Исследовательский проект обучающихся 4Г класса « ВО ЧТО ИГРАЛИ ДЕТИ ВОЙНЫ»
проект (4 класс)

Гусарова Светлана Александровна

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы.  Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы.

2025 год президентом России В.В. Путиным объявлен годом 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Наша задача — сохранить историческую память о событиях тех лет и воспитать уважение к ветеранам и участникам войны.

 Поэтому считаем актуальным провести как можно больше встреч со своими прабабушками и прадедушками, чтобы узнать: а было ли детство у повзрослевших, не по годам мудрых и невероятно стойких маленьких героев войны? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Исходя, из данной темы работы, мы поставили перед собой цель: изучить, как жили, и во что  играли дети военной эпохи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Кошки

муниципального района Кошкинский Самарской области

ВО ЧТО ИГРАЛИ ДЕТИ ВОЙНЫ

                                       Выполнили: обучающиеся 4 Г класса

Руководитель:

Гусарова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Самара 2025

Содержание

  1. Введение

3-4

  1. Основная часть
  1. Теоретическая часть

1.1.

Дети Великой Отечественной войны

5

1.2.

Во что и как играли дети во время войны

5-6

1.3.

Куклы Победы. Игрушки, которые помогали детям в годы войны.

6-7

1.4.

Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

7-8

  1. Практическая часть

2.1.

Изготовление куклы

8

  1. Заключение

9

  1. Список  литературы

10

  1. Приложение

11-15

Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…

  1. Введение

Мы родились и живем в России  и никогда не слышали орудийного грома. Я вижу, как строят новые дома, но даже не подозревали, как они легко разрушаются под градом бомб и снарядов. 

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была прервана. Тогда началась Великая Отечественная война. На защиту своей страны поднялись миллионы людей и в том числе дети.

Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень со взрослыми на защиту нашей страны!

Каждый год 9 мая вся наша страна отмечает День Победы в Великой Отечественной войне. О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле.

Актуальность работы состоит в том, что тема войны и мира – вечные темы.  Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятия «дети» и «война» не совместимы.

2025 год президентом России В.В. Путиным объявлен годом 80-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Наша задача — сохранить историческую память о событиях тех лет и воспитать уважение к ветеранам и участникам войны.

 Поэтому считаем актуальным провести как можно больше встреч со своими прабабушками и прадедушками, чтобы узнать: а было ли детство у повзрослевших, не по годам мудрых и невероятно стойких маленьких героев войны? Какие были у них игрушки и играли ли они вообще?

Исходя, из данной темы работы, мы поставили перед собой цель: изучить, как жили, и во что  играли дети военной эпохи.

Задачи:

-изучить различные источники информации по теме;

-выяснить была ли возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на страшное время Великой Отечественной войны;

- какими игрушками играли дети в военное время;

- сравнить игры того времени и наши игры;

- поделится информацией ребятами школы;

- изготовить куклу своими руками, похожую на ту, с которой играли мои прабабушки.

Гипотеза исследования: дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Область исследования: история Великой Отечественной войны

Объект исследования: дети войны

Предмет исследования: куклы военных лет 

Методы  работы:

теоретический: чтение и анализ литературы, интернет – ресурсов

эмпирический: беседа, интервьюирование

 практический: изготовление куклы своими руками.

Источники исследования:

1.Воспоминания людей, являющимися «детьми» войны.

2. Работа с литературой.

3. Интернет-источники.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может пополнить материалы школьного музея, семейный архив.

  1. Основная часть

1. Теоретическая часть

1.1. Дети Великой Отечественной войны

В страшные горестные годы Великой Отечественной войны дети взрослели быстро.  Рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане страны. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов, и в мастерских на заводах и фабриках, и в больницах.     В каких только работах не участвовали школьники! Они изготовляли различную продукцию, детали для мин, приклады для винтовок и автоматов. Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали удобрения, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми.

         Дети принимали самое активное участие по заготовке подарков для воинов - фронтовиков.     Частыми гостями они были в госпиталях. Там дети читали тяжелораненым книги, письма, писали письма их родным и друзьям-фронтовикам, выступали с концертами. Их серьезность, старательность вызывали у раненых не только волнение, но и уважение к ним.

          С первых дней войны повсюду в стране миллионы людей рвались на фронт. Осаждали военкоматы и подростки. Порой с искренним чувством они шли на подлог, завышая на год, а то и на два свой возраст. Юные патриоты сердцем ощущали свою причастность к происходящему на их родной земле, и не могли остаться в стороне от разыгрывавшейся на их глазах трагедии, шли буквально на все, чтобы стать в строй защитников Родины.

