ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
рабочая программа
ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.19 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
РАССМОТРЕНО: На заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом» Протокол № ___ от «____» 2024г. | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по ВР _________ « ____» _________2024 г. | УТВЕРЖДЕНО: директор КГКУ «Емельяновский детский дом» ____________ О.Ф. Снежнина приказ № ___от «____» 2024 г. |
ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 2024 -2025 учебный год
составитель: Большаков Александр Михайлович
пгт. Емельяново 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность Многие выпускники детских домов и школ-интернатов недостаточно подготовлены к выбору своего жизненного пути.
Трудности перехода воспитанника детского дома в самостоятельную жизнь объективно обусловлены. В течение всего периода пребывания ребёнка в государственном учреждении, его персонал отвечает за жизнь, здоровье своих воспитанников, их материальное благополучие и поведение. Одной из причин социальной дезадаптации является несформированность потребности и способности трудится, отсутствие навыков самостоятельной жизни, отсутствие личного опыта нормальной жизни в семье и многое другое. Искусственное благополучное пребывание в привычном замкнутом пространстве затрудняет переход выпускника в неустойчивый и сложный современный мир, что позволяет сделать вывод о необходимости профилактической адаптационной работы.
Привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся, после выпуска из учреждений эти дети часто теряются в жестких жизненных условиях. Они чаще всего направляются в ПТУ, где обучаются случайно выбранной профессии без учета своих способностей и желаний. Как правило, это приводит к тому, что они бросают учебу или же, получив низкую профессиональную подготовку по нежеланной специальности, не хотят или не могут устроиться на работу.
В международной Конвенцией ООН о правах ребенка для детей, временно или постоянно лишенных семейного окружения, утверждено право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (ст.20, разд.1). Там же подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий личностно значимых и общественно приемлемых, самоопределения, самореализации и самоутверждения.
В изменяющихся условиях современной общественной жизни трудовое, экономическое воспитание необходимо начинать с раннего детства. Одним из обязательных условий успешной самостоятельной жизнедеятельности наших воспитанников является их трудовая подготовка.
Поэтому сегодня особенно актуальным становится формирование у ребёнка трудолюбия - положительного отношения к труду, готовности к трудовой деятельности. В действующих нормативно-правовых документах и программно-методических материалах сформулированы требования к воспитаннику, которыми он должен обладать при выходе в самостоятельную жизнь. Так в нормативном документе «Минимальный объём социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» поставлена задача по формированию трудолюбия, готовности трудиться.
У воспитанников необходимо формировать понимание того, что труд – основа всей жизни, именно трудом созданы все материальные и духовные блага; воспитывать культуру личности во всех ее направлениях, связанных с трудовой деятельностью (культуры труда, экономической, экологической и правовой культуры) Поэтому в детском доме одним из главных направлений воспитательной работы должно стать трудовое воспитание.
Цель программы: разработка комплекса взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование социально-адаптированной личности в процессе овладения базовыми трудовыми знаниями и навыками.
Задачи программы
-создание условия для развития личности каждого воспитанника путём вовлечения в различные виды трудовой деятельности, сообразно их способностям, интересам, возможностям и потребностям общества; рациональная организация разнообразной трудовой деятельности воспитанников, приобщение их к активному участию в трудовой деятельности,
-воспитание трудолюбия, развитие у воспитанников предприимчивости, самостоятельности, деловитости, ответственности, высоких моральных качеств, долга и целеустремленности;
-развитие системы трудовых навыков по уходу за собой, своим жилищем; овладение профессиональными элементарными умениями и ознакомление с миром профессий
-формирование у воспитанников положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
-воспитать уважение к членам коллектива, бережного отношения к результатам их труда.
-подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности при помощи систематического участия в труде, подготовка к трудовой деятельности в условиях различных форм собственности и конкуренции на рынке труда;
-создание условий для овладения воспитанниками современными экономическими знаниями, формирование экономического мышления;
Нормативно-правовые основания программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; устав КГКУ «Емельяновский детский дом».
Методологическая основа программы: принципы гуманизма (гуманистический характер взаимодействия между участниками программы); научности (представление для усвоения подлинных, прочно установленных наукой знаний); системности (соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала); ориентации на зону ближайшего развития (учет объема накопленных знаний, умений и навыков воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей); связь теории с практикой (закрепление полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью).
Направления и пути реализации
Основные направления трудового воспитания:
- привитие навыков личной гигиены;
- организация самообслуживания;
- формирование основных трудовых навыков;
- развитие представлений об основных видах труда;
- организация общественно – полезного и производительного труда;
- формирование представлений об основных рабочих профессиях.
- привитие любви и уважения к труду, людям труда;
- профессиональная ориентация, подготовка к осознанному выбору профессии.
Виды трудовой деятельности
Реализация основных направлений трудового воспитания осуществляется через следующие виды трудовой деятельности:
Общественно полезный труд - организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. Он включает в себя труд, связанный с уборкой и озеленением территории, уход за насаждениями, ремонт мебели, уход за парками, охрана птиц, поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов, летнюю работу на огороде во время каникул.
