ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
рабочая программа

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ 
«ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trud_-_start_v_budushchee.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

        

РАССМОТРЕНО:

На заседание методического объединения  КГКУ «Емельяновский детский дом»

Протокол №  ___ от «____» 2024г.

СОГЛАСОВАНО:

заместитель директора по ВР

_________

« ____» _________2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:

директор КГКУ «Емельяновский детский дом»

____________ О.Ф. Снежнина

приказ № ___от «____» 2024 г.

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ  
«ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»

Возраст обучающихся: 7-18 лет

Срок реализации: 2024 -2025 учебный год

составитель: Большаков Александр Михайлович

                                          пгт. Емельяново 2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути. 

Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы. 

Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу. 

В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения. 
          В изменяющихся условиях современной общественной жизни трудовое, экономическое воспитание необходимо начинать с раннего детства.  Одним из обязательных условий успешной самостоятельной жизнедеятельности наших воспитанников является их трудовая подготовка.

Поэтому сегодня особенно актуальным становится формирование у ребёнка трудолюбия - положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. В действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к воспитаннику, которыми он должен обладать при выходе в самостоятельную жизнь.   Так в нормативном документе «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» поставлена задача по формированию трудолюбия, готовности трудиться.

У  воспитанников   необходимо формировать  понимание того, что труд – основа всей жизни,  именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать  культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме  одним из главных направлений воспитательной работы должно  стать  трудовое воспитание.

Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками.

Задачи программы

-создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности,  

-воспитание трудолюбия, развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности;

-развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий

-формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

-воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда. 

-подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;

-создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;

Нормативно-правовые основания программы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования        к        устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; устав КГКУ «Емельяновский детский дом».

Методологическая основа программы: принципы гуманизма (гуманистический характер взаимодействия между участниками  программы); научности (представление для усвоения подлинных, прочно установленных наукой знаний);  системности (соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала); ориентации на зону ближайшего развития (учет объема накопленных знаний, умений и навыков воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей); связь теории с практикой (закрепление полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью).

Направления и пути реализации

Основные направления трудового воспитания: 

- привитие навыков личной гигиены;

-  организация самообслуживания;

- формирование основных трудовых навыков; 

- развитие представлений об основных видах труда;

-  организация общественно – полезного и производительного труда;

-  формирование представлений об основных рабочих профессиях.

-   привитие любви и уважения к труду, людям труда;

- профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии.

Виды трудовой деятельности

          Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:

Общественно полезный труд - организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд, связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за парками, охрана птиц, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, летнюю работу на огороде во время каникул.

Труд по самообслуживанию -  соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

Механизмы реализации программы

Организационно-методическая деятельность по трудовому воспитанию

- Мониторинг трудовой деятельности воспитанников, изучение потребности воспитанников в трудовой деятельности, состояния готовности выпускников к трудовой деятельности.

-  Организация психолого-педагогической помощи воспитанникам.

Участники реализации программы

Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания

субъект

задачи

администрация детского дома

соблюдение СанПиН, действующего трудового законодательства 

обеспечение общего руководства реализацией программы: организация, координация, контроль

экспериментальное обоснование новых форм трудового воспитания в воспитательном процессе

обеспечение подготовки кадров к решению поставленных задач

организация взаимодействия участников образовательного процесса при организации трудовой деятельности воспитанников 

влияние на социальные и экономические факторы 

влияние на психологические факторы их контроль 

воспитатели

просвещение воспитанников

мотивация воспитанников на участие в трудовой деятельности, 

осознанный выбор профессии 

создание благоприятного психологического климата в группе

выбор адекватных средств, методов и приемов воспитательной работы

индивидуальный подход 

взаимодействие со школой по вопросам трудового воспитания детей

учет влияния микро - и макросоциума

фиксация проблем 

инструктор по труду

создание условий для трудовой деятельности

взаимодействие с воспитателями и   социальными партнерами 

выбор адекватных форм трудового воспитания

организация праздников труда

обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований к организации трудовой деятельности воспитанников

воспитанник

формирование собственной мотивации к трудовой деятельности 

формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, выполнять трудовые поручения 

изучение тематического материала 

нацеленность на дальнейшую трудовую деятельность, осознанный выбор профессии 

          

Улучшение условий и качественное изменение содержания трудовой деятельности воспитанников

-  Расширение числа социальных партнеров, участвующих в организации и проведении трудового воспитания воспитанников детского дома. 