            Такова лишь малая доля того, что было сделано юными защитниками страны для победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

1.2. Во что и как играли дети во время войны

Заинтересовавшись выбранной темой, прежде всего мы провели интервью (Приложение №3) с очевидцами той страшной войны: Шныровой Елизаветой Ивановной, и  Разумовым Владимиром Анатольевичем, которые в годы войны были детьми. Ведь пока они живы, можно достоверно узнать о том времени. Расспросили их о жизни во время войны. Слушать их было не только интересно, но и больно. Многие воспоминания приносили им душевную боль, поэтому они рассказывать не могли, а только плакали. Даже после стольких лет. Первое, что называли, вспоминая военное время, – это голод и холод. Приходилось много трудиться, помогать взрослым. Об играх сразу и сказать не могли. Но спустя некоторое время им вспоминалось, что всё же играли. Совсем немного, но играли.

Дети есть дети, и остаются таковыми даже во время войны. А какой ребенок может обойтись без игрушки? Время было, конечно же, тяжелое, но и во время войны дети не оставались совсем без игрушек.

На первый взгляд неказистые и даже немного смешные, но такие дорогие и родные для детишек.  Родные – потому что часто их делали мамы, бабушки, старшие сестры из того, что было в скудном домашнем быту.

Покупные игрушки тогда были редкостью, потому что выпускались в ограниченном количестве. Дети берегли довоенные игрушки.

Чтобы  доставить ребятишкам радость в дело шли все имеющиеся в наличии материалы. Игрушки-самоделки мастерили из бумаги, фантиков, дерева. Кукол для девочек мастерили сами. Самым простым выходом было – взять небольшое полено, нарисовать на нем лицо, а маленькая девочка, играя, заворачивала это поленце в разные тряпочки. Делали кукол из соломы. Ну а самой большой радостью была кукла, сшитая из холста. Голова такой куклы набивалась опилками, паклей или ватой, а лицо рисовалось химическим карандашом или просто угольком. Волосы куклам чаще всего делали из пакли, получалась светловолосая кукла, так как пакля имела желтый цвет.  Наряжали куклу в платье, сшитое из цветных лоскутков. В качестве детской посуды использовали черепки битой посуды, которые берегли и хранили. Мальчишки самостоятельно или с помощью дедушки выпиливали пистолеты и автоматы из досок, свистульки, скакали на самодельных лошадках.  Летом делали себе из брусков и дощечек самокаты.  Еще были такие игрушки у ребят, которые они с удовольствием делали из кусочка шкуры и грузика (свинец или что-то вроде этого), а потом играли целыми днями. Эта штучка называлась лянга. 

 Из старых тряпок мастерили мячи – скручивали их в тугой комок и перевязывали веревками. Еще мячи делали из коровьей шерсти – собирали шерсть, поглаживая корову влажной рукой, потом этот ворс смачивали в воде и скатывали в тугой комок. Получался довольно прыгучий мячик. Из глины летом лепили различные фигурки, которые сушили на солнышке. Играли всегда дружно, в частности,  в лапту самодельным мячом, а еще делали шалаши из веток.

Но чаще просто играли на улице – летом за раками ходили, делали из берёзовых веток шалаши, играли в лапту тряпичным мячом или в городки. Играли в камешки. Собирали мелкие камешки, подбрасывали, а поймать надо было тыльной стороной ладони, чтобы камешки не упали. Пускали кораблики по ручьям. Девочки постарше умели делать маски из папье-маше. В городе девочки часто прыгали на скакалках, если были карандаши- рисовали, летом играли в «секретики». Ходили зимой на лыжах. Лыжи были иногда самодельные, иногда взрослые, «с чужого плеча». Конечно, лыжных ботинок тогда не было, лыжи цеплялись к валенкам. Ходить было не очень удобно, но зато ноги долго не замерзали. Катались на санках и на коньках. Коньки были разные - иногда самодельные полозья.

           Играли в догонялки, которые назывались по-разному (салки, ляпки, маялки), в прятки, в казаки-разбойники, в лапту, глухой телефон, круг выжигало (это что-то типа игры в выбивалы). Играли и в старинные игры, такие как «Гуси-гуси», «А мы просто сеяли». Более сложной и популярной игрой на улице была игра с колесом. К старому ободу от колеса приделывали железную проволоку и бежали, держась за неё, так чтобы колесо не упало. К столбу крепили канат с петлей - этот аттракцион назывался «гигантские шаги». В петлю вставали ногой, а другой  ногой отталкивалась. Канаты на подшипнике крутились вокруг столба. После того, как ребята сильно разгонялись, они поднимали ноги и летели, держась руками за канат.

1.3. Куклы Победы. Игрушки, которые помогали детям в годы войны.

