Воспитательная система классного коллектива «Дорога к успеху».
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Глазунова Ирина Здиславовна

   Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки.                                

    Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке

     более сложные трюки.

                                       А. Гин. «Приёмы педагогической техники».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки.                                

    Благодаря ей вы можете выделывать высоко на проволоке

     более сложные трюки.

                                       А. Гин. «Приёмы педагогической техники».

         

 Воспитательная система  классного  коллектива «Дорога к успеху».

Автор:  Глазунова Ирина Здиславовна, учитель начальных классов

высшей категории  МБОУ «Гимназия имени С. В. Ковалевской» г. Великие Луки Псковской области.

Система разработана для учащихся  начальной школы.

                                         

Это стартовая презентация, показав которую,  я начинаю знакомить своих учеников с воспитательной системой «Путь к успеху».

Не секрет, что каждый классный руководитель, приобретая опыт, выпустив не один класс, понимает, что процесс  воспитания лучше проходит в системе. Так же, не секрет, что одна из главных составляющих  счастливой жизни – успешность. А признанная успешность  делает человека ещё и лидером.  Размышляя об этом,   я  решила создать воспитательную систему для своего класса «Дорога к успеху». То есть объединить разнообразие форм воспитательной работы и воспитывающей деятельности в некую целостность, понятную всем (педагогам, воспитателям, детям, родителям, администрации) и облегчающую  их совместное сотрудничество.

С чего начать?

  1. С изучения учащихся класса;
  2. С проектирования цели и задач, перспектив и понятного яркого образа системы;
  3. С выбора форм, методов и  методик  воспитательной работы для сплочения и  развития всего классного коллектива и каждого ребёнка.

Давайте вспомним,  из чего состоит круг функциональных обязанностей классного руководителя:

- организации учебной деятельности класса;

- организации жизни класса во внеучебное время;

- изучения и воспитания личности;

- работы с родителями.

Всему этому нужно уделить равное внимание.

И ещё. Нужно  учитывать, что воспитательная система класса должна  стать составной частью воспитательной системы начального звена и всей гимназии.

1 класс – «Я и гимназия», 2 класс – «Семья и школа», 3 класс – «Наш край, народное творчество», 4 класс – «Познай себя!»  Под такими девизами проходят ежегодные мероприятия в каждом классе начальной школы.

Подпрограммы развития, выработанные в гимназии,  должны найти своё отражение и в моей воспитательной системе: «Развивающиеся традиции», «С именем Ковалевской», «Одарённые дети», «Время читать!», «Твой выбор – твоя жизнь!».

Каковы же критерии? Как судить о результате? Если в классе большинство учеников  соответствует портрету выпускника начальной школы – система сработала хорошо, она имеет право на существование. Но мы понимаем, что результат работы системы мы сможем увидеть только через годы. Это эксперимент.

Человек, его творческая индивидуальность, формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее  личность.

 Ведущим методом и ведущей технологией в  воспитательной работе я выбрала проектный метод и артпедагогику.

Метод проектов возник  во второй половине 19 века в США и распространился по всему миру. Я использую его уже более 15 лет.
Этот метод всегда предполагает
 детальное  решение какой – то проблемы и завершается  вполне  реальным, осязаемым практическим результатом.

Проектов множество:  исследовательские,  творческие,                                  ролевые, игровые,  информационные,   прикладные.                                                                                                            Даже младшие школьники  вполне могут участвовать  в проектной деятельности под контролем педагога или родителей.

 Особенностью артпедагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественной деятельности, которые обладают высоким развивающим и воспитывающим потенциалом. Методы и приемы данной технологии  развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.

Для меня ежедневное  обучение и воспитание сплелись воедино. Этого требует любая система.

Я - классный руководитель  2 «Б» класса, который в настоящее время  состоит из  28 человек (12 девочек и 14 мальчиков). Учатся хорошо, отличаются разговорчивостью и шумным нравом.