-  Разработка критериев и показателей для осуществления индивидуальной диагностики уровня развития трудовых навыков воспитанников, возможности и коррекции.

-   Мониторинг состояния трудовой подготовки воспитанников с целью определения важнейших направлений ее совершенствования.

Инновационная деятельность по активизации трудового воспитания детей в детском доме

- Исследование влияния различных видов трудовой деятельности на общефизическое состояние воспитанников, расчет оптимальной трудовой нагрузки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.

-  Мониторинг влияния новых форм трудового воспитания на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, труду.

 Решение задач трудового воспитания в ходе активной трудовой деятельности:

-организация дежурств

-организация общественно полезного труда по уборке территории, работы в саду и огороде

-организация массовых трудовых акций

Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

МБОУ ЕСОШ№1

Формирование трудовых навыков, развитие творческих способностей

Участие воспитанников в производительном труде, труде на пришкольном участке, кружковой работе

Центр занятости населения

Организация профориентационной работы, изучение рынка труда

Экскурсии, беседы с воспитанниками о выборе профессии

Предприятия посёлка, города и района

Знакомство с трудовыми профессиями, формирование уважения к людям труда

Экскурсии, знакомство с основами профессии, встречи с сотрудниками предприятий.

Районная администрация, Дом культуры

Включение воспитанников детского дома в решение проблем посёлка, привитие потребности в общественно – полезном труде

Проведение выставок - продаж работ воспитанников, участие в трудовых акциях на территории посёлка

Жители посёлка

Формирование потребности в сельскохозяйственном труде, знакомство с видами трудовой деятельности на сельском подворье

Оказание помощи ветеранам, престарелым участие в различных видах трудовой деятельности

 Социальное партнерство

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Трудовой  блок

Основные задачи:

1.Определение содержания трудовой деятельности воспитанников в условиях детского дома.

2. Создание условий для трудовой деятельности воспитанников.

3. Включение  всех участников образовательного процесса, социальных партнеров в процесс трудового воспитания детей детского дома.

Самообслуживающий труд

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Соблюдение правил личной гигиены

Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению

- утренний и вечерний туалет;

- соблюдение гигиены рук;

- соблюдение правил личной гигиены;

- проведение банных дней;

- уход за волосами

ежедневно

ежедневно перед приемом пищи

ежедневно и по физиологическим показателям

1 раз в неделю (воскресенье)

по мере необходимости

Поддержание порядка в спальне, комнате

Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения

-уборка личных вещей, заправка кровати;

- дежурство по группе

ежедневно

по графику (не чаще 1 раза в неделю)

Стирка личных вещей

Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержании их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды

-стирка личных вещей (носки, нательное белье) с1 класса;

- стирка мелких вещей с   1 класса

ежедневно (по мере необходимости)

Проведение мелкого ремонта личных вещей

- ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.) с 1 класса

По мере необходимости

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

Младший школьник:

- уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства  личной гигиены, уметь ухаживать за зубами,   ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;

- знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;

- уметь выполнять стирку мелких вещей вручную;

- уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.

Младший подросток:

- уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине актива торного типа;

- уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица, знать средства ухода за волосами.

Старший подросток: 

- уметь выполнять ручную и машинную стирку вещей;

- знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.

Общественно полезный труд.

Направление деятельности

Решаемые задачи

Содержание

Цикличность

Организация дежурств воспитанников

Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке

-дежурство по столовой

по графику (не чаще 1 раза в неделю)

Сформировать потребность в поддержании порядка в   доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке,  формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы.