Перенести ужасы войны, бомбежки и голод детям в то страшное время помогли обычные игрушки, которые провели всю войну вместе со своими маленькими хозяевами. У них удивительные судьбы: эти пупсы и плюшевые мишки спасали детей от взрывов и помогали ребятам вылечиться от тяжелых болезней. Приведу только несколько примеров этих удивительных историй.

Блокадный Мишка

Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка.

Снегурочка

В годы блокады Снегурочка стояла в стеклянном серванте в семье Ямпольских: детям было жалко брать для игр такую красавицу, и куклой просто любовались. Однажды в дом по соседству попала бомба. Сильнейшая взрывная волна выбила стекла в квартире Ямпольских. Острые осколки полетели в сторону членов семьи, в том числе – маленькой девочки, сидевшей в своей кроватке. Вдруг дверца серванта распахнулась и защитила людей от кусков стекла. Все остались целы и невредимы.  С тех пор Снегурочку стали считать семейным талисманом.

Пупс в солдатской форме

Такие пупсы появились на прилавках ленинградских магазинов еще до начала войны. Тогда они были одеты в обычные комбинезоны. К 9 мая 1945 года производители решили нарядить пупсов в солдатскую форму. На парадах в честь Дня Победы пупсов-солдат дарили женщинам, прошедшим войну – санитаркам, разведчицам, зенитчицам. Пупсы стали символом того, что каждая женщина в первую очередь не солдат, а любящая мать.

1.4. Сравнение игрушек прошлого с игрушкой современного производства

У каждого времени своя игрушка, свои предпочтения. Сейчас современные игрушки создаются с учётом всех модных тенденций.  

На наш взгляд, невозможно установить, что лучше: игрушки, в которые играли мои бабушки и дедушки или те, в которые играют современные дети. Для каждого поколения свои прелести в игрушках, своё развитие и понимание игрушки.

Мы опросили ребят из нашей школы и выяснили, во что они играют, составили сравнительную характеристику игр (Приложение №1) и  сделали такой вывод: дети того времени больше находились на свежем воздухе, двигались, бегали, прыгали, а мы большую часть суток проводим в закрытом помещении (в школе, дома), редко играем в лапту, в прятки, редко  катаемся на санках, на лыжах.  Поэтому мы часто болеем. Здоровье тех детей намного крепче, чем наше.

2. Практическая часть

2.1. Изготовление куклы

Нам захотелось попробовать сделать куклу своими руками.

Изготовление тряпичных кукол своими руками не требует особого мастерства или навыка, достаточно начальных знаний о шитье. Материалы также можно подготовить из остатков тканей, старой, но в хорошем состоянии одежды. Моя куколка выполнена в технике тряпичной куклы – закрутки. (Приложение №2)

  1. Заключение

Проделанная поисково-исследовательская работа помогла нам понять,  что военное детство наших бабушек и дедушек было очень трудным, помогла увидеть разницу между прошлым и настоящим. Мы поняли, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни, что сидя нельзя долго играть, а больше времени нужно проводить на свежем воздухе, играть в подвижные игры.

 Анализируя собранный материал, мы поняла, что дети того времени не имели ничего похожего на жизнь современных детей. Сегодня у детей очень много самых разных игрушек, которые валяются, позабытые своими хозяевами. Тогда каждая игрушка была большой ценностью.

В результате работы над проектом, мы поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её. Мы поняла, что для детей войны игрушка была символом мирной жизни. Дети всегда остаются детьми. Даже в трудное и страшное время они находили место и время для игр. Их детство опалила война, но они выжили и сохранили лучшие душевные качества. А помогали им помнить, что они дети – игрушки!

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.  Дети остаются детьми и в трудное для них время. Они найдут место и время для игр.

Перспектива нашей дальнейшей деятельности: в будущем мы хотим продолжить изучение темы игрушек (старинных и современных), а также планируем уделить внимание оставшимся у нас дома старым игрушкам и восстановить их. Такие игрушки могут стать экспонатами музея нашей школы.

Работая над проектом, понимаешь, что самое главное в этой жизни – это твоя семья, близкие и родные люди. Память о тех, кого нет уже рядом с нами, об их героическом подвиге. Одна кукла! А как много она может нам рассказать о том страшном времени, о том кошмаре, который творился в годы войны. Эта игрушка, неказистая, потрепанная, но такая родная, связала, ни одно поколение воедино. Потому что пока мы помним – мы живем!

IV. Список литературы

1. Аркин,  Е. А. Из истории игрушки [Текст]: Воспитание / Е.А. Аркин, -М.: 1995, -815 с.

2. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст]: Культура и традиции / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.:, 2007.- 120 с.

3. Черкашин,  Г.А. Кукла [Текст]: /Г.А. Черкашин,  – М.: Речь, 2016, - 6 с.