Труд по самообслуживанию - соблюдение и выполнение правил личной гигиены поддержание порядка в комнате, постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила.
Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность к ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
Механизмы реализации программы
Организационно-методическая деятельность по трудовому воспитанию
- Мониторинг трудовой деятельности воспитанников, изучение потребности воспитанников в трудовой деятельности, состояния готовности выпускников к трудовой деятельности.
- Организация психолого-педагогической помощи воспитанникам.
Участники реализации программы
Роль субъектов образовательного процесса в системе трудового воспитания
субъект | задачи |
администрация детского дома | соблюдение СанПиН, действующего трудового законодательства |
обеспечение общего руководства реализацией программы: организация, координация, контроль | |
экспериментальное обоснование новых форм трудового воспитания в воспитательном процессе | |
обеспечение подготовки кадров к решению поставленных задач | |
организация взаимодействия участников образовательного процесса при организации трудовой деятельности воспитанников | |
влияние на социальные и экономические факторы | |
влияние на психологические факторы их контроль | |
воспитатели | просвещение воспитанников |
мотивация воспитанников на участие в трудовой деятельности, осознанный выбор профессии | |
создание благоприятного психологического климата в группе | |
выбор адекватных средств, методов и приемов воспитательной работы | |
индивидуальный подход | |
взаимодействие со школой по вопросам трудового воспитания детей | |
учет влияния микро - и макросоциума | |
фиксация проблем | |
инструктор по труду | создание условий для трудовой деятельности |
взаимодействие с воспитателями и социальными партнерами | |
выбор адекватных форм трудового воспитания | |
организация праздников труда | |
обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований к организации трудовой деятельности воспитанников | |
воспитанник | формирование собственной мотивации к трудовой деятельности |
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы, выполнять трудовые поручения | |
изучение тематического материала | |
нацеленность на дальнейшую трудовую деятельность, осознанный выбор профессии |
Улучшение условий и качественное изменение содержания трудовой деятельности воспитанников
- Расширение числа социальных партнеров, участвующих в организации и проведении трудового воспитания воспитанников детского дома.
- Разработка критериев и показателей для осуществления индивидуальной диагностики уровня развития трудовых навыков воспитанников, возможности и коррекции.
- Мониторинг состояния трудовой подготовки воспитанников с целью определения важнейших направлений ее совершенствования.
Инновационная деятельность по активизации трудового воспитания детей в детском доме
- Исследование влияния различных видов трудовой деятельности на общефизическое состояние воспитанников, расчет оптимальной трудовой нагрузки с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
- Мониторинг влияния новых форм трудового воспитания на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни, труду.
Решение задач трудового воспитания в ходе активной трудовой деятельности:
-организация дежурств
-организация общественно полезного труда по уборке территории, работы в саду и огороде
-организация массовых трудовых акций
Учреждение | Задачи и направления | Формы взаимодействия |
МБОУ ЕСОШ№1 | Формирование трудовых навыков, развитие творческих способностей | Участие воспитанников в производительном труде, труде на пришкольном участке, кружковой работе |
Центр занятости населения | Организация профориентационной работы, изучение рынка труда | Экскурсии, беседы с воспитанниками о выборе профессии |
Предприятия посёлка, города и района | Знакомство с трудовыми профессиями, формирование уважения к людям труда | Экскурсии, знакомство с основами профессии, встречи с сотрудниками предприятий. |
Районная администрация, Дом культуры | Включение воспитанников детского дома в решение проблем посёлка, привитие потребности в общественно – полезном труде | Проведение выставок - продаж работ воспитанников, участие в трудовых акциях на территории посёлка |
Жители посёлка | Формирование потребности в сельскохозяйственном труде, знакомство с видами трудовой деятельности на сельском подворье | Оказание помощи ветеранам, престарелым участие в различных видах трудовой деятельности |
Социальное партнерство
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Трудовой блок
Основные задачи:
1.Определение содержания трудовой деятельности воспитанников в условиях детского дома.
2. Создание условий для трудовой деятельности воспитанников.
3. Включение всех участников образовательного процесса, социальных партнеров в процесс трудового воспитания детей детского дома.
Самообслуживающий труд
Направление деятельности | Решаемые задачи | Содержание | Цикличность |
Соблюдение правил личной гигиены | Сформировать потребность в соблюдении правил личной гигиены, научить их выполнению | - утренний и вечерний туалет; - соблюдение гигиены рук; - соблюдение правил личной гигиены; - проведение банных дней; - уход за волосами | ежедневно ежедневно перед приемом пищи ежедневно и по физиологическим показателям 1 раз в неделю (воскресенье) по мере необходимости |
Поддержание порядка в спальне, комнате | Сформировать потребность в поддержании чистоты в спальне и комнате, научить правилам выполнения уборки помещения | -уборка личных вещей, заправка кровати; - дежурство по группе | ежедневно по графику (не чаще 1 раза в неделю) |
Стирка личных вещей | Сформировать потребность ухода за личными вещами, содержании их в чистоте, научить проведению мелкого ремонта одежды | -стирка личных вещей (носки, нательное белье) с1 класса; - стирка мелких вещей с 1 класса | ежедневно (по мере необходимости) |
Проведение мелкого ремонта личных вещей | - ремонт (штопка, пришивание пуговиц и пр.) с 1 класса | По мере необходимости |
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь соблюдать личную гигиену, гигиену рук в течение дня, знать предметы и средства личной гигиены, уметь ухаживать за зубами, ногами, уметь пользоваться щеткой, расческой;
- знать и выполнять правила утреннего и вечернего туалета;
- уметь выполнять стирку мелких вещей вручную;
- уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать свои вещи.