- дежурство по зданию

- дежурство по территории (уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории);

- проведение генеральной уборки в спальне 

по графику (каждые 3 дня)

1 раз в неделю (по мере необходимости)

1 раз в неделю (суббота)

Работа на огороде

Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур;  ведением домашнего хозяйства.

Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями.

- обработка почвы;

-выращивание рассады, высадка в открытый грунт;

- уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка);

- уборка и хранение урожая

ежедневно с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час

Работа на клумбах

Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними

- разбивка клумб;

- посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними;

- уборка многолетних растений на хранение

-размножение растений

1 раз в неделю

с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час

Уход за комнатными растениями

Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними

- посадка и пересадка растений;

- уход за комнатными растениями

Весна – лето

по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю)

Уборка территории детского дома

Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории

- уборка территории от листьев и мусора;

- уход за зелеными насаждениями;

- благоустройство и озеленение территории;

-операция «Снег», «Снегопад»

1 раз в неделю

в зимний период – по мере необходимости

Озеленение участка детского дома

Привить навыки благоустройства территории детского дома

- высадка зеленых насаждений;

- уход за посадками

Весна - осень

Благоустройство территории посёлка

Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села

- уборка территории;

- уборка мусора;

- посадка деревьев и зеленых насаждений

-операция «Всюду чисто»,

«Листопад»

1 раз

(весна)

Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:

Младший школьник:

уметь обтирать  пыль в шкафу, с подоконников, проводить  сухую , спальной, игровой комнаты;

- уметь подготовить  столы  к подаче пищи, разносить хлеба  по столам, убирать  и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе  в столовой;

- уметь пришивать пуговицы, пришивать  вешалки к одежде, работать с утюгом,  наводить порядок на полке с одеждой,

-  знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде;

-   уметь  правильно посадить лук, убирать огород от  остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);

- уметь проводить  весенне-осенние работы на клумбах, проводить посадку: настурции и т.д.

сбор семян однолетних цветочных растений,  уборку  однолетних цветковых растений в цветнике;

- уметь проводить полив комнатных растений: нижний, верхний, погружения; проводить  рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;

- уметь убирать  дорожки  от мелкого мусора.

Младший подросток:

- уметь проводить влажную уборку спальной, игровой комнаты;

- знать и уметь пользоваться простыми  электроприборами;

уметь сервировать стол (ужин, обед, завтрак), мыть  посуду кухонные  и столовые  принадлежности, проводить  сухую  и влажную уборку столовой, стирку салфеток, соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе  в столовой;

(мальчики) уметь  выполнять ремонт одежды (заплата с изнаночной стороны, штопка), работать  утюгом (утюжка белья)

- (девочки) уметь выполнять   все виды работ, в том числе с использованием швейной машинки, уметь гладить белье;

- уметь ухаживать за мебелью;

уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте,  обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить  посадочный   материала, уметь проводить  посадку семян овощей в открытый грунт,  распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы  борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;

- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей  к колышкам,  прореживание  посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;

- уметь   расчищать   дорожки  от снега, убирать    мусор с участка,  собирать опавшую листву и укладка в кучи граблями, подметать  дорожки  с твёрдым покрытием,  собирать мусор в кучи, переносить мусор.

Старший подросток: 

поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;

-уметь мыть  посуду с применением моющих средств, сервировать  праздничный стол, соблюдать технику безопасности, пришивать пуговицы разными способами в зависимости от вида пуговицы и ниток:

-уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия);

- уметь  выращивать  рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт,  выращивать огурцы под пленочным покрытием,  вскапывать почву  на грядке,  оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки,  закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за плодово-ягодными культурами;

- уметь выращивать рассаду, проводить посадку однолетних и многолетних растений,  ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами;

- уметь подгребать опавшие листья, подметать   дорожки, собирать и удалять мусор, 

- расчищать дорожки от снега, проводить обрезку секатором ветвей кустов, подвязку кустов,   посадка кустарников, собирать мусор и выносить его в установленное место, 

- уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором; 

-  уметь оказать помощь при заготовке сена, перекопке огорода, колке дров.

Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:

- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;

- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни. Обязательный общественно полезный производительный труд включается в режим дня.  Особое значение имеет равномерность распределения работы по самообслуживанию в течение дня, недели, четверти. 

          Для организации трудовой деятельности подростков в условиях детского дома неуклонно соблюдаются следующие правила: 

- работа должна быть организована с учетом правил установленных ФЗ РФ и трудового законодательства;

- обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;

-  трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;

-  труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей;

-  работа должна быть разнообразной и интересной;

-  показ произведенной продукции должен быть организован не реже 1 раза в квартал;

-  труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение;

-  в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;

-  обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности;

-  использовать личностно-деятельностный подход к каждому воспитаннику.

 Просветительский блок

Задачи:

1.    Познакомить с миром профессий, готовить к осознанному выбору профессии.

2.    Сформировать потребность в труде – как основе жизни.

3.    Познакомить с основами ведения домашнего хозяйства (кулинария, хозяйственно-бытовой труд).

Программа состоит из   разделов: 

1)в мире профессий, 

2)азбука домашней кухни, 

3)сельскохозяйственный труд,

4)хозяйственно-бытовой труд,

5) домовёнок (кружковая работа)

Мир профессий, или какую дверь открыть

Цель: формирование готовности воспитанников   к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.

В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:

-  обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

-  сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

-  воспитывать уважение к рабочему человеку.

Ключевые понятия
• профессия;

• многообразие профессий;

• группы профессий

Ожидаемый результат:

Младший школьник:  

- знать профессии работников детского дома, основные профессии жителей села; 

- уметь выполнять обязанности дежурного.

Младший подросток:

- знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома, профессии нужные в Рубцовском районе.

Старший подросток:

- знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;

- уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.

Азбука домашней кухни

Цель: Содействие успешной адаптации к жизненной среде и приобретению практических умений по кулинарии.

Задачи:

1. Научить способам приготовления пищи, расчету стоимости готового блюда; сформировать начальные представления о ведении домашнего хозяйства, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни. 

2.  Развить конструктивные  способности детей, практические навыки и ориентировки, сформировать интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

3. Привить санитарно-гигиенические навыки содержания домашнего хозяйства, ухода за домашней утварью, посудой, бытовой техникой.

Раздел включает:

1.    Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.

2.    Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.

3.    Продукты, технология приготовления, хранения.

4.    Выпечка.

Ключевые понятия

• этикет;

• нормы рационального потребления;

• семейный бюджет;

• рецепты;

• меню;

• консервы;

• продукты;

• кухня.

Ожидаемый результат:

Младший школьник (1-4 класс):

   знать  правила сервировки  стола:

   уметь  правильно вести себя за столом;

   уметь приготовить завтрак;

   уметь мыть посуду с применением моющих средств;

Младший подросток  (5-7 класс):

   уметь приготовить салаты,  супы;

   знать правила заготовки ягод на зиму;

   уметь правильно сервировать стол;

   знать санитарно – гигиенические требования к организации питания;

   уметь пользоваться кухонным  приборами,  ухаживать за ними;

Старший подросток (8-9  класс):

   уметь приготовить второе блюдо, напитки;

   уметь выполнять  заготовку  овощей  на зиму;

   уметь провести расчет энергетической   ценности готового блюда;

   уметь провести экономический расчет стоимости готового блюда, дневного меню.

Сельскохозяйственный труд

Цель: формирование у воспитанников базовых знаний и умений в области выращивания и ухода за сельскохозяйственными, комнатными, плодово-ягодными культурами; научить способам эффективного ведения подсобного хозяйства. 

