Мой педагогический опыт по теме: "Формирование единства в детском коллективе".
статья (4 класс)

Сорокина Галина Вадимовна

Формирование единства в детском коллективе — длительный и сложный процесс, который связан с воспитанием чувства коллективизма у детей.В материале я рассказала о том,  что важно для детского коллектива, чтобы он постоянно двигался вперёд, развивался, добивался успехов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание педагогического опыта51.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование единства в детском коллективе.

       Антон Семёнович Макаренко говорил о том, что:

 "Коллектив является воспитателем личности".

      Проблема укрепления детского коллектива  актуальна в наше время, потому что сплочённый коллектив позволяет достигать общих целей и задач. Взаимопомощь в таком коллективе—залог успеха.

Также укрепление детского коллектива помогает:

- Развивать коммуникативные навыки. Через игры дети учатся общаться и взаимодействовать друг с другом.

- Преодолевать психологические проблемы. Например, замкнутость, страхи, зажатость, стеснительность.

- Формировать общие правила поведения. Это поможет избежать межличностных конфликтов и появления «изолированных» школьников.

Таким образом, укрепление детского коллектива способствует созданию благоприятного микроклимата и доброжелательных отношений между одноклассниками.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте утверждённом приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 в общих положения говорится о том , обучающиеся осваивают технологии командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей, личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей с учётом  принятых в обществе правил и норм.

 Сплочение детского коллектива — это важный аспект педагогической деятельности.

Поэтому в своей работе я поставила

 цель:Создание единого, дружного коллектива, объединяющего всех учеников класса.

Задачи : формирование основ коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы:   владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

     Я, учитель начальных классов, и меня всегда волновал вопрос, как сплотить ребят в начальной школе, когда они приходят в 1 класс, как научить дружить и работать в коллективе?  

   Воспитательная работа в нашей школе организована в соответствии с Рабочей программой воспитания по обновленным ФГОС. Одним из важных этапов моей деятельности как классного руководителя— это составление программы воспитательной работы с 1,2,3,4  классами  в соответствии с Рабочей программой воспитания МКОУ «Сетовенская СОШ» по обновленным ФГОС .

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле:

1.Модуль «Урочная деятельность»

2.Модуль «Внеурочная деятельность»

2.1 Трудовое воспитание.

2.2 Патриотическое воспитание.

2.3 Экологическое воспитание

2.4 Школные медиа

3.Модуль «Классное руководство»

4.Модуль «Основные школьные дела»

5.Модуль «Внешкольные мероприятия»

6. Модуль Организация предметно-пространственной среды

7.Модуль «Взаимодействие с родителями (законными предтавителями)»

8.Модуль «Самоуправление»

9.Модуль «Профилактика и безопасность»

10.Модуль «Социальное партнёрство»

11.Модуль «Профориентация»

        Перед планированием работы по решению поставленных задач провожу социометрическую диагностику  в начале года в 1 классе  и в конце   4 класса для исследования межличностных отношений по  методике Рене Жиля. Данная  методика дает возможность определить динамику и психологические характеристики межличностных отношений:

- социовалентность (степень включенности во взаимоотношения);

- статус детей и статусную структуру группы – сплочённость группы и взаимность контактов;

– уровень конфликтности (агрессивности) группы – детей, которые являются объектами групповой агрессии.  

Также в 1 классе обязательно провожу «Диагностику темперамента младших школьников» для определения особенностей темперамента младшего школьника,  наблюдаю.

   Одной из задач, направленной на формирования  навыков  работы в группе является усиление воспитательного потенциала образовательного процесса. Реализуя модуль « Урочная деятельность» использую следующие педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, здоровье-сберегающие и дифференцированный подход к обучению. 

      Проекты в младших классах – это трудно. Но всё-таки это возможно. Преимущество проекта состоит в том, что ограниченный временными рамками урок «находит продолжение» во внеурочной деятельности и объединяет практически все уроки: окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, уроки технологии и другие. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Главный принцип метода проектов – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда».