Младший подросток:
- уметь выполнять ручную стирку и стирку изделий в стиральной машине актива торного типа;
- уметь ухаживать за волосами, своим телом, кожей лица, знать средства ухода за волосами.
Старший подросток:
- уметь выполнять ручную и машинную стирку вещей;
- знать предметы личной гигиены и уметь ими пользоваться.
Общественно полезный труд.
Направление деятельности | Решаемые задачи | Содержание | Цикличность |
Организация дежурств воспитанников | Научить соблюдению санитарно – гигиенических правил при сервировке стола и его уборке | -дежурство по столовой | по графику (не чаще 1 раза в неделю) |
Сформировать потребность в поддержании порядка в доме, соблюдении чистоты на закрепленном участке, формирование уважительного отношения к труду дворника, уборщицы. | - дежурство по зданию - дежурство по территории (уборка листьев, снега, мусора на закрепленной территории); - проведение генеральной уборки в спальне | по графику (каждые 3 дня) 1 раз в неделю (по мере необходимости) 1 раз в неделю (суббота) | |
Работа на огороде | Дать знания, связанные с выращиванием овощных, плодово-ягодных культур; ведением домашнего хозяйства. Формировать навыки работы с землёй, ухода за растениями. | - обработка почвы; -выращивание рассады, высадка в открытый грунт; - уход за посадками (поливка, прополка, рыхление, подкормка); - уборка и хранение урожая | ежедневно с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час |
Работа на клумбах | Дать знания о разбивке клумб и выращивании однолетних и многолетних цветов, научить ухаживать за ними | - разбивка клумб; - посадка однолетних и многолетних растений, уход за ними; - уборка многолетних растений на хранение -размножение растений | 1 раз в неделю с мая по сентябрь - младший школьник -30 минут, младший подросток -45 минут старший подросток -1 час |
Уход за комнатными растениями | Дать знания об уходе за комнатными растениями, научить способам разведения домашних цветов и уходу за ними | - посадка и пересадка растений; - уход за комнатными растениями | Весна – лето по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю) |
Уборка территории детского дома | Научить правилам уборки территории детского дома, сформировать потребность в поддержании чистоты и порядка на территории | - уборка территории от листьев и мусора; - уход за зелеными насаждениями; - благоустройство и озеленение территории; -операция «Снег», «Снегопад» | 1 раз в неделю в зимний период – по мере необходимости |
Озеленение участка детского дома | Привить навыки благоустройства территории детского дома | - высадка зеленых насаждений; - уход за посадками | Весна - осень |
Благоустройство территории посёлка | Привитие уважительного отношения к своей малой Родине, формирование причастности к делам жителей села | - уборка территории; - уборка мусора; - посадка деревьев и зеленых насаждений -операция «Всюду чисто», «Листопад» | 1 раз (весна) |
Требования к знаниям, умения и навыкам воспитанников:
Младший школьник:
- уметь обтирать пыль в шкафу, с подоконников, проводить сухую , спальной, игровой комнаты;
- уметь подготовить столы к подаче пищи, разносить хлеба по столам, убирать и вытирать столы; соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
- уметь пришивать пуговицы, пришивать вешалки к одежде, работать с утюгом, наводить порядок на полке с одеждой,
- знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде;
- уметь правильно посадить лук, убирать огород от остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить весенне-осенние работы на клумбах, проводить посадку: настурции и т.д.
сбор семян однолетних цветочных растений, уборку однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив комнатных растений: нижний, верхний, погружения; проводить рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
- уметь убирать дорожки от мелкого мусора.
Младший подросток:
- уметь проводить влажную уборку спальной, игровой комнаты;
- знать и уметь пользоваться простыми электроприборами;
- уметь сервировать стол (ужин, обед, завтрак), мыть посуду кухонные и столовые принадлежности, проводить сухую и влажную уборку столовой, стирку салфеток, соблюдать технику безопасности, выполнять санитарные требования и правила этикета при работе в столовой;
- (мальчики) уметь выполнять ремонт одежды (заплата с изнаночной стороны, штопка), работать утюгом (утюжка белья)
- (девочки) уметь выполнять все виды работ, в том числе с использованием швейной машинки, уметь гладить белье;
- уметь ухаживать за мебелью;
- уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками; проводить подкормку растений;
- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
- уметь расчищать дорожки от снега, убирать мусор с участка, собирать опавшую листву и укладка в кучи граблями, подметать дорожки с твёрдым покрытием, собирать мусор в кучи, переносить мусор.