Раздел включает:

1 Работа на огороде. Выращивание овощных, ягодных и плодовых растений

2. Цветоводство (садовое и комнатное) 

Ключевые понятия
 • многообразие овощных культур;
• виды фруктово-ягодных культур;

• подкормка  сельскохозяйственных культур;

• сорт растений;

• урожай и урожайность;

• плодородие;

• севооборот;

• многообразие цветковых растений;

• болезни и вредители комнатных растений;

Ожидаемый результат:

Младший школьник:  

- должен знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде,  уметь  правильно посадить лук, проводить уборку   послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);

- уметь проводить  весенне-осенние работы в цветнике, проводить посадку: настурции, лука и чеснока, земляники садовой, сбор семян однолетних цветочных растений,  уборку  однолетних цветковых растений в цветнике;

- уметь проводить полив растений: нижний, верхний, погружения; проводить  рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;

-Младший подросток:

- должен уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте,   обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить  посадочный   материала, уметь проводить  посадку семян овощей в открытый грунт,  распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы  борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками;

- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей  к колышкам,  прореживание  посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;

- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;

Старший подросток  

- должен уметь  выращивать  рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт,  выращивать огурцы под пленочным покрытием,  вскапывать почву  на грядке,  оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки,  закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за ягодными кустарниками;

- уметь  выращивать рассаду, проводить посадку  однолетних и многолетних растений,  ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами.

Хозяйственно-бытовой труд

Цель:  дать  воспитанникам  базовые знания по соблюдению санитарно – гигиенических требования к содержанию жилища, предметов обихода, личных вещей;   научить способам эффективного ведения домашнего  хозяйства. 

Раздел включает:

1  Уходу за жилищем, одеждой  и обувью

2. Техника в доме.

3. Интерьер дома

Ключевые понятия
 • сухая, влажная уборка;

• виды моющих  и чистящих средств;

• бытовые приборы;

• интерьер;

• косметический ремонт.

Ожидаемый результат:

Младший школьник:  

- знать  технику безопасности  при генеральной уборке, правила  хранения белья и одежды, приемы глажения  одежды, способы борьбы с  вредителями одежды, правила обращения с электрическими приборами; 

- уметь правильно заправлять свою кровать,  проводить мелкий ремонт одежды, ухаживать за обувью,  проводить влажную и сухую уборку помещения, 

Младший подросток:

- знать правила ручной стирки, средства для чистки ковров и паласов, способы  оформления интерьера, правила хранения зимних вещей;

- уметь обращаться с бытовыми электрическим приборами,  проводить влажную уборку мебели.

Старший подросток:

- знать  способы борьбы с вредными насекомыми и грызунами, правила эксплуатации стиральных машин всех типов; способы выведения пятен;

- уметь пользоваться стиральной машиной всех типов, проводить уборку санитарно – гигиенического оборудования, провидеть косметический ремонт.

Формы и режим работы

Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.

Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

День

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

Ожидаемый результат

Январь

«Бисерное рукоделие».

1.Вышивка бисером.

2.Плетение бисером.

3.Аппликация из бисера.

5

практические занятия

Уметь владеть техникой плетения, вышивания бисером.

Февраль

Подарок своими руками (сюрприз).

Изготовление сувениров к 8 марта.

Изготовление сувениров к 23 февраля.

6

Коллективно - творческое дело

Умение получать удовлетворения от сделанного своими руками.

Март

«Неужели из бумаги»

Аппликация.

Папье-маше.

Вырезание из бумаги.

Моделирование из бумаги.

Плетение из бумаги.

Квиллинг.

7

Словесно-практические занятия

1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами.

2.Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы.

Апрель

Блок « Флористика»:

1. Аппликация из круп.

2. Аппликация из яичной скорлупы.

3. Аппликация из засушенных растений.

4. Поделки из природных материалов.

5. Лепка из солёного теста, пластилина.

6

практические занятия

1.Научатся видеть прекрасное в окружающем мире и передавать свои ощущения в поделках с помощью природного материала.

2.Приобретут умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.

