Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.
статья (4 класс)

Тьютор, цели и задачи тьютора в работе с детьми с ОВЗ, индивидуальная работа, особенности сопровождения детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пономарева О.В.

Особенности тьюторского сопровождения у детей с нарушением зрения на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.

Тьютор (от англ. наставник, опекун) — это специалист, персонально сопровождающий учебную деятельность «особого» ребенка.

Одной из основных задач тьютора является успешное включение ребенка с ОВЗ в образовательную среду, а также участие в ее реализации.

Тьютор встречает ребенка в школе, ведет на урок. На уроке привлекает внимание к учителю, мотивирует, дает подсказки, использует работу «рука в руке», дозирует учебную нагрузку, определяя, когда остановиться и переключиться на другую деятельность, следит за физическим и эмоциональным состоянием, поощряет и поддерживает, снимает напряжение и т.д. Важно дать ребенку возможность почувствовать свои успехи.  Постепенно увеличивается доля самостоятельности ребенка при выполнении той или иной деятельности.

Ставятся общие с учителем образовательные цели и задачи с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

Обучающийся с ОВЗ по сравнению со здоровым ребенком может проявлять меньшую самостоятельность при решении образовательных задач

Тьютор для ребёнка с ОВЗ – это ещё и

учитель-дефектолог, проводящий работу по формированию и уточнению представлений, развитию речи, мышления, внимания

педагог-психолог, помогающий тьюторанту с ОВЗ сформировать правильное отношение к ситуациям, которые возникают в ходе образовательного процесса

воспитатель, помогающий формированию культурных и нравственных ценностей.

Цель тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ: наиболее эффективно организовать и сопровождать процесс обучения в общеобразовательном учреждении на удаленном расстоянии

      Задачи:

   1.Создание условий для успешного обучения

   2.Создание условий для успешной социализации

   3.Максимальное раскрытие потенциала личности обучающегося с ОВЗ

Средства достижения поставленных задач:

Организация, адаптация и техническое оснащение жизненного пространства обучающегося;

Понимание тьютором зон ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, опора на его внутренние, скрытые ресурсы;

Применение специальных приемов обучения.

Моя подопечная Дарья, ученица 4 класса, обучается по АООП НОО вариант 3.3. Необходимость тьюторского сопровождения возникла со 2-го класса в связи с выявлением у нее нейротугоухости. Даша постоянно носит слуховые аппараты.

Даша практически незрячая, сохранно только цветовосприятие. При обучении используются тифлосредства.

Даша достаточно хорошо ориентируется в классе, фойе, знает все организационные моменты урока. Узнает некоторые буквы, но читать и писать может только при помощи взрослого. Имеет представления о себе и об окружающем мире, ограниченные собственным опытом. Речь ситуативная, отвечает односложно, но может поддержать диалог.

В общении идет на контакт, называет всех по имени, доброжелательна, четко формулирует просьбы и желания.

У Даши наблюдаются особенности эмоционально-волевой сферы. В состоянии возбуждения может проявлять агрессию – щипать. царапать сверстников и работающего с ней взрослого, наблюдается и аутоагрессия. При этом, может озвучить свое состояние «Я устала», «Я хочу отдыхать».

С ученицей установлен хороший контакт и доверительные отношения. Я смогла найти подход к ребенку. Например, один из выразительных моментов: когда Даша устает, то она подает сигналы, дает поведенческие реакции (например, сильно сжимает грифель), и я понимаю, что нужно остановиться, сделать паузу или переключить внимание для предотвращения  нежелательного поведения.

          Познавательная активность невысокая, но девочка с удовольствием участвует в школьных мероприятиях, посещает бассейн, занимается иппотерапией.  Мотивация к обучению низкая.

Поэтому важным моментом в процессе тьюторского сопровождения Даши является формирование личностной мотивации к обучению.

Покажу на примере уроков рисования (тифлографики) и ручного труда.

По моим наблюдениям, эти предметы вызывают у Даши определенные трудности, а именно: она не всегда понимает цель, смысл деятельности, для чего это делать? 

 Поэтому моя первостепенная задача на этих уроках объяснить Даше для чего это надо делать, и уже потом как это делать. Даша часто задает вопрос «Для кого?» (для кого это делаем?), и я использую этот вопрос как средство для формирования мотивации, что дает ей понимание значимости этой деятельности, помогает включится в учебный процесс и поддерживать интерес к заданию в течение всего урока.

Прием «для кого?» мы используем на всех уроках, но наиболее эффективен он на уроках рисования (тифлографики) и ручного труда.

В заключении хочется отметить, что еще одним важным моментом тьюторского сопровождения является постоянное использование тьютором системы поощрений и создание ситуации успеха.

 Эти приемы, в частности, помогают ребенку без затруднений включиться в учебный процесс и успешно развиваться.

В результате тьюторского сопровождения у детей с ОВЗ выявляются и развиваются образовательные мотивы и интересы.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для учащихся с нарушением зрения, с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей, имеющих нарушение опорно- двигательного аппарата ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Вариант 3.2.

Адаптированная образовательная программа ориентирована на получение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных методов обучения и воспитания, направлен...

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения

Психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе-интернате для детей с нарушениями зрения...

"Особенности речевого развития у детей с нарушениями зрения "

Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со...

«Особенности тьюторского сопровождения ребенка с нарушением зрения»

Статья посвящена особенностям тьюторского сопровождения детей с нарушением зрения. В ней подробно рассматриваются особенности сопровождения слепого мальчика 11 лет с легкой степенью умственной отстало...

Особенности воспитания и обучения детей с нарушением зрения

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи, поэтому глаза ребенка с нарушением зрения заслуживают исклю...

«Особенности становления речи у детей с нарушением зрения»

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестро...

Рабочая программа тьюторского сопровождения для детей с ОВЗ, адаптированная для учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Рабочая программа тьюторского сопровождения учащихся 1 класса.  Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального о...