Использование метода проектов в практической деятельности позволяет:

- пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;

- приобщать детей к процессу познания;

- привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;

- побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

При работе над проектами вначале ребята выполняют индивидуальные проекты (совместно с родителями), затем  предлагаю ребятам объединиться в пары, в группы, т.е. дети выполняют уже групповые проекты, что позволяет формировать основы коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы.

Опираясь на свой опыт, я пришла к выводу: работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, интересна мне, классному руководителю, моим ученикам и родителям. С каждым годом все разнообразнее становятся работы. Постепенно дети включаются в совместную поисковую деятельность. Школьники учатся работать в коллективе с информацией, собирая материал из разных источников, проявляют свою творческую фантазию.

Модуль «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и отражена в основной образовательной программе.

Внеурочная деятельность  осуществляется по направлениям:

Спортивно-оздоровительное направление.

- Полезные привычки (1-4)

- Подвижные игры на переменах, дни здоровья (1-4)

- Кружок «Мир игр»

- Час общения с работниками ФАП

- Всероссийский урок « Час кода»

Общеинтеллектуальное направление.

- Кружок «Шахматы» (1-4)

- Марафон интеллектуальных игр (1-4)

- Библиотечные уроки (КОЦ) (1-4)

- Участие в олимпиадах по предметам

- Интеллектуальные игры

Общекультурное направление.

- Уроки мужества (1-4)

Социальное направление.

- Экскурсии

- Портфолио

Духовно-нравственное направление.

- Беседы, часы общения «Разговор о важном»

- Школьные праздники.

      Игра во внеурочной деятельности играет важную роль в создании единого, дружного коллектива, объединяющего всех учеников класса.

В рамках игровых занятий дети учатся работать в команде, понимать друг друга, укреплять дружеские связи.

 В 1, 2 классах  на переменах и в группе продлённого организую с детьми подвижные игры «У медведя во бору», «Иголка, ниточка, узелок», «Кошки- мышки», «Бояре, а  мы к вам пришли», «Воробьи-вороны» и другие.  Дети учатся работать в команде, дифференцировать обязанности в игровой ситуации. Я всегда наблюдаю за игрой детей, получаю  важную информацию о психотипе , чтобы  найти подход к ребенку . В 3,4 классах дети проявляют больше  самостоятельности   в организации игр на переменах, предлагают разучить новые игры. В игровой деятельности выявляются лидеры и ведомые, холерики и меланхолики, с  помощью игры помогаю малообщительному, застенчивому ребенку найти общий язык с детским коллективом, раскрыться и показать свой потенциал.

Таким образом, игры позволяют сплотить коллектив, выявлять лидерский потенциал, воспитывают  товарищеские, дружеские отношения друг к другу.

      Традиционными в нашей школе стало проведение в конце каждой четверти проведение «Дня здоровья»,  в котором мои ребята принимают самое активное участие. Дети всегда ждут этот праздник, придумывают конкурсы, спортивные игры, состязания. Начинается день с утренней зарядки, затем идёт этап состязаний в скорости, ловкости, взаимовыручки. С1 по 4 класс мои ученики в полном составе участвуют в Дне здоровья. Результаты проведения Дня здоровья:

Пропаганда здорового образа жизни,  формируется  ответственное отношение к своему здоровью, участники получают заряд бодрости и энергии, а также много полезной информации.

 Ребята могут проявить уважение к окружающим, заботу о товарищах, силу, выносливость, смекалку и другие качества.

 Количество обучающихся, принимающих участие в Дне здоровья.

класс

1

2

3

4

% участия

17/100%

17/100%

17/100%

17/100%

Результат: формируются  навыки работы в группе; ребята учатся преодолевать психологические барьеры.