Сентябрь

«Вышивка для души»:

 1.Вышивка крестом.

2.Вышивка гладью.

3. Изонить.

7

Словесно-практические занятия

1.Приобретут умения самостоятельно выполнять швы, используемые  в вышивке и применять их при отделке различных изделий.

2.Получат знания об истории развития народного творчества – вышивка.

Октябрь

«Волшебный клубочек»

Беседа - практикум: « что такое спицы»

1. Вязание на спицах.

2. Вязание крючком.

Практика: «из чего можно связать»

3. Вязаная игрушка, и одежда для неё

6

Словесно-практические занятия

1.Приобретут умения и навыки по созданию изделий из ниток с помощью спиц и крючка.

Ноябрь

Практика: « вязание – для всех»

1 .Вязаные аксессуары: чехлы для телефонов, очков, игольницы и т.д.

2.Вязаные предметы быта: салфетки, подушечки, грелки, прихватки и т. д.

6

Словесно-практические занятия

Смогут использовать свои умения в самостоятельной жизни, как для себя, так и для приобретения дохода.

Декабрь

«Мастерская Деда мороза»

Изготовление игрушек на елку.

Ремонт и пошив новогодних костюмов.

5

Коллективно - творческое дело

Развитие творческих способностей.

Программа мониторинга

Цель:

- отслеживание динамики формирования трудовых навыков, мотивации к трудовой деятельности у воспитанников;

-  отслеживание сформированности основ экономических знаний, готовности осознанному выбору профессии.

Мониторинг осуществляется воспитателями и инструктором по труду с помощью количественной и качественной оценки готовности воспитанника к труду, по следующим критериям. Мониторинг проводится в начале и в конце года.

  Уровень сформированности трудовых навыков (1-7 классы)

Санитарно-гигиенические навыки

Данные навыки сформированы практически до автоматизма. Умеет и стремится применить их на практике, не требуется контроль со стороны взрослых.

5

высокий

Достаточно хорошо сформированы навыки в данной области, умеет применять их на практике. Иногда требуется помощь взрослых в  их практическом применении

4

Недостаточная сформированность навыков. Использование данных навыков на практике затруднено, требуется внимание  и усилие  со стороны ребенка. Но воспитанник стремиться овладеть данными навыками.

3

средний

Плохо освоены и закреплены навыки самообслуживания, постоянно требуется помощь и контроль со стороны взрослых. Нежелание овладеть навыками в данной области или нежелание пользоваться имеющимися навыками.

2

низкий

Полное отсутствие навыков в данной области, негативное отношение к овладению ими. Нежелание использовать имеющие навыки.

1

Самообслуживание

Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, опрятен и подтянут, одет со вкусом

5

высокий

Чаще всего аккуратный и подтянутый. В шкафу старается поддерживать  порядок

4

Не проявляет  большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, в своих вещах. Безразличен к внешнему виду. Иногда бывает неопрятным, неряшливо одетым.

3

Совершенно не заботиться о содержании своих вещей в надлежащем виде. Может быть безвкусно, вульгарно одет и причесан

2

низкий

Неряшливость, запущенность одежды, прически. Беспорядок в личных вещах

1

Хозяйственно-бытовой труд

Помнит о своих обязанностях дежурного, выполняет их постоянно, охотно и добросовестно. Качество высокое. Не нужен контроль за выполнением работы.  Всегда обращает внимание на непорядок в группе и устраняет его. При отсутствие дежурного возьмет на себя  его обязанности

5

высокий

Выполняет обязанности дежурного качественно, не требуется контроль, но только в свое дежурство. Делает только то, что входит в его обязанности

4

Отношение к дежурству неустойчивое, качество работы зависит от настроения. Чаще всего требуется контроль за качеством работы

3

средний

Дежурит неохотно, недобросовестно, может забывать о дежурстве, не доводит   дело до конца. Требуется многократное напоминание о дежурстве и контроль

2

низкий

Негативно относится к дежурству, считает, что не должен убирать в группе. Стремится  переложить свои обязанности на других. Начинает дежурить только после многократных требований воспитателя. Требуется контроль  за качеством  выполнения работы.

