, очень важно не помогать излишне, поощрять

самостоятельность, формировать у ребенка активную жизненную

позицию, веру в себя и свои силы.

 В связи с тем, что общий темп обучения у ребенка с ОВЗ снижен, ему

необходимо предоставлять более широкий спектр возможностей для

выполнения заданий, модифицировать их, исходя из потребностей

ребенка. Часто требуется дополнительное объяснение содержания

задания, проверка его понимания. Отдельные виды упражнений и

заданий, объемные тексты следует упростить, придать другую

структуру, по-другому сформулировать, сократить или разбить на

несколько частей, на этапы работы над ними.

Так как учащиеся с ОВЗ должны прилагать много усилий, чтобы

следовать темпу класса, и в связи с этим быстрее утомляются,

целесообразно разработать с ними эффективную методику учебы.

Умение хорошо обобщать, придавать учебному материалу структуру,

выделять основное и второстепенное является важным

вспомогательным средством.

 Особое внимание надо уделять возможности восприятия материала по

различным сенсорным каналам, активно используя наглядные пособия,

образы, схемы, интерактивные технические средства.

 Необходимо планировать двигательные разминки и специальные

релаксационные упражнения, использовать и обучать самого ребенка

приемам саморегуляции.

 Дети с незначительными нарушениями могут быть интегрированы в

социум с раннего дошкольного возраста и включены в

образовательный процесс с начальной школы.

 Детей с более серьезными нарушениями зрения, слуха, речи,

интеллекта и др. целесообразно включать в массовую школу после

начального коррекционного обучения и специальной социальной

подготовки (постепенное введение ребенка в отдельные мероприятия,

где он испытывает состояние комфорта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»

Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...

Тьюторское сопровождение обучающихся 1-4 классы

В рамках реализации программы "Школа познания и созидания своего Я" реализуется направление тьюторское сопровождение обучающихся.Целью программы является сопровождение процесса социализации ...

Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с расстройством аутистического спектра в рамках инклюзивного образования

На современном этапе развития образования одной из главных задач является создание полноценных условий для эффективного включения в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.

Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ....

Особенности тьюторского сопровождения детей с ОВЗ

Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной ш...