Для того чтобы дети стали активными субъектами воспитательной системы и с удовольствием участвовали во всех внеклассных мероприятиях, необходимо привлекать их и к планированию деятельности класса, и к анализу, и к оценке. Я для этого и создавала систему воспитательной работы. Чтобы ребятам было интересно.

Наблюдая за детьми в процессе учебной деятельности, используя  различные диагностические методики изучения детского коллектива, диагностику УУД  (ежегодно по специальным тетрадям системы Занкова, занося данные в специальную программу), выяснила их  уровень развития, мотивацию, работоспособность, лидерские качества, потребности, особенности самооценки, мышления. Есть, над чем работать несколько лет.

 На классных собраниях мы принимаем план работы, избираем актив, командира, распределяем поручения, решаем общие проблемы, даём оценку проведённому мероприятию или поступку члена коллектива, создаём традиции, составляем  правила поведения в классе.  Общаясь в доброжелательной неформальной обстановке, дети приобретают коммуникативные навыки, развивают свою речь, становятся ответственными.

Мой стиль общения с детьми эмоционально – импровизационный, что позволяет усиливать положительное эмоциональное состояние ребёнка во время собраний. Я часто использую пословицы и поговорки в своей речи,  читаю ребятам стихи, сказки и притчи, использую песни и загадки.

В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно - познавательные мероприятия и  проекты, помогающие детям  узнать много нового, хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Большое внимание уделяю краеведческой работе. Малая родина моих детей – город Великие Луки – милый сердцу уголок земли, порог на пути в большую жизнь, имеющий богатую историю.

Работу с родителями считаю одним из главных направлений в своей воспитательной системе, т. к. семья остаётся основным источником воспитания ребёнка.

Вот она, выведенная совместно с детьми и родителями, формула успеха.

У = С+Ж+Н+Т+ЗР+ПУ+ПО

С - способности к какому-либо виду деятельности.

Ж - желание добиться успеха.

Н – настойчивость в достижении успеха.

Т – труд, систематически прилагаемый для достижения успеха.

ЗР – забота родителей.

ПУ – помощь учителя.

ПО – поддержка одноклассников.

Сохранение здоровья младших школьников красной нитью проходит по всей  учебной и воспитательной работе в моём классе. Стараюсь регулярно наблюдать за психологическим состоянием школьников, понять причины изменений в нём, корректировать  эти состояния. За помощью есть к кому обратиться. Психолог и социальный педагог никогда не откажут в помощи.

Трудовая деятельность - неотъемлемая  часть воспитания. Младшие школьники делают генеральную уборку класса, помогают в облагораживании и уборке территории гимназии, и Пушкинского парка, развешивают кормушки, кормят птиц.

Учительский коллектив в гимназии очень сплочённый, способный дать любую подсказку педагогу. Многие проекты и традиции мы придумываем и реализуем совместно.

Я сотрудничаю и с педагогами дополнительного образования,  и сама им  являюсь (веду «Шахматную азбуку», «Интеллектику» (игры А. Зака) и  «Петрушку» - кукольный театр). Дети с удовольствием посещают и другие кружки  в самой гимназии, детские городские объединения, учатся в музыкальной и художественной школах.  Часто ходим вместе в  школьную  и детскую городскую библиотеки.

Яркий и понятный всем образ воспитательной системы  «Путь к успеху» - это игра – соревнование по покорению вершины горы Успех.  

Формула успеха – это компоненты системы и их взаимосвязь.

Альпинисты несут рюкзаки – в них «содержание» воспитательной работы  для каждого класса. На классном часе, доставая из рюкзака разные предметы, заставляю ребят поразмышлять, зачем они нужны. Вот и планирование работы на год, знакомство с главными проектами года.

1 класс. Девиз:«Я – сын (дочь)». Семейный альбом, любимая игрушка, любимая книга, книга для проекта «Год с книгой»,особая «Книжка – умейка», наряд для бала, портфолио школьника.