Старший подросток:
- поддерживать чистоту и порядок в комнате, проводить сухую и влажную уборку, уметь создать уют в комнате своими руками;
-уметь мыть посуду с применением моющих средств, сервировать праздничный стол, соблюдать технику безопасности, пришивать пуговицы разными способами в зависимости от вида пуговицы и ниток:
-уметь ремонтировать свою одежду (ставить различные заплаты, зашивать и подшивать изделия);
- уметь выращивать рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт, выращивать огурцы под пленочным покрытием, вскапывать почву на грядке, оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки, закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за плодово-ягодными культурами;
- уметь выращивать рассаду, проводить посадку однолетних и многолетних растений, ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами;
- уметь подгребать опавшие листья, подметать дорожки, собирать и удалять мусор,
- расчищать дорожки от снега, проводить обрезку секатором ветвей кустов, подвязку кустов, посадка кустарников, собирать мусор и выносить его в установленное место,
- уметь обращаться с метлой, лопатой, граблями, совком, носилками, соблюдать технику безопасности при работе секатором;
- уметь оказать помощь при заготовке сена, перекопке огорода, колке дров.
Трудовая деятельность воспитанников должна быть организована с соблюдением следующих условий:
- объем и специфика трудовой деятельности должна соответствовать возрастно-половым и функциональным особенностям и состоянию здоровья воспитанников;
- трудовая деятельность воспитанников должна осуществляется в благоприятных санитарно-гигиенических условиях, безопасных для их здоровья и жизни. Обязательный общественно полезный производительный труд включается в режим дня. Особое значение имеет равномерность распределения работы по самообслуживанию в течение дня, недели, четверти.
Для организации трудовой деятельности подростков в условиях детского дома неуклонно соблюдаются следующие правила:
- работа должна быть организована с учетом правил установленных ФЗ РФ и трудового законодательства;
- обязательно должно учитываться физическое, психическое и эмоциональное здоровье воспитанников;
- трудовая деятельность должна быть индивидуальной и иметь несложный производственный цикл;
- труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей;
- работа должна быть разнообразной и интересной;
- показ произведенной продукции должен быть организован не реже 1 раза в квартал;
- труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение;
- в случае отказа подростка от работы предложить смену трудовой деятельности и провести с ним разъяснительную беседу;
- обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности;
- использовать личностно-деятельностный подход к каждому воспитаннику.
Просветительский блок
Задачи:
1. Познакомить с миром профессий, готовить к осознанному выбору профессии.
2. Сформировать потребность в труде – как основе жизни.
3. Познакомить с основами ведения домашнего хозяйства (кулинария, хозяйственно-бытовой труд).
Программа состоит из разделов:
1)в мире профессий,
2)азбука домашней кухни,
3)сельскохозяйственный труд,
4)хозяйственно-бытовой труд,
5) домовёнок (кружковая работа)
Мир профессий, или какую дверь открыть
Цель: формирование готовности воспитанников к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребности рынка труда в специалистах.
В ходе занятий по этому курсу решаются следующие задачи:
- обобщить знания воспитанников о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
- сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
- развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
- воспитывать уважение к рабочему человеку.
Ключевые понятия
• профессия;
• многообразие профессий;
• группы профессий
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- знать профессии работников детского дома, основные профессии жителей села;
- уметь выполнять обязанности дежурного.
Младший подросток:
- знать профессии, которые можно освоить после выхода из детского дома, профессии нужные в Рубцовском районе.
Старший подросток:
- знать группы профессий, требования к выбору профессии, какую помощь оказывает центр занятости населения;
- уметь правильно оценивать свои желания, способности и возможности при выборе профессии.
Азбука домашней кухни
Цель: Содействие успешной адаптации к жизненной среде и приобретению практических умений по кулинарии.
Задачи:
1. Научить способам приготовления пищи, расчету стоимости готового блюда; сформировать начальные представления о ведении домашнего хозяйства, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.
2. Развить конструктивные способности детей, практические навыки и ориентировки, сформировать интерес к работе, готовность справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).
3. Привить санитарно-гигиенические навыки содержания домашнего хозяйства, ухода за домашней утварью, посудой, бытовой техникой.
Раздел включает:
1. Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
2. Правила этики и этичных отношений в семье и с окружающими людьми.
3. Продукты, технология приготовления, хранения.
4. Выпечка.
Ключевые понятия
• этикет;
• нормы рационального потребления;
• семейный бюджет;
• рецепты;
• меню;
• консервы;
• продукты;
• кухня.
Ожидаемый результат:
Младший школьник (1-4 класс):
знать правила сервировки стола:
уметь правильно вести себя за столом;
уметь приготовить завтрак;
уметь мыть посуду с применением моющих средств;
Младший подросток (5-7 класс):
уметь приготовить салаты, супы;
знать правила заготовки ягод на зиму;
уметь правильно сервировать стол;
знать санитарно – гигиенические требования к организации питания;
уметь пользоваться кухонным приборами, ухаживать за ними;
Старший подросток (8-9 класс):
уметь приготовить второе блюдо, напитки;
уметь выполнять заготовку овощей на зиму;
уметь провести расчет энергетической ценности готового блюда;
уметь провести экономический расчет стоимости готового блюда, дневного меню.