1

Сельскохозяйственный труд

Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ: подготовка грядок, посадка, уход, уборка урожая. Знает правила ухода за животными.  Хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах.

5

высокий

Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ и ухода за животными. Требуется руководство взрослого в организации деятельности. Достаточно хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах.

4

Сформированы основные практические навыки и умения работы с землей, с сельскохозяйственным инвентарем, ухода за комнатными и садовыми растениями,  теоретические знания по уходу за животными. Знает основные овощные, плодово-ягодные и цветочные растения.

3

средний

Под руководством взрослого может ухаживать за комнатными растениями, животными. Есть некоторые знания о растениях и животных. Нет опыта работы на приусадебном участке, в саду.

2

низкий

Полное отсутствие теоретических и практических знаний, умений, навыков ухода за комнатными растениями в сельскохозяйственном труде, за животными.

1

Общественно - полезный труд

Активно включается в различные виды трудовой деятельности. Проявляет инициативу при ее организации, ответственность. Испытывает удовлетворение  от результатов своего труда

5

высокий

Активен в трудовой деятельности, но включается в нее по просьбе или по инициативе других. Проявляет добросовестность, хотя в некоторых случаях может проявлять безответственность.

4

Особой активности в труде не проявляет, включается по необходимости. Работает по  настроению. Стремится по возможности уклонятся от выполнения задания, выполняет его формально. Добросовестность проявляется только при личной заинтересованности в результатах труда или в ожидании вознаграждения за труд.

3

средний

Пассивен, включается в трудовую деятельность под давлением, может не довести дело до конца или не выполнить порученное, недобросовестно выполняет трудовые дела.

2

низкий

Полное нежелание трудиться. Уклоняется от различных видов трудовой деятельности, отказывается от работы.

1

Ручной труд

Хорошо сформировано умение  самостоятельно ориентироваться в задании при выполнении изделий из разнообразных материалов (природный, картон, ткань, древесина, проволока, бросовый и др.). Планирует предстоящую работу, используя схемы, предметно-ориентационные карты, схемы, чертежи, выкройки. Развит самоконтроль правильности выполнения работы.

5

высокий

В достаточной степени владеет рациональными приемами и навыками работы с разнообразными материалами. Самостоятельно анализирует образцы, сравнивает их  с готовыми изделиями, планирует работу с минимальной организующей  помощью педагога

4

Сформированы умения: анализировать образец с помощью педагога, определять последовательность изготовления изделия, выполнять работу по плану, пользуясь простейшими предметными картами. Требуется в основном организующая помощью, иногда обучающая.

3

средний

Сформированы элементарные навыки пооперационного выполнения изделий из различных материалов по словесной инструкции педагога с показом приемов изготовления, с опорой на образец. Требуется существенная обучающая и организующая помощь педагога.

2

низкий

Освоены простейшие приемы работы в различных видах ручного труда. При выполнении работы требуется пошаговое обучение с показом приемов изготовления с опорой на образец и организация деятельности ребенка.

1

Отношение к труду (1-7 классы)

Уважение к труду других людей

Всегда  с уважением  относится к труду других людей, оказывает помощь взрослым и сверстникам

5

высокий

Чаще всего с уважением относиться к труду других людей, может оказать посильную  помощь взрослым и сверстникам

4

Не  всегда   с уважением относится к труду других людей. Оказывает помощь взрослым и сверстникам  только по просьбе педагога

3

средний

Проявляет неуважение к труду других людей. Иногда  оказывает помощь взрослым  и сверстникам.

2

низкий

Проявляет полное неуважение к труду других людей

1

Потребность в трудовой деятельности

Всегда  трудиться  с желанием,  участвует во всех видах труда

5

высокий

Чаще всего проявляет желание трудиться

4

Выполняет все трудовые дела под контролем взрослых

3

средний

Редко проявляет желание трудиться

2

низкий

Не желает трудиться, отказывается от выполнения трудовой деятельности или выполняет  ее только под контролем взрослого.