2 класс. Девиз: «Я – товарищ (друг)». Фото друзей, школьный дневник, памятки, любимые коллекции, поделки, рисунки, карта города, книга для проекта «Год с книгой», портфолио.

3 класс. Девиз: «Я – гражданин России». Фотоаппарат, блокнот для заметок, «Атлас Псковской области»,«Атлас России», книга для проекта «Год с книгой», детские энциклопедии, народный костюм, портфолио.

4 класс. Девиз: « Я – житель Земли». Планшет для поиска, обработки и передачи информации, книга для проекта «Год с книгой», папка для доклада, «Атлас Мира», портфолио.  

 Места стоянок (биваки) -   индивидуальные и групповые проекты, в которых дети открываются особо. Это может быть посещение концертов, где выступают одноклассники, выставки поделок, рисунков.

Заповеди – правила жизни в классе. Дети сами их придумывали и продолжают придумывать сейчас:

- Не дерись никогда. Девочек не обижай. Реши спор мирно.

- Не бери чужого без разрешения.

-  Играй честно. Не ябедничай на товарищей.

- Не дразни никого. Не выпрашивай ничего.  Не смейся ни над кем.

- Из-за отметки не плачь. На учителя не обижайся. Не ленись учиться.

-Выполняй поручения учителя. Помогай одноклассникам.
- Не будь грязнулей и растеряшей.

- Родителей слушайся. Не огорчай их.

- Не выставляйся. Не закрывайся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех.

- Собирай портфель сам. Делай уроки сам.

- Увлекайся чем-то. Рассказывай о своём увлечении.

- Следи за своим здоровьем. Больным в школу не ходи. Закаляйся.

- Читай не только то, что задают.

- Дополняй своё портфолио.

- Будь наблюдательным. Веди «Дневник наблюдений за природой».

Флажки – итоги работы над каждым значительным проектом.                              

За участие в проекте ребёнок получает флажок определённого цвета.

Красный – принимал активное участие в проекте, проявлял творческую инициативу, чётко выполнял заповеди.

Зелёный – участвовал в проекте, выполнял все задания и не нарушал заповеди.

Синий – неохотно принимал участие в проекте, иногда нарушал заповеди. Жёлтый – не желал  принимать участие в проекте, постоянно нарушал заповеди .

Белый  флажок – пропустил проект.

За год накапливается много разных флажков, по их цвету можно судить об активности каждого ученика в работе над проектами, о соблюдении классных заповедей. А это не что иное, как отношение к учёбе, к одноклассникам, к здоровому образу жизни, к родителям, к себе.

Лучших в конце года ждут награды от родительского комитета и от меня.

Эффект соревнования психологически оправдан в начальной школе, и очень нравится детям.

В итоге,  на схеме «Покорение вершины»  можно будет увидеть названия многих  разнообразных проектов, направленных на всестороннее развитие личности младшего школьника.  

Я веду сайт класса в Интернете «Гимназятки». Для родителей, детей и для меня это очень удобно и современно.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

Формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности ребенка через организацию партнёрского сотрудничества семьи и школы...

Методическое объединение классных руководителей. Подготовка воспитательного мероприятия «Как достичь успеха». (9,10,11 кл.)

Как достичь успеха?Эта  тема волнует человека в любом возрасте. Упешным хотят быть все. Качества успешного человека, что помогает,а что мешает стать успешным? Попробуем в этом разобраться....

Программа воспитательной работы класса "Ступеньки успеха"

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что с...

Программа работы классного руководителя для начальных классов "Дорога к успеху"

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования...

Программа воспитательной работы "Путь к успеху".

Программа содержит направления работы классного руководителя на 4 года....

Программа воспитательной работы "Путь к успеху"

В основе воспитательной программы «Путь к успеху» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как  целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разраб...