4. Чудакова, Н.В.  Я познаю  мир: Детская энциклопедия: Культура [Текст]: из серии «Я познаю мир»/ Н.В. Чудакова  – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005, 480 стр.

5. Шелехов, М.М. Солдатская кукла [Текст] : Читаем, учимся, играем / М. М. Шелехов //, -М.: - 2006.  - С. 24-37

Приложение №1

Сравнительная характеристика игр

Во время Великой Отечественной войны

Мои одноклассники

Название игр

Когда играть

Чем полезна

Шагай (игры в лодыжки):

В теплое время на свежем воздухе, зимой дома

Ловкость, быстрота, терпение, гибкость

никогда

Ворошиловский всадник

зимой на свежем воздухе

Меткость, быстрота движений, ловкость, ум, внимание, память

никогда

Катание с горки на санках

зимой на свежем воздухе

Сила, выносливость, быстрота, ловкость

редко

Догонялки

летом на свежем воздухе

Быстрота, ловкость, выносливость

редко

 Прятки

В теплое время на свежем воздухе

Сила, выносливость, быстрота, ловкость

редко

В куклы

В любое время

Доброта, заботливость, внимание, аккуратность

редко

Лапту

В теплое время на свежем воздухе

Сила, выносливость, быстрота, ловкость, меткость

никогда

Роботы-трансформеры

В любое время в помещении

Воображение, фантазия, память, ум

всегда

Игры по компьютеру

В любое время в помещении

Воображение, фантазия, память, ум

всегда

Конструкторы

В любое время в помещении

Воображение, фантазия, память, ум

всегда

Приложение №2

Этапы работы в изготовлении

тряпичной куклы

Приготовить все необходимое для работы

изображение_viber_2024-02-17_15-53-28-436.jpg

 Делаем скрутку - туловище.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010693.jpg    https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010706.jpg

 Оформляем голову.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010726.jpg   https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010863.jpg

Оформляем руки, затем косым крестом грудь.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010879.jpg  https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-375942-1497010895.jpg

 Надеваем юбку и красный фартук, на голову повязываем красный платок

 

 изображение_viber_2024-02-17_16-47-19-459.jpg

Для изготовления тряпичной куклы необходимо:

Плотная ткань для скрутки 80см х70см.

Прямоугольник белой ткани 30см х 50см.

Квадрат белой ткани 35см х 35см – для головы и рук.

Кусочек ваты – для головы.

Прямоугольник голубой ткани 20см х 40см – для нижней юбки.

Треугольник красный 15 х 15 х 20 см. - косынка

Нитки красного цвета.

Приложение № 3

Интервьюирование


1. Фамилия, имя, отчество.

2. Дата рождения (возраст в годы Великой Отечественной войны).

3. Какие игрушки были у Вас?

4. Связана ли Ваша история жизни военных лет  с игрушкой того времени?

изображение_viber_2024-02-17_16-45-27-592.jpg

Из воспоминаний Шныровой Елизаветы Ивановна (1944 г.р) мы узнали, что «куклы были в основном тряпичные, которые делали сами. А ещё брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Делали игрушки из всего, что было и попадалось под руку. С мальчишками играли на улице в войнушки».

изображение_viber_2024-02-12_17-48-55-174.jpg

Разумов Владимир Анатольевич родился в 1937 году и о трудностях военных лет знает не понаслышке. « Я помню, что в деревне, где мы жили, покупных игрушек не было, были игрушки-самоделки, которые мастерили из бумаги, фантиков, деревянных досок и палок. Время моего детства проходило в Казахстане, моя семья была туда сослана перед самой войной. Зимы были очень снежные, катались на самодельных ледянках прямо с крыш домов».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности обучающихся начальных классов

Материал по организации исследовательской деятельности с обучающимися начальных классов...

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся начальных классов

В работе рассматриваются методические вопросы, связанные с организацией проектной деятельности в начальных классах. Указывается значение начно-исследовательской деятельности для развития познавательно...

Информационно-исследовательский проект по теме «Влияние мультфильмов на психику детей »

Актуальность проекта        Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне...

Исследовательский проект обучающегося 1 класса "Погибают ли зимой деревья?"

Презентация представляет собой отчёт обучающегося по самостоятельному исследованию вопроса "погибают ли зимой деревья?"...

Паспорт проекта исследовательской работы обучающихся 3 класса. По теме: «Условия роста растений».

1.Названия исследования: «Условия роста растений». Сроки реализации проекта: октябрь-январь 2013-2014год 2.Учитель-консультант: Гусева Елена Евгеньевна учитель начальных классов 3.Учебный...

Исследовательские проекты обучающихся.

Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов ,обучающихся и ро...