Сельскохозяйственный труд
Цель: формирование у воспитанников базовых знаний и умений в области выращивания и ухода за сельскохозяйственными, комнатными, плодово-ягодными культурами; научить способам эффективного ведения подсобного хозяйства.
Раздел включает:
1 Работа на огороде. Выращивание овощных, ягодных и плодовых растений
2. Цветоводство (садовое и комнатное)
Ключевые понятия
• многообразие овощных культур;
• виды фруктово-ягодных культур;
• подкормка сельскохозяйственных культур;
• сорт растений;
• урожай и урожайность;
• плодородие;
• севооборот;
• многообразие цветковых растений;
• болезни и вредители комнатных растений;
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- должен знать хозяйственный инвентарь для работы на огороде, уметь правильно посадить лук, проводить уборку послеурожайных остатков (ботва картофеля, помидоров, остатков капусты и др.);
- уметь проводить весенне-осенние работы в цветнике, проводить посадку: настурции, лука и чеснока, земляники садовой, сбор семян однолетних цветочных растений, уборку однолетних цветковых растений в цветнике;
- уметь проводить полив растений: нижний, верхний, погружения; проводить рыхление почвы, знать комнатные цветы группы;
-Младший подросток:
- должен уметь выращивать основные виды овощей в открытом грунте, обрабатывать почву (очистка поверхности, перекопка, мелкое рыхление гряд, выравнивание поверхности гряд), подбирать и готовить посадочный материала, уметь проводить посадку семян овощей в открытый грунт, распознавать всходы культурных растений от сорняков; знать способы борьбы с насекомыми – вредителями; уметь ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь производить деление и посадку зимующих многолетних растений, рыхление почвы в междурядьях и вокруг растений, подвязывание стеблей к колышкам, прореживание посадок, посадку однолетних цветковых растений семенами, уборку растительных остатков из цветника;
- уметь проводить посадку и пересадку комнатных растений, знать сезонные особенности содержания комнатных растений;
Старший подросток
- должен уметь выращивать рассаду капусты, помидоров, высаживать ее в открытый грунт, выращивать огурцы под пленочным покрытием, вскапывать почву на грядке, оборудовать парник, уметь ухаживать за растениями от посадки до уборки, закладывать корнеплоды на хранение, ухаживать за ягодными кустарниками;
- уметь выращивать рассаду, проводить посадку однолетних и многолетних растений, ухаживать за ними, убирать многолетние растения (георгины) на хранение, уметь проводить посадку и уход за многолетними растениями, уметь разбивать цветник, ухаживать за цветами.
Хозяйственно-бытовой труд
Цель: дать воспитанникам базовые знания по соблюдению санитарно – гигиенических требования к содержанию жилища, предметов обихода, личных вещей; научить способам эффективного ведения домашнего хозяйства.
Раздел включает:
1 Уходу за жилищем, одеждой и обувью
2. Техника в доме.
3. Интерьер дома
Ключевые понятия
• сухая, влажная уборка;
• виды моющих и чистящих средств;
• бытовые приборы;
• интерьер;
• косметический ремонт.
Ожидаемый результат:
Младший школьник:
- знать технику безопасности при генеральной уборке, правила хранения белья и одежды, приемы глажения одежды, способы борьбы с вредителями одежды, правила обращения с электрическими приборами;
- уметь правильно заправлять свою кровать, проводить мелкий ремонт одежды, ухаживать за обувью, проводить влажную и сухую уборку помещения,
Младший подросток:
- знать правила ручной стирки, средства для чистки ковров и паласов, способы оформления интерьера, правила хранения зимних вещей;
- уметь обращаться с бытовыми электрическим приборами, проводить влажную уборку мебели.
Старший подросток:
- знать способы борьбы с вредными насекомыми и грызунами, правила эксплуатации стиральных машин всех типов; способы выведения пятен;
- уметь пользоваться стиральной машиной всех типов, проводить уборку санитарно – гигиенического оборудования, провидеть косметический ремонт.