    Каждый год ребята нашей школы отправляются в поход в ближайшую берёзовую рощу. Цель данного мероприятия: формирование интереса детей к путешествиям; гармонизации отношений детей друг с другом, с природой;  освоение основ жизнеобеспечения в природе; развитие наблюдательности,  самостоятельности  чувства товарищества, взаимопомощи. Перед походом провожу беседу «Правила безопасного поведения в лесу». Обсуждаем маршрут, что возьмём с собой в рюкзаки, какие соревнования проведём. В походе играем в спортивные игры, проводим соревнования, знакомимся с лесными растениями, убираем мусор, ну и , конечно , приятным моментом является общий стол с разными вкусностями, которые ребята взяли с собой в поход. Для проверки результатов похода  провели  итоговый разбор. На нём обсудили такие  вопросы:

- Был ли интересен маршрут? (из 17 человек ответили «да» - 17 человек/100%)

- Соответствовал уровень сложности возможностям ребят? (из 17 «да» - 17 человек /100% )

- Оправдались ли ожидания, возлагавшиеся на поход? (из 17 «да» - 17 человек /100% )

- Что было сделано правильно и что неправильно в походе? ( больше состязаний, придумать интересные задания. Посетить другой лес. )

-Что следует сделать, чтобы в будущем походы проходили лучше? (пригласить родителей, старших сестер, братьев)

-Как проявил себя каждый из участников при подготовке и проведении похода?

- Что он показал в смысле владения туристскими навыками, исполнения обязанностей в группе, отношения к товарищам?

Проведение Дня здоровья решает важную задачу по сплочению детского коллектива -  воспитывает товарищеские, дружеские отношения друг к другу.

Некоторые традиционные праздники и мероприятия в начальной школе, направленные на сплочение коллектива: Готовясь к праздникам, дети много времени проводят вместе, учатся понимать и принимать товарищей такими, какие они есть, работать вместе, советоваться друг с другом, сопереживать. Традиция в нашей школе и классе проводить следующие праздники: День Знаний,  концерт, посвященный Дню Учителя, Дню матери, Праздник урожая.  Праздник Нового года. Праздник 8 Марта. Участие в общешкольном концерте к 9 мая. Сбор посылок участникам СВО.

Класс

1

2

3

4

% участия

100%

100%

100%

100%

Все дети участвуют во всех школьных праздниках, поэтому решаются следующие задачи: выявляется  лидерский потенциал, формируется основы коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы.

     Вывод: Коллектив, в отличие от группы, имеет определенную цель, на достижение которой направлена их совместная деятельность. Главной детерминантой сплочения группы выступает совместная деятельность. Сплоченность выражает степень единомыслия и единодействия ее членов, является обобщенным показателем их духовной общности и единства. Участники коллектива связаны определенной системой отношений, они способны выполнять согласованные действия для удовлетворения индивидуальных потребностей. Поэтому я считаю, что поставленная  цель:

Создание единого, дружного коллектива, объединяющего всех учеников класса   достигнута: сформированы основы коммуникативной компетенции у учащихся начальной школы; навыки работы в группе; ребята научились преодолевать психологические барьеры, у ребят воспитаны дружеские отношения друг к другу, выявлены лидеры класса.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"

В докладе раскрывается  актуальность  использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс  с использованием  указанного метода на уроках окружающего мира....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников»

Педагогический проект на тему: "Формирование системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников"...

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса»

Педагогическое исследование по теме::«Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников в системе учебно - воспитательного процесса» Эта работа была выполнена на аттестацию на высшую к...

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по теме "Формирование универсальных учебных действий во внеурочной деятельности"...

Выступление на педагогическом совете с темой "Формирование ученического коллектива"

В данном материале я представляю работу о том, как  в классе можно распеределить роли...

Педагогические приемы по сохранению народных традиций в детском коллективе

Формирование общечеловеческих   ценностей, возрождение забытых национальных обычаев,  ознакомление с национальной культурой....

Педагогический опыт на тему: "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в различных видах деятельности"

Общение – одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности.Развитие коммуникативных умений и  навыков является ва...