1

Качественное выполнение поручений

Всегда добросовестно и качественно  выполняет любые поручения, не нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность  при выполнении поручения

5

высокий

Чаще всего добросовестно  и качественно выполняет поручения, иногда нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность за порученное дело

4

Добросовестно выполняет поручения, но требуется контроль со стороны взрослых.

3

средний

 Помнит о том, что ему поручено, но не всегда выполняет порученное дело, нужен контроль со  стороны взрослых

2

низкий

Поручения выполняет без желания, только под контролем педагога

1

Определение уровня развития показателя

Показатели

количество показателей

минимальное количество баллов

максимальное количество баллов

уровень развития в баллах

высокий

средний

низкий

Уровень сформированности трудовых навыков

6

6

30

24-30

13-23

6-12

Отношение к труду

3

3

15

12-15

7-14

3-6

 Мониторинг по сформированности трудовых навыков (8-9 классы)

Показатели

балл

1. Наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и жизненных навыков

Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по самообслуживанию и жизненные навыки

5

Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой

4

Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, наличие желания их иметь и использовать

3

Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, нежелание их приобретать

2

Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, неспособность к обучению социальному самообслуживанию

1

2. Наличие знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду

Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по сельскохозяйственному труду

5

Наличие знаний, умений и навыков по сельскохозяйственному труду, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой

4

Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, наличие желания их иметь и использовать

3

Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, нежелание их приобретать

2

Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, неспособность к обучению социальному самообслуживанию

1

3. Отношение к труду как к жизненной необходимости

Высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека

5

Знание о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека, реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности

4

Неглубокое понимание важности труда, выполнение трудовых обязанностей под контролем взрослых, случаи их игнорирования

3

Непонимание необходимости труда, систематическое уклонение от трудовых дел, включение в трудовой процесс по принуждению, исполнение работы только под контролем

2

Неприятие труда как жизненно необходимого условия вхождения в социум

1

4. Наличие устойчивых избирательных интересов

Наличие четко выраженных интересов к определенному виду деятельности

5

Широкий круг разнообразных интересов

4

Умеренно выраженные противоречивые интересы к нескольким видам деятельности

3

Периодически возникающий интерес к тому или иному виду деятельности

2

Отсутствие каких-либо выраженных интересов

1

5. Уровень профессиональной осведомленности

Широкая информированность о разнообразных профессиях, возможностях их приобретения

5

Информированность об особенностях основных профессий, которые имеют спрос, и о том, где их можно приобрести

4

Несистематизированные знания о существующих профессиях и возможностях их получения

3

Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области

2

Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса к их приобретению

1

Интерпретация результатов:

1. Низкий уровень (сложный для дальнейшей полноценной социально – трудовой адаптации) - 4 – 13   баллов.

2. Средний уровень (достаточный для социальной адаптации) - 13 -18 баллов.

3. Высокий уровень (высокий для социальной адаптации) - 19 – 24 балла.

Критерии эффективности программы

  • Сформированность  у воспитанников привычки  к  систематическому, осознанному  труду.
  • Сформированность  у воспитанников общетрудовые умений   и навыков.
  • Сформированность у воспитанников знаний, умений  и навыков ведения подсобного хозяйства. 
  •  Сформированность основ  экономических знаний,  владение способами рационального    ведения домашнего хозяйства.
  • Создание  сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
  • Готовность воспитанника к осознанному выбору профессии и целей в жизни.

Заключение

Данная программа» рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

Успешность осуществления поставленной цели будет во многом  зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программы, осознанного понимания каждым сотрудником  значимости стоящих перед ним задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"

Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...

Трудовое воспитание.Классный час "Красота и труд вместе идут"

Классный час формирует у учащихся правильное отношение к  труду, учёбе....

Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда ( технологии) и во внеурочной деятельности

В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовнос...

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»

ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»...