Формы и режим работы
Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц День | Тема | Кол-во часов | Форма проведения | Ожидаемый результат |
Январь | «Бисерное рукоделие». 1.Вышивка бисером. 2.Плетение бисером. 3.Аппликация из бисера. | 5 | практические занятия | Уметь владеть техникой плетения, вышивания бисером. |
Февраль | Подарок своими руками (сюрприз). Изготовление сувениров к 8 марта. Изготовление сувениров к 23 февраля. | 6 | Коллективно - творческое дело | Умение получать удовлетворения от сделанного своими руками. |
Март | «Неужели из бумаги» Аппликация. Папье-маше. Вырезание из бумаги. Моделирование из бумаги. Плетение из бумаги. Квиллинг. | 7 | Словесно-практические занятия | 1.Воспитанники приобретут умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий, создавать изделия из бумаги, пользоваться необходимыми инструментами. 2.Научатся самостоятельно выполнять все этапы работы. |
Апрель | Блок « Флористика»: 1. Аппликация из круп. 2. Аппликация из яичной скорлупы. 3. Аппликация из засушенных растений. 4. Поделки из природных материалов. 5. Лепка из солёного теста, пластилина. | 6 | практические занятия | 1.Научатся видеть прекрасное в окружающем мире и передавать свои ощущения в поделках с помощью природного материала. 2.Приобретут умения и навыки работы с различными материалами и инструментами. |
Сентябрь | «Вышивка для души»: 1.Вышивка крестом. 2.Вышивка гладью. 3. Изонить. | 7 | Словесно-практические занятия | 1.Приобретут умения самостоятельно выполнять швы, используемые в вышивке и применять их при отделке различных изделий. 2.Получат знания об истории развития народного творчества – вышивка. |
Октябрь | «Волшебный клубочек» Беседа - практикум: « что такое спицы» 1. Вязание на спицах. 2. Вязание крючком. Практика: «из чего можно связать» 3. Вязаная игрушка, и одежда для неё | 6 | Словесно-практические занятия | 1.Приобретут умения и навыки по созданию изделий из ниток с помощью спиц и крючка. |
Ноябрь | Практика: « вязание – для всех» 1 .Вязаные аксессуары: чехлы для телефонов, очков, игольницы и т.д. 2.Вязаные предметы быта: салфетки, подушечки, грелки, прихватки и т. д. | 6 | Словесно-практические занятия | Смогут использовать свои умения в самостоятельной жизни, как для себя, так и для приобретения дохода. |
Декабрь | «Мастерская Деда мороза» Изготовление игрушек на елку. Ремонт и пошив новогодних костюмов. | 5 | Коллективно - творческое дело | Развитие творческих способностей. |
Программа мониторинга
Цель:
- отслеживание динамики формирования трудовых навыков, мотивации к трудовой деятельности у воспитанников;
- отслеживание сформированности основ экономических знаний, готовности осознанному выбору профессии.
Мониторинг осуществляется воспитателями и инструктором по труду с помощью количественной и качественной оценки готовности воспитанника к труду, по следующим критериям. Мониторинг проводится в начале и в конце года.
Уровень сформированности трудовых навыков (1-7 классы)
Санитарно-гигиенические навыки | |||||||
Данные навыки сформированы практически до автоматизма. Умеет и стремится применить их на практике, не требуется контроль со стороны взрослых. | 5 | высокий | |||||
Достаточно хорошо сформированы навыки в данной области, умеет применять их на практике. Иногда требуется помощь взрослых в их практическом применении | 4 | ||||||
Недостаточная сформированность навыков. Использование данных навыков на практике затруднено, требуется внимание и усилие со стороны ребенка. Но воспитанник стремиться овладеть данными навыками. | 3 | средний | |||||
Плохо освоены и закреплены навыки самообслуживания, постоянно требуется помощь и контроль со стороны взрослых. Нежелание овладеть навыками в данной области или нежелание пользоваться имеющимися навыками. | 2 | низкий | |||||
Полное отсутствие навыков в данной области, негативное отношение к овладению ими. Нежелание использовать имеющие навыки. | 1 | ||||||
Самообслуживание | |||||||
Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке, опрятен и подтянут, одет со вкусом | 5 | высокий | |||||
Чаще всего аккуратный и подтянутый. В шкафу старается поддерживать порядок | 4 | ||||||
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя, в своих вещах. Безразличен к внешнему виду. Иногда бывает неопрятным, неряшливо одетым. | 3 | ||||||
Совершенно не заботиться о содержании своих вещей в надлежащем виде. Может быть безвкусно, вульгарно одет и причесан | 2 | низкий | |||||
Неряшливость, запущенность одежды, прически. Беспорядок в личных вещах | 1 | ||||||
Хозяйственно-бытовой труд | |||||||
Помнит о своих обязанностях дежурного, выполняет их постоянно, охотно и добросовестно. Качество высокое. Не нужен контроль за выполнением работы. Всегда обращает внимание на непорядок в группе и устраняет его. При отсутствие дежурного возьмет на себя его обязанности | 5 | высокий | |||||
Выполняет обязанности дежурного качественно, не требуется контроль, но только в свое дежурство. Делает только то, что входит в его обязанности | 4 | ||||||
Отношение к дежурству неустойчивое, качество работы зависит от настроения. Чаще всего требуется контроль за качеством работы | 3 | средний | |||||
Дежурит неохотно, недобросовестно, может забывать о дежурстве, не доводит дело до конца. Требуется многократное напоминание о дежурстве и контроль | 2 | низкий | |||||
Негативно относится к дежурству, считает, что не должен убирать в группе. Стремится переложить свои обязанности на других. Начинает дежурить только после многократных требований воспитателя. Требуется контроль за качеством выполнения работы. | 1 | ||||||
Сельскохозяйственный труд | |||||||
Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ: подготовка грядок, посадка, уход, уборка урожая. Знает правила ухода за животными. Хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах. | 5 | высокий | |||||
Знает и может самостоятельно выполнять все этапы основных сельскохозяйственных работ и ухода за животными. Требуется руководство взрослого в организации деятельности. Достаточно хорошо ориентируется в овощных, цветочных, плодово-ягодных культурах. | 4 | ||||||
Сформированы основные практические навыки и умения работы с землей, с сельскохозяйственным инвентарем, ухода за комнатными и садовыми растениями, теоретические знания по уходу за животными. Знает основные овощные, плодово-ягодные и цветочные растения. | 3 | средний | |||||
Под руководством взрослого может ухаживать за комнатными растениями, животными. Есть некоторые знания о растениях и животных. Нет опыта работы на приусадебном участке, в саду. | 2 | низкий | |||||
Полное отсутствие теоретических и практических знаний, умений, навыков ухода за комнатными растениями в сельскохозяйственном труде, за животными. | 1 | ||||||
Общественно - полезный труд | |||||||
Активно включается в различные виды трудовой деятельности. Проявляет инициативу при ее организации, ответственность. Испытывает удовлетворение от результатов своего труда | 5 | высокий | |||||
Активен в трудовой деятельности, но включается в нее по просьбе или по инициативе других. Проявляет добросовестность, хотя в некоторых случаях может проявлять безответственность. | 4 | ||||||
Особой активности в труде не проявляет, включается по необходимости. Работает по настроению. Стремится по возможности уклонятся от выполнения задания, выполняет его формально. Добросовестность проявляется только при личной заинтересованности в результатах труда или в ожидании вознаграждения за труд. | 3 | средний | |||||
Пассивен, включается в трудовую деятельность под давлением, может не довести дело до конца или не выполнить порученное, недобросовестно выполняет трудовые дела. | 2 | низкий | |||||
Полное нежелание трудиться. Уклоняется от различных видов трудовой деятельности, отказывается от работы. | 1 | ||||||
Ручной труд | |||||||
Хорошо сформировано умение самостоятельно ориентироваться в задании при выполнении изделий из разнообразных материалов (природный, картон, ткань, древесина, проволока, бросовый и др.). Планирует предстоящую работу, используя схемы, предметно-ориентационные карты, схемы, чертежи, выкройки. Развит самоконтроль правильности выполнения работы. | 5 | высокий | |||||
В достаточной степени владеет рациональными приемами и навыками работы с разнообразными материалами. Самостоятельно анализирует образцы, сравнивает их с готовыми изделиями, планирует работу с минимальной организующей помощью педагога | 4 | ||||||
Сформированы умения: анализировать образец с помощью педагога, определять последовательность изготовления изделия, выполнять работу по плану, пользуясь простейшими предметными картами. Требуется в основном организующая помощью, иногда обучающая. | 3 | средний | |||||
Сформированы элементарные навыки пооперационного выполнения изделий из различных материалов по словесной инструкции педагога с показом приемов изготовления, с опорой на образец. Требуется существенная обучающая и организующая помощь педагога. | 2 | низкий | |||||
Освоены простейшие приемы работы в различных видах ручного труда. При выполнении работы требуется пошаговое обучение с показом приемов изготовления с опорой на образец и организация деятельности ребенка. | 1 | ||||||
Отношение к труду (1-7 классы)
Уважение к труду других людей | |||
Всегда с уважением относится к труду других людей, оказывает помощь взрослым и сверстникам | 5 | высокий | |
Чаще всего с уважением относиться к труду других людей, может оказать посильную помощь взрослым и сверстникам | 4 | ||
Не всегда с уважением относится к труду других людей. Оказывает помощь взрослым и сверстникам только по просьбе педагога | 3 | средний | |
Проявляет неуважение к труду других людей. Иногда оказывает помощь взрослым и сверстникам. | 2 | низкий | |
Проявляет полное неуважение к труду других людей | 1 | ||
Потребность в трудовой деятельности | |||
Всегда трудиться с желанием, участвует во всех видах труда | 5 | высокий | |
Чаще всего проявляет желание трудиться | 4 | ||
Выполняет все трудовые дела под контролем взрослых | 3 | средний | |
Редко проявляет желание трудиться | 2 | низкий | |
Не желает трудиться, отказывается от выполнения трудовой деятельности или выполняет ее только под контролем взрослого. | 1 | ||
Качественное выполнение поручений | |||
Всегда добросовестно и качественно выполняет любые поручения, не нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность при выполнении поручения | 5 | высокий | |
Чаще всего добросовестно и качественно выполняет поручения, иногда нуждается в контроле взрослых. Проявляет ответственность за порученное дело | 4 | ||
Добросовестно выполняет поручения, но требуется контроль со стороны взрослых. | 3 | средний | |
Помнит о том, что ему поручено, но не всегда выполняет порученное дело, нужен контроль со стороны взрослых | 2 | низкий | |
Поручения выполняет без желания, только под контролем педагога | 1 | ||
Определение уровня развития показателя
Показатели | количество показателей | минимальное количество баллов | максимальное количество баллов | уровень развития в баллах | ||
высокий | средний | низкий | ||||
Уровень сформированности трудовых навыков | 6 | 6 | 30 | 24-30 | 13-23 | 6-12 |
Отношение к труду | 3 | 3 | 15 | 12-15 | 7-14 | 3-6 |
Мониторинг по сформированности трудовых навыков (8-9 классы)
Показатели | балл |
1. Наличие знаний, умений, навыков по самообслуживанию и жизненных навыков | |
Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по самообслуживанию и жизненные навыки | 5 |
Наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой | 4 |
Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, наличие желания их иметь и использовать | 3 |
Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, нежелание их приобретать | 2 |
Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по самообслуживанию и необходимых жизненных навыков, неспособность к обучению социальному самообслуживанию | 1 |
2. Наличие знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду | |
Умение и стремление применять на практике знания, умения, навыки по сельскохозяйственному труду | 5 |
Наличие знаний, умений и навыков по сельскохозяйственному труду, хотя их практическое использование затруднено по ряду субъективных факторов (недисциплинированность, непрактичность). Осознание своих недостатков, стремление их исправить, следить за собой | 4 |
Недостаточная сформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, наличие желания их иметь и использовать | 3 |
Несформированность ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, нежелание их приобретать | 2 |
Отсутствие ряда основных знаний, умений, навыков по сельскохозяйственному труду, неспособность к обучению социальному самообслуживанию | 1 |
3. Отношение к труду как к жизненной необходимости | |
Высокий, сознательный уровень понимания значимости трудовой деятельности и конструктивной созидательной активности в жизни человека | 5 |
Знание о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни человека, реализация своих знаний, умений и навыков в практической деятельности | 4 |
Неглубокое понимание важности труда, выполнение трудовых обязанностей под контролем взрослых, случаи их игнорирования | 3 |
Непонимание необходимости труда, систематическое уклонение от трудовых дел, включение в трудовой процесс по принуждению, исполнение работы только под контролем | 2 |
Неприятие труда как жизненно необходимого условия вхождения в социум | 1 |
4. Наличие устойчивых избирательных интересов | |
Наличие четко выраженных интересов к определенному виду деятельности | 5 |
Широкий круг разнообразных интересов | 4 |
Умеренно выраженные противоречивые интересы к нескольким видам деятельности | 3 |
Периодически возникающий интерес к тому или иному виду деятельности | 2 |
Отсутствие каких-либо выраженных интересов | 1 |
5. Уровень профессиональной осведомленности | |
Широкая информированность о разнообразных профессиях, возможностях их приобретения | 5 |
Информированность об особенностях основных профессий, которые имеют спрос, и о том, где их можно приобрести | 4 |
Несистематизированные знания о существующих профессиях и возможностях их получения | 3 |
Слабые знания о мире труда, рынке труда, дезориентированность в этой области | 2 |
Отсутствие знаний о мире и рынке труда, а также интереса к их приобретению | 1 |
Интерпретация результатов:
1. Низкий уровень (сложный для дальнейшей полноценной социально – трудовой адаптации) - 4 – 13 баллов.
2. Средний уровень (достаточный для социальной адаптации) - 13 -18 баллов.
3. Высокий уровень (высокий для социальной адаптации) - 19 – 24 балла.
Критерии эффективности программы
- Сформированность у воспитанников привычки к систематическому, осознанному труду.
- Сформированность у воспитанников общетрудовые умений и навыков.
- Сформированность у воспитанников знаний, умений и навыков ведения подсобного хозяйства.
- Сформированность основ экономических знаний, владение способами рационального ведения домашнего хозяйства.
- Создание сплоченного детского коллектива, через включение воспитанников в активную трудовую деятельность.
- Готовность воспитанника к осознанному выбору профессии и целей в жизни.
Заключение
Данная программа» рассчитана на весь период пребывания воспитанников в детском доме и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.
Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности педагогического коллектива в процесс реализации программы, осознанного понимания каждым сотрудником значимости стоящих перед ним задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия к образовательной программе по трудовому воспитанию и профориентации "Обувь. Уход за обувью"
Обувь. Уход за обувью.Цель:Закрепить и обобщить знания учащихся об одежде и обувиЗадачи:-Различать обувь по виду и назначению, подбирать обувь по сезону,знать правила ухода за обувью-способствовать ра...

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, к труду, жизни (трудовое воспитание).
Одно из направлений духовно-нравственного воспитания....

Работа с родителями по вопросам организации трудового воспитания, формированеи в семье трудовых обязанностей детей
доклад и презентация на тему трудового воспитания детей начальной школы...

«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...
Трудовое воспитание.Классный час "Красота и труд вместе идут"
Классный час формирует у учащихся правильное отношение к труду, учёбе....
Профессионально - трудовое воспитание на уроках труда ( технологии) и во внеурочной деятельности
В подростковом возрасте школьники мало кто себе представляет свою будущую профессию. Ребята не задумываются всерьез о необходимости выбора дела всей своей жизни, у них практически отсутствует готовнос...
ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»
ПРОГРАММА ПО ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ «ТРУД — СТАРТ В БУДУЩЕЕ»...